Особенности питания
В год малыша рекомендуется по-прежнему кормить грудью либо адаптированной молочной смесью. Но грудное молоко или смесь уже не является основной пищей
Также в рацион важно включать и иные продукты, обеспечивающие поступление в детский организм необходимых полезных веществ. В годик малыш ест гораздо реже, чем в первые полгода жизни
Он принимает пищу 6 раз (с кормлениями молоком). Размеры порций тоже увеличиваются с учётом потребностей растущего организма.
Годовалый ребёнок имеет порядка 8-10 зубов, поэтому можно развивать жевательные навыки. Для этого предлагайте не только пюреобразную еду, но и мягкую пищу маленькими кусочками (размером 1-1,5 см.). Это могут быть свежие или термически обработанные нетвёрдые овощи и фрукты. Также можно давать детское печенье, хлеб.
Какие продукты должны входить в рацион
Питание крохи в год должно быть разнообразным, полноценным, сбалансированным. В рацион входят следующие продукты:
- Грудное молоко либо смесь. Суточный объём уже не велик, можно оставить всего два кормления: утреннее после пробуждения, а также вечернее перед сном. Но молоко или смесь можно предлагать на полдник.
- Злаки: пшеница, кукуруза, греча, рис, ячмень. Злаки предлагаются в виде каш, в составе хлебобулочных и макаронных изделий.
- Яйца: либо куриные, либо перепелиные. Сначала даётся желток, потом постепенно вводится и белок.
- Мясо: говядина, крольчатина, телятина.
- Субпродукты (говяжьи): печень, язык, сердце.
- Птица: индейка, курица (если нет аллергии).
- Овощи, бахчевые культуры, корнеплоды: морковь, картофель, разные сорта капусты, кабачки, свекла, тыква.
- Фрукты и ягоды: груши, сливы, черника, абрикосы, яблоки, персики, малина. Даются в свежем виде, в пюре, компотах. Цитрусы в год не предлагаются. Красные ягоды и фрукты исключаются при наличии аллергических реакций.
- Кисломолочные продукты: йогурты, творог, сыр твёрдого сорта (слабосолёного).
- Коровье молоко.
Меню
Рассмотрим в таблице дневное меню для малыша годовалого возраста:
Приём пищи | Продукты питания |
Первый приём | Смесь либо грудное молоко. |
Завтрак | Безмолочная либо молочная каша (можно со сливочным маслом), половинка яйца, по желанию немного фруктов (можно положить в кашу), сок. |
Обед | Овощное блюдо (суп, пюре, рагу), растительное масло, мясо или рыба (в виде паровых фрикаделек или котлеток, суфле), кусочек хлеба, сок. |
Полдник | Творог, фрукты, детское печенье, кефир/молоко. |
Ужин | Овощное блюдо (можно с макаронами), чуть-чуть растительного масла, рыба или мясо, сок или компот. |
Последний приём пищи | Грудное молоко либо молочная смесь. |
Нормы, размеры порций и объёмы употребления продуктов
Сколько за день должен съедать ребёнок в один год? Чтобы определить норму, можно массу тела крохи разделить на 8 или 9. В среднем кроха, имеющий вес 10-11 килограммов, будет съедать за сутки от 1100 до 1300 граммов.
Теперь рассмотрим нормы употребления для отдельных продуктов:
- Грудное молоко или смесь – до 300-400 мл.
- Каша – 200 г.
- Пюре из овощей – 200 г.
- Пюре из фруктов – 110-125 г.
- Фруктовый детский сок – около 100 мл.
- Кисломолочные продукты – до 200 г.
- Мясо – 70-80 г.
- Рыба – порядка 60-70 г.
- Коровье молоко – не больше 150-200 мл.
- Печенья, детские сухарики – 10-20 граммов.
- Пшеничный хлеб – 10-15 граммов.
- Растительное масло – 5 г (чайная ложка).
- Сливочное масло – 5 г.
- Яйцо – 50-60 г (половинка куриного яйца).
Развитие и воспитание
В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.
Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий
Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего
Составляющие режима
Для начала стоит обозначить все важные составляющие режима дня детей двухлетнего возраста:
- Питание. В два года количество приёмов пищи составляет 4 или 5. Если родители питаются здоровой и сбалансированной пищей, то сына или дочь вполне можно перевести на общий стол. Но предлагать нужно блюда, соответствующие возрастным особенностям малыша.
- Сон. Отдых крайне важен, так как позволяет восстанавливать силы, усваивать и перерабатывать получаемую информацию, «перезагружать» нервную систему.
- Развитие: эмоциональное, физическое и интеллектуальное. Эта составляющая включает активные игры и гимнастику, различные развивающие занятия, творчество, общение с членами семьи и со сверстниками.
- Прогулки. Свежий воздух также необходим для хорошего самочувствия и крепкого здоровья.
Гигиенические процедуры для трехмесячного
Гигиена – важное звено в здоровье и развитии. Она подразумевает под собой не только утренние и вечерние процедуры, но и в течение дня
Умывание
Умывать ребенка нужно сразу после пробуждения. Личико протирают ватным диском, смоченным в кипяченой воде, допускается вариант в заваренной ромашке, если есть диатез или потничка. Носик прочищают ватным жгутиком, т. к. носовые проходы у малыша еще совсем узкие и в них может скапливаться слизь. Ватной палочкой обрабатывают ушные раковины и за ушками.
Купание
Ежевечерний обязательный ритуал – купание. До года педиатры рекомендуют купать ребенка ежедневно. С применением мыла или другого моющего средства 2 раза в неделю. С месячного возраста допускается при купании использовать специальный круг на шею, так ребенок сможет свободно находиться и плавать в большой ванной. Данная процедура хорошо укрепляет мышцы грудничка.
Подмывание
Подмывание одна из важнейших процедур. Количество их в день равно количеству использованных подгузников. Каждый раз при смене подгузника ребенка нужно подмывать теплой водой, можно с применением специального средства для подмывания. После обязательно просушить мягким полотенцем паховую зону перед тем как надеть подгузник, нужно воспользоваться присыпкой или специальным кремом.
Что такое режим дня
Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница.
Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.
Зачем ребёнку режим
- Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты.
- Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы.
- Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания.
Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.
Как приучить первоклассника к режиму дня
Если вы не придерживались режима дня до школы, потребуются некоторые усилия, чтобы приучить ребёнка к нему.
Для начала составьте иллюстрированный распорядок дня вместе с ребёнком, проговорив все важные дела, которые ему необходимо сделать в течение следующего дня. Советуйтесь с ним, так он почувствует свою причастность и значимость.
Мы дарим вам красочный шаблон для составления расписания. Вы можете его скачать в высоком качестве, распечатать, заполнить и повесить на стену.
Шаблон расписания для школьника
Важно не давить на ребёнка, а постепенно «погружать» его в жизнь по режиму. И конечно же, запастись терпением, если маленький школьник начнёт протестовать
Старайтесь сделать режим дня гибким, подстраивая его под изменяющиеся потребности ребёнка и его индивидуальные особенности. Установите рамки для выполнения самых важных дел и строгий график отхода ко сну, в остальном позвольте ребёнку распределять своё время самостоятельно.
И главное — хвалите ребёнка, если он справляется с режимом дня, обсуждайте вместе успехи и планируйте новые дела.
Для привыкания первоклассника к режиму дня может потребоваться от пары недель до нескольких месяцев. Старайтесь помогать ребёнку и не оказывать на него давление, так ему будет проще приспособиться к режиму дня и адаптироваться к школьной нагрузке.
Режим ребенка зависит от родителей:
Живите по времени, не отступайте от режима без крайней необходимости. Ребенок может перевозбудиться и пропустит утренний или послеобеденный сон. Хорошо настроиться на сон помогает постоянный ритуал: переодевание в пижаму, высаживание на горшок, любимая игрушка на подушке, колыбельная песня, или сказка. Когда ребенок проснулся, постарайтесь, чтобы он не валялся и не играл в постели. Иногда, особенно в выходные, родители спят дольше обычного и график ребенка из-за этого ломается. Это неправильно
Надо принять важное правило: вся семья живет по графику, а не только малыш. В таком случае включается в работу принудительная синхронизация – биоритмы ребенка подстраиваются под график жизни взрослых членов семьи. И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей
Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом
И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей. Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом.
Когда малыш вырастает до полутора лет, его режим дня меняется. Дневной сон становится одноразовым. Это непростой период и организм ребенка должен перестроиться. Но эти трудности временные, ребенок сам выберет способ, при помощи которого ему будет легче засыпать, родители должны только внимательно наблюдать за ним.
Стоит обратить внимание на то, чтобы обстановка вокруг была привычной, укладывать ребенка надо приблизительно в одно и то же время, не стоит отходить от обычного ритуала подготовки ко сну. Наберитесь терпения, так как до трех лет малышу требуется час для того, чтобы заснуть. После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки
Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников
После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки. Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников.
Родителям стоит внимательно следить, чтобы в перерывах между едой ребенок не «перебил» аппетит сладостями, или сухариками. А вот фрукты, соки, ягоды должны быть в зоне постоянного доступа, чтобы малыш сам мог съесть, например, яблоко, когда захочет. Еще одним важным моментом является высадка на горшок. Обычно эта процедура происходит до сна и после сна, после еды. Не стоит тянуть с приучением к горшку, особенно, если родители планируют водить ребенка в детский сад.
Даже кроха может делать зарядку. После сна надо сделать с ребенком несколько простых движений. Движения ручками вверх-вниз (машем крылышками), прыжки, наклоны за игрушкой, которые ребенок выполнит сразу после сна, помогут ему окончательно проснуться и вернуться к обычному жизненному ритму. Зарядка длится обычно до двух минут и должна быть игрой.