Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Диагностика дислалии

Диагностика комплексная и включает в себя следующие основные этапы:

  1. Сбор анамнеза. Врач проводит опрос пациента и его родителей. Специалиста интересует, не было ли у матери проблем во время беременности (угроза выкидыша, инфекционные заболевания и так далее), как проходили роды (были ли они естественными или делали кесарево сечение, не получал ли ребенок во время родов или сразу после них травмы головы и так далее).
  2. Изучение медицинской карточки пациента. Врач изучает, какие заболевания перенес малыш, и нет ли среди них патологий, которые могут привести к развитию речевых нарушений.
  3. Различные тесты, в ходе проведения которых специалист определяет уровень развития речи, психомоторики, ОДА пациента.
  4. Оценка уровня развития речевого аппарата ребенка.

Помимо речи специалист использует при диагностике дополнительные материалы.

Если причиной нарушения речи у ребенка являются органические нарушения речевого аппарата, то в процессе диагностики и лечения помимо логопеда должны участвовать и другие специалисты (стоматолог, ортодонт). Кроме этого, может потребоваться осмотр ребенка неврологом и хирургом. Если в ходе осмотра у пациента была выявлена тугоухость, то необходим осмотр оториноларинголога.

Диагностика дислалии

Правильная постановка диагноза обеспечивается сбором анамнеза. Логопед проводит с ребенком беседу, которая позволяет определить пробелы в звукопроизношении. Дополнительно задаются вопросы родителям относительно разговорных навыков ребенка. Информация собирается вплоть до характера протекания беременности. Выявляются факторы, которые могли повлиять на процесс развития малыша

Крайне важно определить, нет ли у ребенка болевых ощущений в области шеи или ротовой области. Конечным этапом диагностического исследования считается тщательный осмотр органов артикуляции

Способы диагностики

Собственно определение дислалии и выявление ее причин является первой стадией логопедической работы. Диагностика предполагает использование специальной логопедической схемы. Она представлена ниже.

Сбор анамнеза

Логопед проводит детальный опрос родителей, в ходе которого выясняет детали его развития в дородовом и послеродовом периоде. В частности, уточняется:

  1. Какая по счету была беременность и как она протекала. Были ли осложнения во время вынашивания, родов или в первый месяц после рождения.
  2. Как проходило психомоторное развитие.
  3. Нормально ли функционируют органы слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  4. Какие болезни присутствуют в медицинской истории.

Затем проводится осмотр органов периферического речевого аппарат и выявляются недостатки, которые могли бы привести к нарушениям речи. По итогам составляется первичная характеристика.

Оценка моторики

Проводится обследование, позволяющее понять, может ли ребенок делать четкие и осознанные движения губами, языком и другими органами. Проверяется не только подвижность, но и тонус мышц, способность удерживать артикуляционную позу, быстрота смены позиции и другие факторы. В большинстве случаев звукопроизношение при дислалии дошкольников страдает именно из-за недостатков артикуляторного аппарата.

Диагностика произношения

Выявление дефектов при произношении разных фонемов проводится с помощью дидактических материалов. Логопед беседует с ребенком и в ходе этого определяет какой звук требует исправления или постановки. Обычно этого бывает достаточно, чтобы понять механизмы дислалии в конкретном случае и определить направления дальнейшей работы.

Проверка фонематического слуха

На этом этапе логопед просит повторить за ним некоторые слова или предложения, содержащие в себе искомый фонем и максимально похожий на него. В результате становится очевидно, кроется ли проблема дефектного звукопроизношения в неправильной артикуляции и привычке или ребенок просто не способен различать звуки.

Преодоление дислалии разными способами

Устранять дефекты, лежащие в основе дислалии, можно разными способами. Выбор конкретного метода лечения зависит от причин нарушения, возраста и некоторых других факторов. Методика коррекционной работы при дислалии может быть основана на:

  1. Подражании. Логопед предлагает пациенту усваивать номы произношения фонема, пользуясь слуховым, зрительным и тактильным анализаторами. Говоря простым языком, специалист просит ребенка выполнять задания в точности так, как это делает он сам. Для точного копирования в коррекции и лечении всегда используется зеркало.
  2. Механическом воздействии. Логопед воздействует на периферические органы речи пациента руками или специальными инструментами для лечения, чтобы поставить их в нужную артикуляционную позу. Задача ребенка – усвоить ее и научиться самостоятельно воспроизводить. Методика коррекции особенно популярна при проблемах с мышечным тонусом, поскольку помогает малышу прочувствовать свой язык, губы, щеки и устранить артикуляционный дефект.
  3. Смешанном воздействии. Сочетает в себе работу двумя способами, представленными выше. В большинстве случаев коррекция дислалии у дошкольников проводится именно таким путем. Для одних фонемов используется подражание, тогда как позы для произношения других не обходятся без искусственной механической постановки.

Лечение дислалии

Если у вас появились подозрения, что у ребенка дислалия, следует немедленно обратиться за помощью к логопеду. Если малыш вялый, замкнутый, то необходима консультация невролога, чтобы исключить дизартрию.

Коррекция дислалии проходит в несколько этапов:

  • подготовительный – развитие слуховой памяти и фонематического слуха;
  • формирование первичных навыков звукопроизношения с помощью артикуляционных упражнений;
  • автоматизация звуков в речи.

Регулярные занятия с логопедом – обязательное условие для успешного лечения заболевания, но продолжать тренироваться следует и в домашних условиях. Расскажем о нескольких основных упражнениях. Помните, что сначала все движения выполняет взрослый, чтобы ребенок понял, как и что он должен сделать.

Независимо от того, какие звуки нужно поставить, комплекс следует всегда начинать с двух упражнений.

1. Строим забор

Широко улыбнитесь, так, чтобы были видны плотно сомкнутые зубы обоих рядов (как будто вы произносите звук ). Старайтесь удержать в этом положении губы на 5 -10 сек. Если у малыша не получается удержать нижнюю губу, попросите его пальчиком опускать и поднимать только ее, держа рот закрытым.

2. Делаем трубочку

Вытяните округленные губы и удерживайте их в так в течение 5-10 сек. При этом рот должен быть закрыт, а зубы сомкнуты. Маленький совет: предложите малышу дотянуться до конфетки или кусочка фрукта и взять лакомство одними губами, держите угощение на расстоянии 1-2 см от рта.
Цель этих двух упражнений – научить контролировать движения губ и нижней челюсти и выполнять комплекс без их участия.

Для постановки , и нужно отработать точные и сложные движения языком. Например, хорошо помогает следующее упражнение.

3. Забиваем гол

Положите на стол, перед которым вы сидите с ребенком, ватный шарик. Чуть дальше поставьте два кубика, это будут ворота. Вытяните губы и старайтесь как можно дольше дуть на «мячик», загоняя его в «ворота»

Важно дуть непрерывно и следить, чтобы щеки во время выполнения не двигались

Для артикуляции , , и нужно научиться выполнять языком множество тонких движений. Здесь пригодится такое упражнение.

4. Сладкое варенье

Со слегка приоткрытым ртом оближите верхнюю губу. Двигайте языком вверх-вниз. Распластайте его так широко, как можете, чтобы он боками касался уголков рта.

При артикуляции и работают сразу несколько частей языка: кончик, спинка и края. Одновременно все их задействовать помогает следующие упражнения.

5. Пароходный гудок

Произносите так долго, как сможете, подражая гудку парохода. При этом кончик языка опущен к низу рта, а его спинка поднята.

6. Лошадка

Улыбнитесь, покажите зубы, пощелкайте языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Сначала щелкайте медленно, потом ускорьте темп.

Следующее упражнение поможет различать свистящие и шипящие.

Свистим

Произнесите долго, так, как будто из воздушного шарика выходит со свистом воздух. При этом губы сложены в улыбке, зубы сомкнуты, язык находится за ними, а выходящая воздушная струя холодная.

Шипим

Произнесите длительно, удерживая язык за задними зубами, при этом выходящая воздушная струя теплая, а губы округлены.

На различение глухих и звонких следует выполнять такое упражнение.

Поезд

Несколько раз произнесите , сначала медленно, потом быстро, подражая стуку колес поезда. Приложите руку ребенка к шее, туда, где находятся голосовые связки. Он должен убедиться, что голосовые связки остаются неподвижными. Теперь произнесите , голосовые связки завибрируют. Поэкспериментируйте с другими согласными.

Мы перечислили только некоторые упражнения, которые помогут не потерять достигнутых навыков, если вы вынуждены сделать перерыв в занятиях с логопедом. Обязательно строго следуйте всем рекомендациям, которые вам дает педагог.

Прогноз при своевременной коррекции благоприятный. В подавляющем большинстве случаев звуки появляются и автоматизируются в течение 5-6 месяцев.

Понятие дислалии и ее характеристика

Дислалия – это речевое нарушение, которое возникает у людей с нормальным слухом и в отсутствии неврологических проблем. Чаще всего встречается у детей и обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но некоторые виды характерны и для взрослых. Правда если у детей с возрастом дислалия стирается, то у старшего поколения она постепенно усугубляется, поскольку стареет и деформируется речевой аппарат.

Дислалии в МКБ-10 соответствует код F80, а значит и относиться к ней следует как к болезни. Говоря об общей ее характеристике, следует отметить, что она может встречаться в разных формах. В первую очередь к дислалии относятся дефектное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Несколько реже проявляются проблемы в звукопроизношении заднеязычной группы фонемов, а именно, мягких и твердых Г и К. Самой редко встречающейся можно считать дефект проговаривания звука Й.

Дислалия – нарушение речи, основанное не только на ошибочном произношении звуков, но и неправильном их восприятии. Собственно говоря, именно второе часто становится причиной первого, хотя эта взаимосвязь сложна и многостороння.

Симптомы дислалии у детей

Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.

Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.

Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.

При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.

Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.

Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Виды дислалии

Выделяют следующие основные формы дислалии:

  • простая — пациент неправильно произносит одну группу звуков;
  • сложная дислалия — пациент неправильно произносит две и более групп звуков, такой вид заболевания также называют полиморфной дислалией.

Для удобства различные нарушения произношения сформированы в группы, каждую из которых обозначают термином, образованным от одной из греческих букв.

Таким образом, различают:

  • ротацизм — у пациента проблемы с буквой р;
  • хитизм — проблемы с буквой х;
  • ламбдацизм — проблемы с буквой л;
  • каппацизм — проблемы с выговариванием буквы к;
  • сигматизм — проблемы со свистящими и шипящими;
  • гаммацизм — пациент плохо выговаривает букву г;
  • йотацизм — проблемы с буквой й.

В зависимости от причин различают следующие виды заболевания:

1. Механическая дислалия.

2. Функциональная дислалия. Вызвана нарушением работы мозга или влиянием на ребенка различных социальных факторов. Выделяют несколько подвидов данной формы заболевания:

  • сенсорная функциональная дислалия — у пациента нет проблем с артикулярным аппаратом, причиной патологии являются дефекты в развитии центров слуха и речи;
  • моторная функциональная дислалия — вызвана проблемами с артикулярным аппаратом, из-за чего человек не может правильно выговаривать некоторые звуки.

Иногда наблюдается смешанная сенсомоторная форма заболевания.

В ряде случаев нарушение речи является нормой. Оно связано с возрастными особенностями восприятия речи на слух и самостоятельно исчезает после достижения 5 лет.

Лечение

Лечебные мероприятия подбираются с учетом этиологии патологического процесса. Первоначально выявляется разновидность отклонения. В дальнейшем выбирается один из возможных способов исправления звукопроизношения:

  1. При функциональной дислалии проводятся специальные тренировки, направленные на улучшение памяти и повышение концентрации внимания. Ребенку подбирают комплекс упражнений, развивающий способность различать звуки.
  2. Хирургический способ лечения практикуют при механической дислалии, например, в случае укороченной уздечки языка. Операцию рекомендуется проводить в возрасте 5 лет.
  3. Моторную разновидность отклонения устраняют с помощью логопедического массажа или артикуляционной гимнастики.

Логопед подводит ребенка к самостоятельному обнаружению ошибок в произношении

В такой ситуации важно его понимание механизма воспроизведения звука

Врач акцентирует внимание на произношении изолированных звуков. Он проводит специальные упражнения

С помощью игр производится укрепление мышц речевого аппарата. В некоторых случаях используют стерильные зонды. Они принудительным образом располагают язык в нужном положении, что облегчает задачу ребенку.

Виды дислалии

Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.

К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.

Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании – механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) – человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • артикуляторно-фонетическая.

Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.

В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания – сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.

В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных и ;
  • сигматизм – проблемы с шипящими , , , и свистящими , , ,
  • ламбдацизм – неправильное произношение и ;
  • гаммацизм – трудности в использовании и ;
  • хитизм – недостатки в согласных и ;
  • каппацизм – речевые проблемы со звуками и ;
  • йотацизм – неправильное произношение ;
  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.

Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:

  • дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
  • взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
  • общая физическая ослабленность ребенка;
  • несформированность речевых укладов;
  • запаздывание речевого развития.

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
  • короткая уздечка верхней губы;
  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • маленький и узкий язык (микроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в косной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Упражнения для устранения механической дислалии

Коррекция сложной дислалии у детей дошкольного возраста включает в себя регулярные тренировки. Комплекс упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от того, с произношением каких звуков у ребенка возникают трудности. К наиболее действенным из них относят:

Для постановки свистящих звуков практикуют упражнение «забор». Исходное состояние – широкая улыбка с зубами. Затем ребенок чередует улыбку без зубов и с ними. Необходимо следить, чтобы он не морщил нос и не кусал губы.
Разработать круговые мышцы рта поможет упражнение «трубочка». Широко улыбнувшись, следует плотно сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку

Важно следить за тем, чтобы челюсть не опускалась.
Упражнение, подразумевающее пощелкивание языком, называют «лошадь цокает». Оно помогает выработать дифференцированную активность языка в области альвеол

Во время выполнения язык не должен показываться между зубами.
«Молоток» способствует укреплению кончика языка и появлению вибрации у альвеол. Ребенку необходимо произносить звук «д». Если имеются сложности с воспроизведением звука «р», работать нужно над произношением звука «т». Это необходимо для снятия напряжения с голосовых связок.
Качественному произношению шипящих звуков способствует упражнение «чашечка». Язык размещается на нижней губе. Из этого положения его следует поднять и задержать в таком состоянии. Важно, чтобы ребенок не помещал его вглубь рта.
Упражнение «фокус» помогает сформировать воздушный поток во время воспроизведения шипящих звуков. Язык вытягивается максимально вперед, а затем «приклеивается» широкой частью к верхней губе. На кончик языка помещается небольшой кусочек ватки. Ребенок должен с силой выдохнуть, чтобы ватка слетела на пол.
Упражнение «пароход» помогает воспроизводить звук «л». Сначала ребенку предлагается произнести «ы». Корень языка в этот момент необходимо поднимать как можно выше. В результате этого у малыша автоматически должен получиться нужный звук.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий