Нагрузка: когда подросток не успевает жить
Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».
Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.
Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.
Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Важный возраст
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.
Что почитать взрослым
Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов.
Что почитать подросткам
«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения с родственниками, о подростках Другие статьи автора
Плохая успеваемость, что делать, куда обращаться, чтобы улучшить умственные способности ребенка, как лечить, как помочь
Сарклиник подготовила и успешно применяет передовую комплексную лечебную программу по улучшению умственных способностей детей
Программа включает в себя комплекс аппаратных и неаппаратных методов лечения, которые улучшают память, внимание, усидчивость, трудолюбие. Улучшается работа головного мозга, коры и подкорковых структур, улучшаются речь, письмо, усвояемость и запоминание учебного материала
Все методики безопасные, безболезненные, не имеют осложнений и побочных действий, хорошо переносятся детьми в любом возрасте. Данные процедуры проводятся курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Хочется отметить, что при проведении процедур здоровым детям у них значительно улучшаются все показатели в учебе, почерк, счет, логическое мышление. После проведения процедур для улучшения умственных показателей здоровым детям, часто наблюдались случаи, когда эти мальчики и девочки занимали призовые места в школьных, районных, городских и российских олимпиадах. Ну а если у ребенка одни двойки и тройки, то есть шанс стать хорошистом. При этом не нужно забывать, что здоровая нервная система ребенка, как губка впитывает в себя всю нужную информацию (и ненужную тоже), поэтому важным моментом является помощь родителей в подготовке уроков. Успешные дети появляются у успешных родителей. Вклад в здоровье и образование детей дает хорошие дивиденды в будущем!
Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: agencyby / Фотобанк Фотодженика Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
<<Блок перелинковки>>
Отвлеките ребёнка от гаджетов
Если взрослому трудно отказаться от гаджетов, то ребёнку ещё сложнее. Помогите ему победить зависимости от мобильных игр или социальных сетей. Ограничьте время, которое школьник может проводить в интернете для развлечения, а не для учёбы. Покажите, что вы вместе с ним стараетесь избавиться от информационной зависимости. Очень сложно отвлечь ребёнка от игр, если вы сами часто зависаете на фейсбуке или в инстаграме. Опять же, показывайте ребёнку пример, станьте игроками одной команды.
https://youtube.com/watch?v=Tzb-J9NoeTs
«У меня зависимость от видеоигр»
Тяга к знаниям и любопытство — это нормальные качества для школьника. Помогите ему справиться со стрессом и всеми отвлекающими факторами. И вы увидите, что и ваш ребёнок может быть заинтересованным в учёбе и делать успехи.
Приходите заниматься в IT-школу Адукар
У нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры.
***
Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.
4 Конфликты с одноклассниками
Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.
Как помочь:
1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.
2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.
3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.
4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.
Убедитесь, что у него нет проблем в школе
Конфликты с учителями и сверстниками также могут негативно влиять на успеваемость школьника. Возможно, ваш ребёнок не ленится, а находится под большим давлением и стрессом. А своей успеваемостью он подаёт вам сигнал, что школа перестала быть для него безопасным местом. Постарайтесь открыто поговорить о его конфликтах, пообщайтесь с учителями и друзьями среди одноклассников. Участвуйте в жизни своего ребёнка, показывая поддержку и готовность помочь. Не нужно быть для него исключительно родителем, который ругает за отметки. Станьте другом.
https://youtube.com/watch?v=cS78MZMRmaU
Почему дети ненавидят понедельники
На уроке страшно поднять руку
Наталья, мама Марии, 9 лет:
— Маруся всегда была очень стеснительной. Заговорить с кем-то для нее целая проблема. Хорошо было в садике: группа у нас была маленькая, воспитатели очень внимательные, всегда спрашивали дочь, чего она хочет, помогали реализовать какие-то ее идеи.
В школе все по-другому. Класс — 27 человек, и она там просто теряется. Спрашиваю у нее: «Ты сегодня руку поднимала на уроке?» — «Нет». — «Почему? Ты же готовилась». — «Не знаю». И весь разговор. Даже не пытается показать, что знает. Учительница и не обращает на нее никакого внимания.
Но хуже всего, что она вообще ничего не хочет. Никаких идей, никакой инициативы. В какой кружок ее ни отдадим — нигде не задерживается: неинтересно. Кажется, отстанем от нее — так и будет целыми днями сидеть, ничего не делать. Но ведь так же нельзя, правда?
Песталоцци ХХI, или Школьная каторга
Мария:
— Учебная мотивация — часть общей мотивации к жизни. У ребенка показатель такой мотивации — интерес к познанию мира, радость от каких-то занятий. Если такой интерес пропал, стоит срочно обратиться к психологу.
Интересно, как у девочки возникла такая стратегия: ей нужно, чтобы ее кто-то заинтересовывал, вел за руку. Может быть, подобным образом ведет себя кто-то из близких людей. У человека много идей, но он не может реализовать их без какого-то «помогатора», она могла перенять такой подход. А может быть, стратегию невольно сформировали родители, приучив дочь советоваться каждый раз, прежде чем что-то сделать.
Со своей стороны родители могут также проанализировать следующее: возможно, нежелание учиться — это нежелание учиться в конкретном классе, нежелание заниматься в кружке — свидетельство того, что не интересна именно эта деятельность. Вероятно, какой-то интерес у ребенка есть, нужно только его найти. И тогда уже стоит отдавать Марусю в конкретный кружок, где преподаватель сможет уделить ей достаточно внимания, дать ей уверенность в своих силах.
Также стоит разобраться, как обстоят дела с освоением школьной программы. Возможно, Маруся все отлично понимает, со всем справляется, но не хочет проявлять себя и делает все средненько. А может быть, есть пробелы. В таком случае мы диагностируем уровень знаний в играх, а потом дорабатываем проблемные моменты — с помощью игр или дополнительных учебных занятий.
Дочь неделю ходит в школу, две — болеет
Оксана, мама Лизы, 7 лет:
— Лиза пошла в школу в 7 лет, как все. Но мне кажется, что она сильно отстает в знаниях от ровесников и к тому же постоянно болеет. В садике таких проблем не было, а с первого класса у дочери постоянные ОРВИ.
Конечно, мы занимаемся дома, если пропускаем уроки. Но все школьные задания даются Лизе с огромным трудом. Она говорит, что ничего не понимает, пишет медленнее всех в классе, считает получше, но порой делает ошибки в том, что вроде бы уже выучила.
При этом с занятиями раньше не было никаких проблем. Эстрадные танцы, изостудия — все было в радость, преподаватели хвалили за то, как внимательно Лиза слушает, как точно выполняет задания. Даже сейчас, несмотря на постоянные пропуски из-за болезней, ее считают очень способной. Как нам наладить школьную учебу?
Мария Швецова, педагог:
Мария Швецова
— Постоянные болезни могут быть связаны с тем, что Лиза переживает в школе. Какие-то проблемы родители могут выявить самостоятельно, в неофициальных, безоценочных беседах. Спрашивайте, как прошел день, с кем общалась в школе, что нового узнала. Проблема может оказаться в ком-то из учителей или одноклассников. Также стоит обратиться за консультацией к психологу.
Девочка не справляется с программой и, возможно, поэтому не хочет учиться. У этого могут быть разные причины. Первая — психологическая, она выявится в разговоре с родителями или специалистом. Вторая — в незрелости нервной системы, высших психических функций.
Если есть трудности с чтением, пониманием текста, стоит обратиться к нейропсихологу (такую рекомендацию может дать и психолог).
Ребенок долго делает домашнее задание, постоянно отвлекается? Возможно, ему сложно выстраивать порядок своих действий.
На то, что кажется элементарным: открыть учебник, прочитать задание, записать условие — расходуется много энергии.
В этом случае можно помочь: последовательно проговаривать алгоритм действий (достать тетрадь, записать «домашняя работа», прочитать задание и так далее) и делать паузу после выполнения каждого из них. Таким образом ребенку будет легче планировать и контролировать свою деятельность.
Если девочке не очень понятны объяснения учителя, на помощь придут каналы с обучающими мультфильмами, например, «Шишкина школа». Программа первого-второго классов в них изложена очень коротко и емко. Перед выполнением домашнего задания можно смотреть мультфильм по теме урока. Это и знания поможет подтянуть, и настроение повысит.
Как вызвать желание учиться
Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.
С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.
Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.
- Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
- Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
- Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.
Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем
На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.
В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына
Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.
У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
Вывод
Причина нелюбви к школе обычно кроется в конфликтах с одноклассниками и/или учителями. А порой подростки просто не приемлют классно-урочную систему и бюрократию.
Если ребёнок ходит в школу через силу, поговорите с ним. Возможно, ему будет лучше на семейном обучении, тогда вопрос о том, что ребёнку не нравится учиться, отпадёт сам собой.