Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Задержка психического развития (ЗПР) у детей: симптомы, коррекционные занятия

Симптомы ЗПР: особенности характера, эмоций, поведения

В зависимости от вида задержки психического развития на первый план могут выходить отклонения в сфере эмоций, поведения, интеллекта.

Ребенок не может контролировать эмоции и постоянно меняет настроение, чересчур возбужденный, слишком тревожный, наблюдается неготовность принимать взрослый мир. У таких ребят нет усидчивости, они слишком активны, нарушена дисциплина.

В ином случае интеллектуальная сфера малоразвита. Такие дети более усидчивы, робки, спокойны, трусливы. У них нет успехов в школе, нет желания учиться, трудно поддаются обучению.

Речь детей с задержкой психического развития также может искажаться. Некоторые буквы и звуки они могут произносить неправильно, им трудно построить длинные предложения, словарный запас очень беден. Общение детей со сверстниками или взрослыми также затруднительно. Они часто молчат, боятся сказать что-либо, так как не знают, как им общаться. Малыши с задержкой психического развития очень любят тактильные контакты, восприимчивы к ласке и доброжелательны.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Коррекционная работа

Для того, чтобы скорректировать дальнейшее формирование ребенка, нужно регулярно посещать назначенных специалистов, выполнять все рекомендации, создать благоприятную обстановку.

Часто применяется коррекционная работа в игровом режиме, терапия рисованием, устраняется дефект речи у логопеда и корректируется общение детей на групповых занятиях.

Для профилактики нужно тщательно следить за состоянием ребенка, выполнять развивающие задания. Также нужна регулярная консультация с психологом, чтобы отслеживать состояние ребенка на должном уровне.

Классификация ЗПР

Медики придумывали разные классификации. В одной из выделено следующее:

  1. Отставание в эмоциональной и волевой области — констатирующий генез ЗПР;
  2. Заболевания именно соматического характера или же двигательная недоразвитость, кроме этого встречается и сенсорная — соматогенное происхождение ЗПР;
  3. Воспитание было подобрано неверно: использовался метод гиперопеки, гипоопеки, агрессивный или тоталитарный стиль воспитания детей — психогенное происхождение ЗПР;
  4. Воздействие именно на нервную систему, что и приводит к задержке в развитии детей — церебрально-органический генез ЗПР.

Со временем термин «ЗПР» перестанет существовать. Его не будут использовать ни психологи, ни педагоги и уж тем более врачи. Все потому что термин не несет в себе абсолютно никакой информации о самом нарушении, он просто описывает сами симптомы.

Лечение

Предотвращать дальнейшее неправильное развитие чаще всего надо именно комплексным лечением. Здесь в работу подключаются многие специалисты: врач-невролог, а также профессионалы лечебно-педагогической отрасли.

Нейропсихолог помогает сформировать функции, которые отстают в развитии. Логопед помогает ребенку с речью: активирует словари, работает над правильным чтением и аккуратным письмом. Логопед помогает предотвратить развития дисграфии, дислексии. Кроме работы данных специалистов во многих случаях требуется работа массажиста, остеопатическое лечение и мануальная терапия.

Внеклассные особенности ребенка с ЗПР

Вне классной деятельности интересы ребенка могут быть самыми разными, такие дети достаточно активны. Особенность задержки психического развития также в том, что ребенок может отдавать предпочтение спокойным видам деятельности, включая дизайн и рисование. Но всё же большинство детей более активны, любят игры, где нужно активно действовать физически.

Дети с ЗПР любят посещать кинотеатры, театры, ходить на экскурсии. Иногда это сильно впечатляет их. У части детей могут быть проблемы с чувством ритма, координацией и ловкостью, но они всё равно любят активные игры и физическую культуру. И постепенно дети вместе с педагогом исправляют свои недостатки, что явно выделяет их на фоне деток с умственной отсталостью.

Если детям поручают уборку помещения или уход за животными или растениями, то они исполнительны и аккуратны. Но даже такие виды деятельности должны исключать длительное напряжение и концентрацию. Дети с ЗПР с удовольствием принимают участие в самодеятельности, где проявляют свои интересы и склонности. Доверие взрослых ценно для деток с задержкой развития психики. Но срывы часто неконтролируемы. После них ребенок может долгое время находиться в подавленном состоянии.

Неопытные педагоги, судя по особенностям поведения таких детей, могут решить, что те способны обучаться в обычных школах. Но изучение детей с такими особенностями педагогами и психологами показывает, что детям с ЗПР нужны отдельные школы или классы. Требования, методы обучения и содержание учебного материала обычной школы для таких детей не подходят.

Период, когда дети с ЗПР могут эффективно учиться, очень недолгий. В основном это 15-20 минут, а потом они устают, и уже не могут решать задачи или усваивать текст

Внимание после этого периода нарушается, действия становятся импульсивными. Когда наступает период усталости, ребенок плохо систематизирует знания, усваивает их кусочками

После этого ребенок теряет уверенность в собственных силах. Резко утомляются больные с ЗПР после тяжелых задач. Они готовы выполнять в основном механическую работу, в которой интеллектуальные способности не нужны. Они могут делать простые изделия, заполнять формы, копировать образцы и пр. С одного вида деятельности на другой детям с задержкой психического развития переключиться тяжело.

Особенности задержки психического развития у 7-8-летних детей:

  • тяжело входят в учебный режим
  • долго воспринимают урок как игру, потому склонны нарушать дисциплину
  • изменение поведения после утомления (пассивно ведут себя или мешают учителю)
  • на переменах избегают общения с одноклассниками
  • могут, наоборот, проявлять беспокойство и быть очень активными
  • играют разными предметами или теребят детали своей одежды
  • вспыльчивость
  • обидчивость
  • грубость, склонность к жестокости у некоторых детей с ЗПР
  • самоутверждение не совсем принятыми в обществе путями

Причины детской задержки психического развития

Большинство исследователей детской ЗПР,  в качестве основных причин, выделяют:

  • патологии беременности и родов;
  • недоношенность;
  • постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;
  • хронические заболевания, приводящие к астенизации;
  • тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.
  • алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.

Стоит отметить, что стойкая задержка психического развития у детей всегда имеет органическую природу.

Методы диагностики, коррекции, лечения детей с ЗПР

Коррекционная программа для ребенка с задержкой психического развития будет формироваться с учетом следующих моментов: сколько лет было ребенку, когда родители обратились за помощью, в чем проявляются нарушения развития, насколько они стойки.

Стоит отдельно отметить, что при наличии у ребенка ЗПР, успех лечения зависит от:

качественно проведенной диагностики, в частности дифференциальной; очень часто ЗПР путают с умственной отсталостью, например; при этом коррекционный план этих двух диагнозов совершенно разный.
от согласованности действий нейропсихолога, логопеда или дефектолога, психотерапевта

То есть важно, чтобы воздействие было комплексным.. Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере

Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов

Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере. Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов.

Советы родителям

ЗПР возможно и необходимо преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и проблемы эмoционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, чаще всего, обратимы или могут быть хорошо скорректированы.

Психология детей с задержкой психического развития позволяет нам говорить о том, что развитие такого ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности, начать занятия по нейрокоррекции и, таким образом, обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. По этой причине, чем раньше родители ребенка заметят и признают существующие у него проблемы, признаки задержки психического развития, тем проще будет достигнуть результата в лечении, а прогноз будет — успешнее.

Вопросы и ответы

Как определить, есть ли у ребенка нарушения в психической сфере?

Нужно внимательно следить за состоянием, регулярно беседовать с классным руководителем об успеваемости в школе, при малейших подозрениях нужны консультации психолога и логопеда.

Что может повлиять на развитие отклонения?

Могут влиять церебральные нарушения, различные соматические заболевания, нарушения нервной системы, социально-воспитательная среда.

Как проявляется данное нарушение?

Проявляется по-разному. В одном случае человек может быть слишком активен и агрессивен, в другом случае боязлив, не уверен в себе, трудно дается обучение в школе, малыш не любит интеллектуальную деятельность.

Как правильно воспитывать малыша?

Нужно быть чутким и внимательным к его состоянию, дать понять ему, что он – важный член общества и стараться поддерживать его во всем. Выполнять обычные задания будет не так просто, но это совсем не значит, что малыш по этой причине хуже остальных. Нужно иметь терпение по отношению к нему, не сердиться на его медлительность или неусидчивость.

Нет таких детей, которые сразу после рождения готовы сесть за парту и взять в руки учебник. Для этого и существует период, когда ребенок ходит в детский сад. В детском саду детей учат играть, выполнять зарядку, соблюдать режим, общаться со сверстниками.

Симптомы и особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Заподозрить задержку психическoго развития у ребенка мы можем по следующим симптомам:

Ребенок с ЗПР не обнаруживает готовности и мотивации к обучению в школе, не имеет необходимых для этого умений, навыков и знаний. Без специальной помощи он не в состоянии овладеть навыками счета, чтения, письма;
Игровая деятельность ребенка с ЗПР частo носит примитивный характер, не имеет сюжетно-ролевого компонента, однообразна и механистична. В некоторых случаях преобладает двигательный компонент: ребенок постоянно прыгает и бегает. Так же могут быть импульсивные черты: рвать, ломать, кидать. Кроме того, ребенок обычно не способен играть со сверстниками;
Ребенок с ЗПР имеет сложности в процессе восприятия, при этом лучше воспринимает зрительную информацию, а не слуховую. Восприятие характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью

Это легко обнаружить, так как мы понимаем,  что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия;
Внимание ребенка с ЗПР характеризуется нестойкостью, кратковременностью, оно поверхностное, ребенок переключается под воздействием любого внешнего стимула;
У всех детей с задержкой психического развития нарушена память, при этом, данное нарушение затрагивает все виды запоминания: непроизвольную и произвольную память, кратковременную и долговременную. Преобладает наглядно-образная память;
Развитие речи не соответствует возрастной норме: нарушен лексико-грамматический строй речи, речь носит преимущественно реактивный характер, примитивна по синтаксису и разнообразию выразительных средств

Кроме того, ребенок с ЗПР может испытывать существенные трудности в чтении и письме. ЗПР очень часто сочетается с задержкой развития речи у ребенка (ЗРР).
Ребенок имеет проблемы с логикой, образным, абстрактным мышлением. Кроме того, к началу обучения в школе он еще не владеет в нужной мере мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, сопоставлением, обобщением и т.п.;
Эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР характеризуется неустойчивостью, лабильностью. Дети с ЗПР часто импульсивны, агрессивны, тревожны. Обычно у них занижена самооценка, они неуверенны в себе. Со сверстниками предпочитают не взаимодействовать, играть в одиночестве.

Особенности детей с задержкой психического развития

Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:

  • олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
  • обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
  • деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального
    психического развития;
  • нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
  • детский аутизм в раннем возрасте;
  • психопатии – дисгармония в формировании психики.

Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема.
Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов
прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями
по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР)
приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования.
В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий.
О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу.
Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.

Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании
психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР — это одно из проявлений общих заболеваний психики.

Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм
– это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно
к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека.

ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная.
Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических
соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

все формы мышления – сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;

память – лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;

восприятие – для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам

Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;

эмоционально-волевая сфера – свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;

внимание – ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный

На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
Очень быстро утомляется.
Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
Не может удерживать внимание на одном предмете.
Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
Крайне бедный словарный запас.
Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
Не контролирует эмоции.
Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
В рассуждениях не может выделить главную мысль.
Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Проявление ЗПР у детей

В раннем возрасте нервная система ребенка еще не зрелая, поэтому у детей с ЗПР могут
наблюдаться отклонения в двигательных и общих психических функциях.
Говорят об общем замедлении психомоторного развития ребенка с выраженными отставаниями
функций психики. У детей после трех лет, вероятно проявление более заметных проявлений в отставании
формирования психики:
отставание в развитии речи, эмоциональное недоразвитие, неадекватное поведение в обществе,
недоразвитие моторных навыков и т.п.

О показателях нормального развития ребенка (рост, вес, психомоторное развитие и т.д.) читайте в разделе Развитие ребенка

Недостаток интеллектуально развития в раннем возрасте маскируется неразвитостью речи.
Когда дети с ЗПР идут в школу, интеллектуальная недостаточность становится более заметной
и проявляется в бедном запасе сведений об окружающем мире; трудностях счета, письма, пересказа текстов; непонимания
смысла преподнесенной учителем информации, незрелости поведения.

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике

Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал

Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий