О чем следует помнить родителям
Комплекс упражнений следует формировать таким образом, чтобы в движениях принимали участие различные группы мышц малыша; в противном случае занятия окажутся для ребенка утомительными. Идеально, если целью занятий будет являться развитие не двух-трех, а целого спектра физических качеств — гибкости, ловкости, координации и скорости движений, силы, выносливости, и пр.
Приступая с ребенком к занятиям физкультурой, родителям важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности. Начало занятий предполагает осуществление малышом небольшого комплекса простых упражнений
По мере привыкания организма ребенка к физическим нагрузкам, количество элементов понемногу увеличивается, а движения становятся более сложными.
Каждое новое упражнение детской физкультуры требует краткого и понятного предварительного разъяснения. Затем взрослому следует наглядно продемонстрировать ребенку необходимый порядок движений, после чего можно предложить малышу попробовать выполнить действия самостоятельно.
«Маятник»
Ноги расставлены на ширине плеч, кисти рук приложены к голове. По счету выполняем плавные наклоны головой — влево, вправо, вперед, назад.
«Волна»
Ноги поставлены на ширине плеч, руки разведены в стороны. Поочередно выполняем руками волнообразные движения.
«Мельница»
Как организовать занятия
Чтобы обучать малыша, не надо быть педагогом с многолетним стажем. Всё можно сделать и самим ничуть не хуже, чем на специальных занятиях. Любые занятия должны напоминать игру и быть весёлыми. Даже самые серьёзные предметы проще учить играя. Планируйте занятия на неделю вперёд. Так у вас получится полностью к ним подготовиться, найти необходимые материалы и решить, чему больше внимания будете уделять в этот раз.
Занятия должны быть регулярными. На них обязательно надо выделять время в распорядке, по которому живёт ребёнок. Развивать надо логику, арифметику, речь, грамотность, творческие навыки, кругозор. Также не стоит забывать и про физические упражнения
Им следует регулярно уделять внимание. Распределять предметы надо максимально равномерно и понемногу изучать каждый на протяжении недели
Но надо, чтобы ребёнку это нравилось. Если в запланированное вами время он не хочет изучать цифры, попробуйте переключиться на что-то другое.
Составляя план занятий, помните, что дети ещё очень быстро устают и не могут заниматься слишком долго. Поэтому не пытайтесь все дисциплины пройти в один день. А если малыш ходит на специализированные кружки или секции, то пытайтесь дома закреплять пройденный на занятиях материал.
Умственное развитие пятилетних детей
Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:
Способностью концентрировать внимание
Умением воспринимать информацию
Развитием логического мышления
Памятью
Воображением.
Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом
Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте
Дети очень быстро впитывают новую информацию
Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.
Игры на развитие внимания у детей 4-5 лет
В 4-5 лет активно формируется логическое мышление, требуется уметь сосредотачиваться на какой-либо определенной задаче. В дальнейшем это помогает выработать усидчивость.
1. На альбомном листе нарисовать различные предметы: цветок, воздушный шарик, машинку, солнце. Попросить ребенка обвести карандашом только воздушные шарики.
2. Зачеркнуть букву «Н». На альбомном листе распечатать вразброс буквы алфавита и попросить кроху зачеркнуть красным карандашом букву «Н», зеленым карандашом все буквы «А» и так далее.
3. «Листопад». На листе бумаге нужно найти одинаковые листочки. Попросить ребенка соединить карандашом одинаковые листики и раскрасить их. Игра учит определять схожесть предметов, развивает пространственное мышление.
Возрастные особенности детей 5 лет
Взрослым нужно понимать возрастные особенности детей 4-5 лет. Это дает возможность быть ближе к ребенку, правильно его развивать. Например, одним из самых сложных переходных периодов считается возраст 3 лет. После этого малыши вступают в новую фазу взросления – интересную, полную открытий и сюрпризов, как для малышей, так и для их родителей.
Характерной особенностью возраста 4-5 лет является раскрытие творческих способностей, фантазии, логики. Малыш уже совсем иначе видит мир, который его окружает и себя в нем
В этот период развития важно уделить внимание каждой сфере развития детской личности
Игры и занятия на развитие мышления
«Сортировка»
Для этого занятия понадобятся разнообразные мелкие предметы – пуговицы, скрепки, фасоль, монеты, в небольшой коробке и несколько спичечных коробков. Поставьте перед малышом коробку и предложите разложить предметы по спичечным коробкам так, чтобы в каждом были только одинаковые. После выполнения этого задания, предметы нужно пересчитать и написать их количество на коробке.
«Помоги художнику»
Ребенку показывают рисунок, на котором не хватает какого-либо элементы (ручка у чайника, ножка у стула и т.д.). Малыш должен сказать, чего не хватает и самостоятельно дорисовать элемент. В 4 года рисунки должны быть максимально простыми, но детям более старшего возраста можно предложить изображения, в которых недорисованы неприметные, второстепенные детали.
«Исключение лишнего»
На рисунке изображены предметы, связанные неким сходством и один – лишний. Пример: собака, платье, рубашка, штаны. Ребенку предлагается вычеркнуть лишнее, предварительно объяснив свой выбор (в данной случае: собака – животное, все остальное – одежда). Задачу можно усложнять, например, предложить исключить лишнее из тапочек, туфель, ботинок и сапог (ответ: тапочки – домашняя обувь).
В развитии мышления помогут настольные развивающие игры, предполагающие различного вида сортировку или подбор частей к целому. Незаменимыми помощниками в занятиях с ребенком станут сортеры с геометрическими и другими фигурами. Также для этой цели подойдут любые пособия системы Монтессори, например, рамки – вкладыши.
Геометрические фигуры — Раскраска с умом — Условия заданий:
Выполнять задание — Геометрические фигуры «Раскраска с умом» — необходимо под руководством взрослых (родителей или педагогов), так как задание предназначено для детей от 3-4 лет. Для начала, скачайте бланк с заданием во вложениях внизу данной страницы, распечатайте его на черно-белом принтере и подготовьте цветные карандаши или фломастеры. Прочитайте малышу задания в указанном порядке.
- В первом задании ребенок должен раскрасить в синий цвет все круги, а затем посчитать их количество.
- Во втором задании нужно раскрасить все треугольники в оранжевый цвет и также посчитать их.
- В третьем задании необходимо раскрашивать в красный цвет — квадраты, а в желтый — прямоугольники. После этого посчитать количество этих фигур и сравнить, чего больше, квадратов или прямоугольников.
- В четвертом задании ребенку нужно раскрасить зеленым цветом все овалы. Пересчитать их после раскрашивания.
Скачать геометрические фигуры «Раскраска с умом» вы можете во вложениях внизу страницы.
2. Развивающее задание «Раскрась геометрические фигуры»
Здесь вы найдете интересное развивающее задание по поиску и раскрашиванию геометрических фигур среди множества различных картинок. Детям очень нравятся игры, в которых нужно что-нибудь искать. Поэтому изучение геометрических фигур с помощью подобных игр проходит очень легко и эффективно, так как ребенок даже не подозревает, что он учится, а не играет. К тому же, все дети, без исключения, обожают раскраски!
Как проводить занятие. Скачайте во вложениях бланк с заданием, распечатайте его и дайте ребенку. На отдельном листе бумаги нарисуйте четыре фигуры — круг, квадрат, ромб и треугольник. Подпишите их названия. Раскрасьте фигуры в разные цвета: круги — в синий цвет, квадраты — в зеленый, ромбы — в желтый, треугольники — в красный цвет. Затем отдайте лист ребенку, пояснив, что именно такие фигуры ему нужно найти среди всех изображений бланка-задания и раскрасить их именно в такие цвета, как на листе. Оставьте ребенка одного справляться с заданием. Через несколько минут поинтересуйтесь у него — много ли он нашел на картинке геометрических фигур?
Это задание можно выполнять повторно. Для этого нужно распечатать бланк заново, а на отдельном листе указанные фигуры раскрасить в другие цвета.
Скачать развивающее задание «Раскрась геометрические фигуры» вы можете во вложениях внизу страницы.
Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:
Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.
Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.
Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.
Наложение фигур друг на друга — это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.
Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.
Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.
В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии
Дети любят раскрашивать и обводить, поэтому данные задания сделают ваши занятия по обучению счету максимально эффективными.
В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.
С минимальным участием взрослого
На случай, если хочется сделать какую-то работу по дому или выпить чашку чаю, в запасе должны быть игры с минимальным участием взрослого. Много интересных занятий можно придумать на кухне. И необязательно быть девочкой, чтобы проводить время среди посуды и круп, мальчик тоже не заскучает.
- Сортировка столовых приборов. Попросите малыша высыпать все приборы из ящика или подставки, где они хранятся, и разложить по кучкам — вилки, чайные и столовые ложки. Проследите, чтобы ножи находились в другом ящике.
- Башенки из контейнеров для сыпучих продуктов, одноразовой посуды или консервных банок. Ребенку стоит только заняться строительством — и он начнет придумывать свои новые правила.
- Распознавание фруктов или овощей на ощупь. Заверните несколько фруктов и овощей в фольгу и предложите угадать, что где находится.
- Зубочистки. Сама баночка с зубочистками — уже готовый тренажер для развития мелкой моторики. Их можно высыпать по одной или — наоборот — закидывать в баночку. Можно предложить сделать ежика из зубочисток и яблока, груши или пластилина.
- Оригами. Сделайте для ребенка несколько игрушек в технике оригами: всем известные самолетики, кораблики, говорящую птицу, прыгающую лягушку, журавлика. Как с ними играть, подскажет детская фантазия.
- Сундук с сокровищами. Иногда полезно иметь под рукой сумочку или коробку, наполненную мелкими предметами, чтобы было чем занять ребенка. Камушки, ракушки, шишки, чистые баночки от косметики и прочие мелкие предметы. Если эта коробка редко попадается малышу на глаза, перебирать вещи, спрятанные в ней, ему будет очень интересно.
- Ягоды. Смешайте немного ягод 2-3 видов и попросите ребенка разложить их по разным тарелкам. Для этого занятия лучше всего подойдут рябина и боярышник. Сочные ягоды вроде малины или клубники, конечно, не подойдут. Также можно взять орехи.
Подвижные игры и прогулка
Ежедневно ребенок должен находиться на улице около 3 часов. В зимнее время можно сократить время пребывания до 30 минут, предлагая ребенку расширенный комплекс упражнений в домашних условиях.
На прогулке предлагайте ребенку:
- Лазать по турникам, ходить по бордюрам, преодолевать пешком и бегом различные расстояния;
- Подвижные игры: догонялки, салки, классики, игры с мячом, тарелкой, скакалкой. Хорошо, если получится привлечь к игре других детей;
- Тренировать выносливость, постепенно увеличивая расстояние пройденное пешком. Прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. можно использовать не только для развития физических навыков, но и в качестве обучающих занятий (по дороге рассказывайте о предметах, событиях);
- Кататься на велосипеде, беговеле, самокате, санках, лыжах и т. д.
В 4-5 лет дети нуждаются в общении со сверстниками. Подвижные игры — хороший способ не только развивать малыша физически, но и помочь ему завести новых друзей, предлагая пригласить в игру других детей.
Занятия с ребенком пяти лет
Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.
Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю
Внимание уделяют физической активности
Творческое развитие
До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.
Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.
Занятия на развитие внимания и памяти
Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:
Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
Используйте рабочие тетради
В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.
Изучение иностранного языка
В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.
Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).
Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
- Паззлы. Их легко сделать самостоятельно, разрезав на куски картинку с интересным сюжетом. Полезно собирать круг или квадрат из нескольких фрагментов.
- Шнуровки, пуговицы и молнии. Если ребенку трудно усвоить навык самостоятельного одевания-обувания, нужно тренировать его в игре, одевая-раздевая кукол и мишек.
- Буквы и фигуры. Предложите сложить из спичек или зубочисток буквы, геометрические фигуры. Дидактическое занятие легко совмещать с приготовлением обеда.
- Болтики и винтики. Сын поможет папе навести порядок в ящике с инструментами и всяческими гаечками-болтиками. Мальчик с удовольствием рассортирует их по форме и размеру, заодно научится различать саморезы и болты. С хозяйственным папой дел хватит на все выходные.
Как правильно проводить занятия дома
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь
Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему
Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Способы мотивации детей к занятиям фитнесом
Чтобы фитнес-тренировка с детьми сопровождалась только положительными эмоциями, необходимо использовать следующие эффективные способы мотивации:
заниматься нужно вместе, подавая таким образом пример ребенку, что является самым лучшим способом воспитания и мотивации;
тренироваться следует под энергичную и веселую музыку, чтобы не было скучно заниматься;
необходимо объяснять детям пользу и важность физических нагрузок, делая акцент на том, что тренировки помогают стать сильнее, выносливее и благоприятно влияют на развитие ребенка;
важно использовать в тренингах ту двигательную активность, которая нравится ребенку. Например, можно построить занятие на работе с мячом, если малышу нравится с ним играть.
Развивающие игры
Не секрет, что знания, полученные во время игры, — самые глубокие и прочные.
- Волшебный мешочек. В мешочек из плотной непрозрачной ткани сложите мелкие, хорошо знакомые детям предметы или игрушки. Задача ребенка — нащупать в мешочке предмет и отгадать его.
- Варежки-перчатки. На цветном картоне обведите детскую ручку так, чтобы получились варежки и перчатки разных цветов. Затем то же самое сделать, обведя руку взрослого. Полученные картинки вырежьте и развесьте по комнате. Взрослый должен давать малышу задания вроде «найти маленькую желтую рукавичку». Задача ребенка — найти описанную фигурку.
Оба варианта могут стать отличным развлечением для гостей, пришедших на детский день рождения.