7 секретов изменения цвета глаз у младенца и новорождённого

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним

Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения

2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Косоглазие у детей: где ложное, а где истинное?

Диагностировать тип косоглазия и выбирать метод лечения должен профильный специалист. Он же и назначает при необходимости терапевтические мероприятия. Самостоятельно определить, ложное или истинное косоглазие нельзя, так как эффект асимметричности глаз новорожденного усиливается за счет анатомических особенностей лицевой части черепа, например, широкой переносицы.

Врач при осмотре обращает внимание на наличие или отсутствие тех или иных глазодвигательных нарушений. Если глазодвигательных нарушений нет, то можно говорить о ложном косоглазии, которое в скором времени не будет заметно

Что должно насторожить родителей?

  • Если ребенок поворачивает голову под необычным углом для того, чтобы лучше рассмотреть интересующий его предмет.
  • Если малыш часто натыкается на предметы, расположенные со стороны косящего глаза.
  • Дети старше года могут жаловаться на головные боли.

Определить мнимое или истинное косоглазие помогают тесты. Есть тест, при котором окулист проецирует источник света на два глаза и сравнивает расположение корнеального светового рефлекса в каждом глазу. При отсутствии патологий световое отражение симметрично, при косоглазии будет смещено от центра. Такой тест не позволяет обнаружить малый угол отклонений.

Также для диагностирования зрительных патологий у детей младенческого возраста используется тест с яркой игрушкой, которая должна полностью взять на себя зрительное внимание малыша. В то время, как ребенок будет увлечен рассматриванием игрушки, врач проведет тест с поочередным закрыванием глаз

При наличии отклонений от нормы глаз будет совершать быстрое установочное движение, как только закроют другой глаз. Тест выполняется с фиксацией на близких и удаленных предметах.

К каким врачам обращаться, какая диагностика

При появлении опасных симптомов нужно срочно показать ребенка терапевту или окулисту. После осмотра может потребоваться консультация аллерголога, иммунолога, нефролога, кардиолога.

Методы диагностики:

  1. осмотр, изучение анамнеза;
  2. биомикроскопия;
  3. цитология глазных выделений;
  4. общий, биохимический анализ крови;
  5. ПЦР для выявления типа возбудителя;
  6. иммунограмма;
  7. бактериологическое, вирусологическое исследование;
  8. аллергопробы;
  9. анализ кала для исключения глистных инвазий, дисбактериоза;
  10. контрастная рентгенография для оценки проходимости слезного канала.

Как и когда меняется оттенок глаз у грудничка после рождения?

В каком возрасте количество меланина в организме ребенка увеличивается, и радужка приобретает генетически предопределенный для нее цвет? Из-за того, что накопление пигмента происходит постепенно, итоговый оттенок формируется за несколько этапов. Соответственно и цвет глазок новорожденного меняется несколько раз, окончательно устанавливаясь только к трехлетнему возрасту. Сколько именно времени займет процесс, во многом зависит от того, какой цвет глаз был у малыша изначально.

Голубая радужная оболочка

Глаза небесного оттенка у новорожденного ребенка – наиболее распространенный вариант, при котором почти невозможно определить, как изменится внешность малыша в конечном итоге. Голубой цвет изменчив. В первые 2-4 года жизни ребенка он может неоднократно меняться, становясь темнее или светлее.

Серый оттенок радужки

Основная масса детей рождается светлоглазыми. Первенство в этом отношении занимает голубой цвет радужки. Однако малышей, у которых глазки от рождения серые, — немногим меньше.

Серый цвет практически также изменчив, как голубой. В зависимости от освещения или настроения ребенка в течение дня, оттенок радужки глаз может становиться насыщеннее или бледнеть. Это свойство способно сохраниться на долгие годы. Окончательно цвет радужной оболочки у сероглазых людей формируется к 12 годам. При этом радикальная смена основного оттенка на карий, зеленый или голубой практически невозможна.

Синий цвет глаз

Радужная оболочка цвета индиго – это, в некотором смысле, генетическая мутация, при которой редкий оттенок проявляется благодаря низкой плотности клеток в тканях глазного яблока. На остроту зрения такая аномалия не влияет. С возрастом плотность клеток во внешнем слое радужки может нормализоваться, и она приобретет более «нейтральный» голубой или сероватый оттенок. Обычно подобное происходит к 1,5-2 годам.

Кареглазые малыши

Возможно, в первые полгода жизни ребенка его радужки продолжат темнеть. Какой цвет получится в итоге – насыщенный коричневый или черный – предсказать трудно. Известны случаи, когда у малыша с синими или серыми глазами, радужки за несколько суток становились темно-коричневыми и больше не менялись.

Самый редкий цвет радужки (зеленый)

Вероятность того, что глазки новорожденного своим оттенком будут напоминать молодую траву, низкая. Еще меньше – шанс того, что со временем радужки сохранят насыщенный зеленый цвет. Подобное возможно только если оба родителя малыша имеют светлые глаза одинакового оттенка. В противном случае, уже в первые несколько недель жизни радужки новорожденного приобретут серый или карий (реже голубой) окрас.

Патологические причины изменения цвета глаз

Цвет глаз «хамелеон» по своей природе патологическим быть не может. Если причиной изменения оттенка радужки стала болезнь, то глаза хамелеонами уже назвать нельзя. При каких заболеваниях наблюдается подобный эффект? Есть несколько достаточно редких глазных болезней, которые сопровождаются изменением цвета радужной оболочки. К ним относятся:

  • Синдром Фукса (хронический негранулематозный увеит). При этом дегенеративном заболевании светлеет радужка вследствие ее истончения, а также мутнеет хрусталик. Синдром почти всегда приводит к глаукоме или катаракте. Заметить признаки болезни можно по разному цвету глаз: один светлее другого.

  • Синдром Познера — Шлоссмана (глаукомоциклитический криз) — одна из разновидностей воспалительного поражения радужной оболочки. Признаки синдрома: болезненные ощущения в глазах, затуманивание зрения, повышенная светочувствительность, появление разноцветных/радужных кругов перед глазами. Что касается радужки, то она заметно темнеет.

  • Синдром Горнера — болезнь, развивающаяся вследствие поражения нервной системы. Проявляется недуг на глазах. Один из симптомов — гетерохромия (разный цвет глаз).

  • Пигментная глаукома — заболевание, сопровождающееся отделением пигмента от задней поверхности радужной оболочки и попаданием его в другие части глаза. Часть склеры приобретает оттенок радужки. Остальные признаки болезни такие же, как у обычной формы глаукомы: повышенное внутриглазное давление, снижение качества зрения и другие.

  • Меланома радужной оболочки — это злокачественная опухоль, которая обычно имеет темно-коричневый цвет. Опухоль наблюдается в передней камере глаза. Границы радужки при этой патологии размываются, роговая оболочка мутнеет.

  • Лимфома — онкологическое заболевание, которое проявляется на радужной оболочке — она становится тусклой.

Отличить естественное изменение цвета глаз от патологического достаточно просто. Глаза-хамелеоны меняют оттенок ненадолго, в то время как признаки болезни обычно более стационарны. Кроме того, при отсутствии лечения они усиливаются

Что такое близорукость?

Близорукость или, как по-научному называют ее специалисты, миопия — это нарушение зрительной функции, которая проявляется при патологическом увеличении переднезадней оси глазного яблока или чрезмерного преломления световых лучей, которые проецируются не на сетчатке, как при нормальных условиях, а перед ней. В результате этого у человека возникает размытое видение предметов, находящихся на удаленном расстоянии, в то время как зрение вблизи остается нормальным. Такое рефракционное нарушение может быть врожденным и проявляется у детей дошкольного возраста, однако в офтальмологической практике чаще встречается приобретенная близорукость, что объясняется повышенной нагрузкой на зрительный аппарат в процессе его формирования. Исследования показывают, что за период обучения развитие близорукости происходит у 20-25% обучающихся. Чаще всего патология проявляется у детей от 9 до 12 лет, также высок риск возникновения миопии у подростков 15-16 лет, так как нарушение усиливается по мере увеличения нагрузок.

Если при обследовании зрительной системы у ребенка выявлен увеличенный размер глазного яблока, миопию называют осевой. В случае, если специалист обнаруживает у пациента большую преломляющую силу, которая способствует фокусному расстоянию между сетчаткой и собирательной точкой световых лучей, аномалию называют рефракционной. Нередко у детей сочетаются оба типа близорукости. В результате вышеописанных факторов человек с трудом может рассмотреть объекты, расположенные вдали, они кажутся расплывчатыми, смазанными. Часто показатель остроты зрения становиться ниже единицы.

Так, например, при проявлении близорукости дети плохо видят написанный на доске текст, испытывают сложности при игре с мячом, их зрительные органы быстро устают при чтении, письме и работе за компьютером. В связи с этим снижается успеваемость в школе, а также может пострадать самооценка — ребенок вынужден ограничить круг интересов, становится замкнут и не уверен в себе. Именно поэтому при обнаружении проблем, следует незамедлительно обратиться к специалисту и своевременно исправить близорукость.

Важно понимать, что при продолжающемся росте (удлинении) глазного яблока возникают проблемы в сосудистой и сетчатой оболочках, нарушается их питание, развивается дистрофия. Это приводит к значительному ухудшению зрительной способности, что порой с трудом исправляется только при помощи простых очков или контактных линз

Возможно ли вылечить близорукость у ребенка, которая прогрессирует? В офтальмологии нет единого мнения в данном вопросе. У каждой методики лечения и контроля миопии существует определенные преимущества и недостатки.

Красные веки у новорождённого: причины, лечение, методы предосторожности

Красные веки у новорождённого могут быть по разным причинам. Покраснеть может один глазик или оба сразу. Оттенок кожи тоже может быть любым – просто красным, с желтизной или немного синеватый. Рассмотрим все возможные причины.

Инфекционные

Внезапно покрасневшие веки у грудничка могут говорить о развитии инфекционного заболевания. В этом случае вначале изменяется внешний вид одного глаза, а потом второго.

Другие инфекции

Причиной появления красных кругов на веках у младенца могут быть и другие инфекции. Нередко такое явление возникает при ангине, стоматите и иных заболеваниях ротовой полости. Схему лечения в каждом случае врач определяет индивидуально, учитывая возраст больного и первопричину покраснения.

Покраснение вокруг зрительных органов может быть связано с глистной инвазией. Если такое состояние наблюдается долго, ребёнок неспокойный и неспокойно себя ведёт, то требуется обследование. При обнаружении паразитов прописывают специальные препараты, дозировку и продолжительность лечения рассчитывает доктор.

Особенности диагностики

При постановке диагноза врач учитывает жалоба родителей ребёнка и результаты осмотра маленького пациента

Особое внимание уделяется наличию вспомогательных симптомов, таких как рвота, температура, нарушение поведения и отсутствие аппетита. решающее значение играет и закисание глазок по утрам

если утром реснички склеены гнойными массами, то речь идёт о конъюнктивите или дакриоцистите.

Для уточнения диагноза необходимо сдать анализ крови и мочи, может быть назначен и бакпосев из глаз. При необходимости может быть назначено УЗИ внутренних органов.

Только после получения всех результатов анализов врач ставит диагноз и назначает лечение.

Как определить цвет глаз у новорождённого

Точно узнать, как изменится оттенок роговицы, и изменится ли он вообще, невозможно. Цвет формируется с учётом генетических особенностей, при этом у малыша есть высокая вероятность получить расцветку, как у одного из родителей или другого родственника из предыдущих поколений.

Таблица: как определить цвет глаз у ребёнка

Цвет глаз родителейПроцент вероятности
КариеСиниеЗелёные
кариекарие75%6%19%
кариезелёные50%12%38%
кариесиние50%50%
зелёныезелёные25%75%
зелёныесиние50%50%
синиесиние99%1%

Таблица весьма условна, так как на окрас радужки также влияют следующие факторы:

  1. Чистый цвет встречается редко, чаще оттенки смешиваются между собой. Серый, голубой, оливковый, янтарный — всё это смешение основных цветов между собой.
  2. Влияние оказывают не только родительские гены, но и гены других родственников. И хотя эта зависимость мала, небольшая возможность получить цвет глаз от прабабушки или прадедушки существует.
  3. Вероятность в таблице рассчитана по законам генетики и указана исходя из идеальных параметров без учёта климатических условий и других факторов.

Почему глаза меняют цвет в детском возрасте?

Глаза начинают менять свой цвет сразу после рождения человека. Этот процесс является естественным. В первые дни после появления на свет глаза младенца обычно имеют мутно-серый или светло-зеленый цвет. Уже через полгода оттенок меняется. В организме накапливается меланин, отвечающий за цвет радужки. Она становится более темной.

В течение всего этого жизненного периода меланин продолжает накапливаться и влиять на интенсивность цвета глаз.

На цвет глаз влияют три фактора:

  1. Количество пигмента (меланина). При рождении он отсутствует в радужной оболочке и начинает вырабатываться через несколько дней. От его количества зависит оттенок радужки: чем больше меланина, тем темнее цвет глаз.
  2. Расовые признаки. Цвет кожи, волос, глаз напрямую зависит от того, к какой расе принадлежит человек.
  3. Генетика. Гены играют немалую роль в том, какие глаза будут у ребенка, но на 100% с помощью генетики предсказать цвет глаз невозможно. Есть лишь примерные данные, которыми могут руководствоваться родители. Так, например, вероятность того, что у светлоглазых мамы и папы родится малыш со светлыми глазами, составляет 75%. Если у одного из родителей глаза темные, скорее всего, у их ребенка будут карие глаза.

Ученые создали специальную таблицу, которая дает возможность родителям определить, глаза какого цвета будут у их ребенка. С ее помощью можно предсказать, как меняется исходный цвет к годовалому возрасту. Серые глаза при рождении могут поменять свой оттенок со светлого на темный, голубые глаза новорожденного могут немного потемнеть и стать красивого небесного оттенка либо более светлыми. Зеленые глаза при рождении становятся впоследствии светло-карими или голубовато-зелеными. Если генетически у ребенка заложен карий цвет глаз, то малыш родится с темно-серой радужной оболочкой.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много

Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова

С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Симптомы конъюнктивита у грудничков

По внешним признакам разные виды воспалений легко отличить друг от друга. Однако необходимо помнить, что конъюнктивит разного типа иногда имеет подобные симптомы. Так, гноетечение из глаз бывают как при бактериальном, так и при вирусном типе заболевания. В первом случае это является отличительной особенностью, во втором говорит о запущенной форме.

При бактериальном воспалении симптомы проявляются сначала на одном глазу, через время — на втором. Когда болезнь имеет аллергическую или вирусную природу, признаки патологии проявляются сразу на двух глазах.

Характерными симптомами аллергического конъюнктивита являются светобоязнь, жжение и зуд, из глаз малыша все время текут слезы. Но, как и вирусный, он может сопровождаться насморком. 

Прежде чем приступать к лечению, нужно правильно определить возбудителя заболевания

Это очень важно, поскольку от причины зависит выбор терапии. Например, рекомендуемые препараты в лечении одного типа воспаления могут быть противопоказаны при другом виде патологии

Находящийся на стадии формирования организм ребенка не может быть полем для экспериментов. Он восприимчив к любому роду воздействия, поэтому ко всем рекомендациям врача следует подойти очень серьезно.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Астигматизм у детей до года

Астигматизм у детей до года принято считать физиологическим, то есть наличие у ребенка нескольких точек фокусировки световых лучей с разной силой преломления роговицы не является отклонением от нормы. Причина в том, что ребенок рождается с еще более выпуклой роговицей, нежели у взрослых. Величина астигматизма у детей до года в таких случаях может составлять до шести диоптрий, что у взрослого приравнивается к сильному астигматизму. Однако если при рождении и в течение нескольких первых месяцев жизни ребенка такое явление можно считать вариантом нормы, то уже к концу первого года жизни роговица становится похожей на взрослую. В таких ситуациях астигматизм у детей до года постепенно снижает свои показатели.

К школьному возрасту, если речь идет о правильном развитии ребенка, это состояние в разы меньше, чем астигматизм у годовалого ребенка. По мере роста ребенка, развития его организма и глазного яблока в том числе, показатели разницы в преломлении световых лучей составляет 0,75 дптр, постепенно снижаясь до уже упомянутой физиологической нормы. Однако не в каждом случае астигматизм у ребенка 1 года является нормой, и считать так можно в ситуации, когда по мере роста малыша увеличивается также и показатель астигматизма.

В подобном случае необходимо тщательно следить за тем, как ведет себя ребенок по мере роста, легко ли ему дается рассматривание окружающих предметов, насколько осознанно фокусирование его взгляда и т.д. Конечно же, диагноз астигматизма родители не смогут поставить ребенку при всей внимательности, а смогут только заподозрить наличие отклонений от нормального зрения в случае, если ребенок будет вести себя определенным образом. С детками в этом отношении сложнее, чем с взрослым человеком, который может предъявить жалобы на ухудшающееся зрение, если астигматизм прогрессирует.

Но если человек с самого рождения привык видеть предметы нечетко, с расплывающимися контурами, растянутыми и искаженными, подобное положение дел будет казаться ему нормой. У деток это может отражаться в затруднении с обучением чтению, невнимательности, беспокойством, жалобами на частые головные боли, – само собой, в том возрасте, когда ребенок эти жалобы уже может высказать. К тому же, в зависимости от формы астигматизма, жалобы ребенка могут варьироваться.

Какие мероприятия для сохранения зрения рекомендуются в школьном возрасте?

По статистике, всего 3% офтальмологических заболеваний передаются по наследству (от родителей к ребенку). В подавляющем большинстве случаев близорукость и дальнозоркость в детском возрасте являются приобретенными. Во многом это связано с чрезмерной утомляемостью, нехваткой витаминов, несбалансированным питанием, малоподвижным образом жизни детей дошкольного и школьного возраста. С целью профилактики возникновения офтальмологических заболеваний рекомендуется придерживаться простых рекомендаций специалистов.

Как сохранить зрение в школьном возрасте:

Производите обследование органов зрения у офтальмолога раз в год; Осуществляйте контроль зрительной нагрузки; Позаботьтесь о сбалансированном питании ребенка; Уделите должное внимание обустройству рабочего места школьника; Следите за тем, чтобы ребенок не читал в транспорте или в лежачем положении; Установите четкий режим дня и проследите за тем, чтобы школьник его соблюдал. Чрезвычайно важен здоровый сон (не менее 8-9 часов)

По возможности приучите ребенка выполнять несложную гимнастику для глаз (2-3 раза в день).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий