Английский язык для младших школьников
Обычно второй язык учат в школе со второго класса. Но если начать заниматься раньше — к этому времени можно достичь неплохих успехов: без труда считать до 20 и обсуждать самые простые темы.
Если же в восемь лет ребенок начинает свое обучение второму языку с нуля, то стоит придерживаться всех тех же принципов: игры, песни, повторение.
Обычно заинтересовать в предмете школьника гораздо сложнее — у них появляется много других интересов
На этом этапе важно аккуратно интегрировать дополнительные занятия в распорядок дня ребенка
Действовать нужно максимально деликатно, чтобы не спугнуть школьника. Скорее всего, будет непросто объяснить второкласснику, почему ему недостаточно учить английский в школе и зачем ему заниматься дополнительно. Поэтому просто продолжайте играть.
В этом возрасте стоит больше внимания уделять чтению, учить ребенка работать с текстом. Постепенно книжка должна становиться толще, а текста в ней — больше.
Если вы решите заниматься с ребенком самостоятельно, без репетитора, будьте готовы к тому, чтобы самостоятельно разобраться в интенсивном чтении.
Интенсивное чтение подразумевает детальный скрупулезный разбор текста. Так ребенок учится прояснять для себя непонятные места в тексте, знакомится с грамматическими конструкциями, учится задавать правильные вопросы, исходя из содержания.
Текст на иностранном языке для интенсивного чтения должен быть короткий и интересный. Чем текст длиннее, тем меньше шансов у ребенка понять его до конца. Выбирайте тексты такого типа:
I am nine years old. I love all holidays. Birthday is my favourite holiday. My birthday is on the fifth of November. I usually have a party on this day. I invite my friends. We have much fun during the party. We eat cakes, sweets and ice cream. We play games. I get a lot of presents on this day.
Ответы на вопросы к тексту должны полностью раскрывать содержание топика |
Найти тексты на англ. языке для тренировки навыков чтения можно. Например, на сайте British Council. Здесь собрали много интересных текстов, распределенных по уровням сложности. Каждый текст сопровождается картинками и упражнениями для закрепления понимания прочитанного. Ребенку должно быть интересно работать с текстами такого формата.
Но все же для развития навыков чтения рекомендуется читать на бумажном носителе. Уже давно проведены все возможные эксперименты, которые доказали высокую эффективность от такого чтения. Если нет книги с текстами, то можно распечатывать тексты из интернета.
К изучению иностранного языка можно и нужно привлекать и аудио-книги. Прочитав текст, а затем прослушав его, ребенок скорее усвоит новую лексику и не будет путаться в произношении новых слов.
Основные методики
Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.
Развитие ребенка
Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.
В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.
Основные принципы методики:
- Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
- Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
- Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
- Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
- Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
- Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.
Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама
Методика Марии Монтессори
Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.
Методики раннего развития детей от 0 месяцев до полугода
Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме. То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания. Мы улыбаемся ребёнку и смеёмся и вскоре получаем такую же реакцию в ответ. Перемещаем перед глазами малыша погремушку, а позже замечаем, что он уже следит за ней и тянет ручки.
Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру.
Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.
Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения. Единственное исключение — когда ребёнок явно не в настроении. В таком случае не стоит упорствовать.
Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех. Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой. Игра в прятки позволяет понять, что исчезнувший предмет или человек пропадает не навсегда. Это кажется таким очевидным для нас, но становится целым открытием для младенца.
Система раннего развития по карточкам Домана
В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.
Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух.
Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям. К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни. Поэтому никакие детские методики раннего развития — не панацея, и исключать другие подходы в обучении никак нельзя.
Методика раннего развития Монтессори
Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.
Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.
Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:
- Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
- Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
- Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
- Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
- Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
- Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.
Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.
О пользе раннего развития
В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.
Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:
- развитие речи;
- улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
- развитие творческого начала;
- постижение мира всеми органами чувств;
- улучшение пространственного мышления;
- развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
- появление новых интересов.
Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.
Как не навредить ребенку занятиями
Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:
- Вспомните, что говорили все основоположники методик: занятия должны приносить радость и доставлять удовольствие (вам и ребенку), никакого насилия!
- Занимайтесь только тем, в чем хорошо разобрались, когда вы согласны с методикой по всем пунктам, разделяете убеждения автора, ставите те же цели и задачи.
- При любых возникающих уже в процессе обучения сомнениях возвращайтесь к вопросу «как это делает моего ребенка счастливым?». Сомнение — сигнал о том, что возникает потребность в переосмыслении и в переменах.
- Помните о балансе: только гармонично развитая личность имеет шансы на благополучную во всех смыслах жизнь. Сбалансированность в развитии физическом, интеллектуальном, творческом, социальном — ключ к этому благополучию.
- Не забывайте о том, что плодов вашего педагогического труда не будет видно еще очень долгое время. Не работайте на результат, обучение — это не результат, а процесс.
- Не перекладывайте ответственность за развитие вашего ребенка на автора методики. Вы как родитель — лучший педагог своим детям.
- Берегите свои силы (вернитесь к первому пункту).
- Будьте творцом. Сочетайте методики. Ищите свои пути и способы. Творите.
В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.
Продолжительность занятий с ребенком
Дети дошкольного возраста еще не умеют долго держать свое внимание на одном виде деятельности, поэтому важно понимать, что даже при выборе наиболее продуктивного времени для работы интерес малыша к предложенному материалу может быстро угаснуть
Ребенок в 1-2 года может удерживать свое внимание на одном виде деятельности около минуты, а если ребенок задерживает свое внимание на 5 минут — это уже великолепно;
В 3-4 года продолжительность занятия с малышом одним видом деятельности может составлять от 5 до 15 минут;
Если ребенка постепенно приучать к совместным занятиям, то уже в 4-5 лет малыш сможет удерживать свое внимание на одном виде деятельности до 30 минут.
Конечно, многих родителей и взрослых, которые стремятся к скорейшему освоению ребенком тех или иных знаний, может расстраивать низкая концентрация ребенка и малые периоды занятий. Но стоит понимать, что это время касается только одного вида деятельности.
В течение дня можно проводить несколько занятий в то время, когда вы будете видеть, что ребенок готов.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Выбор времени для домашних занятий
Важным аспектом в организации домашнего обучения является выбор времени для преподнесения нового материала и закрепления уже изученного. Каждый ребенок имеет свои особенности и индивидуален по времени своей продуктивности.
Поэтому в первую очередь в возрасте до 3-х лет родителю или взрослому, который занимается обучением ребенка, необходимо вычислить часы наибольшей продуктивности.
Поиск продуктивных часов и начало занятия
Вычисление наиболее благоприятного времени для занятия с ребенком до 3-х лет проводится в виде наблюдения за поведением и откликом на предложение позаниматься. Если ребенок бодр, весел и проявляет интерес к тому, чем занимается родитель или взрослый нужно попробовать предложить ему выполнить простое задание или показать новый материал.
В том случае, если ребенок идет на контакт, его интерес очевиден, можно попробовать с ним поиграть, используя обучающую технологию.
Поиск продуктивных часов может занять по времени не одну неделю. Если у вас не получается быстро вычислить продуктивные часы, не стоит расстраиваться, а проводите занятие в тот промежуток, когда ребенок готов.
С детьми старше трех лет
Можно определить лучшее время для занятий не только методом наблюдения, но и через вопросы ребенку:
- Указывая на продуктивное время, можно поинтересоваться ощущениями ребенка и попросить запомнить их;
- Впоследствии ребенок сможет сам говорить взрослому о том, готов ли он к занятиям или же есть некие причины, которые нужно устранить для наилучшего результата (голод, усталость и т.д.).
После того, как родитель или взрослый, занимающийся обучением ребенка, определит продуктивные часы малыша, необходимо внести соответствующие коррективы в распорядок дня. Это актуально для занятий с детьми старше трех лет, концентрация внимания которых уже составляет около 5-ти минут.
- Перед началом занятия взрослому необходимо проверить настрой ребенка и задать ему несколько вопросов о том, готов ли ребенок, все ли у него в порядке. Не беспокоит ли его что-либо;
- Занятия с детьми до 6-ти лет проводятся в игровой форме с частой сменой деятельности;
- В раннем возрасте ребенку необходимо большое количество времени, чтобы осмыслить полученные данные и применить их через игру, поэтому проводить занятия нужно в наиболее плодотворные часы и завершать их свободным временем для ребенка;
- Не стоит заниматься непосредственно перед и после еды, сразу после пробуждения и перед сном.
Особенности занятий с детьми, посещающих ДОУ
Для детей, посещающих ДОУ, стоит внести изменения в график занятий и вычислить наиболее подходящее для них время вечером:
- Количество информации для детей, посещающих ДОУ, должно быть уменьшено в соответствии с программой учреждения, чтобы избежать перегрузки информацией. Поинтересуйтесь у воспитателя о том, чем занимался ребенок в течение дня и давайте занятие в другой форме на постижение иных навыков;
- Если ребенок, посещающий ДОУ, вечером не проявляет интереса к занятиям, не настроен на продуктивный лад, то такое занятие необходимо отложить или вовсе не проводить в такой день.
Также при выборе времени занятия с ребенком немаловажную роль играет и настрой взрослого. Во время занятия родителя ничего не должно отвлекать. Отложите на время все свои дела, отключите звук на телефоне и полностью погрузитесь в увлекательный мир обучения ребенка.
Метод Сесиль Лупан
С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.
Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:
- Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
- Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
- Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
- Не надо устраивать проверки знаний;
- Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.
Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы
Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители
Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.
В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.
По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:
- Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
- Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
- Поощрять двигательную активность.
- Заложить основы речи.
Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:
- Малыш растет в любви и гармонии;
- Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
- Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.
Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.
Как проходят занятия по методике Кумон
Перед началом занятий по данной методике рекомендуется приобрести карту Кумон, по которой можно определить, с какой тетради лучше всего начать обучение.
Существует несколько рекомендации по работе со специализированной картой:
- Выбор навыка индивидуально для каждого ребенка.
- Выбор возраста по карте.
- Обучение нужно начинать с первой тетради, указанной по карте. Тетрадь поможет выявить нужные навыки.
- Параллельно ребенок дополнительно может изучать еще 2 тетради.
Занятия должны проводиться 5 раз в неделю по 10-15 минут в день. Чтобы ребенок быстро привык к дисциплине, рекомендуется придерживаться четкого графика: занятия в будние дни, а в выходные – отдых.
Поскольку методика Кумон не применяет обучающие способы, используемые в школе, контролировать действия ребенка не обязательно. Во время обучения ребенок осваивает все самостоятельно. Все задания не только пронумерованы, но и дополнены условными обозначениями, благодаря чему ребенок может сам определить, что ему нужно делать.
Чтобы методика начала «работать» родителям нужно всего лишь оборудовать ребенку удобное рабочее место, обеспечить ему комфортную атмосферу в рабочей зоне и оставить малыша в покое. Согласно отзывам родителей, первые результаты обучения проявляются уже через месяц регулярных занятий.
Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет
Система развития Марии Монтессори
Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.
С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.
В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.
Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Масару Ибука
Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.
Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.
Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.
Развивающие пособия «Школа семи гномов»
Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.
Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении
Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.
Подход к ребенку
Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.
— Нет, мам, у меня не получится.
— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.
Даша ни в какую:
— Нет, у меня не получится.
И тут меня прорвало.
— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!
Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?
Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:
- Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
- Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».
Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.
Какие варианты развивающих программ существуют?
Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии
Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори, которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.
Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.
Единственный недостаток данной программы, это посещение специальных семейных центров и стоимость курсов далеко не всем придётся по карману, да и деток начинают обучать только с трёх лет.
Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша, который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.
Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов, которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.
К данной группе можно отнести и развивающие игрушки, которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.
Монтессори-педагогика
Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды.
По каким принципам работает?
— Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая — для формирования бытовых навыков, сенсорная — с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая — для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая — для изучения букв и слогов, космическая — для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
— Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и лучше развивают свои умения.
— Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор: играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.
Каких целей достигает ребенок?
— Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
— Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
— Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
Плюсы и минусы надомного обучения
У надомного обучения есть ряд преимуществ:
- Это бесплатно.
- Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
- Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями.
Но есть также и ряд серьёзных недостатков:
- Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
- Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
- В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.
- Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.
Методика Зайцева
Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.
Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.
1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.
2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.
3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.
4. В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.
5. Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.
6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.
Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю
Основные принципы методики Лупан
Родитель — лучший преподаватель для своего малыша.
Обучение идет через игру.
Для полноценного развития важно стимулировать все сенсорные системы (пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание).
Темы, с которыми следует знакомить малыша, подсказываются любопытством самого ребенка и берутся на пике его интереса к ним.
Знакомство с предметом происходит через максимально возможное количество каналов восприятия.
Игра прекращается до того, как ребенок теряет к ней интерес или устает.
Необходимо доверять своему сыну или дочке.
Важно поощрять любые усилия ребенка и радоваться его успехам.
Любознательность малыша поддерживается быстрой сменой впечатлений и их новизной.
Свободное выражение чувств, сигнализирующих о принятии, — поцелуи и объятия.
Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну
Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.
Прислушиваться к своему ребенку, идти за ним, следовать его интересам и познавательным порывам, сначала опустившись на его уровень, а потом начав с ним совместное восхождение к вершинам человеческого разума, — такова траектория родительского участия в воспитании и развитии ребенка, по Сесиль Лупан.