Проверка слуха у новорожденного
Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?
Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.
Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.
Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.
Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.
Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!
Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.
Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.
Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.
Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка
Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?
В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума
Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.
Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро.
Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.
Типы тугоухости
Снижение слуха называется тугоухостью. Происходит это по множеству причин. В сурдологии выделяют несколько типов потери слуха.
Кондуктивная тугоухость
Этот тип возникает в результате того, что звук не проходит по звукопроводящей системе уха к воспринимающим нервным окончаниям. В норме звуковая волна заставляет колебаться барабанную перепонку с определенной амплитудой (наподобие струны). Вслед за ней колебание передается на слуховые косточки и жидкость, заполняющую полость внутреннего уха, после чего звук через тонкую мембрану передается к чувствительным окончаниям слухового нерва. Если на одном из этапов передача звука нарушается, то возникает кондуктивная тугоухость. Такая болезнь, как отосклероз, проявляется в постепенном снижении слуха вплоть до полной его потери, проведение звука нарушается из-за снижения подвижности соединения слуховых косточек, которые похожи на микроскопические суставы. Они замещаются патологической костной тканью и перестают правильно работать.
Кондуктивная тугоухость также может возникнуть при врожденных нарушениях строения уха (заращение слухового прохода, отсутствие или аномалии слуховых косточек), при появлении отверстия в барабанной перепонке, при хроническом отите и травмах уха с попаданием крови в барабанную полость, при разрыве соединения слуховых косточек друг с другом. В острый период гнойного или экссудативного отита в барабанной полости скапливается гной или слизь. Однако при правильном лечении слух полностью восстанавливается. Накопление серы и образование серных пробок также ведет к снижению слуха по кондуктивному типу.
Сенсоневральная тугоухость
Сенсоневральная тугоухость – это нарушение слуха, вызванное разрушением волокон слухового нерва. Когда звуковая волна в виде механического колебания достигает чувствительных волокон слухового нерва, она с помощью нейромедиаторов преобразуется в электрический импульс, который передается в конечный слуховой пункт – височные области коры головного мозга, где происходит анализ и понимание услышанного. При повреждении слухового нерва на любом его участке человек теряет способность нормально воспринимать звуки, услышанное искажается, становится кашей и смешением звуков, появляется плохая разборчивость речи. Первоначально такое может проявляться в шумной, затем и в тихой обстановке.
Сенсоневральная тугоухость может быть следствием осложнения инфекций (паротит, опоясывающий лишай, грипп, герпес ушной раковины) или нарушения мозгового кровообращения, когда слуховой нерв лишается достаточного кровоснабжения и погибает, также он может быть симптомом опухолей слухового нерва.
По сенсоневральному типу развивается и возрастное снижение слуха, которое называется пресбиакузис.
Нередко имеет место врожденная сенсоневральная тугоухость, связанная с нарушением формирования слухового нерва при внутриутробном развитии. В этом случае, если у новорожденного вовремя не будет диагностировано снижение слуха и не проведено слухопротезирование, ребенок не научится говорить. Если слух частично сохранен, то речь сформируется, однако будет сильно искажена.
Сенсоневральная тугоухость, за исключением острой формы, не поддается амбулаторному лечению. При врожденной сенсоневральной тугоухости показана кохлеарная имплантация – вид хирургического протезирования, при котором во внутреннее ухо устанавливается электронная система. Имплантация, проведенная в раннем возрасте, дает ребенку возможность полноценно расти и развиваться. Взрослым пациентам и детям с приобретенной потерей слуха помогает слухопротезирование.
Смешанная тугоухость
Смешанная тугоухость – это сочетание двух форм нарушения слуха. Она встречается при развитии нескольких патологий, которые затрагивают разные участки слуховой системы. Существует особая форма отосклероза, при которой изменения происходят в цепи слуховых косточек и переходят на слуховой нерв. В этом случае только хирургическое лечение, эффективное при обычной форме отосклероза с кондуктивной тугоухостью, не принесет желаемого результата. Практически полностью восстановить слух возможно только при помощи СА (слухового аппарата).
Что такое фонематический слух
Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.
Фонематический слух – это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.
Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.
Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим
Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте
Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных – значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».
Особенности детей с нарушением слуха
Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев
Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки
Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.
Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки — шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук — отсутствие реакции укажет на наличие проблемы
Нормальные реакции на звуки у новорожденных
Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.
Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.
Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.
Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.
Как развивается слух у новорожденного?
Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.
Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:
- движений ручками и ножками;
- изменений мимики;
- движений глазками;
- вздрагивания или замирания.
Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.
Таблица развития слуха от рождения до 1 года
Возраст | Слуховое развитие |
До 5 недель | При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться. |
1,5-4 месяца | Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука. |
4-7 месяцев | Прислушивается, поворачивая головку к звуку. |
7-9 месяцев | Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу |
9-12 месяцев | Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона |
Отклонения в развитии слуха
Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:
- ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
- малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
- в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
- ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).
Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного
Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:
- краснуха или корь во время беременности;
- увлечение алкоголем и наркотиками;
- прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.
К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды
Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили
Когда новорожденные начинают слышать
Существует мнение, что младенец в первые несколько суток ничего не слышит. Причина – наличие жидкости во внутреннем ухе.
Мнение эксперта
Анастасия Михайловна Моисеева
Практикующий врач терапевт, стаж 18 лет.
Такое мнение ошибочно. Буквально с первых минут грудной ребенок начинает слышать, правда только громкие и резкие звуки. На спокойную музыку или работающий телевизор он не реагирует.
Новорожденные способны отличать голос людей от других звуков. Самым приятным является материнский голос.
Малыши различают интонацию, скорость речи, тембр голоса. Начинают резко плакать, вздрагивать, настороженно молчать.
Если реакция ребенка на звук изначально не наблюдается, паниковать не стоит. Осознанно реагировать он начнет только к третьему месяцу жизни.
Убедиться в отсутствии отклонений родители могут в домашних условиях. Первые тесты проводятся через неделю после родов.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.
Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:
- Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
- Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
- Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
- Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
- В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
- При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
- В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.
В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.
Возраст, в котором дети начинают слышать
Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.
Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.
Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.
Дополнительные методики
С такой задачей, как проверить слух новорожденного, можно в домашних условиях, применяя несложные методы.
Рефлекс Моро
Применяя этот способ, определить пороговую слышимость не удастся. Метод позволяет исключить тяжелые степени тугоухости.
Проводится процедура следующим образом:
- Грудничка кладут на ровную поверхность, распрямив ему ножки и ручки. Насильно заставлять выпрямиться младенца нельзя.
- Хлопают в ладоши на расстоянии около 20 см от ушка. Ответом на громкий звук является вздрагивание, плач, грудничок растопыривает пальчики.
- Таким же образом проверяется и второе ушко.
Метод Калмыковой
Метод дает возможность определить восприимчивость ребенка к высоким, средним тонам.
Выполняются следующие действия:
Взять три пластиковые баночки
Каждую из них заполнить на треть разными крупами (горох, гречка, манка).
Один родитель привлекает к себе внимание грудничка, другой стоит вне зоны видимости с подготовленным реквизитом.
На расстоянии около 10 см от детского ушка сначала трясут емкостью с манкой. Таким образом издаются высокочастотные звуки.
Проводят тестирования с двумя другими емкостями.
Новорожденный малыш услышит только звук баночки, наполненной горохом. Он на время замрет или вздрогнет. Звук от более мелких круп ребенок хорошо слышит ближе к полугоду.
Если грудничок не отреагировал на емкость с горохом, рекомендуется через несколько суток провести повторное тестирование. При отсутствии положительной динамики следует обратиться к врачу.
Формирование слуховой функции
Возможно, вы удивитесь, но малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
Когда ребенок начинает видеть?
Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.
Новорожденный ребенок и его зрение
На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.
Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.
Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.
Как видят новорожденные дети?
В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.
В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.
Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.
Когда ребенок начинает различать цвета?
Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).
Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.
Развитие слуха во внутриутробном периоде
Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.
По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.
«Место жительства» малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта «звуковая среда» представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.
К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.