Основные причины и способы устранения детской истерики

Покупки и оценки

Многие приятные и полезные покупки люди делают к праздникам. Это добавляет радости такому дню и делает его практически незабываемым. Стиральная машина — к новоселью, новая мебель — к Новому году, модное платье — к отпуску, и так далее…

Точно так же мамы и папы относятся к возможности что-то купить для своего ребенка. Они стараются сделать так, чтобы не только сама вещь появилась в доме, но и впечатление, произведенное на ребенка ее покупкой, стало ярким и радостным. Велосипед — к окончанию учебного года, мобильный телефон — к первому сентября, новое платье — ко дню рождения любимой тети, аквариум — в честь первого урока биологии и так далее.

Ребенок, потребовавший купить какую-то вещь, довольно часто терпеливо и даже с удовольствием ждет того радостного события, в честь которого ему пообещали эту вещь купить

Он способен ждать месяцами, и самое важное здесь — не обмануть: обещали купить роликовые коньки к первому мая — надо покупать

Одним словом, обещанная покупка и выполненное обещание способны сделать любой праздник еще праздничнее.

Однако иногда взрослые не просто переносят покупку поближе к празднику, но и ставят ее в зависимость от определенных обстоятельств. Например, “велосипед купим к концу учебного года, но только если закончишь год на “отлично”; или: “магнитофон купим к Новому году, но если не будет замечаний по поведению в школе”; или: “этот конструктор купим к приезду бабушки, но только если будешь каждый день убирать в своей комнате”.

А иногда родители и вовсе ставят покупку в полную зависимость от поведения, оценок и успехов ребенка, да еще и упрекают, если этих успехов нет: “О каком компьютере может идти речь, если у тебя тройка по географии!”, или “Как тебе не стыдно просить новое платье, если у тебя такой беспорядок в шкафу!”, или “Вот научишься аккуратнее обращаться с игрушками, тогда и будешь просить новый танк!”.

Родители хотят таким образом стимулировать активность своих детей. Однако далеко не всегда такая зависимость покупок от успехов ребенка и результатов его труда оказывается действенной и выполняет свою “воспитательную функцию”, как этого ожидают родители.

Все зависит от того, насколько сам ребенок чувствует себя самостоятельным. Если он:

  • активно общается со сверстниками;
  • может придумывать и затевать разные игры;
  • любит участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах;
  • не боится проигрывать, но всегда старается выиграть;
  • не боится контрольных работ и любит школьные олимпиады,

то, скорее всего, обещание желанной покупки взамен хорошего результата какого-нибудь дела действительно станет важным стимулом для усиления активности ребенка.

Если же ребенок:

  • не очень уверенно входит в контакт со сверстниками;
  • стесняется выступать перед другими и не любит соревнований;
  • нуждается в поощрении и поддержке родителей для выполнения своих дел;
  • сильно огорчается, когда проигрывает, и не любит игр, в которых может проиграть,

то, скорее всего, обещание купить что-то в качестве награды за успех в каком-то деле прозвучит для ребенка как упрек в беспомощности и неуспешности. Сам ребенок может думать: “Я никогда не смогу этого сделать, значит, я никогда не смогу получить то, что я хочу, значит, я — неудачник”.

В этом случае для поддержки активности ребенка полезнее не условие покупки и материальное вознаграждение, а похвала мамы и папы самым маленьким его удачам — красиво написанному слову, аккуратно убранной постели, самостоятельно решенному примеру, сыгранной партии в шашки и т. д.

Именно дети, которые не очень уверены в себе и своих хороших качествах, громче всех требуют “купи”, — потому что нуждаются в материальном подкреплении веры в то, что они любимы и ценимы родителями. Именно им совсем не полезно и даже вредно говорить: “Куплю, если ты сделаешь то-то и то-то” — потому что для них это звучит: “Буду любить, если ты сделаешь то-то и то-то”. А ведь это так горько — думать, что самые дорогие тебе люди любят тебя только тогда, когда ты делаешь какие-то успехи!

Кто подвержен истерикам

Склонность к истерикам зависит от типа нервной системы. Родители должны учитывать этот фактор при воспитании, чтобы облегчить адаптацию маленького человека в социальной среде.

Наиболее подвержены неконтролируемым вспышкам ярости со слезами дети со слабым и неуравновешенным складом нервной регуляции:

  1. Слабый тип. Нервные процессы торможения и возбуждения замедленны. Ребенок боязлив, впечатлителен, малообщителен, плохо спит, ест. В состоянии аффекта не поддается контролю. Таким детям необходима постоянная ласковая поддержка со стороны родителей, для придания уверенности в своих силах.
  2. Неуравновешенный тип. Нервная система очень подвижна, легко возбудима, с длительным периодом торможения. Малыш остро реагирует на новые впечатления, легко переключается с одного занятия на другое. Ему требуется быть постоянно в центре внимания среди сверстников, критику воспринимает крайне болезненно. Задача, стоящая перед родителями: воспитание терпения, усидчивости, сдержанности.

Истерики могут быть у детей с сильным и медлительным складом нервной системы, но не будут иметь столь выраженную форму.

Родитель подавляет истерику ребенка криком

Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее

Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке». Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит.  

Екатерина Доманькова

– Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик – крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).

Истерика началась — 4 простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение
Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду». 

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.
 

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему. 

Причины пробуждения

У малышей до одного года смена фазы сна происходит практически каждый час. Ребенок может просыпаться во время «быстрой» фазы сна, когда деятельность мозга наиболее активна. Если его что-то беспокоит, то кроха будет просыпаться каждый час в беспокойстве. Чтобы помочь малышу, необходимо установить причину, почему ребенок часто просыпается ночью.

Физиологические

  • Высокая температура помещения. Оптимальный температурный диапазон – 18-23 градуса. Не стоит кутать ребенка в теплое одеяло или пижаму, если дома тепло. У малышей обмен вещество быстрее, чем у взрослого, и жару он ощущает гораздо болезненнее.
  • Мокрый подгузник. Это неудобство беспокоит всех детей. Если малыш проснулся, проверьте, сухой ли он. Возможно, вы просто не заметили этот факт.
  • Голод. Грудной малыш может быть попросту голоден. Грудничкам необходимы ночные кормления. Дети после года порой тоже не могут отучиться от этой привычки.
  • Болезненные ощущения. Причиной их могут быть колики, режущиеся зубы, высокая температура при болезни, насморк при простуде и т.д.
  • Неудобная одежда, стесненные движения. Надевайте на малыша не сковывающую движение одежду. Она должна быть мягкой и комфортной, из натурального материала.
  • Излишний шум или свет. Возможно, ребенка беспокоят окружающий шум (телевизор в соседней комнате) или свет (например, ночник).
  • Насекомые. В жаркую погоду ваш кроха вполне может стать «жертвой» мух и комаров, которые кусают и не дают спать.
  • Рядом нет мамы. Многим детям достаточно просто почувствовать рядом материнское тело, чтобы вновь безмятежно заснуть.

Физиологические причины легко устраняются, достаточно только быть более внимательным к ребенку.

Психологические

Нарушенный режим дня. Психика детей очень неустойчива. Стрессы, нарушения привычной обстановки способны привести к сильным волнениям. Приход посторонних людей, неорганизованность режима кормления, игр, дневного сна, поздний просмотр мультфильмов могут стать причиной того, что ребенок просыпается и даже плачет ночью

Даже если вы играете на ночь с крохой спокойно, очень важно, как завершилась игра. Не отрывайте ребенка от занятия без его воли

Перед сном он вновь будет вспоминать о недоигранных моментах, о том, что не успел сделать. В результате вам придется долго его укладывать, а ночью просыпаться от тревожных криков.
Негативные отношения в семье. Ссоры, ругань, выяснения отношений между родителями отрицательно сказываются на психологическом здоровье малыша. Тревожность будет выражаться в ночных пробуждениях.
Дефицит внимания и положительных впечатлений. Мама должна быть внимательнее к потребностям своего ребенка. Это не означает «сюсюкаться» и потакать всем прихотям. Больше обнимайте малыша, разговаривайте с ним, покажите, что вы цените общение с ним.
Ночные кошмары. Ответом на вопрос, почему ребенок плачет, когда просыпается каждый час ночью, могут стать ночные страхи и сны. Трудно отыскать причину, по которой они преследуют кроху. Это может быть и усталость после бурного дня, наследственность, возбуждающие игры, отрицательные эмоции и т.д. Возьмите ребенка на руки и успокойте. Если вы приучаете малыша спать в отдельной комнате или на отдельной кровати, этот фактор тоже может породить ночные кошмары. В этом случае придется на время отложить перемены.

Симптомы заболеваний

Наряду с безобидными причинами пробуждения ребенка каждый час ночью могут иметь и более серьезные причины.

  • Энурез. У грудничков такое состояние является нормальным. У детей от 3 лет частые позывы в туалет должны насторожить родителей. Их причиной могут стать неврологические заболевания или болезни почек и выделительной системы.
  • Апноэ. Внезапные остановки дыхания во время сна. Если вы наблюдаете это явление у своего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.
  • Раскачивания. Малыш мечется по кровати, приподнимается, падает. Такие движения могут быть следствием повышенного внутричерепного давления, психических заболеваний.
  • Глисты. Паразиты наиболее активны в организме именно в ночное время и могут доставлять дискомфорт в кишечнике, а также отрицательно воздействовать на нервную систему.

Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач

Как помочь себе (и близким) в случае истерики, агрессии, апатии, страха, тревоги или слез. Зожник приводит тут целиком важную для каждого брошюру о первой психологической доврачебной помощи: что нужно и чего нельзя делать в этих случаях.

Это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями.

Оказавшись в такой ситуации человек переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в один момент изменилась. Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент

Очень важно поддержать, помочь найти силы и мужество жить дальше

Проанализируйте свое поведение

Для начала важно понять, почему ребенок начал истерить в конкретной ситуации. Это не всегда может быть манипуляция родителем, иногда – это всего лишь способ что-то попросить у родителя, особенно если ребенок еще не умеет хорошо выражать свои мысли

Вот мы засовываем ножку в сапожок, а у него зацепился язычок, конечно, ребенок будет кричать, а мы будем продолжать его обувать. И ребенок будет прав.

Папа появился дома, ребенок привлек его внимание, только появилась надежда, что сейчас что-то они сделают вместе,  а папа через 5 минут решил, что уже выполнил свою задачу и ушел смотреть футбол. У ребенка начинается истерика

Так кто здесь виноват? Почему хотеть быть с отцом – плохо? Это сигнал о том, что вы недостаточно внимания уделяете ребенку.

Взаимосвязь между саморегуляцией и истериками

Когда взрослого человека что-то беспокоит, он может чётко выразить это словами: «я голоден», «хочу спать» или «этот человек меня обижает». У него нет нужды в истериках, потому что эмоциональное и психическое состояние уже достаточно зрелое для того, чтобы выражать свои чувства и желания правильным образом. Конечно, нервное перевозбуждение, острый стресс могут привести к истерике и у взрослого, есть люди, склонные к эмоциональным срывам. Но всё же большинство зрелых людей, в отличие от детей, способны выражать свои чувства и переживания приемлемым способом.

У ребёнка же подчас нет возможностей показать, что он не в духе или обижен. Кроме того, у него ещё недостаточно созрели мозговые структуры, и очень часто, когда малыш устал, перевозбудился или просто испытывает сразу несколько потребностей, он не может понять своё состояние, и уж тем более – выразить. Он испытывает сложную гамму чувств, на которые не знает, как реагировать. Вот и выливается это в поток слёз, который сложно остановить. Взрослея, ребёнок осваивает приёмы саморегуляции, учится выходить из критической ситуации спокойно и управлять собой. Итак, истерика – это недостаток саморегуляции.

Если истерики не проходят

Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.

В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет

Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными

Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.

Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.

Перестаньте потакать

Если вы видите, что истерика беспочвенная, важно не идти на поводу. Родителям нужно прежде всего понять для себя, что хорошо, а что плохо

И в соответствии с этим пониманием действовать. Потакать ребенку в том, что считаете плохим, абсолютно неверно.  Где же ваша личная свобода?

В саду ребенок без причины говорит: не хочу, не буду одеваться! Хорошо, не надо, сиди, мы идем без тебя. Один раз сходили без нее (девочка осталась сидеть на табуретке в коридоре под присмотром),  на второй день она быстрее всех оделась и пошла на прогулку.

Конечно, в тот день она плакала. Но не надо бояться слез. Вы же не хотите быть в зависимости от истерик ребенка?

Был у нас мальчик, который не причесывался, не носил трусов,  не сморкался (и это в 4 года!) и еще очень много всего НЕ делал. Как можно было довести до такой ситуации? Ни в коем случае не допускайте вседозволенности.

Если сказали «нет», всегда аргументируйте почему. Ребенок не хочет надевать шапку, но на улице холодно, легко  замерзнуть, поэтому идти нельзя. Объясните, почему вы сегодня отменяете прогулку. В следующий раз ребенок несколько раз подумает прежде, чем закатывать истерику.

Какие симптомы истерики у взрослого?

Внешние проявления приступа истерики:

Крик, обвинения, угрозы. Плач в голос, часто без слез с закрытыми глазами. Выкрикивание отдельных звуков, слов. Повторение одних и тех же фраз. Беспорядочные движения. Заламывание рук, топанье ногами, царапанье лица, вырывание волос, скрипение зубами. Движения судорожные и театральные, при этом человек не наносит себе значительного вреда. Падение на пол

Делает это осознанно и достаточно осторожно, чтобы не травмировать себя

Вегетативные нарушения:

  1. Икота;
  2. Рвота, вызванная спазмом желудка;
  3. Нарушение глотания связанное со спазмом мышц гортани и пищевода;
  4. Спазм гортани, сопровождающийся чувством удушья;
  5. Учащенное мочеиспускание;
  6. Дрожание тела – дрожат руки, подрагивает подбородок;
  7. Временная утрата функций. По словам человека, он теряет способность слышать, видеть, различать запахи и вкусы, чувствует онемение в половине тела. Эти нарушения развиваются на фоне полного здоровья всех органов и нервной системы. Часто у человека обнаруживаются именно те симптомы, которые в его понимании должны быть при болезни.

Помните, что при истерическом припадке никогда не возникает следующих симптомов:

  • выделение пены изо рта;
  • прикусывание языка;
  • болезненные удары головой;
  • настойчивые просьбы ввести определенный препарат;
  • непроизвольная дефекация и недержание мочи;
  • нарушение сознания;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • глубокий сон сразу после припадка.

эпилептического припадкаинсульта

Предупреждение истерики

Как бороться с нервной реакцией? Изменить поведение ребенка может искреннее постоянное внимание к его интересам, проблемам. Гнев, укоры не принесут должного результата, не смогут отучить от истерик

Терпение, доброжелательность, забота со временем окажут воздействие на психику ребенка и смягчат его эмоциональный фон.

Ребенок растет, узнает окружающий мир, в котором многое для него непонятно. Необходимо находить время для общения в спокойной обстановке, чтобы ребенок мог поделиться своими переживаниями, открытиями без насмешек. Постоянные истерики – один из инструментов для исполнения своих желаний. Требования у родителей к детям должны быть идентичны. На один и тот же проступок должна быть одинаковая реакция.

Одна из задач в воспитании детей – научить позитивно оценивать мир. Ребенок должен понимать причину своего беспокойства, которое подталкивает его на истерику. Для этого он должен уметь сформулировать негативные ситуации, в которые попал. Фраза, сказанная спокойным, участливым тоном, что ребенок кричит, потому что испугался, будет примером, как бороться со своим настроением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий