Причины непослушания
Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.
Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:
Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке
А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.
Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки
Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание
Прежде чем попросить ребенка о чем-то: 3 приема
Обращайтесь с просьбами и давайте указания с позиции привязанности. Ваш ребенок будет совершенно по-разному реагировать на просьбу, когда вы просто кричите ему через весь дом или обращаетесь к нему после пусть даже самого непродолжительного контакта. Если вы посидите рядом с ребенком несколько минут, проявляя живой интерес к модели, которую он конструирует, или к программе, которую он смотрит, до того, как позовете его к обеду, вы добьетесь более благосклонной реакции.
Визуальный контакт. В качестве другого дополнительного приема вы всегда можете сказать: «Посмотри на меня», а потом обращаться к ребенку с просьбой
Это поможет вам убедиться, что ребенок переключил свое внимание с того, чем он занимался, и уже наполовину готов выслушать все, что вы ему скажете
Затем начинайте кивать по мере разговора: «Пришло время отправляться в ванну». Слегка кивая головой, вы передаете ребенку подсознательный сигнал к взаимодействию.
Программирование на согласие. К детям, отличающимся особо оппозиционным поведением (коими являются практически все подростки), лучше обращаться с просьбами, если они уже сказали вам «да». Другими словами, нужно, чтобы ребенок или подросток уже кивал головой (в прямом и в переносном смысле), чтобы вы понимали, что исполнение вашего указания уже не является для него чем-то неестественным.
Как правило, я прошу родителей постараться сделать так, чтобы ребенок уже кивнул и/или сказал «да» три раза перед тем, как просить его о чем-то. Это помогает ему почувствовать себя услышанным, дает ощущение привязанности и раскрывает для дальнейшего взаимодействия. Ниже приведен как раз такой пример.
Мама в недоумении: почему ребенок не хочет слушаться в 2 года
Казалось бы, малыш уже подрос, изучил что можно, а что нельзя, родители в свою очередь обозначили границы дозволенного и запретного, но чадо все равно закатывает истерики. Родители жалуются: «это все скверный характер крохи, мы ему помогаем взрослеть: справиться с трудными, еще не посильными ему задачами, делаем вместо него много дел, а он капризничает и истерит, какой неблагодарный».
Давайте посмотрим на это с другой, детской стороны. Малыш считает себя взрослым и пытается делать все самостоятельно. Да, некоторые попытки провальные, что-то не получается , но покажите хоть одного человека, который учился без ошибок. Таких нет, вот и дети имеют право ошибиться и, после этого, не стоит смотреть на ребенка недовольным взглядом, ругать и критиковать его. И самое главное, чего не стоит совершать — переделывать или доделывать работу за кроху. Если даже некоторые взрослые не умеют контролировать собственные эмоции, почему ребенок должен это делать? И потом начинается: «мой малыш 2-3 года не слушается, что делать?» и т.д. Но родители никогда не задают вопросов о том, из-за чего это происходит и кто виноват? А зря. Ведь ответ элементарный — мамы и папы.
2-летний ребенок не слушается и закатывает истерики из-за отсутствия свободы действий, таким образом он протестует против вашего непонимания. Кроме этих, существует еще множество причин детского непослушания. Рассмотрим основные из них.
Отсутствие последовательности со стороны родителей
Часто бывает, так, что вы неоднократно и бесполезно просите кроху собрать свои игрушки, в какой-то момент устаете напоминать и принимаете решение сделать все самостоятельно. После этого, кроха начинает понимать, что можно не делать, то чего вы просите, а зачем напрягаться? Вы все сделаете сами.
Вседозволенность
У многих мам присутствует навязчивая идея подарить малышу «счастливое детство», для этого они выполняют все детские капризы, не ограничивают его ни в чем. И потом наступает момент, когда ребенок в 2 года дерется и не слушается. Родители в непонимании: что же случилось, мы сделали все наилучшим образом. Очевидно, что не всегда такие привилегии идут на пользу детям.
Недостаточное уважение к крохе
Не работа и хозяйственные вопросы должны быть в приоритете для мамы, а ее чадо. Практически всегда ребенок в 2 года не слушается маму из-за неправильного родительского отношения. В любом возрасте детей следует уважать. Никогда не игнорируйте кроху, выслушайте, помогите, направьте и похвалите.
Отсутствие выполнения обещаний
Взрослый и его действия — это пример для малыша. Хотите, чтобы он исполнял ваши требования — придерживайтесь своих обещаний.
Что делать — советы психолога
Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:
Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку;
Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен
Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным;
Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки
В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?;
Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс;
Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее;
Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет;
Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает;
Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.
Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.
Наказания
Часто мы воспитываем детей так, как воспитывали нас. Так сказать, семейные традиции. А может вспомните тогда свои детские переживания, страхи, обиды и разочарования от такого вот родительского воспитания?
физическое наказание? – ребенок в порыве гнева совершает какие-либо неадекватные действия?- данные действия спровоцированы родителями. Именно родители довели ребенка до такого состояния своими действиями.
При всем этом уже ничего не сделаешь с испорченной вещью, а ребенок и так сильно напуган из-за случившегося. Его нужно успокоить, а после обсудить случившееся.
Физические наказания запугивают и унижают детей, оскорбляют их чувства.
Не наказывайте ребенка, когда ваши чувства сильнее вашего разума. Постарайтесь остыть, успокоиться, а затем выбирайте адекватное наказание.
Если вы сорвались, не сдержались, попросите у ребенка прощения! Особенно, если вы были неправы, объясните ребенку, что случилось, не откладывайте.
изоляция? Ребенка на короткий период исключают из совместных игр, никто в это время не обращает на него внимания.
Используется во многих школах и детских садах. А ведь дети могут подражать поступкам взрослых и исключать из своих игр детей, устраивать им бойкот. А это не что иное как проявление жестокости в детском окружении.
угрозы? Унижение с помощью слов? Задумайтесь, мы кричим, потому что это действительно работает или потому что не можем сдержаться? Неприятности на работе? Голова болит? Ведь ничего полезного мы не скажем, а только вызовем у ребенка ответное озлобление, уныние или агрессию.
Или ребенок поверит в ваши слова и будет им следовать по жизни! Так и формируется низкая самооценка…
Хвалите ребенка чаще, обращайте внимание на его положительные качества. И еще, интересный момент, рассказывайте ребенку истории из вашего детства, но не лгите и не приукрашайте
Так он поймет, что все совершают промахи и ошибки, почувствует вашу поддержку и ваше понимание
И еще, интересный момент, рассказывайте ребенку истории из вашего детства, но не лгите и не приукрашайте. Так он поймет, что все совершают промахи и ошибки, почувствует вашу поддержку и ваше понимание.
наказание в виде труда? Будешь мыть посуду, так как подрался! Прочитаешь книгу, так как получил двойку!
Никогда так не говорите!!! Не наказывайте ребенка тем, что он должен делать добровольно! Иначе можно закрепить на всю жизнь негативное отношение к труду либо чтению.
наказание в виде лишения удовольствия? Гипенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».
Откажитесь от совместного чтения книги, совместного похода в зоопарк, если ребенок совершил поступок, который действительно вас огорчил.
Всегда говорите ребенку за что он наказан и почему.
Ругая ребенка, представьте, что он взрослый либо, что вы попали в такую же ситуацию. Что в данном случае скажут вам? Как поведут себя остальные? Будут кричать, ругаться либо скажут, ничего страшного, бывает. А что вы говорите ребенку? А ведь ребенок только учится, познает окружающий мир и не все у него получается с первого раза.
Советы психолога
В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.
Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.
Обращение к мамам. Вместо заключения
Кризисов в процессе взросления бывает много. Какие-то проходят ярче, какие-то менее заметны. Любые изменения в организме и психике детей влияют на их настроение и поведение. К пяти годам чадо обретает определённую самостоятельность, у него хорошо развита речь, он может выполнять несложную работу.
Дайте малышу почувствовать себя значимым и взрослым, проявить свой характер. Старайтесь не переставать проводить много времени вместе. Не забывайте хвалить его и подбадривать в случае неудач.
Ольга Милые мамы, если вы читаете эту статью и стараетесь разобраться в ситуации, вы уже большие молодцы! И ребенок у вас, скорее всего, замечательный. Вам нужно просто немного поработать над вашими отношениями. Но первое, что стоит сделать — приготовить себе кофе и отдохнуть. В первую очередь разрешите себе восполнить свои внутренние ресурсы и только потом продолжите разбираться ситуацией. Всю необходимую информацию мы вам сегодня предоставили.
Дети протестуют
Протестное поведение характерно для детей всех возрастов, но особенно ярко оно проявляется в 3-4 года, когда непосредственные реакции ребенка на просьбы или запреты выражаются криком, истерикой, громкими возмущенными отказами. Ребенок как бы пытается доказать взрослым, что он уже совсем самостоятельный, во всем разбирается лучше, а то, о чем просят родители, например, почистить зубы или одеться, это нечто, не стоящее внимания.
Что делать?
- И снова лучше всего будет в первую очередь успокоиться. Если ребенок просто чересчур разнервничался и фонтанирует эмоциями, разобраться будет проще родителю, мыслящему трезво и рассудительно. Став свидетелем истерики, не нервничайте и не накручивайте себя – иногда вообще лучше не обращать внимания на слезы и крики, следя только, чтоб ребенок не повредил сам себе, пока не закончился истерический приступ.
- Подумайте, принципиально ли вам выйти победителем. Если дело в том, в какого цвета брюках идти в детский сад, желтых или красных, пусть ребенок выберет сам – в конце концов, это его одежда и личный вкус.
- Если даже ребенок на грани ошибки, не всегда полезно насильно его от нее оберегать, вызывая бунтарский настрой. Пусть ребенок сделает что-то не так, набьет собственные шишки и приобретет полезный опыт. Не читайте нравоучений после того, как ребенок принял неверное решение – он и так уже понял, кто прав, лучше поддержите его и поговорите о том, как в будущем избежать подобных ошибок и не лучше ли иногда прислушаться к взрослым.
Как заставить ребенка слушаться
Быть Ленивой Мамой с непослушным ребенок очень сложно. Ведь уходит много сил и времени, чтобы договориться с малышом о самых простых вещах. А с послушными детьми все становится намного проще, и не придется участвовать в спорах по любому поводу.
Неприятно это говорить, но начать изменения нужно с себя, так как заставить ребенка слушаться с первого раза может только спокойная и уверенная мама. Помимо этого нужно прислушиваться к ребенку и чувствовать его потребности. Как именно это сделать я расскажу в статье.
В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?
Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.
Как же заставить ребенка слушаться?
Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.
Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.
При любом развитии ситуации счастливым забитый ребенок не вырастет. Поэтому физическое воздействие — сразу нет!
Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.
Как разговаривать с ребенком правильно?
Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу
Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах
Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.
Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.
Неправильная фраза: «Ты такой эгоист! Хватит уже орать, сейчас пойдем уже! Замолчи сейчас же, мне же стыдно за тебя перед окружающими».
Правильная фраза: «Я понимаю, что ты устал. Сейчас оплачу покупку и пойдем домой. Я почитаю книжку и ты отдохнешь. А сейчас, пожалуйста, если хочешь покричать, делай это, пожалуйста, потише — мне трудно сосредоточиться».
Можно сделать акцент на своих чувствах:
Неправильная фраза: «Мне стыдно за твое поведение перед другими» — так вы показываете, что мнение окружающих важнее ребенка. Правильная фраза: «Мне с тобой трудно, от крика болит голова».
Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.
Научить малыша послушанию — это не так просто и быстро. Ведь нет волшебной таблетки, подходящей каждому ребенку. И это не робот, который способен слепо следовать приказам. Но все равно существуют определенные советы, которые учат ребенка слушаться родителей с первого раза.
К каждому ребенку свой подход. Так что пробуйте разные методики и подберите подходящую.
Итак, давайте рассмотрим основные методики, чтобы научить ребенка слушаться:
Если ничего не помогает, посмотрите как доктор Курпатов помог в казалось бы безнадежном случае.
И даже если вы поймете как заставить ребенка слушаться с первого раза, не нужно злоупотреблять своей властью. Оставьте ему немного свободы, позвольте отстаивать свое мнение, уважайте их решение и давайте хотя бы иллюзию выбора, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. Беспрекословно послушные дети часто вырастают подверженными чужому влиянию (наркотики, алкоголь), безынициативными (отсутствие самостоятельности, невозможность быть лидером) и с другими психологическими проблемами.
Кризис 8 лет
Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до 9 лет. Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.
Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис
Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым
Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.
Поле влияния ребенка
«Я сам!» — как часто мы слышим эту фразу от малыша возраста 3 лет. Она – свидетельство того, что развитие личности ребенка происходит гармонично и согласно возрастным нормам. Именно в этом нежном возрасте многие родители пресекают самостоятельность крохи, мотивируя это тем, что он не способен сделать все правильно и аккуратно.
Ребенок точно также нуждается в возможности влиять на ситуацию, как и взрослый. Ему необходимо, чтобы от него тоже что-то зависело. Разумеется, вопросы безопасности, посещения детского дошкольного учреждения и многие другие лежат на плечах родителей. Но, например, организовать свой досуг ребенок в состоянии сам.
Понимание того, что от его слова что-то зависит, способствует формированию личной ответственности и уважению к старшим. Малыш вполне может решить, хочет он отправиться с мамой и папой в парк или пойти в детский развлекательный центр.
Личная ответственность распространяется и на домашние дела. Бытовые задачи – оптимальный инструмент формирования ответственности, понимания личных границ и задач каждого члена семьи. Необходимо позволить малышу самостоятельно отвечать за некоторые моменты. Например, убирать свои игрушки в ящик перед сном, мыть чайные ложки, складывать фантики и ненужные бумажки в мусорное ведро
Важно, чтобы выбранная обязанность лежала только на ребенке, конечно, за исключением болезни или его отсутствия дома.
Поведение как помеха для окружающих
Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.
Что делать
- Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
- Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
- Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.
Сила личного примера
Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.
Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка
Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку
В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.
Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.
И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.