Нормы развития ребенка от плода в животе до года новорожденного

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Причины отставания в развитии и росте

Симметричная задержка развития чаще возникает из-за хромосомных и генетических нарушений плода, гипофункции (гипотиреоза) щитовидной железы у материи и недостаточности работы гипофиза (гипофизарного нанизма), вырабатывающего гормон роста соматропин. Влияют на развитие плода опасные инфекции, перенесенные матерью в период беременности — краснуха, токсоплазмоз, герпес и цитомегаловирус. Их определяют как ТОРЧ комплекс.Асимметричная форма задержки развития связана с патологиями плаценты — фетоплацентарной недостаточностью, возникающей в третьем триместре беременности. ФПН приводит к  гипоксии (кислородному голоданию) плода. Причины фетоплацентарной недостаточности — поздний гестоз, многоплодная беременность, дефекты пуповины, предлежание и сосудистая недостаточность плаценты.

Как формируется ребенок до рождения

Начинается все с двух клеток – гамет матери и отца. Они сливаются, и получается одна клеточка. Из нее вырастет целый человек, а пока она хранит всю информацию о том, каким он будет. Многие мамы интересуются, как растет ребенок в их животе. Это происходит так:

  1. Зарождение жизни начинается с дробления – уже к 5 дню из одной клеточки возникает несколько десятков. К тому же из них формируется полый шар – бластоциста.
  2. Примерно через неделю от зачатия (в среднем это три недели после последних месячных) зародыш мигрирует из фаллопиевых труд, где произошло оплодотворение, в матку. Там же происходит внедрение его в слизистую оболочку – прикрепление.

Обратите внимание! До прикрепления плода к стенке матки о беременности узнать невозможно. Результатов не даст ни кровь на ХГЧ, ни тесты

На второй-третьей неделях это сделать тоже сложно, но возможно. Именно потому ее диагностируют обычно в 3-4 недели, то есть к концу первого месяца. УЗИ даст результат не раньше 5 недель, а то и позже – раньше эмбрион просто не увидят.

Стадии развития эмбриона

  1. К 4 неделям от зачатия (многие уже знают о своем положении к этому времени) у плода есть бьющееся сердце (УЗИ покажет его позже), циркуляция крови, начинают развиваться все важнейшие внутренние органы, в том числе мозг. К этому сроку у будущего малыша уже сформирована пуповина, есть зачатки конечностей, глазные впадины, развитие продолжается.
  2. Мамам интересно, как выглядит ребенок в их животе. К концу первого триместра он, наконец, похож на человека. У него уже заложены все внутренние органы, есть зачатки конечностей и различимые черты лица. Его защищает плацента.
  3. Во втором триместре продолжается развитие того, что было заложено в первом. К середине срока беременности (20 недель) большинство женщин узнает о поле ребенка на скрининге (проверке норм развития по УЗИ). На голове крохи начинают расти волосы, на руках – ноготки. Он активно двигается, это уже ощущает будущая мама.
  4. Чем ближе время рождения, тем больше ребенок похож на своих родителей, тем меньше места остается ему для движения.

Нормы развития плода по неделям

Развитие плода ребенка отслеживают врачи. Одно из самых информативных исследований – УЗИ. С его помощью проводят фетометрию – замеры частей плода, которые проводят на 1, 2, 3 скринингах. Это позволяет развитие младенца отслеживать по неделям. Если отстает, например, показатель объема головки, это симптом задержки внутриутробного развития.

Измеряют много чего во время этого исследования, ключевые показатели – примерный вес, рост, объем груди, головы, длина кости бедра. Со средними нормами этих показателей развития малыша по неделям можно ознакомиться в таблице ниже.

Основные нормы фетометрии: БПР – бипариентальный размер, ДБ – длина бедра, ДГК – длина грудной клетки

Важно! Описание полученного результата дает врач УЗИ. Это умение требует серьезной подготовки, потому не следует оценивать полученные данные самостоятельно – велика вероятность ошибки

Вес плода

К 40 неделям порог нормы веса младенца – 2,5 килограмма. Маловесный малыш или недоношенный берется на специальный врачебный контроль.

Раньше малый вес считался явлением, несовместимым с жизнью, – чем ребенок легче, тем сложнее ему выжить. Он может не взять грудь, очень слабый. Сегодня, с развитием медицины, выхаживают деток с весом при рождении даже всего 500 граммов.

Рост

Средняя норма параметра роста к 40 неделям – 50 сантиметров. Этот показатель может быть меньше или больше. Здесь многое зависит от генетики. Если ребенок рождается 45 сантиметров длиной, но полностью здоров и развит, это считают нормальным.

1-й месяц беременности

Главное событие: менструация.

Главное событие: овуляция.

Фактически в первую и вторую неделю вы еще не беременны.

Дни вашей последней менструации и овуляции засчитываются как первые две недели вашей беременности даже с учетом того факта, что новая жизнь внутри вас пока еще не зародилась.

3-я неделя беременности

Главное событие: оплодотворение.

Это неделя, с которой беременность по-настоящему начинается.

Сперматозоид и яйцеклетка встречаются и сливаются воедино в одной из фаллопиевых труб. Оплодотворенная яйцеклетка называется «зигота». Если оплодотворено более одной яйцеклетки, беременность будет многоплодной (два ребенка и более).

В норме зигота состоит из 46 хромосом: 23 хромосомы от вас и 23 — от отца. Хромосомы определяют пол будущего ребенка, который зависит от половой хромосомы папы: если сперматозоид несет в себе Y-хромосому — родится мальчик, если Х-хромосому — девочка.

Также хромосомы определяют и такие характерные черты, как цвет глаз и волос, наследственный психотип, особенности поведенческих реакций и — в каком-то смысле — личность ребенка.

Через 24 часа после оплодотворения яйцеклетки зигота начинает делиться на две клетки. В течение следующих 72 часов продолжается клеточное деление, и в результате образуется маленькая группа клеток, внешне напоминающая ягоду малины и именуемая «морулой». Во время своего внутреннего дробления на новые клетки морула движется по фаллопиевой трубе по направлению к матке.

4-я неделя беременности

Главное событие: имплантация.

В течение примерно трех суток с момента оплодотворения яйцеклетки морула достигает матки и проникает в нее. Теперь группа клеток, продолжающих свое деление, называется «бластоцистой». Ее можно увидеть даже невооруженным глазом.

Бластоциста находится в свободном плавании в полости матки около двух-трех суток, отращивая на своей поверхности крохотные выступы, которые помогут ей прикрепиться к слизистой оболочке матки. Ее окружает амниотическая жидкость — биологически активная среда, которая и надежно защищает ребенка, и является для него источником питательных веществ на протяжении всей беременности.

К седьмым суткам после оплодотворения яйцеклетки бластоциста оказывается готовой к «имплантации» — так называют процесс прикрепления плодного яйца к стенке матки. Длится он примерно двое суток.

Бластоциста прикрепляется к стенкам матки в оптимальном с точки зрения развития беременности месте. Обычно это происходит в области передней или задней стенки.

Уже к моменту, когда яйцеклетка только начинает опускаться в полость матки, бластоциста делится на две части.

Одна часть, внутренняя группа клеток, образует эмбриобласт, который впоследствии становится эмбрионом.

Внешняя группа клеток служит питательной оболочкой — трофобластом, часть которого идет на начинающееся строительство плаценты.

Плацента будет питать и защищать плодное яйцо, эмбрион, плод и наконец будущего ребенка на протяжении всего внутриутробного периода развития.

Как только имплантация произошла, зачатие можно считать совершившимся. Именно факт имплантации оплодотворенной яйцеклетки в матке и все последующие гормональные процессы в женском организме предотвращают приход очередной менструации.

Женщины, хорошо знающие свой организм или обладающие повышенной чувствительностью (как физиологической, так и психологической), уже на этом сроке могут заметить первые признаки наступившей беременности.

Какие же изменения происходят сейчас в женском организме, с какими новыми для себя ощущениями может столкнуться будущая мама?

Сроки проведения УЗИ плода

На каких сроках (триместрах) беременности делают УЗИ — один из основных вопросов, интересующих будущих родителей.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации №457 от 28 декабря 2000 года, в обязательное обследование беременных женщин наряду с проведением биохимического скрининга (анализ крови на содержание специфических белков) входит УЗИ, которое проводится на сроке 11-13 недель, а также 2 морфологических УЗИ во втором и третьем триместрах. Всего за период беременности проводится трехкратное скрининговое УЗ-обследование.

Плановые УЗИ плода по неделям беременности делают в следующие сроки:

  • скрининг 1 триместра — в 11-13 недель;
  • скрининг 2 триместра — в 20-24 недель;
  • скрининг 3 триместра — в 32-34 недели.

Дополнительные (внеплановые) УЗ-исследования могут проводиться по рекомендации врача на любом сроке беременности. Это не должно пугать пациентку, поскольку УЗИ не оказывает вредной нагрузки на организм. Повторные процедуры могут назначаться для уточнения диагноза либо, при обнаружении той или иной патологии беременности, для принятия необходимых мер по улучшению состояния здоровья женщины и плода.

Первое УЗИ плода помогает установить точный срок беременности, получить данные о размере и количестве эмбрионов, услышать сердцебиение плода, оценить степень его развития, обнаружить возможные отклонения.

Частота сердечных сокращений, формирование носовой кости, толщина воротниковой области и копчико-теменной размер (КТР) — крайне важные параметры, по которым судят о формировании плода. Существенные отклонения от норм вкупе с соответствующими результатами лабораторных анализов будут указывать на наличие патологии беременности.

Важно! Расшифровкой скрининга должен заниматься профессионал. Только так вы можете быть уверены, что никакая патология беременности не осталась незамеченной

Попытки самостоятельно оценить результаты УЗИ не дадут объективной картины происходящего и лишь добавят тревог в и без того эмоционально сложный для будущих родителей период.

На втором УЗИ при беременности врач-гинеколог проверяет, соответствуют ли размеры плода текущему этапу беременности. Оцениваются длина конечностей ребенка, размеры его головы, внутренних органов, объемы груди и живота и т.д

Не менее важно в этот период проследить, нормально ли развиваются внутренние органы, позвоночник, сердечно-сосудистая система

Также во время УЗИ-скрининга 2 триместра оценивается состояние стенок и шейки матки, придатков, расположение, толщина и структура плаценты, число сосудов в пуповине.

1

УЗИ плода

2

УЗИ плода

3

УЗИ плода

Третье УЗИ плода — ключевое. На этом этапе врач тщательно анализирует соответствие анатомического и функционального состояния плода нормам скрининга для данного периода беременности. Чрезвычайно важным является выявление поздних пороков развития.

Если результаты скрининга 3 триместра показывают некоторую задержку в развитии плода, пациентке назначается дополнительная диагностика (оценка кровотока в сосудах матки, эмбриона и пуповины). Также доктор анализирует состояния системы «матка-плацента-плод»

Пристальное внимание при этом уделяется плаценте — зоне ее прикрепления, степени зрелости и толщине

Определение пола ребенка при третьем плановом скрининге по точности достигает 90%.

Более подробную информацию о пренатальных скринингах вы можете прочитать здесь.

Внеплановые УЗИ при беременности проводятся, если:

  • пациентка испытывает боли внизу живота;
  • перенесла инфекционное заболевание;
  • не ощущает шевеления плода после 20-й недели;
  • имеет кровянистые и иные выделения;
  • началась преждевременная родовая деятельность;
  • появились схватки на сроке 36-40 недель;
  • имеются другие осложнения беременности.

Нормы развития первых недель рождения

Здоровый и доношенный новорожденный готов к самостоятельному существованию вне утробы матери. Конечно, ему еще нужна родительская забота, но выжить он может без нахождения внутри матки. Развитие новорожденного после рождения по неделям поражает – за такое короткое время малыш меняется очень сильно.

Новорожденный младенец

Средний вес новорожденного – 3 килограмма. Есть детки, которые весят при рождении и больше 4, даже 5 кг, но они встречаются редко. Средний рост новорожденного – 50-55 см. Потому на выписку принято покупать одежду 56 размера, в бо́льшей – кроха утонет. Малыш выглядит как игрушечный – такой же маленький и хрупкий, из-за чего родители, особенно папы, могут бояться брать его на руки.

Только что рожденный младенец уже кое-что умеет. Например:

  • Сосать молоко из груди матери;
  • Плачем выражать дискомфорт;
  • Различать материнский запах и голос;
  • Хватать вложенный в ладошку небольшой предмет;
  • Переступать ножками, когда грудничка держат на весу и устанавливают стопами на ровную поверхность (держать вес ему, конечно, не дают);
  • Отталкиваться ногами от опоры в положении лежа.

Понятно, что большинство таких навыков существует, только благодаря рефлексам. Но их наличие – показатель нормального развития.

Развитие новорожденного по неделям описывается педиатрами редко. Так происходит, потому что проще оценить достижения сразу первого месяца. Если обобщить, то вот чем отличаются первые недели:

  • 1-я: кроха потеряет до 8% от веса при рождении;
  • 2-я: он начнет шелушиться, появится акне новорожденных;
  • 3-я: малыш выработает личный режим кормления;
  • 4-я: будет стараться приподнять головку и познакомится с коликами.

Сколько длится внутриутробное развитие

Следить за тем, как малыш растет, начинают еще в пренатале, то есть до рождения крохи. Нормой длительности этого срока принято считать 40 недель, хотя здоровый доношенный малыш может родиться как на 38 неделе, так и на 42. Это время делится на периоды:

  • Эмбриональный – от зачатия до 8-10 недели;
  • Плодный – с 8-10 недели и до рождения.

Также есть деление на триместры:

  1. С зачатия до конца 13 недели;
  2. С 14 по 27 неделю;
  3. От 28 недели и до рождения.

Триместры разделены по принципу области развития: в первом происходит закладка внутренних органов, на втором этапе они развиваются, человечек формируется внешне. В третьем – он набирает необходимые для выживания снаружи вес и рост.

С какой недели наблюдают

По всему миру принято брать беременных на особый учет, назначать им исследования и анализы, чтобы отслеживать правильность формирования плода и здоровье матери. В России для этого прикрепляются к женской консультации при поликлинике или роддоме.

На учет беременную ставят в РФ не ранее полных 8 недель по месячным или УЗИ. Исследование назначают еще до постановки на контроль. Первый анализ, который могут назначить будущей маме, – кровь на хорионический гонадотропин человека. Это гормон, который выделяется уже к концу первой недели беременности. Его показания дают самые достоверные данные на этом сроке. Так, при излишне высоком его уровне можно предположить многоплодную беременность, а недостаток, возможно, говорит о замершей.

Ультразвуковое исследование беременности

Второе исследование, которое могут назначать еще до постановки на учет, – первое УЗИ. Его делают для того, чтобы подтвердить срок беременности и расположение эмбриона в матке, а не фаллопиевых трубах. Также смотрят их количество и жизнеспособность – в среднем на 7 неделе на этом исследовании слышно биение сердца будущего человека.

Тогда же определяют ПДР – предполагаемую дату родов. Ее высчитывают по менструальному календарю мамы. Также можно высчитать день по специальному калькулятору срока беременности.

Как работает мозг малыша

Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.

Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности – это 20% от полного потенциала

Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей

Могут ли младенцы думать

Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.

Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.

Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.

Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под “палки” редко приводит к позитивным результатам.

Память ребенка в первый год

В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как “комплекс оживления” – ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Чем характеризуются вторая и третья недели жизни ребенка?

На второй неделе после родов ребенок спит чуть меньше, у него появляются поисковый и хватательный рефлексы. Процесс грудного кормления постепенно совершенствуется, входит в нужное русло. Фекалии становятся менее пугающими, напоминают по виду желтоватую кашицу. Вес уже начинает увеличиваться, в среднем на 150 г.

Если пупочная ранка у малыша зажила, то можно приступать к первым купаниям. Также вторая неделя может ознаменоваться развитием гормонального криза. На его фоне молочные железы у грудничка набухают (независимо от пола), из них даже иногда выделяется масса, похожая на молозиво. Лечения данное явление не требует, главное, не выдавливать сочащуюся массу.

За третью неделю ребенок уже набирает до 200 г веса, умеет отталкиваться ножками и крепко хватает маму за палец. Его взгляд уже фиксируется на мамином лице при кормлении. Выкладывание на животик сопровождается попытками приподнять головку. Именно в этот период жизни у многих детей развиваются кишечные колики. Для их устранения допускается использование специальных лекарственных чаев, некоторых медикаментозных препаратов.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки4,86,91057,46470,7
Мальчики5,37,510,459,665,972,2
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий