Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев?

Можно ли переходить на общий стол?

Можно, но очень осторожно и постепенно. Многие родители спешат перевести своего годовалого карапуза на еду из общего стола

Возможно вам такой перевод облегчит приготовления пищи, но наличие нескольких зубов и умение пережевывать твердую пищу еще не означает, что ребенок готов питаться взрослыми блюдами.

Запретными продуктами для малыша остаются:

  • грибы;
  • консервы;
  • копчености.

По возможности, лучше не спешить с жаренными блюдами, цитрусовыми, орехами и шоколадом. Специалисты не рекомендуют так рано нагружать ферментативную систему ребенка такими продуктами.

Для 12-месячного малыша стоит продолжать готовить пищу способом варки, запекания или приготовления на пару. По прежнему, для питания карапуза нужно выбирать только свежие продукты и чистую кипяченную воду.

Основную часть рациона , как и раньше, составляют молочные блюда. Уже наступило подходящее время, чтобы предложить малышу макаронные изделия с молоком, полноценные молочные каши и пудинги. Из творога можно приготовить запеканку и суфле.

Нежирное мясо и рыбу стоит давать в виде фрикаделек, паровых котлеток или запеченного суфле. С разнообразными сосисками, сардельками и колбасами нужно повременить!

При условии отсутствия аллергии годовалого ребенка можно угостить фруктовым салатом с нежирными сливками или йогуртом.

Не нужно забывать о питьевом режиме! Поите ребенка столько, сколько он требует. Помимо чистой кипяченной или детской воды, малышу можно предложить:

  • фруктовые соки (яблочный, морковный, персиковый, абрикосовый);
  • не крепкие травяные чаи (ромашка, мята, мелисса, фенхель);
  • компоты из сухофруктов и свежих ягод;
  • настой шиповника.

Маме малыша нужно все так же тщательно следить за реакцией маленького организма на каждый новый продукт!

Пример приблизительного рациона 12-месячного карапуза:

ВремяПродукт
8.30Молочная каша — 180 — 200 мл (подойдет гречневая, рисовая, манная, перловая, ячневая, кукурузная, мультизлаковая) Желток (половина) Фруктовое пюре — 40 мл-50 мл Фруктовый сок — 50 мл
12.30Бульон 20 — 30 мл Овощное пюре 180-200 гр Хлеб пшеничный 10 гр Мясное или рыбное блюдо 70 гр Фруктовый сок 50 мл
16.00Творог 70 гр Фруктовое пюре 50 мл
19.00Овощное пюре 200 гр (или молочная каша 200 мл) Йогурт (или кефир) 100 мл

В промежутках между едой, ребенку можно предложить галетное печенье, кукурузные палочки без добавок, яблоко или банан. Чрезмерное злоупотребление “перекусами” между основными приемами пищи грозит малышу отсутствием чувства голода и плохим аппетитом во время обеда или ужина.

Кормление грудью все еще не теряет своей актуальности. Помимо определенной пищевой ценности, теперь оно несет больше психологический смысл. Малыш знает, что самый родной человек рядом, под грудью он быстрее успокаивается и засыпает. Поэтому не стоит спешить отлучать ребенка. Определенного срока прекращения грудного вскармливания не существует. Малыш сам вам подскажет, когда будет готов к этому.

Зубы

Чаще всего к 9-ти месяцам кроха уже обзавелся 4-мя передними зубами и в ближайший месяц могут появиться 2 верхних боковых резца. К сожалению, появление зубов у младенца сопровождается неприятными ощущениями для крохи. Чтобы помочь преодолеть это состояние можно обратиться к педиатру за консультацией по вопросу использования геля для снижения болевых ощущений. Неплохо снизить зуд в деснах помогают специальные прорезыватели.

Некоторые дети реагируют на прорезывание зубов повышением температуры. Если показатель температуры тела не превышает 38,5 градусов, то применения жаропонижающих и болеутоляющих средств не требуется. При повышении температуры выше этого показателя и сложностях со снижением до нормальных границ следует проконсультироваться с педиатром. Прорезывание зубов иногда влияет на иммунитет карапуза, приводя к наслоению на прорезывание бактериальной инфекции. Если у вас есть сомнения в причинах, вызвавших температуру, обратитесь к участковому педиатру для консультации.

Развитие малыша с 9-12 месяцев

Дети ориентируются в окружающем, понимают речь взрослого, умеют действовать разнообразно с предметами и двигаться. Ребенок бодрствует 3-3,5 ч, спит днем 2 раза. Меняется ритм кормления. Дети проявляют самостоятельность в кормлении: держат чашку и пьют из нее, активны в купании, одевании, присаживании на горшок.

К 12 месяцам знают, где их горшок, приносят его, пытаются снять штаны. Все действия ребенка эмоционально окрашены. При взаимодействии с незнакомым взрослым реакция страха постепенно замещается новыми выражениями – робости, стеснения, любопытства. Ребенок жмется к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывая на новое лицо. Другая реакция – один из признаков отклонения от нормального развития.

Общение с ребенком поддерживается с помощью различных ярких предметов и игрушек, которым ребенок активно манипулирует. Реакция страха преодолевается ориентировочно-исследовательской деятельностью. Комплекс оживления закономерно исчезает. Из безусловных рефлексов сохраняется только сосательный, который тоже в значительной степени ослабевает.

Как играть с ребенком в год

Развитие малыша происходит через игры. Не зря занятия с малышом называют развивающими играми. Поэтому, чтобы ребенок рос умным и активным, нужно как можно больше играть с ним, используя различные игрушки.

Игрушки для ребёнка в год:

Кубики

Пластиковые, мягкие, деревянные — не важно какие, главное, чтобы малыш начинал строить башню хотя бы из 2-3 кубиков.

Пирамидка. Для начала стоит выбрать пирамидку из 3-5 колец, затем можно купить пирамидку из 10-20 элементов

В год желательно, чтобы малыш овладел навыком нанизывания колец на стержень, а ближе к 2 годам можно обучать его сортировать кольца по размеру и цвету.

Книжки с плотными страницами из картона. Хорошо, если в них будут крупные картинки несложных расцветок — малыши любят рассматривать такие иллюстрации.

Сортер. Сейчас можно купить такие игрушки разных видов и ценовых категорий. Для ребенка 1 года нужно выбрать максимально простой сортер.

Мягкие игрушки, похожие на животных. Обычно в год ребенок выбирает свою любимую игрушку и совершенствует на ней различные навыки: кормит, носит, причесывает, укачивает.

Стаканчики. Пластиковые стаканчики различных размеров и цветов будут помогать малышу развивать фантазию и мелкую моторику.

Игрушками для развитияв год могут служить различные предметы обихода.

Коробочки, пакеты, поварешки, шкатулки, щетки — все это вызывает неподдельное любопытство у малыша и, как показывает практика, является даже более интересным, чем покупные игрушки.

Развитие мелкой моторики у ребенка в год

Чем более развита мелкая моторика, тем лучше развивается речь крохи. Для совершенствования мелкой моторики не обязательно покупать дорогие игрушки — все есть под рукой!

Для игр с ребенком подойдет манная крупа: ребенок может рисовать по ней пальчиком или искать спрятанные в крупе мелкие предметы.

Макароны разных размеров и форм хорошо подходят для сортирования.

Крупы — гречка, перловка, рис могут служить отличной игрой: малышу интересно и весело пересыпать крупу, искать в ней игрушки или просто перебирать.

Сделайте тактильную книжку — приклейте к страницам картонной книги кусочки ткани, меха, кожи: так малыш будет знакомиться с новыми для него ощущениями.

Как научить ребенка говорить

В год малыш не говорит полноценно, однако родители могут стимулировать развитие речи. Для этого постоянно разговаривайте с ребенком:

  • Каждое свое действие объясняйте: «сейчас мы идем мыть руки», «пойдем гулять», «одеваем кофточку»…Постепенно малыш привыкнет к фразам и будет пытаться сам их выговаривать.
  • Слушайте песенки, читайте книжки.
  • Говорите простые слова по слогам, обязательно показывая артикуляцию (движения своих губ, языка).

развитие ребенка в год

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Умственное и психическое развитие детей

Развитие психики ребёнка в большей степени обусловлено генетикой, но насколько малыш реализует свой потенциал зависит от общения с другими людьми. Его недостаток может привести к необратимому отставанию психического развития.

В первые 4 года формируется 50% интеллекта, а к 8 годам – ещё 30%. Таким образом, на всю оставшуюся жизнь остаётся лишь 20%

До трёх лет ребёнок лучше всего усваивает знания, поэтому для этого возраста особенно важно, чтобы он получал как можно больше новой информации. Но это должно происходить с учётом некоторых особенностей, которые мы рассмотрим ниже

Что влияет на развитие психики ребёнка

Усвоению знаний способствуют исключительно положительные эмоции

Поэтому, если ребёнок будет постоянно испытывать негатив, то процесс обучения замедлится.
Важное значение в приобретении информации также имеет импринтинг. Это мгновенное запечатлевание

Иными словами, это любовь или нелюбовь «с первого взгляда», которые определяют отношение ребёнка к конкретной ситуации, а также его желание получать новые знания.
Дети крайне ненасытны в потребности получения новых впечатлений. У них очень быстро пропадает интерес к чему-либо, переключаясь на что-то новое. Прервать эту цепочку может только утомление малыша. Здесь важно найти «золотую середину», так как недостаток информации приводит к торможению развития психики, а её избыток – к переутомлению.
По мере созревания центральной нервной системы у ребёнка появляется необходимость в усложнении получаемой им информации. Поэтому, чем старше малыш и чем выше интеллект, тем более сложные знания он требует.

Развитие речи

Речь ребенка на 12-м месяце жизни начинает переходить в новую стадию. От запоминания и понимания обращенной к малышу речи, формирования пассивного словаря, карапуз постепенно переходит к активному говорению. В норме, если к году кроха произносит, хотя бы 1 полноценное слово, подразумевающее под собой предмет или человека, но в большинстве случаев дети говорят от 3 до 15 полноценных слов или их сокращенные формы. Малыш постоянно что-то произносит, среди лепета четко прослеживаются слоговые цепочки, распевное произношение.

К концу первого года жизни, основным способом общения с родителями остаются эмоции, к которым постепенно присоединяются слоговые цепочки

Для получения желаемого предмета малыш может привлечь ваше внимание окриком, указать пальчиком на интересующий предмет и произнести первый слог названия. Это очень хорошо

Старайтесь понимать вашего ребенка, повторяя вслух название указанного предмета. Сюсюканье и уподобление детской речи на данном этапе не желательно. Если малыш на машину говорит «би-би», согласитесь, но назовите слово правильно.

Ближе к году стоит постепенно приучать малыша к новым формам изучения окружающего мира. Разнообразные экскурсии по городу, походы в гости, предложение поиграть с другими детьми в песочнице будут полезны малышу. Наблюдая, как другие люди общаются между собой, каким образом организуют совместную деятельность, карапуз будет стремиться включаться в этот процесс, стараться развивать активный словарь.

Основанием для беспокойства в вопросе развития речи ребенка на 12-м месяце жизни должно вызывать отсутствие:

  • реакции на собственное имя;
  • лепета;
  • 1 слова с вложенным смыслом (мама, папа, на, дай).

В случае, если вас беспокоит скорость появления у карапуза первых словесных форм, его реакция на собственное имя или другие речевые особенности, следует обратиться к участковому педиатру или неврологу.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Развитие двигательной активности у детей

Между моторным развитием и центральной нервной системой ребёнка имеется прямая зависимость. По мере созревания нервной системы у детей формируются новые двигательные навыки.

В первые 3 месяца внутриутробной жизни обеспечивается поддержание тонуса и простые движения тела. А во вторую половину беременности появляются рефлексы и хаотичные движения, которые прослеживаются в первый месяц жизни ребёнка. Также после рождения формируются более совершенные структуры нервной системы, чем обусловлено появление координированных, более сложных движений у детей.

Четвёртый месяц является важным для будущего становления произвольных движений, таких как прыжки, стояние на одной ноге и бег.

С шестого месяца начинает развиваться тонкая моторика. Анатомические структуры, отвечающие за неё, созревают к 1,5 – 2 годам, но функционально она совершенствуется на протяжении всей жизни.

До 5 – 6 лет развитие двигательной деятельности обусловлено генетическими особенностями, но в последующем на способности ребёнка оказывают влияние образ жизни и тренировка мышечной системы.

Сроки формирования движений у детей 1 года

ДвиженияСредний возрастГраницы нормы
Улыбка5 нед.3 – 8 нед.
Гуление7 нед.4 – 11 нед.
Держание головы3 мес.2 – 4 мес.
Направленные движения рук4 мес.2,5 – 5,5 мес.
Переворачивания5 мес.3,5 – 6,5 мес.
Сидение6 мес.4,8 – 8 мес.
Ползание7 мес.5 – 9 мес.
Произвольное хватание8 мес.5, 7 – 10 мес.
Вставание9 мес.6 – 11 мес.
Шаги с поддержкой9,5 мес.6,5 – 12,5 мес.
Самостоятельное стояние10,5 мес.8 – 13 мес.
Самостоятельная ходьба11,5 мес.9 – 14 мес.

Немного о кризисе первого года жизни

В годик у малыша возникает своеобразный протест на все «нельзя» которые он слышит. Но родителям не стоит злоупотреблять запретами, нужно оставлять малышу свободу для развития и познания окружающего мира. Все действия ребёнка, которые могут привести к нежелательным или опасным последствиям, необходимо переключать на идентичные им, но в более мирном контексте. Например, попытки малыша порисовать на обоях можно заменить рисованием пальчиковыми красками на полотне обоев, расстеленном на полу. Желание ребёнка участвовать в приготовлении салата можно воплотить в отрывании веточек петрушки от стебельков, перемешивании салата ложкой.

Любимые игрушки для годовалого ребёнка — различные каталки и машинки, которые можно возить за собой

Ребёнку очень важно понять, что он имеет власть над предметами — он может изменять их положение в пространстве при помощи собственных усилий

Что это такое — «кризис первого года» — родители поймут, когда их любимое чадо будет закатывать истерику по малейшему поводу, падая на пол и стуча ножками. Не нужно ругать малыша за такие выпады — он не виноват, что в данный момент его потребности вырвались далеко вперёд от возможностей

После истерик ребёнка нужно успокоить, переключить его внимание на другое занятие. Когда же он снова будет в хорошем настроении — необходимо поговорить с малышом о прошлой ситуации, объяснить, почему ему было отказано в том или ином действии

В результате такой работы очень скоро малыш будет мягче реагировать на запреты, а его истерики исчезнут.

Для того, чтобы ребёнок мог проявлять самостоятельность, можно предоставить ему свободу выбора. Например, при одевании на прогулку ему нужно позволить выбрать себе кофточку или шапку, которую наденет сегодня. Во время прогулок он может выбирать свой маршрут, «вести» маму за собой. Перед едой ребёнок может выбрать блюдо, которое он хочет съесть — нужно предложить ему на выбор несколько фруктовых пюре или соков. Таким образом, ребёнок будет ощущать, что он большой, что он имеет право на собственное мнение, и станет гораздо спокойнее, увереннее в себе.

Что можно предпринять родителям

Научить ребенка хорошо говорить можно, создав благоприятные бытовые условия:

отключенный телевизор и компьютер;
внимание близких людей.

Необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда крохе потребуется озвучить свои желания. Если он, как и раньше будет мычать и только показывать пальчиком на желаемый предмет, взрослым нужно «не понимать», чего он хочет и подталкивать его к произношению заветных слов.

Распространенные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить кроху говорить.

  1. Самый простой «скажи слово». К примеру, «скажи кот» (собака, мама, баба).
  2. Познавание предметов, при котором мама подводит ребенка к предмету, выразительно его описывает и четко произносит его название. Здесь ребенок уже осознает, о каком предмете идет речь и познает окружающий мир. К примеру, машинку можно покатить, мама произносит «машина едет», машина стоит» и пр.

Развиваем мелкую моторику

Для мелкой моторики рук отлично подходят пальчиковые игры. Им нужно посвящать по 10-15 минут ежедневно, но не больше. Не нужно пытаться научить малыша всему сразу, достаточно 2-3 игр. Затем их можно заменить новыми.

Самой известной игрой, которая нравится всем деткам, является «сорока-белобока». Мама проговаривает стишок, зажимая пальчики крохи. Можно предложить игру-считалку, когда каждый пальчик загибают, перечисляя родственников. Малыши изучают мир касанием, поэтому можно создать настоящий пальчиковый театр, сшить интересных ярких животных и играть с ними.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Необходимо тренировать речевой аппарат с самого раннего возраста. Так кроха научится быстрей осваивать новые слова. Для этого:

  • упражнения делают регулярно, так как новые звуки нужно закреплять постепенно;
  • не предлагают ребенку больше 2-3 упражнений за один раз;
  • занятия не должны длиться дольше 10 минут;
  • пройденные упражнения нужно периодически повторять для закрепления;
  • гимнастику нужно проводить в игровой форме, чтобы монотонные движения казались крохе интересными и занимательными.

Упражнения можно делать такие:

  • «покажи забор». При этом ребенок смыкает зубки и широко улыбается;
  • «открыли-закрыли ворота», когда малыш должен на несколько секунд открывать и закрывать ротик;
  • «рисуем». При этом кроха пытается рисовать язычком по губам, зубкам и небу.

Все упражнения мама проводит вместе с малышом, даже когда он хорошо их усвоил.

Игры и мультфильмы

Правильные обучающие мультфильмы помогают ребенку научиться освоить речь благодаря тому, что красочные герои грамотно и четко проговаривают каждое слово. Малыши быстро запоминают высказывания и стараются произносить их в обычной жизни, подражая любимым персонажам.

В интернете есть много развивающего материала, который научит кроху не только говорить, но и понимать окружающий мир.

Дополнительные советы

Специалисты советуют не паниковать, если ребенок не говорит в 2 года. Затрудненность речи может скрываться в недостаточном общении родителей с ребенком. В детском саду дети быстро наверстывают упущенные моменты и адаптируются к новому обществу, где приходится общаться словами, а не жестами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий