Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Уход за пятимесячным ребёнком
Ребёнок в 5 месяцев нуждается в том же уходе, что и раньше. После пробуждения его надо умывать, протирать ему глаза, очищать нос и уши, если они запачканы. Несколько раз в неделю крохе надо обрезать ногти специальными ножницами. Делать это лучше после купания, когда ногтевые пластины немного размягчились.
Купать ребёнка надо хотя бы через день. Но если у вас есть желание, а малютка любит этот процесс, то можно делать это чаще. Можно пользоваться различными горками, матрасами и шапочками. Если малыш сидит сам, то обзаведитесь специальным сиденьем для купания. Это сделает процесс намного веселее. Вы сможете брать с собой различные игрушки, и карапуз с удовольствием будет ими играть.
Помните, что вода должна быть такой же, как температура тела человека. А если у малыша наблюдаются проблемы со сном, то добавляйте в неё травы. Это может быть ромашка, лаванда или череда. Они успокоят карапуза, и ему будет проще заснуть. Кроме того, не забывайте про гимнастику и массаж
Это очень важно, поскольку совсем скоро кроха начнёт ходить, и ему нужны крепкие мышцы
Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений
В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.
У ребенка развивается зрение
Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».
Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.
Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.
Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:
- Различать мелкие детали на игрушках
- Узнавать знакомые предметы по очертаниям
- Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
- Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
- Узнавать себя в зеркале
- Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
- Хорошо различает голоса близких людей
- Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
- Активно изучает игрушки ртом.
Уход и распорядок жизни малыша
Малыш стал больше спать по ночам, мой сын спал около одиннадцати часов. Сразу после пробуждения мы занимались гимнастикой, ему нравились упражнения, а со временем мы начали еще и распевать различные песенки.
Массаж и гимнастика в таком возрасте очень и очень полезны, сейчас ребенок входит в ту фазу роста, которая отвечает за увеличение мышечной массы, и чем больше нагрузок (не чрезмерных!) — тем лучше растут мышцы.
В качестве гимнастики я выполняла обычные упражнения, с которыми знакома каждая мама. Нужно выполнять гимнастику, делать массаж и регулярно растирать малышу мышцы, чтоб обеспечить к ним хороший приток крови.
В это время вам пригодится прорезыватель для зубов и ниблеры. Прорезывателем обычно служит плотная игрушка со специальным резервуаром. Плотное покрытие позволяет малышу от души почесать десны, а жидкость в резервуаре поддерживает необходимый уровень упругости для того, чтоб ребенок не повредил зарождающиеся зубки.
Ниблеры помогут и усовершенствовать питание. Просто кладите в него то, что можно ребенку по возрасту – например, небольшие кусочки яблок и огурцов. Делать это нужно после приема пищи, чтоб фрукт или овощ не был основным источником питания.
Прогулки тоже начинают меняться. Обычно малыш спит на улице? Теперь вашему отпрыску очень интересно все, что он видит и слышит, и спать ребенок будет в коляске гораздо меньше.
Интеллектуальное развитие
В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.
На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.
В этом возрасте малыш:
- знает свое имя;
- подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
- на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
- знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
- знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
- различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
- различает размеры предметов – большой и маленький;
- различает форму предметов и игрушек;
- складывает башню из кубиков;
- любит «читать» книжки.
В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.
ВАЖНО! В раннем возрасте нервные процессы еще очень слабы и подвижны, но условно–рефлекторные связи уже сформированы и прочны. Не случайно существует пословица о том, что учить всегда легче, чем переучивать
Заученные с ошибками навыки будет практически невозможно сформировать правильно.
Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.
Полезные игры для развития мышления ребенка:
- пазлы из 2 частей,
- сортировщики по цвету, размеру и форме,
- парные картинки, матрешки.
- картинки – вкладыши,
- конструкторы,
- магнитная рыбалка,
- мозаика,
- различные коробочки для открывания и закрывания,
- простейшие лото.
2.1. Продуктивная деятельность
Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».
Для изодеятельности используются:
- акварель и гуашь,
- штампики,
- губки,
- зубные и другие щетки,
- толстые палочки, обмотанные ватой,
- ватные диски.
Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.
В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).
Уход за ребенком в пять месяцев
Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.
Ребенок начинает меньше спать
В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.
Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход
Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем
Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.
Развитие двигательных навыков
Физическим достижением ребёнка после пяти месяцев жизни является осваивание новых поз и видов активности. В этот период кроха, лёжа на спинке, умеет поднимать головку и плечи. Может показаться, что так он учится садиться, но это неверно. Пытаться сидеть малыш будет несколько позже и из позы «на четвереньках».
Из положения на животе ребёнок уверенно опирается на предплечья и учится выпрямлять ручки. Когда грудничку исполняется 5 месяцев, его зрение позволяет обозревать всю комнату из этой позиции.
Также начинают развиваться навыки ползания. Лёжа на животике, малыш делает первые попытки подталкивания своего тела вперёд. Самые непоседливые крохи в этом возрасте могут ползать по-пластунски. Родители с помощью простых приёмов могут помогать им:
- Класть любимые игрушки на небольшом расстоянии от малютки. Если у ребёнка всё-таки не получится до них дотянуться, нужно помочь, чтобы он не расплакался.
- Снять с крохи носочки, если в комнате тепло. Так он быстрее научится опираться на пальчики при отталкивании.
- Играть с малышом: класть руки на его стопы (в положении лёжа на спине) и подводить колени к животу. Грудничок будет отталкивать их ножками. Тогда нужно демонстративно раскинуть руки, имитируя очень сильный толчок ребёнка, и похвалить его. Такое развлечение хорошо для тренировки мышц, задействованных при ползании.
Усиленное освоение новых умений может вызвать проблемы с засыпанием. Малыш начинает капризничать при дневном укладывании, долго засыпать или совсем отказываться ото сна днём. К ночному сну может добавиться чуткость и тревожность. Кроха может засыпать поверхностно, хныкая и ворочаясь. Такие нарушения сна считаются нормальными для этого возраста и объясняются развитием новых навыков.
Физическое развитие в 5 месяцев
Кроха очень быстро набирал вес и подрастал всё это время. Но физическое развитие ребёнка в 5 месяцев немного замедляется. И все его усилия идут на приобретение жизненно необходимых навыков. Врачи выделяют граничные нормы физических показателей, выход за которые должен подтолкнуть родителей совершить визит к врачу. Но не всегда это может быть признаком проблем, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Помните об этом.
Вес и рост
Для девочек нормой считается вес – 5,6-8,7 кг, рост – 60-66 см. Для мальчиков показатели должны быть: вес – 6,2-9,4 кг, рост – 61-67 кг. Эти показатели веса и роста средние. Небольшой перебор в одну или другую сторону считается нормальным для детей.
Кожные покровы
Пятимесячный малыш имеет очень чувствительную кожу. А это означает, что на ней образовываются ссадины и красные пятна из-за трения во время игр или другой активности. Потница и раздражения могут возникать у крохи в результате скопления грязи и пыли. Это происходит потому, что карапуз начинает исследовать мир и всё меньше времени сидит в кроватке. У него чаще появляются опрелости под памперсом, из-за увеличения количества мочи.
Поэтому родителям в этот период особенно важно уделять должное внимание гигиене ребёнка. Купать его через день. Меняйте подгузники каждые три часа
Можно даже оставлять малыша без него на какое-то время. Переодевайте малыша, когда он пачкается. Если целый день ему придётся провести в грязном, то его коже будет тяжело дышать
Меняйте подгузники каждые три часа. Можно даже оставлять малыша без него на какое-то время. Переодевайте малыша, когда он пачкается. Если целый день ему придётся провести в грязном, то его коже будет тяжело дышать.
Слух
Слух у грудничков уже очень хорошо развит. Они не только умеют различать голоса, но и уже понимают, откуда слышен звук. В пять месяцев ребёнок выявляет реакцию на то, что слышит. Он может смеяться, улыбаться, плакать или кричать. Всё зависит от того, какой звук был. Кроха узнаёт голос своих родителей, особенно мамин. Поэтому надо как можно больше и чаще говорить с младенцем, читать ему и петь. Желательно менять интонации голоса, чтобы ребёнок учился их различать. Можете протестировать слух малыша. Включите радио или телевизор. Затем отойдите немного от ребёнка и хлопните в ладоши. Если он отреагирует, то нет повода для волнения, а если нет, то сходите к врачу.
Зрение
Улучшается и зрение карапуза. Он уже умеет фокусироваться на разных предметах, следить за движущейся погремушкой и поворачивать за ней голову, останавливать взгляд на том, что ему нравится. Кроха узнаёт лица близких и очень им радуется. У некоторых детей от рождения может быть лёгкая форма косоглазия. Это нормально и не должно быть поводом для беспокойства. Как раз к этому возрасту оно должно пройти. Если в 5 месяцев проблема всё ещё есть, то сходите к врачу.
Как определить отклонения от нормы в развитии?
Если ваш малыш не пройдет проверку предложенным ниже тестом, есть повод обратиться к врачу за консультацией.
Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.
Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.
Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.
Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками
Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.
Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону
Если этого не происходит, есть повод задуматься.
Мы разобрались с отклонениями, теперь узнаем: нормальное развитие ребенка в 5 месяцев – каким оно должно быть?
Уход и гигиена
Самое главное для мамы в пылу забот и хлопот о малыше не забыть об обязательной вакцинации от болезней на первом году жизни ребенка.В этом вам может помочь онлайн-календарь вакцинации, необходимый для определения очередности и даты прививок.
Пятимесячный малыш активно двигается, переворачивается со спины на живот и обратно, достает ножкой до лица, сосет пальчики и тянет всё в рот
Поэтому так важно следить за порядком в доме, ежедневно делать влажную уборку и несколько раз в день мыть игрушки, обдавая кипятком
Также не забывайте поддерживать в комнате ребенка оптимальную температуру (20-22 ºС) и достаточный уровень влажности (50-70%).
Ежедневная гигиена для малышей остается прежней – подстригать по необходимости ногти на ручках и ножках, ежедневно купать, чистить ушки и носик, регулярно менять подгузник, подмывая кроху перед каждой сменой чистой проточной водой без мыла.
Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.
ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару
Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по желанию ребенка) |
Понедельник | Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. | Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. | Творог.Морковное пюре.Молоко. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. | Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный | Йогурт.Сухарик. |
Среда | Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр | Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. | Свекольное пюре.Печенье. | Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. | Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. | Пудинг молочный.Морс.Печенье. | Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко.Сухарики. | Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. | Молоко.Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. | Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог с молоком.Хлеб пшеничный. | Йогурт.Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. | Простокваша.Сухарики.Груша. | Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. | Кефир.Печенье. |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
Тест При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.Тест-играЕсли поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.
Как позаботиться о безопасности ребёнка
У малыша появляются новые навыки, а у родителей, кроме повода для радости, заботы, связанные с безопасностью маленького первооткрывателя. Когда ребёнку исполнится 5 месяцев, позаботьтесь чтобы:
- Малыш не оставался один на диване или кровати без бортиков. Даже если перевороты ему пока не удаются или удаются, но с трудом, умение может прийти неожиданно, и младенец окажется на полу.
- Игрушки ребёнка были чистыми, крупными, без мелких элементов. Малыш активно познает мир через осязание, поэтому всё, до чего он дотягивается, непременно попадает в рот.
- Опасные предметы находились подальше от младенца. Любопытство сейчас так велико, что до понравившейся вещи малыш может добраться в считанные секунды: доползет или применит метод переворотов. А ещё будьте внимательны в ванной, когда подмываете младенца. Если рядом окажется, например, баночка со стиральным порошком, малыш может схватить её и перевернуть себе на лицо. Такие случаи уже были.
Игры и игрушки для этого возраста
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.
Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы.
Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.
Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев
<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Ваш пятимесячный карапуз успел подрасти на 2–3 см и набрать в весе не менее 800 грамм, что свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
5 месяцев – время, когда здоровый малыш должен хорошо кушать, спокойно спать ночью и добровольно укладываться спать хотя бы 2 раза за день, писать через каждые 30–40 минут, с удовольствием играть с мамой и т.д.
Таблица физических параметров мальчиков и девочек имеет такие усредненные данные:
Девочки | Мальчики | |
---|---|---|
Вес | 5,5 – 8,8 кг | 6 – 9,3 кг |
Рост | 59,6 – 68 см | 61,7 – 70 см |
Окружность головы | 40,1 – 44 см | 41 – 45 см |
Окружность груди | 40,3 – 44,5 см | 40,1 – 45,7 см |
Развитие пятимесячных мальчиков и девочек
Развитие мальчиков и девочек отличается с самого рождения. Мальчики рождаются с большей массой тела и на несколько сантиметров длиннее, они развиты сильнее, более активные, их мышцы намного крепче. Острота слуха у 5-ти месячных мальчиков выше, чем у девочек.
При этом малышки более чувствительные к любому шуму. Тактильные ощущения у них развиты намного лучше. Телесные неудобства они переживают острее. Девочки более ласковые и отзывчивые на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр малышкам достаточно небольшого пространства. Мальчишкам необходима большая площадь для развлечений.
У девочек доминирует левое полушарие головного мозга, поэтому они хорошо концентрируются на определенных предметах и более коммуникабельные. У мальчиков доминирует правое полушарие, благодаря этому, они лучше ориентируются в пространстве, у них прекрасно развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются.
Основные моменты умений и навыков мальчиков и девочек приведены в таблице.
Таблица сравнительного анализа развития пятимесячных мальчиков и девочек
Критерий сравнительного анализа | 5 месяцев мальчику | 5 месяцев девочке |
---|---|---|
Умения и навыки физического характера | Многие мальчики уже умеют сидеть с опорой. Они очень подвижны, могут переворачиваться на живот. | Некоторые девочки уже пытаются самостоятельно сесть. Но присаживать малышек ранее 6-7 месяцев не рекомендовано, так как их кости и органы малого таза еще очень слабые. |
Речевые способности | Мальчики общаются путем гуления. | Девочки уже пытаются произносить первые слоги. Гуление постепенно переходит в лепетание. Малышка пытается имитировать речь взрослых. |
Форма общения | Мальчики очень любят обниматься и проситься на ручки. | Девочки очень любят, когда мама с ними долго разговаривает, любят слышать поздравление в свой адрес. |
Девочка тянется к неваляшке
Эмоциональное развитие
Нервная система карапуза находится в стадии формирования. Она лабильна. Процессы возбуждения и торможения не до конца сбалансированы. Малыш не может контролировать эмоции самостоятельно.
Если что-либо ему не нравится, он не умеет выразить это при помощи слов. «На помощь» приходят плач, истерики, капризы. Истерики могут происходить и по причине переутомления или перевозбуждения, неудовлетворения физиологических потребностей (ребенок голоден).
Следует отличать требования от капризов.
Каприз – это реакция ребенка, который знает, что таким способом может добиться желаемого от взрослых. Капризы являются следствием неправильного поведения родителей: отсутствие единых требований и потакание малейшим желаниям чада. Капризы могут возникнуть в том случае, когда ребенок не знает, чего он хочет.
Каприз также надо отличать от требования, которое необходимо удовлетворить. Если законное желание (переодеть, накормить) в течение долгого времени игнорируется, то может произойти истерика.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Попытайтесь переключить внимание крохи. Причем таким тоном, как будто вы преподносите сюрприз
Говорить можно все что угодно. «Ого! Какая красивая бабочка прилетела». Можно предложить прислушаться «Т-ссс! Слышишь шорох? Это мышка бежит».
СОВЕТ ВТОРОЙ. Попробуйте не реагировать. Ребенок успокоится, если не увидит реакции на истерику. Следует вести себя последовательно. В противном случае капризы могут перерасти в капризное поведение, с которым справиться будет гораздо сложнее.
Задача родителей – создать все условия для стабильного развития нервной системы ребенка и избегания эмоциональных взрывов.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Временной промежуток | Действия |
8:00-8:30 | Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур |
8:30-8:45 | Завтрак |
8:45-10:30 | Занятия и игры |
10:30-10:40 | Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался) |
10:40-12:30 | Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе |
12:30-13:00 | Раздевание, подготовка к обеду |
13-13:20 | Обед |
13:20-13:30 | Подготовка к дневному сну |
13:30-15:30 | Дневной отдых |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Игры, свободное время, развитие |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Вечерний приём пищи |
19:00-20:30 | Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока. |
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.
Уход за ребенком в 5 месяцев
На пятом месяце малыш становится очень подвижным, а на коже в некоторых местах могут появиться раздражения. Красные пятнышки на спинке, головке, ножках, потница – обычные явления, волноваться не стоит. Не нужно кутать малыша, одевать много одежды, чаще держать голышом (если позволяет температура в комнате). Следите, чтобы малыша не раздражали жесткие швы, на простынях и одежде, не используйте подгузник более 3-х часов. Подмывайте малыша после каждой смены памперсов, в крайнем случае протирайте салфетками или влажным полотенцем.
Купать малыша нужно ежедневно, но мыло применяйте не чаще 1-2 раз в неделю. Лучше купание проводить перед сном, но у гипер-активных малышей, которые от купания только получают заряд энергии, лучше перенести процедуру на первую половину дня. Каждое утро умывайте личико, протирайте глазки. Чистите ушки и носик по мере загрязнения. Уход за малышом остается прежним, но для его развития открывается гораздо больше возможностей. Малыш бодрствует между дневным сном уже 1-2 часа.
Часто он капризничает, и его поведение очень часто зависит от поведения взрослых. Спокойные родители, разговаривающие с малышом без раздражения, спокойным размеренным тоном, малыш прекрасно это ощущает и успокаивается гораздо легче. Малыш пока еще не любит незнакомых людей, поэтому старайтесь не оставлять его наедине с незнакомцами. Малыша можно брать с собой в кенгуру или слингах, присутствие матери рядом делает малыша смелым и позволит ему осматриваться вокруг. Наблюдая за их общением и поведением.