Гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры ребёнка годовалого возраста включают:
Умывания. Умывать кроху следует утром после пробуждения. Используйте тёплую воду, не допускайте её попадания в глаза
Обильно смачивайте руку и осторожно проводите ею по лицу малыша
Важно, чтобы процедура была комфортной, иначе ребёнок будет бояться умываний и наотрез отказываться от них.
Чистку зубов. Такую процедуру следует начинать проводить после появления первых зубок
Используйте мягкую силиконовую щётку (есть варианты, надеваемые на палец родителя), специальную детскую пасту
Чистки проводятся утром и вечером.
Мытьё рук. Ручки нужно мыть после прихода с улицы с использованием мыла. Перед приёмами пищи достаточно мытья проточной водой.
Купание. Купайте малыша в детской ванночке или во взрослой в специальном сидении. Поддерживайте оптимальную температуру воды – около 37-37,5 градусов. Предлагайте водные игры с резиновыми игрушками.
Как приучить малыша к режиму?
Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:
- начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
- вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
- нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
- стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
- вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.
Питание малыша в 8 месяцев: режим кормления для детей на грудном и на искусственном вскармливании
Кормление ребёнка в этом возрасте очень разнообразно. Малыш принимает пищу пять раз в день с интервалом в четыре часа между кормлениями. Это касается и детей на грудном вскармливании, и искусственников. Родители должны помнить, что в случае болезни малыша, ему можно дать грудь по требованию. Но не стоит кормить кроху каждые десять минут, чтобы он весь день проводил у груди. Маме нужно найти другие способы успокоить малыша. В 8 месяцев ребёнок уже ест каши, овощные и фруктовые пюре. И знакомится с мясом: говядина, индейка или кролик.
Грудное вскармливание — залог сильного иммунитета и здорового развития ребенка
Малышу на грудном вскармливании можно давать мамино молоко три раза в день. А вот детки-искусственники едят адаптированную смесь только два раза в день, утром и на ночь, остальные кормления составляет твёрдая пища. В сутки малыш должен получить около 600 мл жидкости: грудное молоко, смесь, соки, кисломолочные продукты.
Суточный объем прикорма для детей разного возраста
Рацион
В этом возрасте дети едят большое количество «взрослых» продуктов, однако важно, чтобы питание было не только сбалансированным и здоровым, но и безопасным. Поэтому размеры кусочков нужно определять таким образом, чтобы ребенок не поперхнулся. 11-месячному малышу можно и нужно давать:
11-месячному малышу можно и нужно давать:
- овощи (морковь, свекла);
- фрукты (яблоки, груши, персики, бананы);
- мясо;
- рыба (семга, скумбрия);
- яйца;
- макароны, крупы;
- кисломолочные продукты (творог, йогурт, детский кефир).
Овощи и фрукты чистят, нарезают на кусочки средних размеров и дают ребенку строго под присмотром взрослого. Если зубов у крохи пока совсем мало, овощи допускается отварить, а сами кусочки делать поменьше.
Жирные мясо и рыба включают в меню не чаще раза в неделю: в виде котлет, фрикаделей или отварные. Необходимо давать супы, как перетертые до состояния пюре, так и обычные. Для малышей до года подходят куриный, овощной, с фрикадельками или сваренный на некрепком мясном бульоне.
Макароны для детей выбираются небольшого размера, из твердых сортов пшеницы. Напитки весьма разнообразны: это и морсы, и соки (только разбавленные), и компоты (как из свежих плодов и ягод, так и из сухофруктов). Вечером можно предложить малышу чай с ромашкой и липовым цветом – он поможет расслабиться и настроиться на полноценный сон.
Под запретом такие продукты:
- Цитрусы и гости из тропиков (киви, ананасы, манго, апельсины) – они могут вызвать аллергию.
- Ягоды (черная смородина, малина, клубника) – по той же причине.
- Супы с фасолью, горохом, свекольник, борщ, грибной.
- Орехи.
- Конфеты и шоколад.
- Сосиски, сардельки и колбасы.
Примерный режим питания малыша представлен в таблице:
Наименование трапезы | Состав |
Первый завтрак | Грудное молоко или смесь. |
Второй завтрак | Каша (молочная или безмолочная), фруктовое или овощное пюре. |
Обед | Куриный суп, вареная морковь, ½ яйца, стакан компота. |
Полдник | Натуральный йогурт, яблоко или груша. Детское печенье. |
Ужин | Каша, пюре (овощное или фруктовое). |
Второй ужин | Стакан кефира, детское печенье. |
Отметим, что меню детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, между собой не отличаются.
Чтобы малыш понял, что ему предстоит кормление, можно использовать ритуал, нарядив кроху в яркий красивый нагрудник, который станет своеобразным сигналом обеда или ужина. В 11 месяцев нужно приучать кроху есть ложкой и пить из чашки, что, конечно, получится отнюдь не с первого раза. Следует подготовиться к тому, что ребенок будет ронять кусочки пищи, пачкаться сам, загрязнять пол, стол, одежду
Важно проявить терпение, использовать легкую кружку, обязательно ту, которая нравится ребенку
Рацион ребенка в 10 месяцев
Ежедневный рацион 10-месячного малыша должен включать в себя самые разнообразные продукты, богатые витаминами и микроэлементами, необходимыми для полноценного развития ребенка: мясо и рыбу, овощи и фрукты, молочные продукты. Не смотря на разнообразный рацион ребенка, не рекомендуется завершать грудное вскармливание. В возрасте 10 месяцев кроха все еще нуждается в материнском молоке, да и сам процесс прикладывания к груди малышу еще необходим, чтобы чувствовать себя спокойно и в безопасности. К тому же если мама продолжает кормить ребенка грудью при введении каждого нового продукта, то риск того, что новая пища плохо усвоится детским организмом, будет сведен к минимуму.
В среднем за сутки 10-месячный ребенок должен съедать не менее килограмма еды. Также рекомендуется давать малышу различные жидкости (компоты из сухофруктов, натуральные соки, морсы), так как одного грудного молока крохе уже недостаточно. Следует знать, что чай ребенку нельзя давать до 3-х лет, чтобы не спровоцировать возникновение анемии (малокровия).
10-месячному крохе в прикорм можно вводить следующие продукты:
- Отварное тесто. Имеется в виду отварная вермишель в виде молочных супов. Такие супчики можно давать ребенку вместо молочной каши не чаще чем раз в неделю.
- Рыба и мясо. Рыбу (минтай, камбалу, треску) малышу можно употреблять не чаще чем раз в неделю. И мясо, и рыбу следует готовить на пару, так как жареную и жирную пищу грудничку давать не рекомендуется – его желудок просто не в состоянии с такой едой справиться. Оптимальный вариант – отварные тефтели или котлеты, приготовленные в мультиварке. Постепенно можно ввести паштет из печени.
- Твердые фрукты и овощи. У крохи уже есть зубки, поэтому нужно давать ребенку не только пюре из отварных овощей и фруктов, но и сырые овощи и фрукты в виде небольших кусочков, которые удобно будет держать в руке (яблоко, морковь, банан). Виноград и цитрусовые 10-месячному крохе давать не рекомендуется.
- Печенье и домашнюю выпечку (творожник, кексы, овощные запеканки).
- Яйцо. Яйца должны быть сварены вкрутую. Ребенок должен употреблять и белок, и желток, но не более 1-2 раз в неделю.
Примерное меню 10-месячного грудничка:
- 7:00 Кормление грудью (если малыш находится на искусственном вскармливании — искусственной смесью – 200мл).
- 11:00 Молочная каша или молочный суп, печенье или запеканка, компот или морс.
- 15:00 Суп на мясном бульоне, овощное пюре, котлета из мяса или рыбы, натуральный сок или морс.
- 19:00 Овощное или фруктовое пюре, печенье или кекс, компот или натуральный сок.
- 22:00 Материнское молоко (если малыш находится на искусственном вскармливании — искусственная смесь – 200мл).
Для детишек такие предметы, как ложка и тарелка представляют особый интерес. Не стоит этому препятствовать – пусть малыш пытается кушать сам. Чем чаще он будет держать в руках кружку и ложку, тем быстрее он научится кушать самостоятельно. Чтобы малыш не поранился желательно приобрести для него детскую посуду, которая не будет разбиваться. Консистенция еды для ребенка должна быть как очень густое пюре, чтобы ребенку легче было донести ложку с пищей до рта.
Чем полезен режим дня для ребенка?
Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:
- польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
- с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.
Основные составляющие режима дня детей разного возраста
Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:
время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу
Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления
Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда
Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению
Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь
Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.
Коротко о нормах развития
Возраст 4 года – это время непоседливости, шалостей, подвижных игр. Ребенок много спрашивает и пробует рассуждать, иногда выдавая «перлы», которые так смешат родителей. Четырехлетка активно заводит друзей, устанавливает различные социальные связи и пробует самоутвердиться – например, посредством демонстрации интересных игрушек или физических умений.
Если обратиться к медицине, то нормы развития для 4 лет таковы:
- Речь. Ребенок строит предложения из 6-8 слов, правильно употребляет предлоги, пересказывает сказки, знает 2-3 стиха наизусть. Он может найти предмет по описанию, рассказать о событиях за день, знает свои фамилию, имя и адрес проживания. Речевой арсенал – 1000–3000 слов.
- Мышление. Ребенку легко дается счет до 9,он соотносит звуки и буквы, отгадывает загадки и осиливает простые головоломки. Ему по силам собрать конструктор по нарисованному примеру, найти отличия на картинке, вставить недостающие детали пазла. Длительность концентрации внимания увеличивается до 5 минут.
- Физические способности. К 4 годам совершенствуются координация, ловкость, мелкая моторика. Ребенок способен нанизать на леску крупные бусины, начертить непрерывную линию, заштриховать простую фигуру. Он может застегнуть молнию на одежде, развязать шнурки, хорошо владеет вилкой и ложкой.