Подготовка и проведение процедуры
Обычно диагностику проводят амбулаторно по назначению педиатра, кардиолога, при диспансеризации или по желанию родителей. В клинике «Мать и Дитя» эхокардиография — безболезненное, безопасное, высокоинформативное обследование в комфортных для маленького пациента и его близких условиях на современном эхокардиографе. Доброжелательность медицинского персонала снимает у ребёнка напряжённость и страх перед манипуляцией.
В специальной подготовке необходимости нет. Рекомендуется воздержаться от приёма пищи за 2 часа до диагностики (для того, чтобы избежать высокого стояния диафрагмы), принести с собой данные предыдущих эхокардиографий. Ребенок во время процедуры может говорить, двигаться, но это не отразится на результатах диагностики. УЗИ сердца у новорожденного лучше осуществлять, пока он спит, но это не всегда возможно, поэтому для обеспечения максимального спокойствия малыша родителям необходимо взять с собой пустышку, бутылочку с водой или молочной смесью.
Само обследование проводят на специальной кушетке, раздев малыша до пояса и уложив его на спину, а детей школьного возраста осматривают на спине и левом боку. Датчик размещают на коже грудной клетки, смазав её гипоаллергенным гелем для более тесного контакта с аппаратом. Двигая электрод в нужном направлении, врач получает необходимое изображение на экране монитора. Исследование занимает не более 40 минут (в среднем 20 минут). В один день возможно проведение комплекса кардиологических исследований: ЭхоКГ с цветовым дуплексным сканированием, ЭКГ покоя и с физической нагрузкой.
Расшифровка результата
Данные УЗИ головного мозга у новорожденных рассматриваются в комплексе с тем, что показывают другие методы исследования. Норма сильно зависит от срока беременности, на котором родился малыш. Поэтому результаты УЗИ головного мозга новорожденных требуют тщательной расшифровки и сверки с таблицами нормативных показателей.
Тем не менее, УЗИ головного мозга имеет общие для всех детей нормативные показатели:
- Структура желудочков мозга однородна.
- Стволовые структуры без смещения.
- Извилины и борозды хорошо просматриваются.
- Симметричность мозговых структур.
- Подкорковые ядра и таламус имеют среднюю эхогенность.
Внутричерепные гематомы
Гематомы могут появиться в результате асфиксии во время родов или при внутриутробной гипоксии либо из-за механического воздействия на голову в процессе родов. Кровоизлияние диагностирует специалист при осмотре, УЗИ головного мозга подтверждает диагноз у новорожденных.
Внутричерепное давление
Целый ряд заболеваний, в том числе гидроцефалия, травмы, кровоизлияния, опухоль и различные инфекции, могут приводить к повышению внутричерепного давления. Диагноз ставится на основании комплекса данных, УЗИ головы новорожденного выполняется в качестве дополнительного обследования.
Гидроцефалия
Недуг приводит к повышению внутричерепного давления. Ребенок страдает головными болями, быстро устает. Без лечения гидроцефалия приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Нейросонография выполняется для диагностики заболевания в качестве дополнительного обследования.
Ишемия
Ишемия у новорожденных развивается в результате недостатка кислорода во время беременности или родов. В легкой степени заболевание приводит к чрезмерной возбудимости или подавленности ребенка. Более тяжелые формы характеризуются внутричерепной гипертензией и сильными судорогами
Тяжелая форма ишемии приводит к отеку мозга и коме.
Для здоровья малыша важно во время диагностировать заболевание и приступить к лечению. Для выявления недуга проводится исследование сосудов и УЗИ головного мозга новорожденного.
Кисты
Кистами называют заполненные жидкостью шарообразные полости, которые возникают на месте отмирания нервной ткани. Кисты могут появиться в различных областях мозга в качестве единичного новообразования или группой.
УЗИ головного мозга считается наиболее надежным методом диагностики подобных заболеваний для детей до года.
Рекомендации экспертного совета по нейрофизиологии Российской противоэпилептической лиги по проведению рутинной электроэнцефалографии
1. Технические требования.
1.1. Для оценки электрической активности головного мозга необходимо использовать аппаратуру с, как минимум, 19 диагностическими каналами по международной системе «10-20». При использовании терминологии по системе «10-10» часть электродов меняет свое название: T3=T7, T4=T8, P3=P7, P4=P8.
Использование канала ЭКГ обязательно. Для мониторинга других физиологических показателей могут потребоваться дополнительные каналы: электромиограмма, электроокулограмма (ЭОГ).
Запись проводится в положении обследуемого лежа на спине или сидя, диагностические пробы могут выполняться в положении обследуемого лежа, сидя или стоя.
1.2. Все системы должны иметь соответствующее заземление. При этом все оборудование в каждом блоке (палате) должно иметь общую точку заземления.
1.3. В обычных клинических условиях нет необходимости в установке специальных систем электрической изоляции пациента и оборудования.
1.4. Необходимо иметь дополнительное оборудование для генерации ритмических, интенсивных световых вспышек (ритмическая фотостимуляция). При подозрении на стартл-эпилепсию или рефлекторные стартл-приступы необходимо иметь дополнительную аппаратуру для подачи ритмических звуковых вспышек (ритмическая фоностимуляция),
1.5. Гель. Для проведения ЭЭГ используется электродный контактный гель согласно ТУ 9398-004-76063983-2005.
1.6. Электроды.
Современные аппараты ЭЭГ оснащают электродными шлемами с вмонтированными чашечковыми электродами. Наряду со шлемами рекомендуется использование сетчатых шлемов для крепления двух типов электродов: чашечковых или мостиковых. При выборе типа электродов нужно ориентироваться на техническую составляющую: при проведении обследования в положении лежа предпочтительнее использовать чашечковые электроды; в положении сидя – можно использовать чашечковые и мостиковые электроды. Практика показывает, что при проведении обследования в положении пациента сидя или лежа на спине, неоценимую помощь оказывает наличие валика, помещенного под шею обследуемого для обеспечения комфорта во время проведения исследования и максимально возможной релаксации пациента, что позволяет минимизировать физические (электродные) и физиологические (электромиография) артефакты.
Более подробно в основной статье: Электроды
1.7. Фильтры. Для обеспечения максимальной выявляемости патологической активности во время рутинной записи допустимо использовать частотный диапазон от 0,5 до 70 Гц. Необходимо иметь возможность полностью отключать высокочастотные фильтры (70 Гц и выше).
2. Протокол проведения исследования.
Проведение рутинной ЭЭГ рекомендуется осуществлять в монополярных (референтных) монтажных схемах с активными электродами, расположенными по системе «10-20» над правым и левым полушариями ГМ, и референтными электродами, расположенными справа и слева на ушах, сосцевидных отростках или других отдаленных от головного мозга точках (физический референт).
Более подробно в основной статье: Протокол проведения ЭЭГ исследования.
3. Протокол написания заключения. Отчет по ЭЭГ должен включать 4 раздела.
Более подробно в основной статье: Заключение ЭЭГ: интерпретация результатов
Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи
Невролог
Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет
Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» – просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты – ребенок 1 г. 10 мес.).
Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы
Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга
В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.
Основные характеристики ЭЭГ
Современные клиники оснащены довольно большим арсеналом, способным обнаружить почти все известные на текущий момент патологии функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Но многие из них существенно проигрывают электроэнцефалографии по информативности. Данная методика имеет поистине уникальные возможности, так как с ее помощью можно сделать видеозапись в режиме бодрствования и даже в режиме ночного сна.
Длительный видеомониторинг с высокой вероятностью покажет все особенности протекания заболевания, что обеспечит полную картину состояния пациента. В основе ЭЭГ лежит принцип фиксации импульсов, формирующихся вследствие электрической активности отделов головного мозга в ответ на действие раздражителей. Такая активность в медицинских источниках еще называется биоэлектрическая или сокращенно – БЭА.
Результатом процедуры является энцефалограмма – запись биотоков мозга на бумажном или электронном носителе. При наличии у пациента данных ранее проведенных обследований рекомендуется брать их с собой на диагностику. Это поможет врачу обнаружить прогрессирующие либо регрессирующие изменения деятельности ЦНС. По окончании обследования нейрофизиолог проводит оценку полученных материалов, опираясь на волновые показатели БЭА, – отсутствие либо, наоборот, наличие определенных колебаний и их характеристики.
Также он сможет определить область поражения и состояние пациента на текущий момент, что скорректирует дальнейшие действия лечащего врача. Высокая чувствительность методики обеспечивает обнаружение даже незначительных отклонений работы головного мозга. А комфорт при проведении процедуры делает ее незаменимой и оптимально подходящей для изучения нейрофизиологических особенностей малышей.
ЭЭГ – методика, которая не вызывает никаких болезненных и неприятных ощущений
Аппаратные обследования при задержке речи
Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):
- Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
- ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
- Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
- МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Как подготовиться к ЭЭГ
Следует отметить, что каких-либо особых ограничений, которые должны предварять проведение процедуры, не существует. Тем не менее, есть ряд правил, которым рекомендуется следовать, чтобы обследование прошло успешно и оказалось информативным.
Прежде всего, проинформируйте врача, если принимаете какие-либо препараты. Возможно, их прием придется на время отменить или изменить дозировку.
Как минимум за двенадцать часов до проведения процедуры, а еще лучше — за сутки исключите из рациона продукты, в составе которых присутствует кофеин, газированные напитки, шоколад и какао, а также продукты, в которых они содержатся, продукты с энергетическими составляющими, например, с таурином. Также стоит отказаться от продуктов с седативным действием.
Перед проведением процедуры вымойте голову. Дополнительные средства для укладки (масла, гели, бальзам, лаки и т. д.) использовать не следует, поскольку это может повлиять на качество контакта электродов с кожей.
В том случае, если основной целью процедуры является выявление судорожной активности, перед исследованием нужно поспать.
Для того, чтобы результат был максимально достоверным, пациенту нельзя нервничать и переживать. Кроме того, следует воздержаться от пребывания за рулем в течение двенадцати часов перед проведением процедуры.
Прием пищи рекомендован за два часа до процедуры.
В том случае, если пациенту назначен ЭЭГ-мониторинг сна, ночь накануне должна быть бессонной. Непосредственно перед процедурой обследуемый получит специальный седативный препарат, который даст ему возможность заснуть во время проведения электроэнцефалограммы.
В том случае, если обследование должен пройти ребенок, родителям следует предварительно психологически его подготовить к манипуляциям, объяснив, что боли и дискомфорта не будет. Можно потренироваться надевать шапочку для бассейна под предлогом игры в летчиков или космонавтов, научить малыша глубоко дышать, показав ему, как это делать, на личном примере. Накануне процедуры ребенку следует вымыть голову, не используя никакие дополнительные средства для укладки. Перед выходом из дома малыша следует накормить и успокоить. На всякий случай родителям рекомендуют взять с собой вкусную еду и питье, любимую игрушку, которая поможет успокоить и отвлечь малыша.
Обратите внимание, что, если приведенные выше правила не соблюдаются, результат ЭЭГ может оказаться не слишком точным или малоинформативным. В этом случае процедуру придется повторить
Артефакты
➥ Основная статья: Артефакты ЭЭГ
Артефакты – запись любого постороннего процесса, не являющегося непосредственным выражением электрической активности головного мозга. Артефакты накладываются на ЭЭГ и могут полностью маскировать ее. В зависимости от их происхождения артефакты подразделяют на физические и биологические.
Артефакты физического происхождения чаще всего вызываются наводкой переменного тока. При записи ЭЭГ она выражается в появлении частоты 50 Гц и может полностью маскировать запись потенциалов мозга (рис. 3). Их устраняют улучшением крепления электродов, проверкой переходного сопротивления, а также, если наводка идет по всем каналам, проверкой общего заземления прибора и пациента. Причины наводки переменного тока могут быть связаны с плохим креплением электродов, обрывом проводов, соединяющих электроды с контактными гнездами в панели коммутатора, плохим общим заземлением прибора.
Рис. 2. Электроэнцефалографические записи одного временного отрезка с различным усилениемРис. 3. Примеры паттернов физических артефактов
При поломке отводящих проводников следует заменить проводник.
При значительном сопротивлении электродов и их плохом контакте нужно смочить подушечки электродов, очистить контакты, подтянуть тяжи шлема. Технические неполадки в усилителе требуют вмешательства техника.
К артефактам биологического происхождения относятся ЭКГ-артефакт, сосудистый РЭГ-артефакт, кожно-гальванический артефакт (реакция КГР), глазодвигательный артефакт, электроокулограмма, миографический артефакт – электромиограмма, мышечные потенциалы, регистрируемые при сжимании челюстей, напряжении шейных мышц, движении губ, улыбке и при общем напряжении испытуемого. Наиболее частыми помехами могут быть мышечные потенциалы, которые очень трудно отличить от быстрых потенциалов, записываемых от мозга, наложение ЭКГ, которое обнаруживается по регулярному появлению на ЭЭГ острых пиков в такт сердцебиениям, наложение КГР в виде плавного смещения средней линии записи, влияние движений глаз и миганий, которые выражаются в виде характерных плавных или остроконечных колебаний на фоне ЭЭГ. Наиболее часто эти артефакты регистрируются в лобной, височной и затылочной областях. Глоссокинетический артефакт возникает в результате движений языком или глотания и может иметь ритмический характер, частота в диапазоне δ. Он может возникать также при жевательных движениях. В этом случае регистрируются характерные медленные колебания в сочетании с высокоамплитудной электромиограммной активностью (рис. 4).
Рис. 4. Примеры биологических артефактов
Чтобы ознакомиться с артефактами и научиться отличать их на ЭЭГ, рекомендуется их зарегистрировать. Например, при пробной записи ЭЭГ попросить испытуемого открыть, закрыть глаза, поморгать, сжать зубы, сглотнуть, покачать головой и т.д. При этом на ЭЭГ будет видно проявление артефактов в различных отведениях. Для устранения артефактов необходимо попросить испытуемого расслабиться, не сжимать зубы, не улыбаться.
Выполнение ЭЭГ
Электроэнцефалография проводится в специальной комнате, которая полностью изолирована от света и звука. Пациент садится в кресло или его просят лечь на кушетку. На голову ему предварительно надевают специальную шапочку с электродами. Во время процедуры пациент находится в комнате в одиночестве, контакт с медиками поддерживается с использованием камеры и микрофона. Если диагностика проводится ребенку, в кабинете остается кто-то из родителей.
Перед началом процедуры пациента просят несколько раз закрыть и открыть глаза, чтобы настроить аппаратуру. Во время проведения диагностики глаза должны быть закрыты. В том случае, если во время процедуры пациенту будет необходимо сменить положение или посетить уборную, он может сообщить об этом врачам, после чего диагностику приостановят.
Крайне важно, чтобы во время проведения процедуры пациент лежал с закрытыми глазами и не шевелился. В том случае, если человек приоткроет глаза или пошевелится, врач делает соответствующую пометку, поскольку эти действия должны быть учтены при расшифровке электроэнцефалограммы
После того, как ЭЭГ покоя записана, проводятся так называемые «нагрузочные пробы». Их цель — проверить, как будет реагировать мозг на ситуации, являющиеся для него стрессовыми.
Так, может проводиться гипервентиляционная проба. Пациента просят часто и глубоко дышать в течение трех минут. Также может использоваться фотостимуляция со стробоскопическим источником света. Он часто мигает, и это позволяет оценить, как мозг реагирует на яркий свет.
Нагрузочные пробы могут спровоцировать судороги или эпилептический припадок. Медики, которые проводят исследование, обладают соответствующими навыками, чтобы в случае необходимости оказать пациенту неотложную помощь.
После того, как исследование завершено, врач должен напомнить пациенту о том, что следует возобновить прием лекарственных средств, которые были отменены накануне ЭЭГ.
Общая продолжительность процедуры составляет от сорока минут до двух часов.
Расшифровка электроэнцефалограммы
При расшифровке показателей ЭЭГ врач учитывает множество факторов: возраст пациента, общее состояние здоровья, возможные показания к проведению исследования, наличие сопутствующих заболеваний.
При расшифровке электроэнцефалографии обращается внимание на показатели альфа-ритма, бета-ритма, дельта и тета-ритмов. Какая норма этих показателей у взрослого человека и какова возможная причина отклонения от нормы на электроэнцефалограмме рассмотрим ниже
Показатель альфа-ритма. Для мозга здорового взрослого человека норма показателя определяется в в диапазоне 8–13 Гц, а амплитуда показателя не должна выходить 100 мкВ. К патологии, определяемой при расшифровке энцефалограммы, относятся:
- амплитуда альфа-ритма менее 25 мкВ и свыше 100 мкв;
- превышение разницы показателей альфа-ритма между полушариями мозга до 35%;
- частотный разброс на энцефалограмме;
- на энцефалограмме фиксируется постоянный альфа-ритм в лобной доле;
- отклонение показателя волновой синусоидальности;
- отсутствие альфа-ритма на электроэнцефалограмме.
Если на энцефалограмме зафиксированы эти патологии, врач может диагностировать возможную асимметрию полушарий головного мозга, которая может развиваться вследствие ОНМК, травмы или развития опухоли. Высокая частота альфа-ритма характерна для черепно-мозговой травмы. Полное отсутствие альфа-ритма – важный диагностический признак слабоумия.
В норме бета-ритм определяется на энцефалограмме с амплитудой 3-5 мкВ в лобных долях обоих полушарий мозга. Амплитуда должна быть симметричной. Высокая амплитуда, зафиксированная на энцефалограмме, характерна для сотрясения мозга. Для энцефалита –воспаления вещества головного мозга- характерно появление коротких веретен на энцефалограмме, причем повышение этих показателей напрямую связано с тяжестью воспалительного процесса.
Если электроэнцефалограмма фиксирует повышение амплитуды на постоянной основе дельта- и тета-ритмов свыше 45 мкВ, врач может диагностировать функциональные расстройства деятельности головного мозга – невроз, неврастению, психоастению. Для тяжелых патологий центральной нервной системы характерно увеличение этих показателей во всех мозговых отделах.
Одним из диагностических признаков развития новообразования в мозге является высокая амплитуда дельта-ритма, а завышенные показатели дельта- и тета-ритмов свидетельствуют о нарушении кровообращения мозга.
В зависимости от того, что показывает электроэнцефалограмма, могут быть назначены дополнительные методы исследования и лечение.
Образец бланка для интерпретации ЭЭГ
Компьютерное ЭЭГ-обследование
Дата обследования_
Фамилия, имя, отчество_возраст_диагноз_
Общая характеристика электрической активности
1. Организована. 2. Дезорганизована. 3. Гиперсинхронна. 4. Уплощена. 5. Учащена. 6. Замедлена.
-
α-Ритм
- Частота: 7-8, 9-11, 11-13 Гц, неустойчивая.
- Регулярность: регулярен, нерегулярен, в виде групп волн, отсутствует. По данным спектрального анализа ЭЭГ индекс α составляет: амплитуда: снижена, повышена, нормальна; зональные различия: сохранены, снижены; форма α-волны: синусоидальная, заостренная, аркообразная, слабо модулированная.
- Межполушарная асимметрия: нет, слабая, отчетливая.
- β-Активность: частота, амплитуда, локализация, индекс.
- θ-Активность: частота, амплитуда, локализация, индекс.
- δ-Активность: частота, амплитуда, локализация, индекс.
- Пароксизмальная активность: острые волны и пики, множественные пароксизмы, пик-волна, билатер. синхр. вспышки-α, θ, δ.
Функциональные пробы
- Реакция активации (проба с открыванием глаз): реакция отсутствует, слабая, выраженная, провокация пароксизмальной активности или иной патологической активности.
- Гипервентиляция:не изменяет, усиливает α-, θ-, δ-актив., нарастание дизритмии, синхронные пароксизмы θ или δ, генерализованные разряды, локальные пик-волны
- Ритмическая фотостимуляция: депрессия, РУР в узком, широком диапазоне низких, высоких частот, межпол. асим., провоцирование эпи-разрядов.
- Звуковые раздражения:реакция нормальна, усилена, ослаблена
На основании картирования спектров мощности ЭЭГ выявлено: локальные проявления: неотчетливые, асимметрия, преобладание, фокус, очаг;
- топография: правая, левая, асимметрия затылочная, теменная, центральная, лобная, височная;
- стволовые знаки: незначительные, умеренные, выраженные, срединные, передние отделы.
Наши медицинские центры
-
Северное отделение (МРТ и КТ)
Удельная
Развернуть
м. Удельная, пр-т Энгельса, д. 33
ПН-СБ: с 8.00 до 22.00ВС: с 9:00 до 18:00 (МРТ)
МРТ и КТ
-
Центральное отделение (Клиническое отделение)
Фрунзенская
Развернуть
м. Фрунзенская, ул. Киевская, д. 5 к.4
ПН-СБ: с 8.00 до 20.00ВС: 09.00 до 17.0002.05.2021 — выходной
Клиническое отделение
-
Центральное отделение (МРТ и КТ)
Фрунзенская
Развернуть
м. Фрунзенская, ул. Киевская, д. 5 к.5
ПН-ВС: с 8.00 до 22.00
МРТ и КТ
-
Южное отделение (МРТ и КТ)
Ленинский проспект
Развернуть
м. Ленинский проспект, Ленинский пр., д. 160
ПН-ВС: с 8.00 до 0.00 (МРТ)ПН-ВС: с 8:00 до 22:00 (КТ)
МРТ и КТ
-
Южное отделение (Клиническое отделение)
Ленинский проспект
Развернуть
м. Ленинский проспект, Ленинский пр., д. 160
ПН-СБ: с 8:00 до 17:00ВС: выходной
Клиническое отделение
Подготовка ребенка
Проведение диагностики ЭЭГ детям требует тщательно распланированной подготовки, при которой необходимо учесть определенное количество нюансов. На первый взгляд, эти условия довольно просты, но с маленькими пациентами все может усложниться.
Так как электроэнцефалография подразумевает закрепление на голове малыша электродов, то обязательно перед исследованием или накануне нужно ему вымыть волосы, чтобы максимально обезжирить поверхность кожи. Следующие рекомендации по поводу подготовки будут напрямую зависеть от возраста ребенка.
Младенцы до года
Грудничкам делают ЭЭГ исключительно в состоянии сна, и, как правило, в дневное время. Чтобы сон совпал с диагностированием, следует учесть привычный режим бодрствования и отдыха и записаться в клинику для обследования на подходящее время. Кроме этого, рекомендуется непосредственно перед процедурой покормить малыша из бутылочки. Если же ребенок находится на грудном вскармливании, то маме нужно сцедить молоко.
Дети старше 1 года
Детям старше года ЭЭГ проводится во время бодрствования
Очень важно, чтобы маленькие пациенты на протяжении процедуры вели себя спокойно и послушно, а также выполняли все указания врача-диагноста. Особенно это сложно для детей 2-х – 3-летнего возраста
Почти все они неугомонные непоседы, и при этом еще тяжело поддаются уговорам и требованиям. Поэтому родители должны заранее позаботиться о психологической подготовке ребенка.
Детские психологи дают несколько советов, чтобы минимизировать трудности при проведении исследования. Во-первых, с малышом нужно поговорить за несколько дней до планового прохождения обследования, подробно описав процедуру как веселую, увлекательную и безопасную игру. Можно заинтриговать предстоящей будущей ролью космонавта, летчика или любимого супергероя.
Во-вторых, обязательно не забыть взять с собой в диагностический центр игрушки и книжки, которые отвлекут и успокоят ребенка
Можно захватить самые любимые и хорошо знакомые развлечения или же, наоборот, новые, способные полностью завладеть вниманием крохи. Чтобы ребенок не капризничал и не плакал, его следует покормить незадолго до процедуры
Стоит скорректировать время визита в клинику таким образом, что малыш был бодрым и не сонным, пока проводится обследование.
В некоторых случаях для определения скрытой симптоматики мозговых дисфункций от малыша может потребоваться выполнение небольших, но очень значимых для диагностического процесса заданий. К ним относится открытие и закрытие глаз, усиленные глубина и темп дыхания, прохождение различных тестов. Об этом предупреждают родителей в диагностическом кабинете заранее и рекомендуют порепетировать с ребенком дома в спокойной обстановке.
Кроме того, в домашних условиях следует примерить шапочку – спортивную или плавательную, чтобы малыш был готов к таким действиям и не сопротивлялся в ходе исследования. Обязательно предупредить врача, если малыш проходит курс лечения какими-либо медпрепаратами, так как многие из них могут влиять на мозговую активность и вызывать искажение данных. Перед самим сеансом ЭЭГ с ребенка нужно снять все украшения, не исключая и сережки, а также распустить волосы, если это девочка.
В некоторых клиниках оборудованы специальные детские комнаты, чтобы ребенок мог расслабиться
Непосредственная подготовка перед началом обследования
Электроэнцефалографию проводят в свето- и звуконепроницаемой комнате небольшого размера. В ней находится кушетка или пеленальный столик и аппаратура для диагностики. Процедура выполняется при помощи регистрирующего устройства, называемого энцефалограф. Для того чтобы записать энцефалограмму, на голову ребенка надевается специальная шапочка. Она может иметь вид тканевого шлема со вшитыми электродами либо резиновой сетки с участками для фиксации необходимого количества датчиков.
К прибору электроды присоединены мягкими проводами, которые не стесняют движения малыша. Следует отметить, что используемые для записи энцефалограммы головного мозга ребенка биотоки чрезвычайно малы, и опасаться негативного воздействия на его организм не стоит. Кроме этого, энцефалограф обязательно заземляется, что полностью снимает риск удара током.
Перед тем как закрепить электроды, диагност смачивает их гелем, физрастором или водой. Это делается для устранения между кожными покровами и датчиками воздушной прослойки. Иногда приходится протереть некоторые участки головы спиртом, чтобы убрать с них жир, выделяемый кожей. А на ушки маленькому пациенту надеваются специальные клипсы-электроды, которые не являются проводниками тока.
Заключение
Заключение составляется неврологом с соответствующей квалификацией и обязательно отражает: наличие и выраженность локальных, диффузных, генерализованных изменений, эпилептиформной активности, функциональное состояние головного мозга, указывается локализация очагов патологической активности. Интерпретация заключения проводится также исключительно врачом-неврологом.
Возрастные особенности
На сегодняшний день, выявлен целый ряд возрастных особенностей ЭЭГ детей:
- Изменение в течение 3-го триместра от медленной высокоамплитудной неупорядоченной активности к более быстрой, продолжительной, упорядоченной низкоамплитудной деятельности нейронов (изменения также продолжаются вплоть до 12 лет, соответственно созреванию различных нервных структур);
- Роландовский мю-ритм не фиксируется до 2-го года жизни (возникает на открытие глаз, блокируется при движении);
- До 2-месячного возраста дельта-волны медленные, низкой амплитуды;
- В 5 месяцев фиксируется строго ритмическая продолжительная активность;
- Появление тетта-волн на 3-6 месяц жизни;
- Появление бетта-волн с 1,5 лет;
- Появление истинного альфа-ритма (теменно-затылочная обл.) с 4,5 лет;
- Более редкие проявления тетта-волн и увеличение альфа-активности с 7-11 лет;
- Симметричность и синхронность фоновой активности нейронов;
- Отличие ЭЭГ-проявлений различных фаз сна и их продолжительности от взрослого человека (вплоть до 10-11 лет). Так REM-сон занимает до 50% у новорожденного, в то время как у взрослого – 20%;
- Более широкая вариативность нормальных ЭЭГ-паттернов у новорожденных (паттерны, подобные взрослым возникают с 3 месяцев);
- Целый ряд необычных непатологических ЭЭГ-признаков. Например, лямбда-волны, считающиеся необычными для детей (могут наблюдаться в норме с 3 лет), и хорошо исследованные у взрослых;
- Особенности реакции на различные раздражители. Так ответ на визуальные триггеры фиксируется с 3-4 мес.;
- Наибольшие индивидуальные различия в возрасте от 1 до 5 лет;
- Отличия в функции системы “зеркальных” нейронов. Так у взрослых при наблюдении, мысленном выполнении или воспроизведении различных движений происходит супрессия мю- и бетта-ритмов с дальнейшим их усилением и синхронизацией. У детей же отмечается меньшая супрессия в виду более низкого развития связей между сенсо- и премоторными областями неокортекса, а также значительная зависимость от того, овладел ли ребенок сам этими действиями. Реакция тем более интенсивна, чем лучше ребенок освоил движение;
- Возрастающая с возрастом лабильность префронтальных отделов лобной коры;
- Высокое влияние внешних факторов и большая необходимость полиграфии при мониторинге. Так эпизоды плача, гипервентиляция или физиологическая дыхательная аритмия способны вызывать артефакты или искажать определенные ЭЭГ-паттерны;
- Достижение соответствия нормальной ЭЭГ взрослого лишь к концу пубертата.