Как развивать ребенка в 7 месяцев: игры, игрушки для детей, развивающие занятия

Прогулки

Часто мамы выезжают с малышами на прогулки довольно быстро после рождения.

Но прежде чем поближе знакомить новорождённого с окружающим миром, нужно учитывать несколько факторов:

  • время года;
  • погоду;
  • самочувствие малыша.

Если на улице лето и погода не слишком жаркая, то прогулки можно начинать раньше, а вот если зима или осень, что автоматически делает погоду холодной, желательно повременить.

Педиатры советуют делать первые прогулки ориентировочно со второй недели жизни малыша. Это связано с адаптационным периодом после родов. У крохи в это время ещё плохая теплорегуляция, и он запросто может либо перегреться, либо переохладиться, что спровоцирует массу осложнений со здоровьем. Именно потому следует относиться к этому вопросу ответственно.

Продолжительность прогулок в первое время должна составлять около 15 минут в день. В холодную пору года это время желательно сократить. Примерно до 10 минут

Постепенно продолжительность важно увеличивать так, чтобы в итоге малыш находился за пределами дома около двух часов. Вполне достаточно погулять с ним в перерывах между кормлениями

В коляске малыш может спать.

Основные правила:

если погода слишком жаркая, время прогулки желательно перенести на утро или вечер;
важно использовать специальные коляски для новорождённых;
сначала одевается мама, а потом ребёнок (тогда малыш не успеет вспотеть);
одевать малыша в одежду из натуральных материалов, которые «дышат»;
гулять желательно в спокойных местах, подальше от дорог – идеально подойдут парковые зоны;
если погода не позволяет, можно вывозить ребёнка на застеклённый балкон и оставлять там или тщательно проветривать комнату.

Малыши ещё очень уязвимы. Они плохо защищены от вредной микрофлоры, у них не выработалась терморегуляция. Но это не значит, что новорождённого нужно закрывать в стеклянной колбе и бояться чихнуть возле него. Знакомство с окружающим миром укрепит иммунитет малышей и сделает их выносливее. Если погода отличная, на голову не капает дождь и поблизости есть неплохой парк, зачем сидеть в четырёх стенах?

Игры с водой в ванне для малышей

Потонет — не потонет. Исключительно полезные игры с водой в ванне — малыш познакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек: какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложку, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем, пустую бутылочку, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и т.д. Для начала спросите, какие предметы, по мнению малыша, утонут, а какие останутся «на плаву». А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать)

И обратите его внимание на то, что некоторые п
редметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой, он утонет

Игра с водой для малышей, с помощью которой ребенок увидит, что бумага тонет, когда намокнет. Перед купанием вырежьте несколько фигурок из плотной бумаги или тонкого картона. Это могут быть животные, например, «акулы», или «монстры», или злой герой из сказки, т.е. те, кого не жалко «утопить». Пусть эти картонные «злодеи» охраняют «подводные сокровища», которые малышу очень нужны (сложите на дне ванны несколько любимых «водных» игрушек). «Топить» можно, бросая на картонки мелкие камешки или монетки либо расстреливая их из брызгалки. Через некоторое время малыш увидит, что «враг побежден» и опускается на дно.

Что умеет ребёнок в 7 месяцев

Стремительного прогресса в развитии физических навыков у ребёнка, если сравнивать с последними 4 неделями жизни, не произойдет. Но за следующий месяц ребёнок определённо станет ещё сильнее и активнее. Просто лежать на спине ему уже не интересно. Мама заметит, что освоенные ранее навыки грудничок сейчас выполняет легко, без существенных усилий. Все его движения становятся более естественными и непринужденными. Впрочем, определенная доля «неуклюжести» с ребёнком останется еще надолго.

В возрасте 7 месяцев ребёнок:

  • сидит без поддержки;
  • легко переворачивается со спины на живот и обратно, с одного бока на другой;
  • ползает (возможно, пока ещё не приподнимая полностью своё тело);
  • может встать на колени, держась за опору;
  • в положении лёжа опирается на одну руку, чтобы другой схватить что-то поблизости;
  • уверенно держит бутылочку, когда ест (если, конечно, не ленится);
  • может сделать пару шагов, становясь на всю стопу, если придерживать его за подмышки;
  • полностью различает цвета;
  • гораздо лучше, чем раньше, воспринимает пространство, а значит способен более детально рассмотреть объекты на расстоянии;
  • уверенно держит в руках игрушки, перекладывает их из одной ладошки в другую;
  • активно задействует свои пальцы, взаимодействуя с различными предметами;
  • реагирует уверенным поворотом головы на посторонний звук или тактильные раздражители;
  • отзывается на собственное имя.

Играем с мелкими предметами и сенсорными коробками

В этом возрасте играть с мелкими деталями многим мамам покажется опасным, и это небезосновательно – очень велика вероятность того, что ребенок затащит мелкую деталь в рот. Но в то же время детей в этом возрасте мелкие предметы притягивают со страшной силой

Наверняка, вы и сами замечали, как любая мусоринка на ковре буквально приковывает внимание малыша. Кроме того, играть детям в этом возрасте с мелкими деталями просто необходимо, чтобы развивать мелкую моторику руки, тренировать щипковый захват

Что же делать в такой противоречивой ситуации? Можно сделать для малыша небольшой игровой набор – подборку самых разных мелких деталей – и выдавать его ребенку поиграть исключительно под пристальным присмотром взрослого.

В набор можно положить игральные кубики, болтики, монетки, ракушки, пуговицы, камешки, фасолинки. Все это можно сложить в небольшую коробочку или баночку, чтобы впоследствии, когда ребенок освоит процесс складывания/выкладывания тренироваться и на мелких предметах.

У Таисии загорались глаза, когда она видела такой набор. Сначала играли так: я просто высыпала перед ней все предметы и она, счастливая, начинала их с удовольствием брать в ручки, ей хотелось взять все сразу, но так как руки всего две, брала то одни, то другие предметы. Бывало, что захватывала детальки всей рукой, бывало – только большим и указательным пальцем. Чем больше занимались, тем больше начинал преобладать щипковый захват. Чуть позже появилось желание складывать все предметы в баночку.

На основе такого набора с мелкими предметами можно сделать простую сенсорную коробку. Для этого в небольшой контейнер насыпьте пшена (риса, гороха, гречки или любой другой крупы)  и выложите туда все имеющиеся мелкие предметы. Далее отдайте контейнер ребенку и наблюдайте, как он увлеченно будет выбирать из крупы игрушки и складывать их в баночку!

Здесь надо учесть, что если играть в такую игру дома, обязательно что-то нужно стелить на пол, пеленку, например. Хоть на первый взгляд кажется, что все пшено должно оставаться в контейнере, на самом деле изрядная его часть прилипает к детским рукам, а оттуда сразу попадает на все окружающее пространство. Много других разновидностей сенсорных коробок вы найдете здесь.

Ну и еще одно важное замечание. Помните, ребенок обязательно будет пытаться все мелкие детали попробовать на зубок, эти попытки нужно тщательно отслеживать, приостанавливать и объяснять, что мы играем по-другому

Ругать за это малыша не нужно! Это естественно, что он пытается все попробовать на вкус, ведь он стремится исследовать мир всеми доступными методами, и еще не знает о том, что опасно, а что нет. Поэтому объясняйте и еще раз объясняйте! Используйте ключевые слова, которые будете говорить каждый раз, препятствуя каким-либо опасным действиям малыша. Например «Опасно», «Несъедобно», «Нельзя». (но и злоупотреблять этими словами не стоит, об этом отдельная статья). Хоть поначалу вам и будет казаться, что ребенок вас совершенно не понимает, и любое объяснение бессмысленно, это не так.

Складываем стаканчики

Для этой игры требуются всего лишь одноразовые пластиковые стаканчики. Задача — вкладывать стаканчики один в другой, чем больше, тем лучше. Сначала малышу нужно показать, как это делается, — вложить один стаканчик в другой, медленно повторить несколько раз. Дать ребенку два стаканчика, поманипулировать его ручками, вкладывая стаканчик в стаканчик.

Если стаканчики разноцветные, то игру можно усложнять по мере роста ребенка. Сначала стаканчики просто вкладываются друг в друга, затем — в определенной последовательности в зависимости от цвета.

— Берем стаканчик, один стаканчик, один синий стаканчик (постоянно нужно комментировать действия, полностью описывая каждый предмет, участвующий в игре; описание идет от простого к сложному: сначала сам предмет, затем количество, затем свойства предмета).

— Берем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик. Вкладываем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик в другой стаканчик, в синий стаканчик…

Игры, подразумевающие развитие речи

В 7 месяцев одним из самых действенных способов развития речи является проведение игровой переклички с ребенком. Занятия строятся по следующей схеме:

  • Начинаем с подготовки. Наклоняемся над малышом, чтобы он сосредоточился на лице мамы, и несколько раз произносим его имя, растягивая гласные, меняя интонацию, но не модифицируя слово. Повторяем несколько раз и делаем паузу в 15 секунд.
  • Произносим звуки и слоги, которые малыш уже использует в своей «речи» и делаем после них небольшие паузы. Если грудничок пытается их повторить, делаем еще несколько повторов.
  • Подключаем игрушки со звуком. Просто даем ребенку послушать их несколько секунд.
  • После этого пытаемся задействовать звучащую игрушку в игре, выполняем с ней какие-либо действия, подкрепляя их звуком.
  • Опять выполняем упражнение на повтор слогов.
  • В заключение читаем малышу стишок, поем песенку или играем в потешку.

Хороший эффект дает прослушивание аудио записей со сказками, но только в том случае, если мама будет слушать их вместе со своим карапузом, проговаривая отдельные ключевые слова или подкрепляя рассказ действиями. Продолжительность такой игры не должна превышать 5 минут

Прослушанную запись рекомендуется использовать в течение нескольких занятий, это позволяет тренировать память и внимание у детей, они радуются, когда слышат уже знакомые слова и звуки

Игры и занятия для развития интеллекта

Познание окружающего мира было и остается основным направлением развития ребенка, ему все интересно и все нужно попробовать. А с развитием физической активности малыш уже будет стараться сам добраться или дотянуться до предмета, который его интересует.

Поэтому важно обезопасить пространство, в котором находится ребенок, убрать все лишние или способные нанести вред предметы.

Важной особенностью этого возраста ребенка является познание свойств предметов, то есть шарики он будет пытаться катать на твердой поверхности стола или пола, кубики стараться ставить один на другой, а внутрь ведерка класть предметы меньшего размера. Это важное умение можно использовать в играх и помочь его закреплению.. В семь месяцев кроха понимает многое из того, что говорят взрослые

Это отражается в играх, когда малыш может сделать то, что просит мама, или посмотреть в сторону того предмета, о котором она говорит. Это также проявляется в играх-потешках про сороку-ворону или ладушки: ребенок повторяет действия, которые соответствуют словам в этих стишках. Чем чаще проводить с ним такие занятия, тем лучше он выучит нужные движения.

В семь месяцев кроха понимает многое из того, что говорят взрослые. Это отражается в играх, когда малыш может сделать то, что просит мама, или посмотреть в сторону того предмета, о котором она говорит. Это также проявляется в играх-потешках про сороку-ворону или ладушки: ребенок повторяет действия, которые соответствуют словам в этих стишках. Чем чаще проводить с ним такие занятия, тем лучше он выучит нужные движения.

Наиболее популярные и интересные игры для 7-месячного ребенка:

«Найди игрушку»

Среди 3-4 предметов, знакомых малышу, можно попросить его найти мячик или кубик

Важно подбадривать ребенка и обязательно хвалить за правильный ответ.

«Третья игрушка»

Занимательная развивающая игра, при которой малышу в обе руки даются игрушки небольшого размера, а затем предлагается еще одна. Ребенок вынужден выбрать, какую из двух игрушек ему оставить, чтобы взять третью. Это отличное упражнение на развитие мышления.

Сбор мелких предметов

Для этого нужно взять ведерко и 8-10 грецких орехов, прищепок или шариков небольшого размера. Все мелкие предметы раскладываются вокруг ребенка, а взрослый просит малыша собрать их в ведро и показывает, как это делается.

Рисование

Рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина – отличные занятия для мелкой моторики рук

Важно выбрать безопасные для ребенка материалы и следить, чтобы он не брал их в рот

Кукольный или пальчиковый театр

Стоит приобрести всего несколько игрушек, которые надеваются на руку или пальцы взрослого, и можно открыть ребенку целый новый мир разговаривающих персонажей.

Игры с ребенком 7 месяцев могут происходить с помощью подручных предметов, которые будут не менее интересны для крохи, чем купленные в магазине игрушки

Для малыша важно присутствие любящих родителей и их активное участие в его играх.

Виды развивающих занятий

Развивающие занятия условно можно разделить на следующие виды:

  • Физические,
  • Сенсорные,
  • Познавательные,
  • Речевые.

Игры для физического развития

Активные игры с 8 месячным ребенком приветствуются, так как в этом возрасте требуется хорошо овладеть движениями с изменением положения тела в пространстве: переворачиваться, садиться, ложиться, вставать, а также переступать, держась за опору.

В игровой форме следует стимулировать ползание. Можно прятать любимую игрушку на расстоянии полутора-двух метров от непоседы, накрыв ее платочком, или опуститься на колени и ползать вместе с карапузом, играя в догонялки.

Начиная с этого возраста, малышу нравится самостоятельно подниматься на ноги, придерживаясь за опору, или даже ходить, крепко хватаясь за пальцы взрослого.

Вскоре это приведет к первым самостоятельным шагам. Можно попробовать ускорить процесс освоения ходьбы в виде игр с 8 месячным малышом. Для этого два стула располагаются рядом на расстоянии шага ребенка. Яркую игрушку ставят на один из стульев. Кроха тянется за игрушкой и, придерживаясь, встает. В этот момент игрушка должна быть перемещена на соседний стул, это подтолкнет ребенка потянуться за ней и совершить шаг, перейти от стула к стулу практически без опоры.

Уверенное хождение невозможно без развитого вестибулярного аппарата. Именно он позволяет удерживать равновесие. Развить еще несовершенный детский вестибулярный аппарат помогут специальные игры с ребенком 8 месяцев:

  • подбрасывание;
  • раскачивание на качелях, руках или ноге;
  • катание на фитболе.

Катание на фитболе

Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев

Существуют методики, направленные на создание вокруг малыша условий, способствующих гармоничному развитию личности. Частью одной из таких методик являются игры развивашки, целью которых становятся развитие и совершенствование с течением времени мелкой моторики, мышления и воображения.

Приспособления для развития мелкой моторики:

  1. Сенсорные подушечки или мешочки, которые мама может сделать из лоскуточков ткани. В качестве наполнителей используются крупы, макаронные изделия, орехи. Лоскуточки можно сделать из разных на ощупь тканей: гладких или шершавых, что поможет развить тактильную чувствительность.
  2. Пластилин можно сделать в домашних условиях из муки и соли в равных пропорциях, разбавляя водой до нужной консистенции.
  3. Пуговки разных цветов, форм и рельефов, пришитые к ткани.
  4. Пальчиковые краски, способствующие также творческому развитию.

Дети в этом возрасте должны уметь выполнять «пинцетный» и «щипковый» захват пальчиками. Для тренировки используются ленточки или шнурки, а также игрушки небольшой величины или даже крошки со стола.

Познавательные занятия и игры с детьми 8 месяцев

Малыш познает мир вокруг него: открывает дверцы шкафов, интересуется содержимым ящиков, пробует игрушки на вкус, стаскивает покрывало с кровати, оценивает падение брошенного им предмета, прислушивается к звукам.

Понимание причинно-следственной связи приходит во время занятий с музыкальными инструментами или предметами, привязанными веревочкой, например, воздушный шарик: стоит дернуть за веревочку, шарик прилетит.

Родители учат младенца правильному обращению с предметами: надевать кольца обратно на стержень, закрывать открытую коробку, вновь строить разрушенную башню из кубиков. Подобная деятельность позволяет малышу разносторонне смотреть на предметы и учиться заниматься самостоятельно.

Малыш развивает тактильные ощущения

Развитие слухового внимания и речи

Взрослому необходимо чаще обращаться к ребенку, вовлекая его в диалог. Следует сопровождать свои действия простыми фразами, чтобы карапуз запоминал слова и учился понимать, какое действие от него требуется, или о каком предмете идет речь.

Малыш подражает взрослому, выполняя просьбы «дай», «покажи», «где».

В этом возрасте можно тренировать звукоподражание. Следует играть в бубен или звенеть колокольчиком, произнося при этом простые слоги.

Стоит обращать внимание младенца на звуки, которые можно услышать дома или на улице

Осваиваем первые орудийные действия

Если на улице тепло, обязательно берите с собой на прогулку инвентарь для игры в песочнице. Пока что достаточно самого минимального набора. Конечно, ребенок еще не будет стремиться делать куличики из песка, но в песке он обязательно захочет покопаться, а тут вы с лопаткой и ведерком. Регулярно показывайте, как можно совком насыпать песок в ведро, и скоро ребенок предпримет свои первые попытки.

В холодное время года поможет сенсорная коробка, в ней ребенок может вдоволь попрактиковаться в копании и насыпании. Если вы делаете небольшую сенсорную коробку, то и совок и тара, которую малыш будет учиться наполнять, должны быть соответствующего размера. Вообще по своей дочке я заметила, что поначалу с маленьким совочком (который немногим больше чайной ложки) она справлялась гораздо лучше, чем с большим, т.к. большой все время захватывала как-то неправильно – только за самый конец.

В этот же возрастной период имеет смысл начинать учить малыша самостоятельно есть ложкой, т.к. ложка для ребенка – это по сути тот же совок, только маленький. Здесь, конечно, придется запастись терпением и большим количеством нагрудников, но если уж вы задались целью, у вас все получится.

Еще одно орудие, которое вы можете дать в руки своему чаду в числе первых – это молоточек. Лучше сразу приобрести стучалку (KoroBoom, My-shop), в ней есть и молоток и шарики/палочки, по которым нужно бить. Игра замечательно тренирует координацию, так как ребенку нужно прицеливаться, чтобы попасть по шарикам.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев?

Изначально нужно определиться с целями, которые должны выполнять игрушки и совместные с родителями мероприятия. Плохо, если они проводятся только чтобы занять детей на некоторое время или успокоить, это обязательно отложится в подсознании ребенка, ассоциируясь с пустым времяпрепровождением. Если же играть с 7-месячным грудничком с пользой, то у него всегда будет положительное отношение к учебе, а к выбору игр он будет подходить осознанно и с конкретной целью.

Развивающие игры для малышей преследуют сразу несколько целей: отработка физических показателей, формирование речевого аппарата, стимулирование сенсорного восприятия. Рекомендуется завести дневник и в нем отмечать появление у ребенка новых навыков, закрепление недавно освоенных. Игрушки и мероприятия нужно подбирать так, чтобы к концу 7 месяца жизни у малыша присутствовали базовые умения во всех перечисленных сферах.

В плане физического развития грудничок должен уметь следующее:

  • Ползать во всех направлениях, быстро и без капризов. Может заползать на невысокие горки по покатым ступеням.
  • Пытается самостоятельно садиться и очень любит заниматься гимнастикой, направленной на отработку нового навыка.
  • Способен самостоятельно переходить из сидячего положения в какое-нибудь другое.
  • Уже сам пытается стоять у опоры, после чего может встать на четвереньки или попытаться сесть.
  • Держась за опору, пытается делать боковые шаги.

Речевое развитие – это не только способность детей говорить, но и их навыки в восприятии обращенных к ним фраз. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в арсенале зрелого 7-месячного малыша присутствовали следующие умения:

  1. Он способен выполнять какие-то действия в ответ на обращенную к нему просьбу.
  2. Малыш уже знает слова некоторых потешек (Ладушки, Сорока) и начинает воспроизводить соответствующие действия, если мама начинает читать стишок.
  3. Ребенок активно лопочет, выговаривает отдельные слоги.
  4. В ответ на обращенный ему вопрос «Где?» дети указывают на нужные игрушки, предметы, людей или хотя бы ищут их глазами.
  5. Большая часть детей уже хорошо знают свое имя и реагируют на него.

Развивающие игры, направленные на активизацию сенсорных центров, позволят добиться следующих результатов:

Малыш начнет узнавать знакомые предметы с разного расстояния, под разным углом, в непривычной для них атмосфере (например, на другой полке).
Он пытается обследовать свои игрушки и другие доступные изделия всеми возможными способами, все новое вызывает у него интерес.
Способен манипулировать сразу несколькими вещами, а не одной, как раньше

В процессе игр активно пользуется двумя руками.
Начинает понимать смысл прямых и обратных действий (сбирает и разбирает игрушки, снимает и надевает вещи).
Правильно оценивает особенности и свойства предметов (шарики катает, кубики ставит друг на друга, крышки открывает и закрывает).
Внимание детей в этом возрасте может задерживаться на интересном предмете до 3-6 минут, если занятия проходят вместе с взрослым – до 8-10 минут.. Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры

Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими

Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры. Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий