Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Мамина опека

Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.

Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.

Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.

Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.

Как помочь ребенку перестать боятся детей?

Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:

чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.

Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.

Детям на случай ЧС: опасные ситуации в жизни ребенка

Include Me shortcode: file not found

«Осведомлен — значит вооружен». Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Понятно, что малышей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что, мол, вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так… (и по списку зачитываете пункты «Памятки»), Делать этого, конечно, не надо. Но если малыш увидел в новостях или услышал от взрослых о террористическом акте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка, лучше поговорите с ним на важную и сложную для всех тему. Ведь ребенок понимает, что взрослых тоже тревожит сюжет из теленовостей.

Объем информации и ее «подача» зависят от возраста ребенка. Малышам и дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке. А вот младшим школьникам и подросткам можно рассказать подробнее и о терроризме, и о террористах, и о поведении обычных людей при возникновении такой угрозы.

Но перед началом обучения детей правилам безопасности выясните, что знает ваш ребенок о терроризме. Как понимает и представляет себе поведение людей во время каких-то страшных и угрожающих событий? Поможет вам небольшой тест. Внимательно выслушайте мнение ребенка по вопросам, пусть выберет ответ, какой он считает правильным. А вы обязательно похвалите за правильный ответ и расскажите, как действовать, если малыш ошибся.

Для взрослого нетрудно заметить, что все правильные ответы «В». А вот у ребенка могут быть ошибки, поэтому помогите малышу, доходчиво объяснив, почему нельзя «самому захватывать террориста» или дышать слезоточивым газом. Многие малыши считают, что они уже большие для «взрослых войн», храбрятся и думают: «Вот я бы уж не растерялся, сразу бы понял, что это террорист, и схватил его!» Мягко разубедите ребенка, скажите, что в нашем государстве есть специальные организации, где готовят настоящих бойцов против террористов. Они умеют действовать в сложных ситуациях, и мешать им во время таких операций не нужно. Лучшая помощь взрослым в настоящей войне — не мешать. А борьба с терроризмом это и есть настоящая война.

Настоящая война — это не «игра в войнушку». Но отказываться от игры не надо, наоборот! Именно в игре можно обучить малыша каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите малыша сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука — это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя, многие из террористов психически неуравновешенные люди, а некоторые находятся еще и под воздействием разных наркотических веществ. И человек, решивший «сам победить всех плохих, как в кино», рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности других.

В реальности даже взрослые в сложных ситуациях теряются и от страха не могут сообразить, что делать. А ребенок? Ему-то каково? Панический страх не завладеет вашим малышом, если он уже «был» в подобной ситуации, пусть даже в игре. Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, ваша задача — создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!

Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.

А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают малыша навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе.

Когда что-то случается внезапно, нет времени на раздумья, надо суметь защитить себя и своего ребенка, т. е. действовать. А для этого и вы, и ваш малыш должны знать, как действовать правильно.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье: ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи. Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей.  Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства. Причиной детских страхов может стать  сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее. Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны. Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка. Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Рекомендации матери и отцу

Мать и отец могут, сами того не желая, провоцировать развитие страха у ребенка в раннем возрасте. Когда малыш только знакомится с окружающим миром, ему для того, чтобы понять назначение предметов, процессы, с которыми он сталкивается, необходимо объяснение и поддержка взрослых. Когда родители чрезмерно эмоционально реагируют на все, с чем знакомится ребенок, он, наблюдая за их реакциями, составляет собственное мнение о жизни, отношениях, вещах. Замечено, что у тревожных родителей растут тревожные, боязливые дети. Когда мать и отец сами переполнены страхами, ребенок начинает чувствовать то же самое, ведь у него кроме родителей нет другого примера перед глазами, как вести себя в этом мире.

Также взрослые вызывают в ребенке чувство страха, когда у них есть привычка давать оценку и предостережение всему, с чем он сталкивается. «Не подходи», «Не трогай», «Не бегай», «Упадешь», «Поранишься» — если ребенок постоянно получает такой прогноз, то, в скором времени он начнет бояться всего, с чем соприкасается. Ведь посыл родителей звучит так: все, что ты видишь, опасно, может навредить тебе.

Поэтому взрослым, прежде чем анализировать детский страх, вести ребенка к психологу, необходимо оценить свое отношение к взрослению ребенка, окружающему миру и понять, какие страхи имеют они сами. В большинстве случаев эмоциональное состояние детей налаживается, когда родители чувствуют себя спокойными, счастливыми и удовлетворенными.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Проблемы общения с другими детьми

Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.

Детская чувствительность намного острее и тоньше взрослого восприятия, крохи мгновенно улавливают отношение к себе и незамедлительно на него реагируют. Конечно, им необходима помощь и поддержка мамы, чтобы справиться с боязнью и агрессией. Ваша задача состоит в том, чтобы вовремя гасить конфликты, водить чадо на различные детские праздники, где собирается много ребятишек, учить его общению с ними.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Вопрос психологам

Спрашивает: Каролина

Категория вопроса: Дети

26.03.2013

Здравствуйте! сын родился 3,750, роды вторые,срочные(мой гинеколог очень хотела получить гонорар за роды,поэтому постаралась чтоб я родила на ее смене, поставила мне какую-то таблетку).Родила на неделю раньше положенного срока. Ребенок родился с желтухой. Когда выписались домой и началось : приступы громкого и продолжительного крика, хотя терапевт никаких патологий не выявил.Постоянно носила его на руках. Очень капризный! я просто с ума сходила. В 3 года нас положили в инфекционное отделение с повышенным уровнем ацетона в моче. Как полагается капельницы, уколы, меня выгоняли из манипуляционной и связывали его пеленками чтоб поставить капельницу. Через месяц после выписки мы опять попали в больницу с ацетоном, и все началось по новой! Любая простуда сопровождалась очень высокой температурой… вообщем очень носилась с сынулькой с рождения.Сейчас ему 4года 7 месяцев.все время плачет чуть что не по нему,огрызается,показывает язык,говорит «сама такая».Я уже и не знаю что делать. Кто первый раз его видит сразу начинают говорить мол какой ребенок избалованный,мамаша не умеет воспитывать. Но все близкие то знают что он всегда был крикливый. До сих пор спит со мной! Что я ни делала, как только не уговаривала, уходила спать в другую комнату..Ходить в сад не хочет, говорит «мне и дома хорошо, я буду делать уроки дома» лишь бы не в сад! Воспитатель порекомендовал обратится к психологу, тот сказал что перерастет! Подскажите, что можно сделать? уже сил нет!Проблемы: 1)очень плаксивый! 2)не видит меня 5 минут начинает звать, искать 3)боится посторонних людей (в саду прячется под стол или в туалет когда заходит другой воспитатель) 4)боится клоунов и любых переодетых людей 5)если начинает плакать (не купили игрушку) и я не успокаиваю, то этот рЁв может продолжаться пол дня! (проверено) 6) не боится никакого наказания!… заранее спасибо! Год назад переехали всей семьей в Италию на пмж

2.Почему боязнь темноты может быть опасна для здоровья ребёнка

Боязнь темноты — это одна из фобий.

Что такое фобия, если коротко, то это боязнь чего-либо. Неконтролируемые чувства страха. Фобии отличаются от просто боязни. Фобии – это процесс постоянный.

То есть, если малыш один раз сказал вам, что спать в комнате ночью страшно – это одно.

А если ребёнок каждую ночь бьётся в истерике, говорит, что не будет спать один ночью в комнате, приходит по ночам к родителям, то это совсем другое.

В таких случаях необходимо серьёзно обратить внимание на данную проблему. Последствия фобий бывают разные

В большинстве случаев взрослый человек избавляется от страхов. Он способен контролировать свои чувства и не поддаваться эмоциям

Последствия фобий бывают разные. В большинстве случаев взрослый человек избавляется от страхов. Он способен контролировать свои чувства и не поддаваться эмоциям.

Помочь в этой проблеме могут только психологи. Эти люди знают о фобиях всё. Они зададут нужные вопросы и вытащат наружу все ваши страхи и переживания.

Но нужно помнить, что психологи будут бессильны в оказании помощи, если человек сам не захочет избавиться от своих фобий.

Поэтому, если вы заметили у своего ребёнка какую-либо фобию, обращайтесь немедленно к помощи специалистов. Не допустите, чтобы ваш ребёнок рос с чувствами страха.

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Почему дети боятся оставаться одни?

Обычно такой страх появляется, когда ребенку приходится оставаться одному впервые. Это часто наблюдается у ребят 7-8 лет, когда они идут в школу и часто после уроков находятся одни дома. Родители могут столкнуться с детским поведением, вызывающим тревогу: ребенок плачет, когда понимает, что завтра ему снова придется быть одному, все время повторяет, что ему страшно, просит маму с папой не оставлять его одного. Обычно взрослые пребывают в растерянности и не знают, что им делать в такой ситуации. Ошибки родителей заключаются в том, что часто они начинают уговаривать детей, что это вовсе не страшно — быть дома после школы одному, что ему показалось, что в дверь кто-то стучал и так далее. Взрослые пытаются отвлечь ребенка и даже припугнуть, что лишат сладостей, если он немедленно не перестанет бояться такой ерунды.

Собака боится улицы

Животное испытывает огромный стресс от рёва и грохота этих чудовищных «монстров» и от их ужасающего грозного вида. Оно пытается вырваться и убежать «сломя голову». А это может привести не только к тому, что, пробежав от страха огромное расстояние ваш питомец заблудится и не сможет вернуться домой, но и, попав под колёса автомобиля, он может погибнуть.

Чтобы этого не произошло нужно с самого раннего возраста приучать собаку к улице.

Выводите питомца на прогулку на шумные, оживленные улицы. Начните такие прогулки с нескольких минут, постепенно увеличивая время прогулок каждый день. Только так ваш мохнатый друг рано или поздно привыкнет, и перестанет испытывать стресс.

Если же собака боится транспорта, то действовать нужно точно так же.

Сядьте с хвостатым на трамвай или автобус, проедьте одну, две остановки, при этом никак не реагируя на страхи четвероногого.

Жалость в таких делах вам совсем не помощница. Только терпение, время и ежедневные тренировки принесут положительные результаты.

Именно с таким страхом мы и столкнулись, когда наш Джекусик был совсем маленький и мы только начали выводить его на улицу. Я старалась как можно чаще гулять с ним поближе к проезжей части. Он шарахался всего. Проезжающего трактора, грохота трамвая и просто внезапного резкого звука. Он начинал паниковать и тянул меня во двор, где нет этого страшного шума. Но я не шла у него на поводу и упорно продолжала каждый день выходить на пугающую его улицу

И, надо сказать, он очень быстро привык и перестал обращать внимание на раздражители

Из опыта родителей

Страх общения с ровесниками — частое явление в процессе развития и становления личности ребёнка. Задача родителей в этот период — выяснить причину появления боязни и помочь своему чаду справиться с возникшей проблемой

Психологи обращают внимание, что нельзя ничего не делать, ведь все мы живём в социуме, и по мере взросления крохе нужно будет уметь общаться в коллективе. С раннего детства учите детей взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельно решения и находить выход из различных ситуаций

Но вместе с тем необходимы постоянная поддержка и внимание со стороны мамы и папы, чтобы малыш был уверен в своих силах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий