Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы.
От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать
органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно
произносить звуки.
Комплекс для развития мышц губ
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который
грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так,
чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не
перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед
Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой
Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
Комплекс для развития мышц языка
- «Чашечка». Нужно широко раскрыть
рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
чтобы он не коснулся зубов. - «Лопата». Полностью расслабленный
язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе. - «Жало». Напряженный язык резко
выдвигается вперед, как жало пчелы. - «Футбол». С закрытым ртом надо
упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д. - «Маятник». Высунуть язык и водить
напряженным языком вправо и влево, как маятник часов. - «Чистим зубы». С закрытым ртом
надо «почистить» верхние и нижние зубы. - «Лошадка». Изобразить языком, как
цокает копытами лошадь.
Комплекс для развития мышц щек
- «Сытый хомячок». Набирается полный
рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
попеременно правую и левую щеки. - «Голодный хомячок». Нужно втянуть
щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками. - «Лопнувший шарик». Губы плотно
сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями. - «Буря».
- Выдувать мыльные пузыри
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики
Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет
Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.
Познаем предметы вместе
Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.
Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка»
Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает
Знакомство с картинками
Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».
Образование с помощью звука
Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.
Речевое сопровождение
Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.
Обучающие и развивающие мультфильмы
О любви детей к телевизору спорить нельзя. Современная логопедия включает в себя такое направление, как корректирующие мультфильмы. Подобный материал находится в свободном доступе. Мультфильмы можно скачать в интернете, купить в специализированных магазинах или посмотреть по телевидению.
Некоторые родители с большим скепсисом относятся к подобной форме коррекции речевого аппарата. Но специалисты настаивают на обратном. Вот лишь несколько аргументов:
- Мультфильмы, а именно красочная картинка и разговор на доступном для малышей языке, детей увлекают в процесс. Они гораздо лучше запоминают увиденный материал;
- Во время просмотра у детей начинает развиваться воображение, они вместе с героем полностью погружаются в историю;
- Мультфильмы построены так, чтобы в процессе просмотра ребенок мог не только повторять буквы, звуки и слова, но и развивал логическое мышление (память).
Конечно, не желательно чтобы ребенок днями напролет просиживал у монитора компьютера или около телевизора, но 30 минут просмотра обучающего материала принесут много пользы.
Речевое развитие детей 5-6 лет
5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.
Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.
Также к числу речевых норм относится следующее.
- Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
- Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
- Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
- В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
- К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.
Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.
«Сказка про язычок».
Этот маленький дружок-
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок,
Выглянула окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи, Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.
Д-д-д-д-д-стучит молоточек
Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.
Светит солнышко сутра-
В гости к тетушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья открыла.
Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка-
Цок, цок, цок,
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная-
Просто объеденье-
Ням-ням-ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком –блл,блл,блл-
Индюки болтают.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл!»-предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместепокатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:»И-у,и-у,и-у!
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».
Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая. Вот интересная игра
Вот интересная игра
Воздушный Колобок,
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя.
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.
Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.
Итог. Спасибо. До свидания!
Советы родителям
- Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
- Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
- Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
- Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком
Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Бабушкины ходики
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.
Воздушные шарики
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.
Игры для развития фонематического слуха
Что звучит?
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
Слова-вагончики
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
Маленькие поэты
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:
- втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
- положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
- вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
- язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
- облизать чупа-чупс с разных сторон.
Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.
Правила выполнения упражнений
Как и в любых тренировках, решающую роль играет систематичность выполнения и мера при распределении нагрузок. Рекомендуется заниматься каждый день дважды, не более чем по 15 минут за занятие. Если занятия имеют профилактические цели, то можно заниматься раз в день по 5–10 минут.
Выполнять упражнения следует перед большим зеркалом, в котором ребенок будет видеть и себя, и взрослого. Взрослый сможет показывать правильные движения, а ребенок – контролировать себя визуально.
Не рекомендуется заниматься как на голодный, так и на полный желудок
С момента последнего приема пищи должно пройти не менее одного часа.
Особое внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Движения должны быть точные, не смазанные
Мышцы должны получать нагрузку, поэтому каждое движение акцентируется, выполняется выраженно и с напряжением. Скорость выполнения особого значения не имеет.
Показания и противопоказания
Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.
Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:
- Хроническая обструктивная болезнь легких.
- Бронхиальная астма.
- Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
- Экспираторная одышка.
Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.
Виды дефектов речи
Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:
Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема
Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет
Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.
Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.
Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ
Для развития речи нужно не только тренировать язык
Чтобы увеличить буквенный охват, важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:
- Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
- «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
- «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
- «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.
Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком
Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее
Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.
Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи
Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.
С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи
При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного
Когда ребенку удастся совладать с устной речью, пора переходить к письменной. Например, узнать, как научиться писать без ошибок.
Что такое логопедия и каковы ее методы
Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает
«воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии
речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой
деятельности и о методах их профилактики и коррекции.
В арсенале логопедии много средств. Среди них:
- артикуляционная гимнастика;
- занятия для развития мелкой моторики;
- упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
- многократное повторение словесных конструкций;
- дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
- упражнения на отдельные звуки.
В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом
разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна —
правильно звучащая речь.
В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.
А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.