Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы
Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя
Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.
Когда учить ребенка читать
Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:
- Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
- Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
- Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
- У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.
По какой азбуке учить
Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.
Основные правила техники чтения
Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:
- Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
- Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
- Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
- Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
- Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
- На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
- Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
- Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
- Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников
Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:
Малышу будет легче адаптироваться к школе
Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно
Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:
- Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
- На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.
Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке
Могут ли занятия быть веселыми?
Давно известно, что ребенок легче обучается, если заниматься с ним в игровой форме. Этот же принцип действует и для обучения навыкам чтения
Ребенка очень важно заинтересовать деятельностью, и тогда труды дадут желаемые результаты
Быстрый способ научить дошкольника читать – совсем не тот, о котором знает старшее поколение. Эта методика давно устарела, ведь в процессе приходится заставлять малыша заниматься по скучной схеме: кроха изо дня в день учится рисовать крючки и палочки, читает букварь. Согласитесь, это достаточно скучно. В будущем такие занятия быстро надоедают, интерес к учебе пропадает
Поэтому так важно заинтересовать дошкольника занятиями, чтобы каждый урок вызывал положительные эмоции и желание читать, писать, рассказывать и т.д
В процессе обучения важно задействовать и зрительный, и слуховой аппарат. Только так мозг ребенка будет воспринимать информацию в полной мере
Чтобы научить малыша читать, используйте игровой метод обучения: показывайте яркую наглядность (картинки, игрушки, предметы), четко проговаривайте название букв, рисуйте, лепите, выкладывайте буквы и слова из спичек, фасолин и т.д. Сделайте занятия по максимуму интересными, не скучными и легкими, и они запомнятся ребенку.
Для первых занятий хватит 5-10 минут. Постепенно время уроков можно увеличивать, но они не должны длиться более получаса. В первую очередь разучите с ребенком буквы. Далее познакомьте дошкольника с таким понятием, как «слог». Когда малыш научиться составлять слог, обучить его чтению будет проще.
Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке
Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его
Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
ПРЕДЛАГАЙТЕ БУКВЫ В ДРУГИХ ФОРМАТАХ
Классика жанра «буквы в интерьере» пришла к нам с запада. Для детских комнат где-нибудь в Америке так характерны крупные надписи на стене, особенно – имена детей над кроватью. Перенимая такую традицию, мы создаём для малышей новый опыт и яркий стимул заинтересоваться объектом и его значением уже к 2-2,5 годам.
Кроме того, на стенах зачастую можно встретить и жизнеутверждающие глаголы: Люби, Улыбайся, Смейся, Трудись, Живи, Твори добро, Будь смелым.
В целом ребёнок, проявивший интерес к значению хотя бы 4-6 буквы из своего имени, способен легко запомнить и находить их в любых других надписях крупного размера – вывески на улице, заголовки в журналах. И это произойдёт легко и без утомительного обучения уже к 3-м годам.
Типичные ошибки родителей
Мамы и папы желают детям только добра, но часто допускают ошибки, которые мешают успешно научить ребенка читать по слогам. Типичные ошибки родителей:
- Принудительные занятия. «Садись заниматься, мы должны научить тебя хорошо читать, а то в школе двоечником будешь», – подобные фразы недопустимы. Применяя давление, можно надолго отбить у малыша желание учить буквы и слоги.
- Неудачное подобранное время. Если ребенок устал, плохо себя чувствует или увлечен какой-то игрой, не стоит приступать к занятиям.
- Неправильный подход. Эта ошибка характерна для большинства взрослых, которые взялись научить ребенка правильно читать слоги.
Некоторые родители в первую очередь учат с малышом буквы, произнося: «Эс», «Эн», «Бэ», «Дэ». А усвоив весь алфавит, радостно приступают к этапу чтения по слогам. Но тут их подстерегает сюрприз. Малыш начинает вместо «баба» читать «бэабэа», а вместо «дуб» – «дэубэ». Что тут скажешь? Как научили – то и получили.
Этап №3. Знакомство с буквой
Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука , то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.
Примеры:
- Кубики Мякиши «Азбука в картинках» в магазине OZON.ru.
- Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
- Кубики «Азбука», 12 шт.
Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.
Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:
- нарисовать мелом на доске;
- написать пальцем на песке;
- слепить из пластилина;
- выложить пуговицами;
- скрутить из проволочки и т.д.
Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги
Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
Игра «Читаем по слогам»:
- Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
- Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
- Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги
Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.
Обучение чтению в домашних условиях
Главная задача обучения – не только освоить буквы, но и приучить ребенка к книгам. Для этого не стоит торопить малыша, ругать его за допущенные ошибки
Важно помнить, что дошкольный возраст – это возможность веселиться и играть, а уже потом огромное пространство для развития навыков. Постарайтесь заинтересовывать малыша совместным чтением книг, заданиями в форме игр, и тогда учеба станет даваться ему намного легче
Заранее убедитесь, что ребенок готов приступать к обучению чтению. Бывает так, что в пять, в шесть или даже в семь лет ему трудно выполнять упражнения и заниматься. В этом случае необходимо изменить подход, постараться найти такую программу, которая точно подойдет для сына или дочки. Абсолютно все дети индивидуальны и развиваются в своем собственном темпе. Заставляя заниматься через силу, родитель только отталкивает от образовательного процесса.
Зная все эти правила, может показаться, что научить ребенка читать можно даже в домашних условиях и без особого труда. Но это не совсем так, ведь родитель может столкнуться с несколькими неочевидными на первый взгляд трудностями, которые напрямую отразятся на успеваемости ребенка в школе:
Несвоевременное начало обучения ребенка чтению может плохо отразиться на его умении читать текст в дальнейшем
Важно учитывать все рекомендации педагогов и психологов, и начинать заниматься только тогда, когда малыш к этому готов.
Важную роль играет и то, насколько педагогично ведет себя взрослый во время занятий. Нельзя заставлять ребенка заниматься, так как это убивает в нем всякий интерес к учебе
Лучше стараться заинтересовать, поощрять за успехи и достижения, терпеливо относясь к ошибкам и промахам.
Если своевременно не закрепить материал из любого этапа обучения, то в дальнейшем ребенок может столкнуться со сложностями. Переучивать читать правильно всегда сложнее, чем учить с нуля, и родители должны это помнить. Поэтому важно учиться по определенной программе, а не стихийно.
Несмотря на то, что в открытых источниках в интернете есть много информации о том, как можно научить ребенка быстро читать в домашних условиях, мамам и папам не всегда удается подобрать правильную и последовательную программу обучения. А ведь хочется, чтобы малыш хорошо знал буквы и пошел в первый класс подготовленным. Поэтому многие взрослые предпочитают отдавать своего ребенка на подготовительные курсы в школу или в центры дополнительного детского образования. Но какие занятия лучше всего подходят для дошкольников?
Обучение
Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс
Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений
Вот некоторые из них:
- Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
- В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
- Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и , например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
- Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
- Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
- Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает .
- Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.
Пора или еще рано
Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка
Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:
- карапуз имеет достаточный словарный запас;
- ребенок может подолгу говорить;
- малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
- карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
- ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
- появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
- ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.
Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.
Возможные последствия
А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?
Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.
К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?
- Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
- Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
- Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.
Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.
Методика Зайцева
Для обучения не понадобится азбука, названия букв знать необязательно. Согласно этой методике, чтобы читать по слогам в домашних условиях, нужно использовать кубики.
Играть и учиться – основная характеристика метода. Основная единица языка в кубиках Зайцева – склад. Это сочетания согласных и гласных букв, из которых можно составить слова.
Дидактический материал – кубики различных цветов и размеров, таблицы. Продолжительность занятий на начальном этапе не должна превышать 10-15 минут, и идти от простого к сложному.
В процессе обучения существует множество игр и складовых попевок, кубики воздействуют на различные органы чувств. Все это разнообразие вызывает интерес у детей, а это залог успешного обучения.
Учимся правильно читать слоги
Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.
Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. .
Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.
Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.
После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).
На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.
Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.
Правила, которые помогут научить детей читать
Итак, ребёнок психологически готов к овладению новым навыком. Более того, он сам тянется к книжкам, он обожает слушать сказки и хочет уже научиться читать, чтобы не просить об этом маму. Значит, нужно приступать к обучению.
Но только правильно, с учётом рекомендаций специалистов и опытных родителей.
Собственный пример. Если родители любят читать и постоянно засиживаются с книжкой по вечерам, с большой долей вероятности ребёнок будет тянуться к чтению. И напротив, если взрослые предпочитают сидеть в компьютере или смотрят сериалы, малыш отложит книгу подальше.
Красивые иллюстрации
Первые книжки для чтения должны быть с яркими иллюстрациями, которые привлекут детское внимание. К тому же сюжетные картинки помогут малышу следить за интригой сказки.
Совместное чтение и обсуждение
Обязательно регулярно читайте книги ребёнку, превратите чтение в своеобразный вечерний ритуал. При этом можно и нужно интересоваться детским мнением по поводу прочитанного.
Поиск букв. Буквы встречаются повсюду: на обложках журналов, на вывесках в магазинах, на уличной рекламе. Обращайте внимание ребёнка на этот факт и просите его отыскать знакомую букву или слово на вывеске.
Игры с буквами и словами. Подобных игр великое множество: поиск слова на заданную букву, буквенное лото, составление коротких слов из более длинных, обведение пальчиком контура букв, выкладывание из подручных материалов.
И, пожалуй, главная рекомендация от специалистов. Никогда не принуждайте ребёнка к чтению, если он того не желает. Особенно это касается маленьких детей, которые попросту не готовы к подобным систематическим занятиям. Но и к дошкольнику-нехочухе стоит искать особый подход – поощрение, похвала, совместные игры.
Методики обучения
На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.
Азбука в помощь
Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.
Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.
На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.
Учимся с Букварем
С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.
На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей
Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению
Метод Домана
Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.
Суть данного метода в следующем:
мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.
По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.
Кубики Зайцева
Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.
Метод Монтессори
Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.
Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.
Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.
Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях совсем не сложно. Начните с простых и ярких книг с крупными буквами. Регулярно читайте вслух и показывайте, как разбивать слова на слоги. Играйте в игры со словами: например, называйте предметы и старайтесь разделить их на слоги. Используйте карточки со слогами, чтобы ребенку было интереснее. Главное — делать занятия увлекательными и не торопиться. Чтение станет для вашего малыша настоящим удовольствием!