Ход занятия:
Психолог: Дети, а вы любите путешествовать? (Ответы детей). Мы сегодня с вами будем путешествовать по волшебной стране. Это песочная страна. А что бы попасть в эту сказочную страну,нужно встать вокруг стола и закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Раз, два, три
В песочную страну нас перенеси.
Ну вот мы и в песочной стране.
Ребята давайте с вами сначала поздороваемся с песочком. Опустите ладошки на песочек, скажите «Здравствуй». Потрогайте его, давайте погладим его. Ребята, какой песочек на ощупь? (Ответы детей).
Ребята,в волшебной стране есть свои правила:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня.
Упражнение «Дорожки для матрешки».
Психолог: Ребята смотрите кто пришел к нам гости. Кто это ребята? (Ответы детей). Правильно матрешки. (Дети рассматриваю матрешек). А вы знаете, что они очень любят гулять по дорожкам. Большая матрешка по большой дорожке, а маленькая по маленькой. Но был сильный ветер и задул все дорожки и теперь матрешки не могут добраться до своего домика (домик находится на другой части стола). Ребята, давайте поможем матрешкам и нарисуем для них свои дорожки и поможем дойти им до своего домика. Дети пальчиками рисуют на песке дорожки. Молодцы ребята, помогли матрешкам добраться до своего домика.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Маленький ёжик четверо ножек — сжимание пальцев в кулачек
Ежик по лесу гулял — пальцы гуляют по ладошке
И грибочки собирал — построения грибочка из рук
Фуф – ты –фуф -ты фуф -ты- фуф — сжимание и разжимание пальцев
Всех ребяток угощу — протягивают ладошки.
А теперь наши пальчики будут рисовать
Упражнение «Веселое настроение».
Психолог: Ребята мы в волшебной стране, давайте с вами нарисуем солнышко (дети рисуют солнышко).
Психолог: вдруг подул ветер и налетели тучи (рисуют тучи).
А когда на небе тучи, то что начинается? Правильно идет дождик и образуются лужи (дети рисуют дождик и лужи).
Упражнение «Цветок»:
Психолог: и вот снова вышло солнышко, пригрело землю и на нашей полянке распустились цветочки. Давайте нарисуем цветочки. (Дети рисуют цветочки). Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась. Какие вы молодцы!
А теперь нам пора возвращаться:
Раз, два, три в детский сад нас перенеси.
А теперь давайте попрощаемся с песочком! До свидания песок, до свидания дружок, до новых встреч!
Ход занятия.
Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Педагог: «Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным принцем».
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Педагог: «Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста,глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Песочный принц, приди!
Звучит музыка, педагог берет в руки куклу Песочного принца.Педагог: «Дети, откройте, пожалуйста, глаза. Давайте поздороваемся с Песочным принцем. Послушаем, что он нам скажет».
Песочный принц:
Здравствуйте, мои милые дети! На прошлом занятии я познакомил вас с правилами моей страны. Вы их запомнили?
Дети: (Ответы детей).
Педагог: «Сейчас мы все вместе произнесем правила Песочной страны с тех слов, которые говорят, что нельзя делать в Песочной стране:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!
Рассказ Песочного принца
Я рад, что вы, друзья, хорошо запомнили мои правила! Садитесь на стулья, и я расскажу вам еще одну удивительную историю.
Звучит музыка.
В Песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом прекращалось в прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто – то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем, чем мог. Доброта — самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.
Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.
«Ах, как красива наша планета!» — думал Солнечный мальчик. Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!»
Музыка затихает, педагог снимает ткань с песочницы.
Педагог: «Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад?»
Дети: (Ответы детей)
Педагог: «Сейчас попробуем создать Мир счастья в песочной стране».
Звучит музыка.
Педагог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка вокруг портрета Солнечного мальчика: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии.
Если кто-то из детей задумал изобразить что-то конкретное, это необходимо поощрить, но обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание
Следует обратить внимание на то, какой песокиспользует каждый ребенок: цвет — это показатель его эмоционального состояния на данный момент
Музыка затихает.
Педагог: «Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло.Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки».
Педагог предлагает детям вымыть руки.
Звучит музыка.
Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Инструкция: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.
Рефлексия занятия:
Педагог: «Песочный принц познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным принцем.
А какое у вас настроение?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: «А сейчас нам пришла пора возвращаться» .
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Педагог: «Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как — будто вы скатываете шарик.Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,
Частичка – точечка, частичка – невеличка
Звездочка блистает – тоже точечка,
Но свет её сияет и путь всем освещает
Я звездочкой блесну, всем людям помогу!
Педагог: «Я была рада видеть вас, до свидания, до следующей встречи».
Действия педагога при организации песочной терапии
Педагог при организации песочной терапии должен:
- подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
- приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
- возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
- создать комфортные условия для игровой деятельности;
- поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
- оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.
Для занятий песочной анимацией нужно:
- Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
- На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.
На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.
Песочная терапия в развитии детей
Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:
- Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
- Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
- Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
- Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
- Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
- Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.
Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.
Роль песочной терапии для детей с отклонениями
Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.
Игры в песочнице эффектны малышам с:
- ЗПР;
- ОВЗ;
- ОНР.
Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.
Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.
Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.
Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.
Преимущества и недостатки
Песочная терапия имеет следующие преимущества:
- методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
- данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
- метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
- метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
- технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
- в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
- песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
- клиент получает возможность свободного творчества;
- в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
- технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
- данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
- психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:
- противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
- нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
- методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.
Методики игр
Основные методики игр:
- «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
- «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
- «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.
Что необходимо для песочной терапии дома?
Для занятий дома понадобятся:
- чистый песок;
- ящик прямоугольной формы;
- миниатюрные фигурки.
Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.
Игры на развитие слухового внимания и памяти
В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:
- «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
- «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
- «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.
Что такое песочная терапия
Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.
Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:
- клиент испытывает трудности в вербализации своих проблем;
- у клиента слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;
- в силу возрастных и индивидуальных особенностей у клиента слабо развита эмоционально-волевая сфера;
- клиент находится в состоянии личностного кризиса;
- необходима реабилитация после сильного стресса.
Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.
Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы практического психолога: сказкотерапией, психодрамой, гипнозом, телесно-ориентированной терапией.
История возникновения
Какова же история возникновения песочной терапии? Песочная терапия – это метод, который зародился в аналитической психологии. Первое упоминание о терапевтическом действии песка можно найти в работах Г. Уэллса, датированных 1911 годом.
В 1920 году Ш. Бюллер разработала методику диагностики межличностных отношений детей, суть которой заключалась в том, что детям предлагалось поиграть небольшими фигурками (озвучивать их действия, участвовать в диалогах). Аналогичные манипуляции с игрушками рассматривали в качестве диагностических методов А. Фрейд и Э. Эриксон.
Данная методика в 1930 году была модифицирована М. Ловенфельд, которая игровой процесс переместила в песочницу. Для проведения занятия Ловенфельд использовала большой поднос, песок и множество мелких игрушек. Метод песочной терапии стал опираться на игру и активное воображение детей. Эта методика была названа «Мировая техника». Она стала прообразом песочной терапии.
Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются от первоначальных вариантов этой разновидности психокоррекции большой динамичностью и широтой использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе.
Мой опыт
Я использую метод песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста на этапе их адаптации к условиям детского сада. Возможность построить свой сказочный мир в песочнице снижает уровень тревожности малышей, помогает им осознать свои и чужие границы.
Я наблюдаю за тем, как ведут себя дети, разделяя пространство в песочнице
Особое внимание я уделяю тем детям, которые долгое время не могут выбрать игрушки для своей композиции. Как правило, таким детям нужно комплексное психолого-педагогическое сопровождение в адаптационный период.
Многое о характере малыша может рассказать та фигурка, которую он взял первой. Решительные и сильные дети выбирают супер-героев, сторожевых собак, солдатиков и рыцарей. Застенчивые дети стараются выбрать самую маленькую игрушку: мышку, цветок, котенка. В зависимости от развития игрового сюжета, ребенок может поменять своего персонажа. Как правило, это является критерием успешной адаптации (проявляет гибкость, сохраняет спокойствие).
Расположение фигур и построек детей в песочнице отражает степень психологического комфорта ребят в группе. Дети с ярко выраженными лидерскими способностями стараются выбрать для своей постройки центральную часть песочницы. Замкнутые дети стараются отгородить свою часть пространства в песочнице забором. Изолированные малыши могут отказаться от групповой работы, сославшись на то, что в песочнице всем будет тесно.
После курса занятий я провожу родительское собрание, где даю общие рекомендации родителям по результатам песочной терапии.
Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии
Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:
- «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
- «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
- «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
- «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.
Цели и задачи метода
Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения. Психолог должен помочь клиенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания. В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.
На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи песочной терапии:
- диагностика психоэмоционального состояния клиента;
- помочь клиенту понять негативные эмоции и трансформировать их в положительные переживания;
- провести анализ психотравмирующего события;
- оптимизировать ценностные установки личности;
- снизить уровень тревожности;
- развитие коммуникативных навыков клиента;
- создание условий для благоприятной социализации личности;
- нормализация детско-родительских отношений.
Методы песочной терапии в развитии речи
У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.
Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:
«Звуки на песке»
Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.
«Убери лишнее»
Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.
«Преврати букву»
Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.
«Нарисуй букву, слово»
Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.
Виды песочных игр
Существует 2 основных вида песочных игр:
- Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
- Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.
Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.
Этапы организации песочной терапии в детском саду
Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.
К основным этапам организации терапии можно отнести:
- Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
- Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
- Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
- Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
- Проведение игры.
Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.
Песок может завораживать своими удивительными возможностями
Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком
Виды и формы песочной терапии
Песочная терапия может быть организована в индивидуальной, групповой или семейной форме. Виды занятий психолог выбирает в соответствии с целями психокоррекции. Это могут быть:
- Диагностическое занятие. На таком занятии психолог изучает особенности эмоционально-волевой сферы участников, выявляет их личностные проблемы. Если занятие проводится с семьей, то психолог диагностирует специфику детско-родительских и супружеских отношений посредством упражнений с песком.
- Занятие-игра. В этом виде занятий песочная терапия сочетается со сказкотерапией и обыгрыванием той или иной ситуации. Игры с песком развивают кинестетическую и тактильную чувствительность детей, развивают познавательный интерес и коммуникативные навыки.
- Психокоррекция. Этот вид занятий с песком проводится индивидуально и направлен на исправление негативных особенностей личности. Часто песочную психокоррекцию применяют в качестве вспомогательного метода лечения неврозов.
- Консультирование с элементами песочной терапии. Манипуляции с фигурками в песочнице в данном случае помогают клиенту визуализировать проблему, понять сложившуюся жизненную ситуацию и найти выход из нее.
Песок и его воздействие на ребенка
Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.
Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.
Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами
Они помогают их самовыражению.
В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:
- разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
- закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.
При помощи песочной терапии специалист может:
- Выявлять психологические отклонения у детей.
- Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
- Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
- Развивать различные навыки.
Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.
Особенности работы психолога с песочной терапией
Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:
- большой стол;
- стулья по количеству участников;
- деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
- различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
- лопатки;
- воронка;
- сито;
- мелкие камешки;
- мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.
Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.
С детьми
Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.
На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.
В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.
Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.
Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.
Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.
Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.
Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.
Со взрослыми
В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.
Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.
Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.
Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.
Песочные игры для коррекции дыхания
В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.
Для коррекции дыхания применяются следующие игры:
- «Ровная дорога»
Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.
- «Картинка под песком»
На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.
- «Дорога к животному»
На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.
- «Клад»
В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.
- «Кипяток»
Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
«МАШИНКА»— в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
• -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
•-приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;
•-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО» —
игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«ДРУЗЬЯ»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»😉
«ДВЕ ИГРУШКИ»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт работы показывает, что использование песочной терапиидает положительные результаты:
— у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
— обучающиеся чувствуют себя более успешными;
— перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
— на занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.