Основные причины вздрагивания
Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.
Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:
- кишечные колики;
- усталость;
- прорезывание зубов;
- мочеиспускание;
- резкие звуки.
Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.
Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.
Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.
Когда обратиться к врачу?
Высунутый язык обычно не указывает, что что-то не так. Однако некоторые дети могут высунуть язык в ситуациях, когда другие дети этого не сделали бы.
Необходимо отвести ребенка к педиатру, если он часто высовывает язык без видимой причины и проявляет другие различия в развитии.
Любое изменение в поведении ребенка может также предупредить о проблеме. Например, ребенок, который постоянно проявляет признаки голода сразу после кормления грудью, может не получать достаточного количества грудного молока или смеси. Кроме того, у ребенка могут быть проблемы с усвоением пищи.
Поведенческие изменения, которые происходят после удара по голове или другой травмы, могут сигнализировать о чрезвычайной ситуации. Ребенок, который имел травму любого рода, должен немедленно получить медицинскую помощь.
В течение первого года жизни ребенка родители регулярно посещают педиатра. Родители должны обсудить изменения в поведении и спросить о признаках нормального развития ребенка.
Всегда вызывайте врача, если у ребенка появляются следующие симптомы:
- постоянные признаки голода, особенно если ребенка кормят грудью
- высовывание языка в дополнение к проблемам с глотанием или
изменением в поведении, не имеющим четкой причины
признаки физического дискомфорта
Необходимо обратиться в отделение неотложной помощи, если поведение ребенка значительно меняется во время или после травмы, лихорадки или болезни.
Методы диагностики энуреза
Прежде всего, требуется установить причины, вызвавшие энурез. С этой целью ребёнка должны осмотреть врачи-специалисты, также необходимо сдать анализы и пройти инструментальные исследования.
Консультация специалиста
В первую очередь ребёнка, страдающего энурезом, следует показать урологу и неврологу. Также могут потребоваться консультации таких специалистов, как психотерапевт (его могут заменить детский клинический психолог или детский психиатр) и ЛОР (надо убедиться, что ночной энурез у ребёнка не связан с аденоидами).
Лабораторная диагностика
Стандартный комплекс анализов при энурезе включает в себя общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Зимницкому, а также посев мочи на микрофлору. Цель – убедиться, что энурез не вызван воспалением со стороны мочевыделительной системы.
Инструментальные исследования
При энурезе проводятся такие инструментальные исследования, как УЗИ органов брюшной полости, УЗИ мочевыделительной системы
(почек и мочевого пузыря). При необходимости назначаются урофлоуметрия, урография, цистография, цистоскопия. Также могут быть назначены исследования, позволяющие оценить состояние центральной нервной системы, – электроэнцефалография, рентгенография, компьютерная томография или МРТ позвоночника.
Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».
Оптимальное время для начала приучения к горшку
Речь идет не о возрасте, а именно о периоде развития. Приучение к горшочку, по сути является перестройкой безусловного рефлекса (неконтролируемого процесса) в условный. И дитя должно быть готово к такой перемене.
Таким образом, по мнению специалистов, есть три главных фактора, основываясь на соответствие которых можно начать высаживать отпрыска на горшок:
- Своевременное развитие и отсутствие патологий органов, непосредственно задействованных в процессе мочеиспускания и дефекации (мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса).
- Психологическая и физическая активность. Отпрыск должен быть достаточно развит физически, обладать навыками первичной речи и уметь ходить. Очевидно, что, если ребенок не сможет сообщить взрослым о том, что хочет писать, и своими силами добраться до пункта назначения, приучить его ходить на детский горшочек без присмотра будет непросто.
- Готовность папы и мамы пройти этот сложный путь вместе со своим карапузом. Приучение к туалету — длительное мероприятие, требующие постоянного контроля со стороны взрослых, внимательного и заботливого отношения к своему чаду.Как показывает практика, начинать приобщать ребенка к горшку желательно в возрасте от полутора до двух лет. Именно в этот период малыш обладает всеми нужными умениями, понимает свои физиологические потребности и психологически готов совершать необходимые для этого процесса действия.
Распространенное заблуждение: многим родителям удается научить свое чадо ходить на горшочек в возрасте до года методом присаживания и выработки рефлекса на звуковое общение, а именно фразами типа «пи-пи» и «ка-ка». Способ действенный, но имеет кратковременный характер, и после переформирования мироощущения дитя в возрасте двух лет, приобретенное умение утратит свою стойкость и потребует переучивания другими методами.
В любом случае детей, которые полностью не овладели навыком самостоятельного хождения в туалет к четырем годам практически нет — именно этот возраст считается максимумом среди практикующих педиатров и является отклонением скорее физического и психологического характера, чем упущением папы и мамы.
Что важно проверить перед началом обучения?
Прежде, чем приступать к обучению ребенка вставать во время ночного сна на горшок родителям стоит задать себе следующие вопросы:
- Ребенку больше 2-х лет?
- Ребенок здоров?
- Ребенок умеет что-то делать сам без помощи мамы? Например, есть ложкой, сообщать о своих потребностях, нуждах?
- Ребенок сможет потом уснуть сам ночью, проснувшись в туалет?
Если Хотя бы на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, это значит, что на данный момент малыш не совсем готов к тому, чтобы самостоятельно справляться с горшком ночью.
Что могут сделать родители, чтобы potty training прошел легко?
Помнить, про возрастные ограничения. Если малышу больше меньше 2-х лет, но при этом он уже достаточно самостоятелен и уже многое умеет и может что-то делать без помощи родителей, то можно начинать приучение к горшку
Но важно помнить и то, что от малыша значительно младше 2-х лет еще не следует ожидать высокой степени самоорганизации в силу физического развития и недостаточной зрелости нервной системы.
Если малыш не здоров, ему важна и нужна помощь родителей. Родителям важно понимать, что приучение к пробуждению на горшок не только воспитательный психологический процесс, но также и процесс, во многом зависящий от физиологии
В случае некоторых заболеваний следует проявить терпение и не настаивать на быстром результате.
Помогать малышу развивать его самостоятельность. После достижения малышом возраста 1 года поощрение родителями самостоятельных действий ребенка – это одна из основных форм стимуляции его развития и укрепление привязанности. Развитие малыша во многом зависит от среды, в которой он растет: насколько среда безопасна, как много там есть возможностей для проб и ошибок, насколько родители готовы поддерживать малыша в его начинаниях (первых шагах, падениях, первых словах и желаниях).
- Последний, но совсем немаловажный пункт – это умение малыша заснуть самостоятельно. Приобретенный навык самостоятельного засыпания поможет малышу и в обучении просыпаться на горшок. Умея самостоятельно заснуть, ему будет легче и проснуться самостоятельно, чувствуя свои потребности.
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием
Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам
Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.
Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.
Возможны и другие варианты.
Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?
В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.
Основные причины
Физиологические
Не слишком интенсивный плач во сне чаще всего вызван чисто физиологическими причинами – малыш испытывает определенный дискомфорт, но не настолько сильный, чтобы проснуться.
Грудничок может хныкать и ворочаться из-за:
- мокрого памперса или штанишек;
- возникшего чувства голода;
- некомфортной температуры воздуха;
- низкой влажности воздуха;
- неудобного положения тела;
- слишком высокой или низкой подушки;
- когда звуки или свет мешают крепко заснуть.
Обнаружить и устранить эти причины плача легче всего, поэтому с них нужно начинать. Если после этого малыш продолжает спать спокойно – значит, все хорошо и серьезных проблем нет.
Психологические
Психика новорожденного еще крайне неустойчива: возбуждается он очень быстро, а на то, чтобы успокоиться, требуется некоторое время. Поэтому часто дневные переживания отражаются на качестве сна, причем не только негативные. Бурная радость – это тоже стресс, хоть и приятный.
Иногда грудничок плачет во сне, не просыпаясь, потому что:
Важно! Если днем родители слишком бурно выясняли отношения в присутствии ребенка – это обязательно отложится у него в подсознании, и ночью малыш будет спать беспокойно. Грудничок очень остро чувствует эмоциональное состояние близких, и негатив его пугает
Есть и такое явление, как кризис сна, который наступает несколько раз в течение первого года жизни и проявляется в том, что спавший ранее спокойно малыш начинает часто просыпаться или плакать ночью. Он имеет физиологические причины и связан с возрастными изменениями, протекающими в организме грудничка. Обычно кризис сна проходит без всякого вмешательства в среднем в течение двух недель.
Патологические
Тревожиться есть смысл, когда день прошел спокойно, малышу обеспечены комфортные условия для отдыха, вечером он сыт и доволен, а ночью все равно начинает плакать и кричать. Это уже может быть связано с острыми или хроническими заболеваниями, которые необходимо побыстрее диагностировать и начать лечить:
- острые респираторные заболевания инфекционной или вирусной природы;
- хронические ЛОР-заболевания, при которых затруднено дыхание;
- отиты, сопровождающиеся сильной ушной болью;
- кишечные инфекции, дающие температуру и вздутие живота;
- повышенное внутричерепное давление, вызывающее головные боли;
- неврологические заболевания, провоцирующие приступы паники.
Нередко родители, чьи малыши регулярно плачут по ночам, в ужасе прибегают к врачу, а оказывается, что источник проблемы – обычные для грудничков кишечные колики или режущиеся зубки. Но лучше перестраховаться и сдать хотя бы элементарные анализы мочи и крови, которые покажут, есть ли в организме малыша воспалительные процессы.
Действия родителей смеющегося ребенка
К смеху во сне нужно относиться как явлению положительному. Смех – эмоция позитивная и даже полезная. Хихикающие дети не испытывают чувство страха ночами, в отличие от кричащих и плачущих. Веселье у таких малышей не кончается даже во время сна.
Гиперактивный ребенок — что делать, как понять
Если ребенок не просто хихикает пару минут время от времени, а смеется в голос достаточно долго и часто, стоит задуматься о состоянии его нервной системы. Возможно, у него подвижная психика, он очень бурно реагирует на впечатляющие его события. Таких малышей надо максимально оградить от лишней эмоциональной нагрузки и быть крайне осторожным с такими идеями, как:
- пригласить клоуна на День Рождения;
- наблюдать салют в непосредственной близости от него;
- включить шумный бытовой прибор, заранее не обсудив это с ребенком (или не отправив погулять на время использования громкой техники);
- смотреть фильмы в присутствии ребенка, которые не ориентированы на его возраст и содержат сцены насилия или яркие образы отрицательных героев.
Важно! Чрезмерно эмоциональных деток нужно беречь. Обязательно обсуждать с ними их переживания
Скрытые страхи или неуверенность не всегда выражается через ночные кошмары. Иногда психика на нервное возбуждение отвечает хохотом по ночам.
Если часто малыш смеется ночью, важно определенным образом завершать день и правильно подготавливаться ко сну:
- за три часа до сна исключить телевизор, планшет и компьютер;
- допускается фоновое звучание спокойных детских добрых песен;
- ребенок может заниматься спокойной деятельностью: рисовать, лепить, играть с песком;
- непосредственно перед сном принять ванну, если речь идет о ребенке, который уже умеет сидеть и играть, то дать ему два сосуда для переливания воды;
- после ванны медленно помассировать ручки, ножки и спинку, используя детский крем или аптечное масло;
- не будет лишним чай с ромашкой или мятой, обладающий успокаивающим эффектом;
- свет уже после ванны должен быть рассеянным, тусклым, не ярким;
- когда ребенок лег в чистую постель, ему поют колыбельную или читают добрую сказку.
Сказка на ночь
Очень важно восприимчивым детям обеспечить плавный и длительный переход от активного дня к спокойному вечеру. С детьми, умеющими разговаривать, важно перед сном обсуждать прожитый день
Доверительное открытое общение полезно как для формирования крепких семейных отношений, так и для помощи психике разобрать сложные моменты.
Некоторые ресурсы утверждают, что смех во сне – признак страшных патологий центральной нервной системы или симптом новообразования в мозге. Однозначно можно сказать, что смех без особой сопутствующей симптоматики нестрашен. При серьезных заболеваниях у человека наблюдаются иные проблемы, как с психическим, так и с физическим здоровьем, которые раньше ночного хохота укажут на наличие болезни.
Для спокойного детского сна достаточно дать возможность в течение дня потратить как можно больше энергии крохе, после чего с определенным ритуалом отойти ко сну. Когда ребенок смеется, не стоит переживать – это нормальное явление. Смех – это чаще всего проявление радости и восторга. Благодаря нему, можно считать, что день был проведен максимально позитивно и познавательно.
Стадия вторая: первые фразы
На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»
Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).
У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.
Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример
Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике
Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.
«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.
«Болёй!» – добавляет ребенок.
«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.
Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.
Сюжетная игра и речь
Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.
На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется
Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»
Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.
Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.
Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:
- Большие ноги шли по дороге:
- То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
- Маленькие ножки бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).
Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!