Действия родителей, если ребенок развивается в замедленном темпе
Если родителям кажется, что их малыш развивается с небольшим отставанием от сверстников или его навыки не соответствуют заявленным данным, не стоит поддаваться панике. Прежде всего необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач проведет необходимые тесты, оценит данные малыша исходя из его индивидуальных особенностей и точно скажет, есть ли повод для волнений.
Еще один важный момент – с детьми необходимо разговаривать. И это не должен быть поток бессмысленных слов. Лучший вариант – комментирование своих и его действий. Одевая ребенка можно перечислять все используемые вещи, нужно описывать их цвет, форму и назначение. Если во время прогулки описывать окружающую природу и события, это не уйдет бесследно, малыш все запомнит и однажды удивит всех своими знаниями.
Если же врач поставил неутешительный диагноз, необходимо незамедлительно обращаться в детские центры, повышающие социализацию детей. Слегка замедленное развитие можно исправить, если вовремя на это отреагировать и принять соответствующие меры. Основа успеха – регулярность занятий, не стоит надеяться на специалистов, нужно заниматься с ребенком и самостоятельно.
Главное – помнить, что успехи малыша, в первую очередь, зависят от внимания к нему родителей, достаточного количества специализированных игрушек. Если ребенок развивается самостоятельно и не получает достаточного ухода, не стоит удивляться некоторому отставанию в освоении им базовых навыков.
Развивающие и подвижные игры
С каждым днем игры ребенка становятся все более осмысленными. Обычное перекатывание мячика дает представление о форме предмета – кубик не катится, его можно передвигать, толкать, мячик стоит только толкнуть рукой, и он покатится. Пирамидка (кольца разного размера, одеваемые на вертикальную ось) становится тренажером для пальчиков. Чтобы надеть каждое колечко, требуется ловкость. Кольца у пирамидки разных цветов, поэтому можно изучать названия различных (основных) цветов и находить нужное колечко не только по размеру, но и по цвету. Отличные музыкальные инструменты получаются из кухонной посуды. Кастрюли, крышки и поварешки превращаются в ударные инструменты. Соленое самодельное тесто или готовое покупное тесто для лепки послужит отличным тренажером для мелкой моторики.
Важно! Поскольку в десять месяцев у малышей проявляется бурная деятельность, они очень старательно пытаются научиться самостоятельно ходить, необходимо помнить о правилах безопасности. Кровать уже не кажется непреодолимым препятствием, на нее очень ловко получается залезть
Поэтому сразу, как только ребенок научился залезать, необходимо показать и научить, как правильно спускаться. Лучше всего показать личным примером, как делать это правильно и безопасно. Если малыш активно встает в своей кроватке и пытается перелезть через ограждение, безопаснее будет снять одну стенку, иначе, при попытке перелезть через нее, он может получить серьезную травму.
Активность и желание постоянно двигаться необходимо правильно организовать. Можно построить полосу препятствий. Для этого пригодятся коробки, массажные коврики, поролоновые большие кубики. Можно воспользоваться готовым решением: приобрести игровой домик с трубой и наполнить ее пластиковыми шариками. Пусть с удовольствием ползает, перебирает разноцветные шарики, прокладывает себе дорогу, вместе с этим укрепляет мышцы спины.
В дополнение к тесту хорошо использовать кинетический песок, только заранее стоит запастись песочницей к нему. Он обладает несколько другими свойствами, по сравнению с тестом: держит форму, но при нажатии на него становится подвижным. Его хорошо «переливать» из одной руки в другую или в песочницу. Развивает в дополнение к мелкой моторике чувствительность пальчиков.
Занять мальчика или малышку на кухне, пока мама готовит обед, можно игрой в «золушку». Насыпать в поднос крупу или макаронные изделия. Можно спрятать там небольшую игрушку и попросить ее найти. Так развиваются тактильные навыки. Или поиграть в звуки: в баночки из-под киндеров насыпать различных круп и по очереди трясти их. Гарантировано отличное развитие музыкального слуха.
Небольшая книжка с плотными листами и яркими крупными картинками будет очень кстати. Теперь листы ребенок может переворачивать самостоятельно, по картинкам можно изучать, какие бывают животные, растения, машины, куклы, цвета, формы и пр. При чтении взрослым вслух ребенок будет запоминать слова (тренировка памяти), повторять слоги и части слов (развитие речи), соотносить название с картинкой (формирование представления о предмете).
Занятия и игры не должны утомить малыша, поэтому их продолжительность должна быть не более 10-15 минут в день.
В 10 месяцев можно и нужно знакомиться с другими малышами, ровесниками. Для полноценного развития и воспитания должна присутствовать социальная составляющая. Можно попробовать реализовать общение в песочнице, если там не многолюдно, или пригласить знакомую маму с малышом в гости. Общение пойдет на пользу обоим карапузам. Они научатся друг у друга новым навыкам, мамы тем временем передохнут за чашкой чая, наблюдая за ними.
Развивающие игры
Именно от родителей зависит успешное развитие. Как никто другой, они должны быть заинтересованы в том, чтобы на ребенка хватало времени и у папы, и у мамы. Это не означает, что родители должны найти время и деньги для оплаты абонемента в центре раннего развития детей. Успешно развивать и воспитывать можно дома. Знание букв и цифр, а также английского языка для грудничков можно отложить на будущее. Сейчас важнее двигательная активность, которую необходимо всячески стимулировать.
Как выглядит 11-й месячный ребенок
Карапуз в 11 месяцев очень сильно похож на взрослого человека, но в уменьшенной копии. Усиленно повторяя поведение взрослых, кроха часто вызывает умиление и улыбку, заставляет родителей нервничать, задумываться над новыми интересными и полезными занятиями.
На 12-м месяце жизни застать малыша в лежачем положении можно только при условии, что он спит. Все остальное время кроха с интересом изучает окружающие предметы, открывает шкафчики и коробки, откручивает и пытается сломать все, что попадается ему под руки. Вопрос безопасности исследовательской деятельности ребенка выходит на первый план. В некоторых случаях, мамам приходится практически все время думать, как отвлечь шалуна от нежелательных занятий, привлечь к игровой деятельности с подходящими по возрасту предметами.
Малыш стал очень хитрым. Все время пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача, стремится всеми силами добиться желаемого, отстоять свою позицию. Наступает время первого серьезного испытания для родителей – кризиса первого года. Малыш хочет все делать самостоятельно, требуя от родителей постоять в стороне, пока он лезет в лужу, ест песок, пытается орудовать ложкой с кашей, взять кружку с горячим чаем и т.д. Всем своим видом он показывает, что считает себя взрослым и способным решать, что и когда делать. Степень проявления кризисных явлений может быть разной. Некоторые дети легко воспринимают объяснения и уговоры, другие – не остановятся, пока не добьются желаемого, а в случае если задуманное опасно и мама просто уведет малыша, ее ждет большой скандал или длительные капризы.
Чтобы пройти первый кризис спокойно, в первую очередь нужно иметь правильный психологический настрой. Основная сложность ситуации – неготовность взрослых к таким быстрым изменениям в поведении крохи. Ведь еще вчера он спокойно сидел и играл с игрушками, а сегодня требует не держать его в попытке добраться до пробегающей мимо собаки.
Во-вторых, на семейном совете решить, что карапузу разрешено делать, а что нет, придерживаться выбранного варианта всеми силами. Кризис одного года позволяет карапузу выявить границы поведения и придерживаться их в дальнейшем. Если в семье не будет единого понимания о разрешенных действиях, то у крохи сложится впечатление, о вседозволенности, в дальнейшем будут периодически возникать проблемы с воспитанием.
В-третьих, набраться терпения. Кризисные явления будут сопровождать малыша на протяжении всего пути взросления. Чтобы малыш вырос смелым, умным, без излишних комплексов и страхов, необходимо пройти с ним весь этот путь, помогая найти правильный вариант поведения, усвоить правила взаимоотношений между людьми, понять, что можно или нельзя делать.
Отдельным вопросом формирования крепкой нервной системы становятся взаимоотношения между родителями. Ссоры и скандалы, выяснения отношений и грубые отношения могут нанести крохе сильную психологическую травму, с которой он будет сражаться всю свою жизнь. Младенческие воспоминания сотрутся, а ощущения останутся. Конечно, избежать конфликтов в супружеской жизни достаточно сложно, но стоит стараться оградить кроху от нахождения в комнате, где взрослые жарко спорят
Для гармоничного развития ребенку важно видеть своих родителей улыбающимися и счастливыми, не догадываться о существовании сложностей в отношениях
Развитие ребенка с шести месяцев до года
К шести месяцам ребенок начинает узнавать окружающий мир и свое место в нем. Для каждого месяца характерен набор определенных умений, которые должны появляться у малыша.
Развитие ребенка в шесть месяцев
Шестимесячный возраст характеризуется появлением первых навыков ползанья. Малыш легко переворачивается со спины на живот и в обратном направлении. Развиваются навыки игры и прямого использования предметов по их назначению. Ребенок отлично контролирует удержание головы, поворачивает ее в любых направлениях. Появляется навык самостоятельного сидения. Малыш эмоционально проявляет свои чувства и понимает, когда речь обращена к нему. Он начинает копировать звуки, которые издают окружающие его взрослые. В этом возрасте могут появиться первые молочные зубы.
Развитие детей в семь месяцев от рождения
В семь месяцев двигательная активность ребенка резко возрастает. Он постоянно двигается, садится и ползает. Появляются первые попытки к вставанию с помощью опоры. Речевая функция так же становится более яркой и активной. Хорошо узнает близких для него людей. Малыш может подолгу рассматривать свое отражение в зеркале и изучать свое тело. Он учится самостоятельно включать музыкальные игрушки и вслушиваться в них.
Особенности развития ребенка в восемь месяцев
Потребность в движении продолжает возрастать. Ползанье становится совсем уверенным и активным. Появляется умение подолгу концентрироваться на одной игрушке. Он хорошо встает при помощи опоры. Появляются первые короткие слова. Привязанность к родителям возрастает. Формируется понимание обращенных к нему просьб и требований. Малыш начинает открывать баночки и доставать мелкие предметы. Возрастает интерес к другим детям и предметам на улице.
Развитие ребенка в девять месяцев
Малыш начинает хорошо понимать музыку и танцевать под нее. Уверенно стоит и приседает. Различает части тела у куклы или у себя. Количество произносимых звуков и слогов значительно возрастает. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес к книгам, и с удовольствием рассматривают картинки в них. Хорошо понимает и выполняет просьбы, которые направлены к нему. Может задействовать в игре одновременно два и более предмета и находить спрятанные от него вещи.
Как развивается ребенок в десять месяцев
В этом возрасте особенно сильно развивается навык хождения. Первые шаги ребенок осуществляет с помощью поддержки за руки. Может принимать сидячее положение из стоячего. Начинает активно изучать мир с помощью открывания дверей и ящиков. Умеет копировать жесты и мимику взрослых людей. Активно танцует под музыку. В качестве игры выбирает более мелкие и сложные игрушки
Проявляет осторожность при общении с незнакомыми людьми или при нахождении в незнакомых местах.
Что происходит с детьми в одиннадцать месяцев
Данный возрастной период характеризуется появлением навыков к ходьбе при помощи поддержки за предметы обстановки. Малыш начинает четко произносить короткие и несложные слова. Знает игру в ладушки. Может указывать на свои потребности с помощью других методов, кроме слез. Самостоятельно пьет из чашки. Играет даже с самыми мелкими предметами и элементами. Меняет позу из лежания на животе в сидячее положение.
Развитие детей в двенадцать месяцев
В двенадцать месяцев ребенок совершенствует свой навык ходьбы и уже начинает достаточно уверенно передвигаться без посторонней помощи. Он абсолютно уверенно находится стоя и садится на корточки. Понимает, как пользоваться сложными предметами и может выстраивать игрушки в правильном порядке. Самостоятельно использует ложку и произносит небольшие слова. В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять свою самостоятельность.
Уровень развития десятимесячного ребенка
Развитие ребенка в десять месяцев характеризуется тем, что каждый день малыш будет радовать своих родителей чем-то новым. Особенно это касается психоэмоционального развития, которое теперь будет идти вперед просто семимильными шагами.
Малыши в возрасте десяти месяцев чрезвычайно любознательны. Им хочется познавать все новое и основная задача родителей – им не мешать. И забудьте о непогоде, о том, что на улице мокро или грязно. Крохе непременно захочется изучить лужи или поваляться в песке. Не стоит препятствовать этому, иначе прервется важная часть познания мира у малыша. А грязь отмоется, главное – не промочить ножки.
Как правило, у десятимесячных детей меняется режим сна. Многие малютки переходят на один дневной сон. При этом вечером укладывать ребенка стоит пораньше, иначе он переутомится. Если же кроха до сих пор спит днем дважды, желательно, чтобы перерывы между вторым и ночным сном был не менее четырех часов. Ведь малыш уже подрос и за меньший промежуток времени он не устанет, а соответственно вечером будет плохо засыпать.
Десятимесячные детки начинают проявлять характер. Порой это знаменуется капризами и истериками. Таким образом малыш пытается показать всем, кто в семье главный. Здесь важен правильный подход родителей. Вы сами должны обозначить ребенку, кого ему следует слушаться.
В возрасте десяти месяцев у ребенка начинает проявляться круг интересов: одни могут часами складывать пирамидки из кубиков, другие катать машинки, третьи разглядывать книжки и «калякать» карандашиком по бумаге.Будьте внимательны к своему ребенку, прислушивайтесь к его желаниям, развивайте его предрасположенности к различным способностям. При этом старайтесь не настаивать на занятиях, которые малышу не по душе. Ведь ребенка, обладающего гуманитарным складом ума, и которому нравится думать творчески, вряд ли можно заставить собирать развивающий сортер. Лучше сосредоточиться на талантах, данных малышу от природы.
Десятимесячному карапузу безумно нравится проводить время со взрослыми: играть, повторять за ними звуки, учиться чему-то новому. Теперь малыши уже отчетливо могут различать интонации речи – кроха точно знает, когда с ним шутят, а когда разговор имеет более серьезный характер, понимает, когда его хвалят, а когда ругают. При этом детки оживленно реагируют на веселые слова, звуки и интонации, награждая близких заливистым смехом и лучезарной улыбкой.
А что особенно радует родителей десятимесячных карапузов – это первые лепетные слова, произносимые малышом. И пускай эти «мама», «папа», «баба», «ляля» произносятся просто так, не неся в себе никакой информации от малыша родителям, это важная ступень на пути к началу осознанной речи. В таком возрасте малыши любят внимательно слушать речь, охотно повторяют за взрослыми различные звуки и жесты. Крохам десяти месяцев от роду очень нравится играть в «ку-ку», ладушки, различные стишки с действиями. Также малыши отдают предпочтение играм на воде и танцам.
Что должен уметь ребенок десяти месяцев?
Ваш ребенок уже может сам садиться и сидеть уверенно и продолжительно. Освоил вставание у опоры и может сделать несколько шагов. Легко управляется своими маленькими ручками с предметами, контролирует обе руки. Теперь он не просто хватает игрушки и предметы, он может их кидать. В хорошем настроении ребенок с удовольствием напевает песенки и смеется, активно реагирует на смех окружающих. Игрушки теперь не просто существуют для него, теперь он применяет их по назначению – катает мячик и машинку, пытается опрокинуть неваляшку, извлекает звуки из первых музыкальных инструментов.
Пришло время неназойливо познакомить ребенка с горшком. Только не усаживайте его на горшок силой и не ругайте, если ребенок не делает то, что вы хотите — ведь пока он просто не может контролировать свои ощущения. Основная битва за горшок еще впереди, самое подходящее время для этого настанет гораздо позже — ближе к двум годам. Пока же дайте какое-то время ему поиграть, показав на игрушках, как нужно присаживаться, и что делать. Пусть ребенок поймет, что это не страшно. Запаситесь терпением, процесс этот не простой, но рано или поздно ваши усилия дадут результат. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получится — это станет большим стимулом повторить процесс. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку вы можете прочитать вот в этих двух статьях – первая, вторая. И помните, до 3-ех лет случайные проколы — это еще не энурез и не повод обращаться к врачу.
И последний совет: не теряйте оптимизма! Первые, самые сложные месяцы в жизни ребенка уже проходят. Ваш малыш все чаще радует своими достижениями и успехами, вы научились понимать друг друга. Так что радуйтесь каждому мгновению, и обязательно находите время на то, чтобы заняться собой и отдохнуть. Радости вам и благополучия!
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
Карапуз научился сосредотачиваться на игрушках. Он настолько углубляется в изучение попавших в руки предметов, что совершенно ничего не замечает вокруг. Дитя старательно повторяет звуки, а иногда от него можно услышать даже простые слова. Речь он понимает настолько, что уверенно поворачивает голову к тому, чье имя называют, или находит глазками предмет, о котором идет речь. Кстати, малыш уже «на слух» узнает хорошо знакомых ему людей и мгновенно настораживается, услышав голос чужого человека.
В этом возрасте ребенок легко поднимается на ножки без опоры, поэтому утром можно встретить торжествующий взгляд стоящего в кроватке карапуза. А какой милый и забавный грудничок, поднявшийся на ножки у столика, и демонстративно рассказывающий что-то на своем «инопланетном» языке! Если он при этом протягивает ручку, то обязательно дайте ему свою. И он смело потопает рядом, всецело доверяя.
Ребенок в 10 месяцев умеет выполнять несложные просьбы взрослого: сложить матрешки одну в другую, подать погремушку. Эти задания простые только на наш взгляд, а для такого крохи — целый подвиг!
Дитя с уморительным старанием пытается скопировать движения взрослых, восторженно радуясь каждому успеху. А если он будет видеть одобрение, то это послужит для него мощным стимулом продолжать свое занятие.
Проведите эксперимент: поставьте перед малышом его любимую чашку вверх донышком. Он моментально потянется и перевернет ее правильно. За обедом накройте лежащую рядом с тарелкой ложечку салфеткой, и хитрец по одному только контуру узнает ее, а вытащив, потянет в рот. Вывод напрашивается сам собой: десятимесячный человечек четко знает, как должны выглядеть знакомые предметы.
Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год
- малыш уже не только плачет, чтобы что-то попросить; он может улыбнуться, если ему что-то нравится, показать недовольство мимикой, указать на желанный предмет;
- ребенок может выражать чувства к близким людям или игрушкам прикосновениями, поцелуями, объятиями;
- ребенок постепенно разрабатывает собственный «телесный язык», жестами выражая свои желания или недовольство;
- ребенок уже явно проявляет эмоции: раздражение при запрете, плач при обращении незнакомца, радость при виде близкого или новой игрушки;
- кого и что должен знать ребенок в год: близких людей (маму, папу, родственников, в том числе узнавать их на фото), а также животных и предметы, которые часто видит (может показать их на картинке, на улице);
- познакомить ребенка с книжкой можно уже в 6-месячном возрасте (есть и специальные книжки, которые можно «читать» в ванной), поэтому в годовалом возрасте ребенок может не только самостоятельно перелистывать страницы книги, но и приносить ее с просьбой почитать;
- малыш все чаще копирует действия родителей: «говорит» по телефону, «читает» газету, «забивает гвозди» игрушечным молотком, «стирает» вещи, «подметает» пол;
- родители с удивлением могут узнать собственные жесты и мимику в своем ребенке, который в этом возрасте способен не только распознавать интонацию, но и копировать ее;
- ребенок откликается на просьбы и вопросы взрослых «где мама?», «покажи ведерко», «дай шапочку»;
- если вы поете и танцуете в присутствии ребенка, он быстро научится подпевать и подтанцовывать вместе с вами;
- малышам-годовасикам обычно нравится играть в «прятки», закрывая ладошками лицо, и в «ладушки»;
- ребенка уже интересует собственное зеркальное отражение, поэтому при каждой возможности он стремится покрутиться перед зеркалом, потрогать его руками.
Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.
Особенности питания в 10 месяцев
Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.
Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.
Блюда, которые составляют основное питание:
- Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
- Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
- В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
- В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.
Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты
Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.
Техника безопасности
Возросшая активность карапуза требует от родителей повышенного внимания к вопросам безопасности. Рекомендуется:
- Убрать все мелкие, бьющиеся, хрупкие вещи из доступа ребенка. Не оставляйте монеты на видном месте;
- Закрыть все розетки заглушками, провода спрятать за мебель или под ковры;
- Химические, ядовитые, лекарственные средства убрать в недоступные места. Недопустимо хранение порошка и других моющих средств в непосредственном доступе ребенка, даже в закрытом виде;
- Острые, режущие и колющие предметы должны быть недоступны малышу;
- Объясните карапузу значение слов «горячо», «опасно», «нельзя»;
- Не ставьте на край стола или плиты горячие кастрюлю, чашку, тарелку;
- Следите за тем, чтобы электроприборы были выключены из сети, а розетка была закрыта;
- В домах с газовым оборудованием не забывайте перекрывать газ, следите, чтобы кроха не трогал вентили;
- Установите на двери ограничители, чтобы малыш не прищемил себе пальчики;
- Накройте острые твердые углы мебели плотной тканью;
- В период активного освоения малышом навыка ходьбы старайтесь предусмотреть место возможного падения и подстелить плед или другой мягкий предмет;
- Уберите или закрепите легко опрокидываемые стулья, подвижную мебель.
Дети не чувствуют опасности, они просто играют, изучая окружающий мир известными способами. Постарайтесь предугадать потенциально опасные ситуации и обезопасить своего карапуза.
Месяц шестой
В полгода у маленького сони немного изменяется ритм дня. К тому же именно в 6 месяцев развитие ребенка происходит очень быстро и стоит заранее подготовиться.
Что малыш уже умеет в 6 месяцев:
- Уже ползает уверенно по-пластунски. Поэтому надо следить за предметами на полу и в зоне досягаемости. Кроха может подобрать все, что угодно, особенно ярких цветов.
- Ненадолго его можно усаживать в позу «полулежа». Чаще всего дети в полгода еще не могут сидеть сами, но такие случаи частенько прослеживаются у физически быстро развивающихся.
- Пытаются встать на коленки из положения «лежа на животике». Это тот самый период, который готовит ребенка к ползанию на коленках. Затем малыш раскачивается в позе «попа к верху». Это говорит о правильном развитии. К случаю, если у него начало это проявляться заметно раньше, можно радоваться — ведь грудничок опережает нормы развития. Опять же у всех это сугубо индивидуально. Как и с речью, один говорит уже до года многие слова и фразы, другой — только слогами и простыми словами.
- Предметы берет в руку уверенно, перекладывает из руки в другую.
- Может ломать все вокруг, чтобы изучить, и класть в рот. Стоит исключить мелкие детали, которые легко оторвать и отломать.
- Узнает многие предметы: ложка, чашка. Учится из них пить с помощью мамы (необходимо придерживать кружку крохи, когда он пьет).
- Начинает активно развиваться интеллект. Малыш начинает связывать действия с последствиями: бросить предмет — он упадет, потрясти погремушку — будет звук.
- Начинает уверенно произносить слоги, начинает пробовать произносить согласные «ф», «д», «с» и т.д.
Совет родителям: следите внимательно за ребенком. На этом периоде может замедлиться или ускориться развитие. Но не паникуйте, если что-то идет не так, как у друзей. Развитие может приостановиться в силу особенностей, даже если до этого он развивался быстрее.
Зрение и слух
Зрение карапуза стало острым, он может воспринимать предмет не только целиком, но и его отдельные части, яркие элементы. В поисках игрушки, кроха может сориентироваться по незначительной детали. Если накрыть знакомую карапузу игрушку, оставив открытой только небольшую ее часть, попросить малыша найти спрятанный предмет, то кроха достаточно быстро отыщет загаданную вещь, ориентируясь по видимой детали и общему образу накрытой игрушки.
Благодаря совершенствованию нервной деятельности головного мозга, ребенок безошибочно отличает эмоции на лице взрослых и реагирует на них соответствующим выражением своего личика. Легко разделяет взрослых на «своих» и «чужих». Малыш уже хорошо ориентируется во внешних проявлениях эмоций: мимика, жесты, интонация. Рекомендуется быть осторожными с негативными проявлениями, стараться сохранять спокойствие и доброжелательный тон.
Развитие слуха позволяет карапузу подражать услышанным звукам, понимать обращенную речь и откликаться соответствующим образом. Ребенок понимает значение слов-запретов, реагирует на похвалу, выполняет простые просьбы. Общаться с крохой с каждым днем становится проще. Постепенно, взрослые находящиеся рядом с карапузом, начинают полностью понимать его.
Питание ребенка в 10 месяцев
В дневном рационе десятимесячного малыша уже не должно присутствовать ни грудного молока, ни смеси, только обычные продукты. Отдельное кормление постепенно следует сводить к минимуму, переводя малыша за общий стол, придвигая его в специальном стульчике к столу взрослых.
Детскую смесь и грудное молоко можно давать перед отходом ко сну и после него, а также после некоторых кормлений, вместо воды или сока по 50 грамм. В суточном меню малыша должно быть около 600 грамм молочных продуктов, по этой причине, первое и последнее кормление должно состоять из 300 миллилитров детского питания или грудного молока.
Так как малыш начинает нуждаться в большем количестве полезных веществ, представленных минералами, жирами, белками и витаминам, его меню должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Его еду лучше всего готовить на пару, жареные продукты давать еще рано. Если у крохи уже прорезались зубы, следует стимулировать жевательную функцию, давая ему небольшие кусочки отварных овощей либо мягких фруктов.
Пюрировать овощи и фрукты можно уже не при помощи блендера, а просто разминая вилкой. Также следует продолжать вводить в рацион новые продукты.
Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка
Что должен уметь делать кроха
Любознательность и активность — основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.
Особенности физического развития ребёнка:
- Одни дети в этом возрасте ползают, другие — ходят;
- Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
- Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
- Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
- Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
- Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии — пинцетный захват);
- Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
- Показывает части лица на игрушке и человеке;
- Самостоятельно заползает на диван, кровать;
- Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
- Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
- Танцует, присядает у опоры;
- Обнимает, тянет ручки.
В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».
Особенности психического развития в десять месяцев
- Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
- Узнаёт голоса знакомых людей;
- Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
- Повторяет мимику, звуки, жесты;
- Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
- Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
- Проявляет интерес к детям;
- Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
- Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
- Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».
Основания для беспокойства в 10 месяцев
Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.
Основные причины для беспокойства
- Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
- Не подражает взрослым;
- Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
- Не кивает головой «да», «нет»;
- Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.
Возможно, перечисленные отклонения — результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.