Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина |
Поведение |
Что делать |
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) |
Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство |
Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил |
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) |
Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость |
Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира |
Демонстративность (дефицит внимания и любви) |
Поведение рассчитано на зрителя |
По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью |
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка) |
Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) |
Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста |
Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) |
Вспыльчивость, обидчивость |
Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя |
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») |
Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми |
Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра |
От трех до шести
Пожалуй, именно в этом возрасте закладываются базовые способы взаимодействия ребенка с миром
Поэтому так важно родителям быть особенно аккуратными и последовательными, влияя на формирование поведения ребенка
Как правило, в три-четыре года дети отправляются в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции. И если раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, сейчас отношения впервые выходят из-под тотального контроля. В результате нередко возникают недопустимые проявления агрессии (дерется, кусается, портит вещи), требующие немедленного вмешательства со стороны взрослых.
Что делать родителям. В случае проявления ребенком агрессии по отношению к другим детям нужно прекратить игру, закончить прогулку, уйти с праздника, покинуть детскую площадку – быстро и решительно. Если ребенок перевозбужден, кричит, плачет, не спешите с нотацией, помогите успокоиться, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Правило простое: удовольствие прекращается немедленно, начинается рутина.
Формируйте у ребенка эмпатию – умение встать на место другого. Проще говоря, плакать не только когда ударился сам, а и когда ушибся кто-то еще. Ребенок, умеющий сочувствовать, никогда не причинит боль нарочно.
Уделите внимание развитию речи, расширению словарного запаса малыша. Покажите разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», учите слышать себя и понимать, когда «я устал», «я голоден», «надоело, хочу домой», помогите выражать ощущения словами
И, конечно, прислушивайтесь к этим словам, реагируйте на них, выполняйте просьбы, хвалите, когда сыну или дочери удается поймать момент «сейчас взорвусь» и предупредить об этом.
Дайте ребенку легальные способы выражения негативных эмоций. Драться нельзя, кусаться нельзя – а что можно? Можно – пинать мячик, камень, каштан, рвать ненужные газеты (и никогда – книги), мять и комкать бумагу, швырять бумажные комки в стену, бить подушку, ругаться (да-да, научите ребенка «разрешенным ругательствам» – пусть это будут названия кактусов, или городов в Мексике, или только ваши с ним придуманные слова).
Если у вас получилось задавить проявления агрессии – будьте уверены, она непременно «вылезет» в другом месте и в другое время. Поэтому ваша задача – научить, как МОЖНО проявлять свой гнев и свое недовольство.
Научите ребенка искренне извиняться. Не бурчать дежурное «я больше не буду», а не стесняться признать, что был неправ. Лучше всего учить этому своим собственным примером.
Виды агрессии у детей
Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.
Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:
- Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
- Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
- Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
- Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.
Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.
Внутренние причины агрессивного поведения
Агрессивными бывают только те дети, у которых по тем или иным причинам нет внутренней гармонии. К агрессивному поведению склонны дети с высоким уровнем тревожности, которые не любят себя, ощущают, что мир к ним несправедлив, имеют слишком низкую самооценку
Агрессия у таких детей помогает им привлечь внимание людей к себе, потому что самостоятельно ребенок решить свои проблемы может далеко не всегда
Чтобы помочь агрессору, вы должны испытывать к нему симпатию, любить его. Нужно усвоить мысль, что ребенок, какого бы он возраста ни был, это личность. Потому его проблемы нужно постараться понять и уважать его точку зрения и взгляд на мир. Если способы обычного взаимодействия себя исчерпали, стоит попробовать специальные игры с тревожными детьми.
Проявление детской агрессии: основные причины
Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.
Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне
Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями
Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.
Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:
- Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
- Неполное или неправильное воспитание.
- Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
- Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
- Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.
Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.
Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.
Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Способы Реагирования На Агрессию Ребенка
Идеальная реакция на агрессивное поведение малыша состоит из нескольких шагов. Вот что вы должны делать, когда ваш малыш ведет себя агрессивно:
1. Будьте спокойны
Не кричите на малыша. Вместо этого сохраняйте спокойствие и говорите им, что они должны делать, а чего не должны.
Вот несколько примеров того, что вы можете сказать: «Ты причинишь боль своему брату, если укусишь его. Скажи «пожалуйста» и попроси у него игрушку » и « Я знаю, ты хочешь десерт. Но вы получите его, и мы все вместе сможем съесть его после обеда.
Низкий тон считается идеальным при разговоре с малышом, только что проявившим агрессию. Вы также должны использовать прямой зрительный контакт (3) .
Используйте простые, но сильные слова, такие как «Стоп» и «Нет».
Удары по ребенку могут усилить агрессивное поведение и никогда не подходят. Самое главное, это учит их тому, что ударить кого-то – это нормально. Затем малыш может имитировать действие, ударив вас или других людей
Поэтому родителям важно сохранять хладнокровие.
2. Понять триггер
- Соберите воедино то, что вы видите, и определите триггер проблемного агрессивного поведения. Например, ваш ребенок бьет, когда кто-то неожиданно уносит игрушку? Или когда они устали или перегружены?
- Просить ребенка объяснить свое поведение обычно бесполезно и может ухудшить ситуацию, если он не может выразить свои большие чувства словами. Однако предложение вашего понимания ситуации спокойным простым языком может помочь малышу научиться выражать свои чувства словами. Если у вашего малыша развитые языковые навыки, он, возможно, сможет встретить ваше объяснение одним из своих собственных. ”
3. Уйти и отвлечься
- Если поведение малыша выходит из-под контроля, исключение его из ситуации – если возможно – может быть лучшим способом установить ограничения на поведение. Объясните, почему вы предпринимаете эти действия, но если они очень расстроены, они могут быть не в состоянии обработать слова, которые вы говорите. Спокойный успокаивающий тон голоса будет более полезен для уменьшения проблемного агрессивного поведения. В разгар эмоционального взрыва малыши могут потерять развивающиеся навыки мышления. Ваш ребенок может говорить, что ему нужен перерыв или что ему нужна дополнительная помощь, чтобы справиться с его большими чувствами.
- Отвлечение часто хорошо работает с малышами, независимо от того, насколько это глупо или просто. Например, показ им что-то вроде пролетающей мимо птицы или введение юмора, когда это уместно, может изменить тон и характер взаимодействия.
4. Использование тайм-аута
- Тайм-аут – это хороший способ сообщить ребенку, что определенные виды поведения, такие как удары и укусы, являются социально неприемлемыми и недопустимыми. Но никогда не оставляйте малыша наедине с большими, неконтролируемыми чувствами. Когда они достаточно успокоятся, чтобы успокоиться и прислушаться, может пригодиться небольшой тайм-аут. Однако родитель должен присутствовать с малышом как во время истерики, так и во время тайм-аута. Выведите малыша из ситуации в место, где его ничто не отвлекает; например, другая комната в доме или тихий уголок в саду.
- Спокойно и мягким тоном объясните, что они сделали неправильно. В разгар кризиса меньше слов обычно лучше, так как длинные словесные объяснения могут быть трудными для понимания малышом в пылу сиюминутной минуты.
- Когда время истечет и все успокоятся, дайте понять малышу, что вы его любите. . Будьте открыты к тому, что говорит ребенок, и терпеливо слушайте его. Это может дать вам некоторое представление об основной причине поведения малыша.
Вышеуказанные шаги помогают малышу успокоиться после приступа проблемной агрессии.
Острое агрессивное поведение
Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены
Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.
После лечения агрессивного поведения
После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессивного поведения в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.
Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента. Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения.
Агрессивное поведение
Вы встретились с агрессивным поведением у кого-либо.
Основные элементы управления не фармакологического включают в себя следующее:
- Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
- Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
- Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
- Принимайте словесные угрозы всерьез.
- Держите безопасную дистанцию.
- Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
- Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять проявления агрессивного поведения.
- Избегайте споров с пациентом.
В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».
Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.
Агрессивные поведенческие действия могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.
Основным различием этих двух форм агрессивного поведения, являются причины мотивации действий и возможности или невозможности их контроля.
База агрессивного поведения
Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.
Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.
З.Фрейд говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.
Многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.
Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку. Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:
Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:
Почему ребенок агрессивный без причины?
Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво. Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:
Возрастные изменения.
Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы. Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия. Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.
Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.
Эмоциональная нестабильность
Обучение
Мария Владимировна Осорина
11–30 апреля 2022
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
43 800 руб.
Участвовать
Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.
В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
- постоянно теряет контроль над собой;
- ругается и спорит с окружающими;
- постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
- винит остальных в своих ошибках;
- часто сердится;
- отказывается делать что-либо;
- он мстителен и завистлив.
Чего нельзя делать?
Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.
- Нельзя «заражаться» агрессией от школьника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
- Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
- Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
- Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного школьника с ними.
- Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.
Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения
- огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
- ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
- возросшее число патологий, осложненные роды;
- популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.
Агрессия может быть физической (драка и т.п.), словесной (крик, визг, оскорбления), это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления. При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести; наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.
Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция
Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
- Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
- Расстройства личности (психопатия).
- Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике
Нужен врач!