Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Заикание у детей: причины и лечение в 3-4 года в домашних условиях (Комаровский)

Как лечить острый гайморит у ребёнка?

Ошибка постановки диагноза чревата рядом осложнений. Чтобы быстро и без осложнений вылечиться, ЛОР направляет пациента на диагностику. Основываясь на симптомах и результатах обследования, специалист определяет: форму (острая или стадия обострения при хронической) и наличие сопутствующих заболеваний. Меры для лечения определяет врач, исходя из возраста, симптомов, этиологии.

Терапия включает:

  • сосудосуживающие капли;
  • противовоспалительные препараты;
  • муколитики;
  • промывание носа;
  • антибиотики и гормональные препараты;
  • оперативное вмешательство.

Капли, сужающие сосуды, применяют с осторожностью, препараты вызывают быстрое привыкание.

Нестероидные противовоспалительные назначают в форме суспензии. Курс необходимо пройти до устранения симптомов. Злоупотребление НВП приводит к скоплению жидкости в верхнечелюстных пазухах, что ускоряет переход гайморита из острой в хроническую форму.

Муколитики используют для разжижения сгустившейся слизистой в синусах при обострениях хроники.

Антибиотики прописывают только при симптомах и лечении у детей заболевания бактериальной природы. Из-за меньшего перечня противопоказаний чаще назначают препараты пенициллинового ряда.

Гормональные ЛС – только при тяжёлом протекании гайморита, которое сопровождается выраженными симптомами острой аллергической отёчности.

При остром протекании гайморита, перед промыванием пазух, необходимо снять воспаление. Чтобы не усугублять отёчность, назначают НВП, не содержащие диклофенак натрия. Для детей оптимальный вариант – «Нурофен». Препарат снимает воспаление, снижает температуру, легко переносится. Промывание должно проводиться только специалистом. Основные методы: «кукушка», ЯМИК-катетер. Перед тем, как начать лечение малыша методом промывания, его психологически подготавливают.

«Кукушка» – слизь вымывают путём создания отрицательного давления в пазухах. В одну ноздрю, шприцом, вводится препарат, с другой – отсасывается шприцом. Противопоказания: возраст до 5 лет, астма, эпилепсия, психические расстройства, периодические кровотечения из носа.

Метод промывания с помощью ЯМИК-катетера – альтернатива пункции пазух. В отличие от «кукушки», полностью очищает пазухи. Метод позволяет взять слизь на посев. Доктор подбирает мягкий катетер из латекса нужного размера.

Лечение гайморита у ребенка в домашних условиях методом промывания чревато кровотечениями, вымыванием слизистых, повреждением хрящей. Малыш должен находиться под медицинским наблюдением 30 минут после процедуры.

Пункция (прокол) гайморовых пазух проводится при неэффективности неинвазивных методов промывания или невозможности их применения из-за анатомических особенностей носовой перегородки. Метод позволяет очистить синусы, взять слизь на исследование.

Признаки отита

С какими же симптомами отита у малышей сталкиваются родители? Симптоматика непосредственно зависит от места расположения воспаления.

При наружном воспалении видимая часть органа слуха краснеет и отекает, больного беспокоит зуд. Ещё один признак наружного воспаления — боль во время пережёвывания пищи или глотании. Если у ребёнка болит ушная раковина — это нетрудно проверить: слегка потяните за мочку уха, и по реакции малыша всё сразу будет понятно. Заболевание наружного уха бывает очаговым или диффузным. При очаговом воспалении проявляются фурункулы, то есть воспаление точечное. Как только фурункул созревает, и из него выходит гнойное содержимое, болевой синдром проходит. При диффузном типе течения воспаляется слуховой проход полностью или какая-то его область. Кожные покровы слухового прохода при этом шелушатся, зудят, иногда проявляются волдыри.

При остром среднем отите проявления недуга зависят от характера воспаления. При отите у детей с катаральной форме заболевания у ребёнка появляется следующая симптоматика: 

  • острая боль, которая периодически отдаёт в виски или челюсть (в ухе «стреляет»);
  • повышенная температура тела;
  • чувство заложенности в ушах;
  • сонливость, малыш становится капризным, беспокойным;
  • иногда возможна рвота.

Если своевременное лечение острого отита у ребёнка на начальной стадии не проводить, болезнь перейдёт в гнойную стадию. При ней боль становится более нетерпимой, слух заметно снижается. Если произошла перфорация (разрыв) барабанной перепонки, из уха начинается гноетечение.

Если лечение острой формы отита не проходило на должном уровне либо было начато очень поздно, с большой долей вероятности заболевание станет хроническим. При таком заболевании симптомы выражены слабо, болевые ощущения терпимы. Для хронического диагноза характерны гнойные выделения из уха, поскольку барабанная перепонка не успевает зарасти, характерен звон в ушах, а слух постепенно будет ослабевать.

При лабиринтите наблюдаются частые головокружения, тошнота и рвота.

Классификация аденоидов

Аденоиды I степени: начальная стадия, характеризующаяся небольшим размером вегетаций. На этой стадии перекрывается верхняя часть сошника (задний отдел носовой перегородки). Ребенку некомфортно только ночью, когда во время сна дыхание становится затрудненным.

У детей с аденоидами II степени вегетации закрывают больше половины сошника. Они среднего размера. Отличительные черты этой стадии: ребенок ночью постоянно храпит, а днем дышит с открытым ртом.

На III стадии разрастания достигают своего максимального размера: они занимают большую часть промежутка между языком и нёбом. Дышать через нос становится невозможным. Дети с воспаленными аденоидами III степени дышат исключительно только ртом.

Методы лечения заикания

Терапия патология в произнесении слов и слогов бывает вызвана различными факторами. В зависимости от изначальной причины медики разрабатывают курс терапии. В ситуации возникновения проблемы за счет физиологических нарушений, неврологических поражений, на первый план выходит лечение основного заболевания.

При выявлении стрессового фактора могут назначаться антидепрессанты. Позитивную роль в устранении патологии играет работа с психотерапевтом.

Лечение заикания гипнозом

Снять стрессовую нагрузку и помочь забыть о ситуации, которая привела к испугу или страху, позволяют сеансы гипноза. Они погружают пациента в ту ситуацию, которая стала пусковой для появления нарушения речи. Часто вне сеанса больной не в состоянии вспомнить, что его так потрясло.

Гипнотерапевт снимает возникшие негативные моменты. Как правило, пациенту достаточно нескольких сеансов гипноза.

Лечение заикания в клинике

Заикание не относится в большинстве ситуаций к заболеваниям, требующим проведения курса лечения в условиях стационара. В случае выбора пациентом обращения в клинику, ведущую роль в лечении играет смены обстановки. В стационаре предлагаются все условия, позволяющие настроиться на отдых и забыть о конфликтных случаях.

В спокойной обстановке в ходе занятий с психологом, физиопроцедур, релаксаций пациент получает возможность отдохнуть, расслабиться, забыть о неприятных и стрессовых ситуациях.

Лечение заикания у детей

Маленькие пациенты достаточно быстро избавляются от этого дефекта в ходе всего нескольких занятий со специалистом. Назначение курса проводится совместно педиатром, детским психологом и логопедом. Все занятия носят игровой характер. Малышам интересно выполнять задания взрослого помощника и понимать, что с каждым занятием говорить становится все проще и проще.

Все занятия с детьми проводятся только параллельно с проведением курсов для родителей. Заикание в большей части случаев возникает у малышей, имеющих ранимую и подвижную психику. Родителям часто требуется навык общения с таким нежным и трепетным отпрыском.

Почему заикание – это проблема?

С заиканием сталкивались, наверное, все. Это расстройство появляется, как правило, еще в детстве. Если заикание у ребенка не получает должного лечения сразу, то избавиться от него впоследствии очень сложно.

Не важно, что послужило причиной развития заикания у ребенка, – сильный стресс, излишняя «говорливость» в период обучения речи, впечатлительность, нервозность, или что-либо еще. Все эти варианты хорошо поддаются коррекции, если подходить к этому вопросу профессионально

А если ситуация – обратная, и «лечили» ребенка согласно популярной литературе в сети или советам знакомых? Верно, заболевание будет прогрессировать, укоренится в развивающейся психике ребенка, и, возможно, останется там навсегда.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Функции глоточной миндалины

Носоглоточная миндалина, как и остальные миндалины, — это часть иммунной системы человека. Их основная функция — защитная. Именно миндалины первыми встают на пути бактерий и вирусов, проникающих в организм, и уничтожают их. Аденоиды располагаются непосредственно у дыхательных путей, чтобы быстро реагировать на присутствие патогенных микроорганизмов. Во время проникновения инфекции глоточная миндалина начинает усиленно вырабатывать иммунные клетки для борьбы с внешним врагом, увеличиваясь в размерах. Для детского возраста это норма. Когда воспалительный процесс «сходит на нет», носоглоточная миндалина возвращается к исходному размеру.

Запишитесь на приём прямо сейчас!

Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25 или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться

Если ребенок часто болеет, аденоиды постоянно находятся в воспаленном состоянии. Миндалина не успевает уменьшаться, что приводит к еще большему разрастанию аденоидных вегетаций. Ситуация доходит до того, что они полностью перекрывают носоглотку, полноценное дыхание носом становится невозможным.

Библиотерапия

Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.

Этапы библиотерапии

1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.

2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.

3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.

4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.

Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения.

Задайте вопрос логопеду. Онлайн. Бесплатно.

Автор Юля Савельева

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Рекомендации родителям

Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика

Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:

  • сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
  • спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
  • контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется

Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.

Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.

Когда обращаться к врачу при насморке?

Если средства от насморка, которые вы применяете в домашних условиях, не помогают или оказывают слабое действие, необходимо обратиться к специалисту.

Консультация ЛОРа, педиатра или терапевта показана в следующих случаях:

  • Ринит длится более 5-7 дней без положительной динамики.
  • К основным симптомам присоединяются вялость, головная и ушная боли.
  • Слизь приобретает густую консистенцию и зеленый цвет, появляется боль в области пазух.
  • Насморк сопровождается кашлем и повышением температуры свыше 38 °С.
  • Выделения из носовой полости приобретают резкий неприятный запах.

Обратиться к врачу стоит также при часто повторяющемся насморке. Причиной такого явления может быть сниженный иммунитет. Специалист назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий для укрепления защитных сил организма, после чего устойчивость к атаке риновирусов повысится.

Заикание лечение в домашних условиях

Многие занятия, помогающие избавиться от заикания, можно проводить самостоятельно  дома без наблюдения врача. Такие практики описаны в медицинской литературе. Рекомендации обязательно  дадут в медицинском учреждении во время занятий с логопедом и психологом.

  • Пациентам любого возраста рекомендована дыхательная гимнастика:
  • В положении сидя с опущенной к груди головой пациент делает быстрый вдох носом и насколько возможно медленный выдох ртом.
  • Укреплению связок, что помогает избавиться от заикания, помогают вращения головой, выполняемое по оси. Стоять нужно прямо, тело расслаблено, руки опущены вдоль туловища.
  • Проводятся репетиции произнесения фраз перед зеркалом, помогающие закрепить навык произношения слогов и слов без задержек и нарушений. Во время занятий с ребенком, весь комплекс с ним могут проходить родители или педагоги.

Привычка также устраняется с помощью пения по слогам слов. Такие занятия особенно нравятся маленьким детям.

Логопед готов рекомендовать песни, нравящиеся представителям любых возрастных групп. Напевать их можно в постоянном режиме. В том числе про себя. Дополнительно дома рекомендуется тренироваться в произношении речей и выступлений. Взрослые пациенты проговаривают свои «слова», которые требуется произносить, например, на совещании. С подростками и детьми родители дома могут проговаривать ответы на домашние задания. На начальных этапах такие тренировки можно доводить до автоматизма. Далее сформируется привычка публичных выступлений, которая у страдающих заиканием в большей части случаев бывает нарушена за счет отсутствия желания в очередной раз демонстрировать окружающим существующий недостаток.

Степени логоневроза и как его отличить от временных проблем с речью

Однако не всегда проблемы с речью говорят о возникновении заикания. Доктор Антонова рассказала, как можно отличить настоящее заикание от временных проблем с речью.

Как оказалось, у детей дошкольного возраста при становлении речи случаются нарушения плавности речи, но связаны они исключительно с возрастными изменениями. Дело в том, что повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные несовершенством слухового и речедвигательного анализаторов, считаются нормой развития ребенка и проходят без врачебного вмешательства.

Нарушения плавности речи

  • Ребенок повторяет слоги или слова один раз: при-примерно так.
  • Иногда ребенок подбирает слово или пытается следить за звуками в речи, а затем точно так же произносить их.
  • Паузы могут заполняться различными звуками, характеризующими мыслительный процесс.

Плавность речи в таких случаях возвращается уже после пяти лет, и ребенок начинает свободно говорить.

Для сравнения логопед отметила, что у заикания есть несколько степеней и их легко отличить по характерным признакам.

Легкая степень заикания

  • Запинки в речи присутствуют на постоянной основе.
  • Ребенок повторяет слоги или слова более двух раз: при-при-при-примерно так.
  • На лице и мышцах возникает сильное напряжение, которое говорит о беспокойстве и дискомфорте ребенка.
  • Может возникать так называемый ступор — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Голос тоже может меняться: он становится слабым, тихим и зажатым, будто малыш хочет его спрятать.

Тяжелая степень

  • Запинки в речи наблюдаются постоянно и их довольно много.
  • Ребенок говорит с большим напряжением, испытывая дискомфорт. Расслабиться ему помогают определенные движения, которые могут казаться зацикленными.
  • В эмоциональные моменты запинки и проявления прочих дефектов речи резко усиливаются.

unsplash.com &nbsp/&nbspIrina Murza

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий