Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по её улучшению

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду. Выделим основные из них:

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Что делать воспитателю

С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели

Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала

Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда

Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей

Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

Помощь ребенку: знакомство с детским садом

Несомненно, первые посещения яслей могут быть стрессовым событием для малыша. Дети часто плачут, когда родители уходят, и легко расстраиваются даже спустя несколько недель после первого прихода в сад. Негативные эмоции могут усиливаться, когда ребенок чувствует себя особенно уязвимым (например, после перерыва, связанного с праздником или с болезнью).

Когда дети начинают ходить в сад, в их крови возрастает содержание кортизола — гормона стресса. Такая реакция свидетельствует о том, что долгая ежедневная разлука с родителями ставит под угрозу представление ребенка о том, что ему постоянно доступна поддержка близких. Для того чтобы привыкнуть к ситуации, малышу нужно время. Воспитатели, вне зависимости от того, насколько они чутки, порой оказываются неспособны справиться с тревогой своих подопечных.

Поэтому тут важна родительская поддержка: стресс, испытываемый новичком, может быть не таким сильным, если у мамы есть возможность побыть в саду вместе с малышом, погружая его в новые условия по мере адаптации к ним

Как показало одно из исследований, если привязанность ребенка к родителям безопасна и они располагают достаточным количеством времени, чтобы знакомить его с непривычной обстановкой осторожно и постепенно, у начинающего детсадовца повышение уровня кортизола в крови не наблюдается

Когда у матери есть возможность поддержать ребенка в период привыкания к детсадовской среде и она видит, что ему комфортно, она также менее склонна беспокоиться и испытывать внутренний конфликт из за разлуки с ним. Следовательно, сохраняется безопасность детско-материнской привязанности. Процесс адаптации легче протекает в тех учреждениях, где созданы условия, позволяющие родителям и воспитателям постоянно общаться, обсуждая нужды малышей.

Отношения между малышами и воспитателями

В детском саду у детей могут возникать достаточно близкие отношения со взрослыми, не являющимися членами семьи, и родители часто боятся, что ребенок привяжется к воспитательнице сильнее, чем к ним. В действительности же нет фактов, свидетельствующих о возможности такого развития ситуации, если малыш испытывает к матери безопасную привязанность. Напротив, результаты нескольких исследований говорят о том, что родитель, как правило, остается для ребенка на первом месте, поэтому, если в комнате присутствуют и мать, и воспитательница, большинство малышей предпочтут быть возле мамы и общаться с ней.

Там, где для этого созданы все предпосылки, ребенок демонстрирует по отношению к педагогу те же признаки безопасной привязанности, которые характеризуют его благополучные отношения с родителями: при необходимости обращается к воспитательнице за утешением, чтобы быстро получить от нее поддержку, охотно проводит с ней время в играх и других занятиях. Сочувствие педагога часто оказывается особенно важным на этапе адаптации малыша к детскому саду. Когда же ребенок успевает немного привыкнуть к новым условиям, воспитатель может перенести акцент на игровую форму общения и направить свою поддержку главным образом на исследовательскую деятельность новичка и его взаимодействие с остальными детьми.

Взаимоотношения детей в группе

Одно из основных преимуществ детских садов в глазах родителей заключается в том, что ребенок получает возможность активно общаться со сверстниками, а это особенно важно, если у него нет братьев или сестер. Хорошо организованная группа может стать благоприятной средой для освоения малышами основ социального взаимодействия и для развивающих занятий (например, совместных игр, пения или рисования)

Если младенцы не демонстрируют явных социальных реакций на окружающих, то среди малышей в возрасте от года до полутора лет в условиях детского сада уже наблюдается доброжелательное помогающее поведение. Формированию позитивных связей ребенка со сверстниками способствуют хорошие отношения между ним и воспитателем.

Даже ссоры, естественным образом возникающие внутри детской группы, при грамотном руководстве со стороны педагогов могут приносить малышам пользу, помогая им осознавать несовпадение собственной позиции с позициями окружающих. Тем не менее воспитатель должен уметь предотвращать острые конфликтные ситуации, снижая риск их возникновения организованными играми и другими занятиями, стимулирующими нормальное взаимодействие.

То, как ребенок реагирует на других членов детсадовской группы, не в последнюю очередь определяется обстановкой в семье. Например, если мать проявляет чуткость в общении с малышом, сам он, вероятно, продемонстрирует достаточно развитую коммуникативную компетентность, общаясь со сверстниками. Дети из проблемных семей, наоборот, больше других предрасположены к тому, чтобы злиться или беспокоиться при виде признаков чужого дурного настроения. Помимо семейного фактора на отношения ребенка с детсадовским коллективом влияют индивидуальные особенности реагирования. К примеру, застенчивым малышам может быть нелегко общаться со смелыми и энергичными, и это создает дополнительный стресс. Чтобы лучше понимать нужды каждого отдельного воспитанника, педагогам желательно знать обстоятельства семейной жизни детей, а также их темперамент и «уязвимые точки».

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

Готовая к скачиванию ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА по адаптации детей к детскому саду (5 листов + обложка).

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Влияние детского сада на развитие ребенка

В последние годы исследования в области детсадовского воспитания и его влияния на общее развитие ребенка заметно продвинулись, и теперь необходимость учитывать в таких исследованиях семейные условия признается повсеместно. Если не принимать этого в расчет, не исключено выявление ложных связей между качеством работы детского учреждения и развитием ребенка, поскольку подмеченные особенности могут фактически объясняться влиянием семьи, а не обстановкой в детском саду.

Насколько мы можем судить, общее воздействие садов и яслей на ребенка невелико, и в значительной степени оно зависит от семейной ситуации, в особенности от того, находится ли семья в благоприятных или же в стрессовых условиях. Например, малышам, чьи родители не могут обеспечить им достаточной поддержки для развития языковых навыков, посещение хорошего садика, скорее всего, пойдет на пользу. Если обстановка в доме очень напряженная, качественные услуги детсадовских воспитателей также могут снизить риск возникновения у ребенка поведенческих проблем.

Наконец, оценивая воздействие дошкольного учреждения, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности малыша. Например, по сравнению с детьми со спокойным темпераментом дети, склонные к негативным реакциям или повышенной чувствительности, более восприимчивы к ситуации в саду: если качество работы учреждения низкое, их поведение зачастую ухудшается, если высокое — улучшается

Первый раз в детский сад

По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. В какой-то степени так оно и есть. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет. Однако малышам тоже бывает нелегко «включиться» в новую жизнь. Во-первых, им предстоит расставание с мамой, а большинству детей это тяжело дается. Во-вторых, нужно привыкать быть самостоятельным: одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, заправлять постель, что для малышей тоже нелегко. Как же смягчить адаптацию?

Первый месяц приводите ребенка в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например, только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в «неформальной» обстановке. Потом – на пол дня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трудом «включается» в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).

Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском саду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.

Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы.

Репетируйте с ребенком дома те вещи, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.

Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а «новички» в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.

Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.

Если ваш малыш с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Чаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.

Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.

Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех кушать, значит, надо идти и кушать, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.

Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. «Отбой» тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от «тихого часа», прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок «втянется» в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения

Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна

А далее важно выполнять обещание

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию

В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно

Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий