Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как приучить ребенка к садику в 2-3 года, если он не хочет идти в детский сад?

Нужно ли ребенку посещать детский сад?

Каким бы общительным и спокойным ни был ребенок, как бы он ни стремился пойти в детский сад «к ребяткам», первые дни в незнакомой обстановке в окружении чужих людей переживаются им как сильнейший стресс.

За предыдущие три года он был неразлучен с мамой, постоянно чувствовал ее присутствие и поддержку, и вдруг она ушла, оставив его одного среди шумных и толкающихся детей, на попечение сердитой воспитательницы. Впервые оторванный от дома и близких людей малыш испытывает настоящий страх:

  • вернется ли мама?
  • не оставит ли она его тут навсегда?
  • почему мама меня бросила, разве она меня больше не любит? и т. д.

В состоянии, близком к отчаянию, малыш не воспринимает утешительных слов воспитательницы и няни, не отзывается на дружеские приглашения принять участие в игре, а, забившись в уголок, тихо или громко страдает. К маминому приходу он настолько опустошен эмоционально, что на радостную встречу сил уже не осталось.

Дома он тоже ведет себя необычно: слишком тихо или наоборот, истерично, отказывается от еды, ходит за мамой «хвостиком», а ночью спит беспокойно, всхлипывает и даже обмочился во сне, чего давно уже не случалось.

Через 1-2 дня малыш может заболеть «простудой» не столько потому, что подхватил от ребят незнакомые вирусы и бактерии, сколько по причине сниженного в результате стресса иммунитета. Нужно ли ребенку посещать детский сад в этом случае?

Как уговорить ребенка пойти в детский сад

Можно ли уговаривать ребенка пойти в сад? Таким вопросом задаются многие мамы. Явного ответа на этот вопрос нельзя было найти хоть двадцать лет назад, хоть сейчас. Уговаривать маленьких детей на то, что им не нравится почти невозможно. Личность маленького ребенка еще не сформирована, поэтому он выражает желание сопротивляться до последнего. Перед тем, как отправить ребенка в сад, подумайте о стратегии своего общения с ребенком.

Какие же методы можно попробовать?

1. Убеждение. Разговаривать о садике нужно заранее, а не в последний момент. Дети должны понимать, что их ожидает в детском саду. Не надо общаться в стиле «Пятница, ты идешь в садик», «Выходные мы будем отдыхать», но «В понедельник ты обязательно идешь в сад». От такого общения у детей может начаться паника.

Лишь время позволит вам постепенно приучить своё чадо к тому, что детский садик – вещь неизбежная, и с ней нужно смириться. Если вы не столь красноречивы, то можете заинтересовать ребенка такими положительными моментами:

  • в садике много новых игрушек;
  • там можно найти новых друзей;
  • добрые воспитатели помогут, если будет трудно.

2. Подкуп. Часто родители говорят ребенку: «Если ты будешь хорошо себя вести и ходить в сад, то мы купим тебе желаемую игрушку». Кому-то обещают сладкое, кому-то смотреть мультики дольше, чем обычно. Такой способ сможет сработать, но он может и сыграть злую шутку. Ребенок в следующий раз может выдвигать свои новые требования для похода в садик.

3. Заставить. Если никакие уговоры не действуют, то родители просто начинают заставлять идти в сад. При этом подходе ваши действия должны выглядеть решительными, вы не должны вестись на детские слезы. Отдали дите воспитателям, дальше остается надеяться на их профессиональные обязанности. Воспитатели должны заинтересовать ребенка, показать, что в детском саду классно.

4. Приучить. Этот способ основан на постепенное знакомство ребенка с новым местом. В некоторых садах можно оставлять детей на 1-2 часа, что дает возможность привыкать к новому месту постепенно. Если у вас есть время, обязательно сделайте ребенку экскурсию по садику. В раннем возрасте они испытывают особое любопытство ко всему увиденному.

Иногда бывают такие случаи, про которые даже педагоги говорят, что дети «несадовские». Если ваш ребенок никак не хочет идти в сад, то это не ваша вина. Порой это связано с психикой ребенка и выражением характера. В этом случае можете провести попытку позже. Некоторые психологи говорят о том, что дети, которые постарше адаптируются намного легче.

Не уходите от ребенка внезапно

Некоторые родители думают, что исчезнув «по-английски», они делают лучше своему малышу. Это не так. Наоборот, так мы показываем, что не доверяем ребёнку, не хотим объяснить ему ситуацию.

Лучше сделайте ритуал прощания приятным. «Садись ко мне на коленки. Вот так. А теперь послушай. Через пять минут мне нужно уйти. Я пойду на работу. Меня там ждут, я там делаю много полезного и за это получаю деньги. На них мы покупаем продукты, одежду, игрушки. Что мне принести тебе вкусненького?»

Говорите с малышом как со взрослым. Этим вы показываете, что уважаете его, ставите на позицию сознательного, самостоятельного человека, видите в нём не капризного кроху, а серьёзную личность. Как мы воспринимаем ребёнка, как общаемся с ним, так и он будет себя вести. Если мы будем сюсюкать, жалеть и причитать, малыш будет поступать соответствующе: так и будет бояться оставаться один или с кем-нибудь кроме мамы.

Ошибка

— Давай поиграем в прятки! Ты меня точно не найдёшь. Закрой глаза! (И взрослый уходит из дома).

Правильно

— Как мы тобой прощаемся? Я тебя обниму и поцелую. Ты поиграешь, и я приду. Я тебя очень люблю. Помаши мне ручкой! Пока!

Предлагаемые меры

Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.

Выяснение причин

  1. Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
  2. Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
  3. Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
  4. Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
  5. Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.

Устранение причин

  1. Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
  2. Перестаньте потакать ему и баловать его.
  3. Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и дневному сну.
  4. Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
  5. Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, — в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
  6. Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.

Устранение патологий

  1. Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
  2. При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
  3. Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.

И ещё несколько советов

  1. Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
  2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
  3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Почему плачет

Сама по себе ситуация абсурдная — ребенок живет в комфорте с любимыми людьми, о нем заботятся, ухаживают, он самый умный, красивый и любимый. А потом его приводят к незнакомой тете, у которой еще 25 таких. Оказывается, что он не умеет быстро одеваться, держать ложку и даже вытирать попу. Взрослый тоже растеряется, если у него права категории В, а его вдруг посадят за штурвал самолета!

Легко не будет. Можно пустить все на самотек и игнорировать слезы, надеясь на «адаптацию», но, поверьте, гораздо проще быть внимательнее к ребенку 1 месяц, чем выработать у него стойкую антипатию сначала к садику, а потом и к школе!

Своим плачем малыш не хочет разозлить маму, не пытается манипулировать — это неконтролируемый выход эмоций.

Ему хочется спать, играть с любимой игрушкой, которая осталась дома, а еще быть с семьей. В его голове не укладывается, что все на работе — вдруг он в садике пропускает все самое интересное?

Я постоянно вижу внутреннюю борьбу в глазах моих малышек, их сомнения, насколько это правильно — быть в детском саду. Сложно объяснить младшей, почему большинство детей утром орут и просят маму, если детсад — это нормально.

Приходится списывать это на маленький возраст, непонимание детей, их страхи. Помогает эмпатия — я объясняю, что малыш боится, что его не заберут, что ему сложно быть без мамы из-за того, что он не умеет одеваться или играть с другими детьми. Мы разбираем страх другого ребенка, и это помогает ей справиться со своими сомнениями.

Наиболее популярные вопросы

Как понять, что ребенок не готов к садику?
Несобранность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность и неумение строить коммуникацию со сверстниками – вот те сигнальные маячки, наличие которых может отсрочить запись ребенка в ДУ

Важно помнить, что в государственном учреждении никто не будет уделять малышу столько же внимания, сколько его родители, поэтому на момент поступления он должен ходить на горшок, уметь самостоятельно есть и одеваться, а также не бояться других детей и взрослых.

Стоит ли отказаться от посещения сада, если ребенок все время плачет?
Отказываться от посещения ДУ стоит только в том случае, если для этого действительно есть веская причина. Во всех остальных ситуациях сад можно просто сменить на новый, подыскав более внимательных и отзывчивых воспитателей и маленькие группы, где детям будет уделяться максимум внимания.

Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными

Когда нужно начинать подготавливать малыша?
Подготовку ребенка к саду следует проводить заранее – в идеале за 6-8 месяцев до первого посещения

Естественно, выработка режима должна осуществляться максимально плавно и безболезненно, чтобы не вызвать внутренний протест крохи и его пренебрежение к дисциплине в любых ее проявлениях.

Важно помнить, что своевременная и качественная подготовка является залогом успеха, и если родители отнесутся к этому вопросу с максимальной ответственностью, то адаптация уж точно не растянется на месяцы. Если же даже спустя полгода ребенку будет тяжело, то впору задуматься о более щадящей альтернативе, в качестве которой могут выступать различные кружки и школы раннего развития

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года 3 года

Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.

Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.

Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома

Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик

Негативный опыт первого посещения детского садика.

Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.

Ребенок психически не готов к детскому саду.

Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.

Переизбыток впечатлений.

Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.

Негативное отношение к ребенку персонала.

Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

Как приучить ребенка к садику без слез и избежать ошибок

Прежде, чем ознакомиться с правилами, способствующими более легкой и быстрой адаптации малыша к новым условиям, следует узнать, чего не стоит делать родителям. По словам психологов, то, как дети воспринимают детский сад и привыкают к нему, в большой степени зависит от поведения взрослых.

Специалисты называют распространенные ошибки, которых следует избегать родителям:

1. Исчезновение мамы. В большинстве случаев, когда маленькие мальчики и девочки впервые попадают в новую обстановку, они находятся в состоянии увлеченности и интереса. Точно так же происходит и в детском заведении. Однако многие мамы, несмотря даже на то, что приводят детей впервые, видя, что малыш увлечен, стразу уходят. Дети вскоре обнаруживают исчезновение мамы и устраивают истерику, ведь они привыкли всегда быть рядом. В этот момент малыш испытывает сильный стресс и, вероятнее всего, в следующие раз при виде этой обстановки он откажется оставаться в ней.

2. Долгое пребывание. Если вы хотите знать, как быстро приучить ребенка к садику, исключите длительное пребывание малыша в нем. Многие взрослые спешат быстрее оставить ребенка на целый день. Однако грамотные и опытные педагоги запрещают длительное пребывание с первых дней. Несмотря даже на то, что малыш ведет себя хорошо, для его психоэмоционального здоровья это стресс. Таким образом, если вы будете постепенно, а не резко увеличивать время пребывания малыша в дошкольном заведении, быстрее пройдет адаптация к нему.

3. Неправильный режим дня. Тем родителям, которые интересуются, как приучить ребенка к садику без слез, следует заранее позаботиться о соблюдении правильного режима дня. Если ваш кроха каждый день принимает пищу, гуляет и спит не в одно и то же время, значит, он еще к посещению дошкольного учреждения не готов. Мальчикам и девочкам, которые привыкли ложиться спать не раньше 22, сложно будет проснуться в 7 часов утра. Детки дошкольного возраста должны засыпать не позже 21:00, тогда они легче смогут встать в 07:00, дневной сон обычно приходится на время с 12 до 15, в зависимости от возрастной группы.

4. Быстрые сборы. Еще одна важная рекомендации специалистов, как правильно приучить ребенка к садику, чтобы у него было желание посещать его, заключается в заблаговременном сборе малыша. Собираться в детский сад нужно с хорошим настроением, не в спешке и без криков

Добиться этого легко: важно с вечера подготовить все вещи, а утром будить малыша вовремя. В процессе сборов можно рассказать сыну или дочке, насколько важным является посещение детского сада, ведь это значит, что они подросли, и у них появились свои взрослые обязанности

Прежде чем оставить сына или дочь в саду, скажите им, как сильно вы их любите и что с нетерпением будете ждать встречи.

Возможные причины

Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.

Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами.
Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка.
Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам.
Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив.
Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям

И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально

Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.

Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.

Что делать, если ребенок плачет?

Для малыша посещение детского сада неминуемо будет стрессом, так как длительное расставание с мамой, да еще и новая обстановка могут воздействовать на него пугающе. Зачастую ребенок плачет, отказывается идти на контакт, капризничает. Как помочь?

Начните подготовку с себя.

Перед тем отвести ребенка, сходите в учреждение сами, оцените качество предлагаемых условий, в которых находятся дети, поговорите с будущим воспитателем и администрацией сада, поделитесь тонкостями развития вашего малыша, сходите на консультацию к психологу сада.

При выборе детского сада, заботясь о здоровье ребенка, не стесняйтесь узнавать больше информации об учреждениях.

В интернете существуют форумы молодых родителей любого города, среди которых много мам детсадовцев. Поговорите с ними об условиях выбранного учреждения, о режиме, воспитателях, питании и т. д.

Отнеситесь с большим вниманием к выбору воспитателя. Расспросите о нем других мам группы в неофициальной обстановке

Не стесняйтесь попросить заведующую садом о переводе в другую группу, если воспитатель там вам нравится больше и вы считаете, что к ребенку он будет лучше относится. Качественное развитие ребенка важнее возможных пересудов.

Расспросите о нем других мам группы в неофициальной обстановке. Не стесняйтесь попросить заведующую садом о переводе в другую группу, если воспитатель там вам нравится больше и вы считаете, что к ребенку он будет лучше относится. Качественное развитие ребенка важнее возможных пересудов.

Ошибка №2 — «Длительное пребывание»

Распространенное заблуждение многих родителей — это убежденность в том, что малышу будет проще привыкнуть к детскому садику, если он сразу останется там надолго. Такое обращение с ребенком равносильно тому, чтобы бросить в воду человека, не умеющего плавать. Большинство психологов утверждают: малыш должен привыкать к детском саду постепенно.

Сначала просто приведите свое чадо в детский сад на площадку, где играют другие дети. Дайте ему познакомиться с новой обстановкой, воспитателями, увидеть других малышей, понять, как весело они проводят время. Если все прошло хорошо, попробуйте оставить малыша в группе на пару часов. Постепенно, каждый день, увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду. Так адаптация к новым условиям пройдет мягко и плавно. В определенный момент ребенок привыкнет к детскому саду настолько, что сможет находиться там целый день без проблем.

Пример для детей

Принятие решения о начале посещения ребёнком детского учреждения и ответственность за него – дело семьи. Здесь важна уверенность родителей в правильности собственных действий. Ведь видя наши сомнения и переживания, ребёнок тоже начинает тревожиться, тем самым создаётся благоприятная почва для его дальнейшей тяжелой адаптации. Здесь нужно быть на стороне ребёнка и действовать в его интересах.

Определиться с тем, готов ли малыш к детскому саду, поможет наблюдение за ним по нескольким параметрам: нормальное физическое и психическое развитие, наличие опыта разлуки с матерью и спокойное реагирование на ситуацию расставания с ней. Возраст поступления всегда индивидуален, что определяется состоянием здоровья ребёнка, его подготовленностью и адаптивными возможностями. Бывает так, что дети до двух лет адаптируются легче, чем ребята после 3,5 лет.

Статья по теме

Он такой же, только маленький. Как выстраивать взаимоотношения с ребёнком?

Время и место

Бесспорно, что детский сад стоит выбирать, по возможности, ближе к дому, с доброжелательной атмосферой. Но тут уж, как получится. В любом случае с воспитателями лучше познакомиться и договориться обо всем заранее.

Ещё один совет педагога: важно продумать время поступления. Чаще всего ребёнка приводят в детский сад в конце августа – начале сентября

Но каково же детям попадать в обстановку, где множество страдающих и плачущих сверстников? 

Педагоги и психологи предлагают множество сценариев плавного вхождения малыша в группу. Вариантами здесь могут служить и адаптационные группы кратковременного пребывания, где с мамами и малышами занимаются специалисты (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель), а также знакомство с детским садом во время прогулки, куда малыша мама специально приводит и затем забирает домой. Можно начать посещение с весны, потом сделать перерыв на лето. Хороший вариант – первоначальное посещение дошкольного учреждения ребёнком  на несколько часов.


Развивать нельзя дрессировать. Как дать ребёнку достойное образование?
Подробнее

Режим и базовые навыки

Для успешной подготовки ребёнка к дошкольному учреждению первым делом нужно дома соблюдать режим детского сада. Представьте себе ситуацию, когда сонного ребёнка пытаются накормить, голодного ведут на прогулку или занятие, укладывают спать тогда, когда он этого не хочет. Поэтому составляем режим, а также знакомим детей с теми блюдами, которые подаются в детском саду. Меню детского сада должно быть малышу знакомым и привычным, иначе есть риск, что придя в детский сад он откажется от питания.

Вторым важным пунктом выступает начальная сформированность у малыша навыков самообслуживания

Пользование горшком, носовым платком, полотенцем, самостоятельное одевание, приём пищи, умываниеание   — важные навыки, которые очень важно начать формировать в семье

«Конечно, если малыш не умеет делать что-то из перечисленного, он сможет ходить в детский сад, но его адаптация будет проходить сложнее, – предупредила Екатерина Викторовна. –  Поиграйте с малышом в одевание. Пусть дома ребёнок видит картинки, подсказывающие ему алгоритм, тренируется одевать и раздевать куклу в определённой последовательности. Стимулируйте стремление ребёнка самостоятельно есть, умываться, одеваться, убирать игрушки. Научите ребёнка играть, рисовать – все это поможет ему в детском саду».

Статья по теме

Долой детскую вседозволенность. Говорить «нет» тоже надо уметь

Расскажу и покажу

Следующий совет: для того, чтобы ребёнок не боялся детского сада, нужно о нём рассказывать и показывать. Можно сходить в детское учреждение на экскурсию, посмотреть, как дети вместе играют. Поиграть с малышом в детский сад, почитать стихи и рассказы.

Собираясь оставить ребёнка в детском саду одного впервые, необходимо предварительно настроить его: «Завтра  ты пойдёшь в детский сад. Поиграешь с детками на участке, и я за тобой приду». Не говорите слова «скоро», а лучше используйте такой вариант: «Погуляешь, поешь, а когда проснешься, я приду за тобой».

Первые слезы — что делать

Правильнее сказать — чего не нужно делать. Наша неправильная реакция на эмоции ребенка только усугубляет его неприязнь к садику. Причиной становится грубое слово педагога, обида на другого ребенка, неудачи в творческих занятиях. В этот момент нужно поддержать, успокоить, попытаться понять, что стало причиной.

В 3–4 года малышу сложно сформулировать свои чувства, понять, что ему не хочется в садик из-за того, что его ударил или обозвал мальчик.

Одни дети легко идут на контакт и рассказывают о неприятных событиях, другим это дается сложнее.

«Я не пойду больше в садик! Сегодня во время тихого часа Артем ударил меня. Просто так, подошел и ударил!» — на глазах старшей слезы. Для нее шок то, что кто-то сделал ей больно специально.

Уже пару дней замечала, что полненький мальчик, выглядящий старше сверстников, старается подольше посидеть в прихожей, когда дочь переодевается. Он задает вопросы, пытается завести разговор, но она не обращает внимания — Артем грубоват, плохо одет и считается хулиганом. Я с трудом убедила дочь, что Артем больше так не сделает и нужно попробовать сходить завтра в сад.

На следующий день я была твердо уверена, что должна что-то сделать. Поговорить с Артемом или его мамой. Мальчик встретил нас возле входа в садик — не мог дотянуться до домофона. Его мама отводила младшего ребенка в садик, а он в свои 4 с половиной года шел по территории сада к нужному подъезду и ждал, пока его запустят взрослые.

Он поздоровался, а поднявшись в коридор группы, попросил помочь с пуговицами на растянутой кофте. Моя злость и обида ушли — он просто одинок: «Артем, нужно поговорить». Довольно крупный мальчик сжался от моих слов, он ждал ответного удара, обидных слов.

Недоумение сменилось радостью: «Хорошо!» Моя старшая не смогла простить его до конца, но конфликтов между ними больше не возникало.

Первые слезы в приемной детского сада нельзя игнорировать.

Так же, как и замкнутость, задумчивость после садика. Не нужно отмахиваться от детских переживаний. Обязательно разговаривайте с малышом о прошедшем дне — пусть он громко расскажет о своих достижениях и шепотом о своих обидах и страхах, а вы о том, что делали без него.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка

Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий