Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как отучить ребенка кусаться в 1-2 года: советы психолога, Комаровского

Способы самостоятельно отучить ребенка кусаться

Сначала стоит обратиться к специалисту и обязательно учесть советы психолога. Профессионал должен помочь выявить причину, дать совет относительно поведения родителей в данной ситуации.

Как отучить ребенка кусаться самостоятельно:

Чтобы ребенок не кусался, достаточно дать крохе больше личного пространства. Предоставить возможность решать проблемы самостоятельно. Поможет настроить контакт между родителем и чадом.
Если ребенок кусается постоянно, но не больно – сигнал, говорящий о нехватке внимания

Стоит проводить больше времени с малышом, параллельно проводить обучающие игры.
Когда кусается маленький ребенок, стоит обратить внимание на его здоровье. Проводить беседы, выражая чувства.
В 4 года причин может быть много, стоит решить проблему внедрением спокойных игр для концентрации внимания, снижения активности

Поощрять хорошее поведение.

Специалисты в работе с малышом более точно выявят проблему. Рекомендации помогут родителям при самостоятельном решении проблемы.

Внимание! Укусы малыша могут быть причиной нескольких воздействий одновременно. Методы решения можно объединять в систему.. Если ребенок достаточно взрослый, родителям можно провести доверительную беседу, без упреков, криков и недовольств

Это самый быстрый и эффективный метод выявления и решения проблемы

Если ребенок достаточно взрослый, родителям можно провести доверительную беседу, без упреков, криков и недовольств. Это самый быстрый и эффективный метод выявления и решения проблемы.

Чем опасна онихофагия?

Иногда, на первый взгляд, безобидная привычка приводит к дерматологическим, эстетическим, стоматологическим, психологическим нарушениям. Какими же осложнениями чревата онихофагия?

Заражение глистами

Дети плохо соблюдают правила гигиены, и глисты у них распространенное явление. Личинки способны прятаться в грязи, которая собирается между кожей и ногтевой пластиной. При попадании в рот проникают в желудок, а затем в кишечник, где начинают паразитировать.

Обратитесь к врачу, если заметили, что ребенок:

  • похудел;
  • жалуется на боли в животе;
  • кушает без аппетита или отказывается от еды;
  • ощущает зуд в области анального отверстия;
  • жалуется на обильное слюноотделение ночью.

Эти признаки характерны для глистной инвазии. Чтобы подтвердить диагноз, врач назначит анализ кала на яйца гельминтов.

Болезни ногтей

При постоянном обгрызании ногти ослабнут, начнут расти гораздо медленнее, расслаиваться, деформироваться. Онихофагия приводит к развитию микронихии и онихолизиса. При микронихии ногти выглядят укороченными, пластина покрывает ногтевое ложе лишь на ¾ или ½ . При онихолизисе ноготь частично отсоединяется от ложа. Зона отслойки выглядит белой и непрозрачной.

Онихофагия провоцирует воспаление, инфекции ногтей и кожи боковых валиков. Вызывает хроническую рецидивирующую паронихию, подногтевые инфекции, заражение тканей ногтевого аппарата грибком и патогенными бактериями. Возможны травмы, деформация, кровотечение, синяки на верхних фалангах пальца.

Стоматологические болезни

Хроническое обгрызание детьми ногтей приводит к некоторым стоматологическим осложнениям.

Среди них:

  • повреждение эмали на центральных и боковых резцах;
  • сколы зубов, участвующих в откусывании;
  • скрученность зубов, изменение прикуса;
  • нарушение функции височно-нижнечелюстного сустава;
  • воспаление десен, попадание инфекции в ротовую полость.

Психологические комплексы

Кроме явных физических нарушений со здоровьем вредная привычка приводит к скрытым психологическим расстройствам и комплексам. Онихофагия эстетически неприятна, ведь никому не понравится такое наблюдать, что отрицательно сказывается на социальной жизни детей. Она провоцирует замечания от окружающих взрослых, насмешки ровесников, осуждение. Все это влияет на самооценку, становится причиной внутренних страхов, смущения, неловкости, неуверенности.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

С 5 месяцев, а у некоторых деток и того раньше, начинают набухать десны и резаться зубы. Этот процесс сопровождается сильным зудом и болью. Облегчая свои страдания, кроха тянет в рот и прикусывает все, что попадает ему в руки, будь то игрушка или мамин палец. Такие действия следует сразу пресекать, ведь необходимость легко перерастает во вредные привычки, то есть дискомфорт уйдет, а привычка кусаться останется.
Если у малыша в возрасте 1.5-2 лет все зубы уже вылезли, а кусаться он так и не перестал, следует подумать над причинами эмоционального характера

В этом возрасте делает он это уже осознанно, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Эмоций у 2-летнего малыша очень много, они буквально переполняют его, а вот словарный запас еще маленький, рассказать о своих чувствах ему не под силу

Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его. А может быть, так он снимает напряжение за день. Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».

    Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.

  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Что делать когда ребёнок кусается в детском саду

Когда ребёнок кусается в детском саду советы
психолога
, приведенные в статье, помогут вас справиться с подобного рода
поведением.

Во-первых, попробуйте
объяснить малышу в спокойной и доброжелательной форме, что кусать — нехорошо.
Если не подействует — используйте следующие методы:

 Пожалейте пострадавшего малыша в
присутствии обидчика, предложив ему не только извиниться, но и пожалеть друга.
 Не наказывайте ребенка в присутствии
посторонних и уж тем более не используйте при всех физические методы — в данной
ситуации они принесут больше вреда, а ребенок продолжит кусать уже из чувства
протеста (аргументирую я свое поведение словами «ну я же и так плохой»).
 Научите ребенка выражать эмоции через
фразы «Я сержусь на тебя» или «Мне не нравится, что ты…».
 Если ребенок кусается от того, что не
может справиться с положительными эмоциями, например, когда видит своего друга,
помогите ему понять, что дружеские объятия будут гораздо приятнее, что укусы.

Можно также прикрыть
рот ребенка, если видите, что он собрался кого-то укусить, сказав ему, что так
нельзя делать. Данный метод поможет справиться с проблемой, но только спустя
некоторое время.

Главное помните — в
попытке доказать ребенку, что кусаться вредно, важно объяснить ему, что он
поступает плохо и некрасиво, а не то, что он сам плохой. Давайте детям больше свободы, пускай они
двигаются, балуются и играют, проявляя фантазию, тогда эмоциональный фон придет
в порядок и им не придется иными способами выражать свои нерастраченные чувства
и физическую энергию

Ну, а если причина
кроется в недостатке внимания — пересмотрите сложившуюся обстановку в семье.
Знайте, что дети всегда копируют поведение своих родителей (даже если те и не
кусаются в процессе ссоры) и несут свои негативные эмоции от увиденного дома в
окружающий мир (в садик или школу). Постарайтесь почаще быть с малышом, проявляя
заинтересованность и участие в его делах и играх. Обнимайте, играйте с ребенком,
каждый раз напоминая, как сильно вы его любите, интересуйтесь его мнением и
желаниями.

Почему кусается ребенок до года? В чем может быть причина? Что делать?

Кусаться могут даже самые маленькие детки. Разумеется, грудничок делает маме больно вовсе не из вредности.

Попытаемся выяснить, в чем кроется причина, по которой кроха грызет все, что попадется на зуб, — будь то погремушка, мамина грудь или папино плечо. Будем разбираться, как взрослым реагировать на происходящее и как донести до ребенка, что его поведение является нежелательным.

Зачем младенец кусается?

  • у малыша режутся зубки, и он таким образом пытается избавиться от болезненных ощущений;
  • ему любопытно узнать, что будет, если укусить кого-либо;
  • чтобы испытать новые ощущения;
  • у крохи есть потребность в орально-моторной стимуляции;
  • ребенок подражает другим детям или старшим членам семьи;
  • так он чувствует себя сильнее;
  • ему не хватает внимания;
  • он испуган и таким образом пытается защититься от потенциальной опасности;
  • он голоден, устал, хочет спать и не видит другого способа сообщить об этом;
  • он злится, стесняется, боится, растерян, но пока не знает, как выразить такие сложные эмоции.

Как вести себя родителям?

Татьяна Ивойлова объясняет, что для младенца совершенно естественно пытаться исследовать окружающий его мир любыми доступными для него способами. В ход идут пальцы рук, глаза, нос, зубы в конце концов. Задача взрослых — помочь ему определить, что можно попробовать на зуб, а что — не стоит.

Очень хорошо работают принципы бихевиоральной (поведенческой) терапии:

Способ №1. Вскрикните от боли, но постарайтесь, чтобы это выглядело и звучало естественно. На это реагируют практически все за редким исключением. Если не помогло — попробуйте игнорирование. Как показывает практика, дети не любят, когда их не замечают.

Способ №2. Покрепче прижмите малыша к груди, чтобы он выпустил сосок. Если он прекратил кусаться — поощрите его поведение лаской. И наоборот — если кроха продолжает «безобразничать», не гладьте и не улыбайтесь ему в ответ.

Способ №3

Если ребенок делает больно во время кормления, стоит на время прекратить процесс, осторожно вставив палец между зубками, чтобы освободить сосок

Способ №4. Спрячьте грудь под кофтой и серьезным голосом скажите, что вам больно. Если видите, что крохе все равно, отвернитесь, чтобы он не мог смотреть в ваши глаза.

Даже самый маленький ребенок в состоянии установить связь между своими действиями и вашей на них негативной реакцией. Если он расстроится и заплачет — успокойте (грудь не давайте!).

В Интернете можно прочитать совет от мам «со стажем» — укусить ребенка в ответ, чтобы показать, что это больно. Детские психологи выступают категорически против таких методов.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Прикорм для искусственников Мясное пюре

  • С 6-ти месяцев ребенку можно давать мясное пюре. Это очень важный продукт в питании ребенка, особенно для детей с анемией. Но его не разрешается вводить в рацион детей ранее 6 месяцев.
  • Его удобно сочетать с овощным пюре, можно смешивать мясное пюре с овощным или давать отдельно: сначала мясо, потом овощи.
  • У детей на искусственном вскармливании к 6-ти месяцам, как правило уже введен 1 прикорм — овощное пюре, таким детям, если у них анемия, можно пропустить остальные пункты и начать давать мясное пюре с 6 месяцев.
  • Детям, у которых нет анемии, мясное пюре вводится после свежих соков и пюре.
  • Начинают с говядины, как мяса наиболее богатого железом. Максимальный суточный объем мясного пюре у ребенка до 7 мес — 30г. Позже пробуют другие сорта мяса: кролик, баранина, курица. Но преобладает в рационе  ребенка обычно говядина, как наиболее доступное и полезное мясо.

Уход за ногтями при онихофагии

При лечении онихофагии важен правильный уход, который поможет предупредить осложнения, повреждение кожи пальцев и ногтей. Как именно ухаживать, лучше уточнить у подолога. Очень полезна будет процедура медицинского маникюра.

Основная рекомендация – держать ногти коротко подстриженными и подпиленными. Так будет меньше соблазна их откусить. Ведь когда не за что укусить, грызть ногти гораздо сложнее и больнее. Еще один положительный момент в том, что при коротких ногтях глубина зазора между кожей и пластиной будет меньше, а, значит, будет меньше грязи и бактерий, которые попадут в рот. В зависимости от того, насколько быстро растут ногти, подстригайте их раз в неделю и раз в 2 недели.

Справиться с онихофагией реально, хоть и непросто

Проявите терпение, внимание, понимание. Объясните ребенку, что хотите помочь и заботитесь о его здоровье

Действуйте мягко, осторожно, без принуждения. И все обязательно получится!

Почему дети кусаются в садике?

Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.

В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.

Расскажем подробнее о возможных причинах:

потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;

способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;

борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет

У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;

желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес

Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;

психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;

неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;

эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;

неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.

В большинстве случаев период кусаться приходится на возраст 2-3 года. Как правило, его нужно просто переждать. Хотя бывают случаи, в которых консультация грамотного психолога будет необходима.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится

Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

 

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына

Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

 

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Я позову маму»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

«Нет»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии2,3

   

Автор Фёдор Катасонов

       

Научный редактор Мария Гантман

Список литературы:

  1. «Behavior or Conduct Problems in Children»;

  2. Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

  3. «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Как еще могут помочь родители

Но не всегда родители могут справиться самостоятельно. Иногда просто необходима помощь специалиста. К психологу стоит обратиться в том случае, если в садике или семье произошло неприятное событие, после которого ребенок начал кусаться. Или вместе с «кусачестью» появились другие странности в поведении — агрессия к вещам или к животным, нарушения сна, рассеянность.

Иногда дети начинают кусаться после посещения детского сада. Если до этого за ребенком такого поведения не наблюдалось, значит, причину нужно искать именно там. Они могут просто копировать поведение других детей в группе. Или это может быть реакция на некомфортную психологическую обстановку в садике. И не всегда дети, особенно маленькие, могут внятно объяснить, почему они себя ведут именно так. Разобраться в том, почему ребенок ведет себя именно так, поможет опытный психолог.

Если обнаружится, что истоки проблемы находятся все-таки в семье, возможно придется пройти сеанс семейной психотерапии. И родителям нужно будет пересмотреть свое поведение и взаимоотношение с ребенком.

Как и любая проблема, связанная с воспитанием детей, ликвидация склонности к укусам требует времени и последовательных действий. На каждый случай необходимо реагировать, выполняя рекомендации воспитателей и детских психологов. Только так можно достичь позитивного результата.

При этом ребенок не должен чувствовать себя изгоем, нелюбимым родителями. Доброжелательное отношение в семье, стремление взрослых помочь ребенку в сложных и стрессовых ситуациях благотворно влияют на его психику и способствуют исчезновению вредных привычек.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Как отучить ребенка от сосания пальцев – видео советы от доктора Комаровского

Из этого видео вы узнаете о причинах сосания пальца. Доктор Комаровский рассказывает про возраст, когда привычка сосать палец является нормой. Кроме того, педиатр отвечает на распространенные вопросы матерей и развенчивает стереотипы и мифы.

Вопрос, как отучить ребёнка сосать палец, тревожит многих новоиспечённых родителей. Ситуация, когда кроха тянет в ротик один, два пальчика или даже целый кулачок, знакома практически половине мам. Их беспокойство можно понять, ведь подобная картинка умиляет только в первые месяцы жизни ребёнка, затем у взрослых начинает возникать понимание, что эта малополезная привычка не только некрасива, но и не гигиенична. Первое желание родителей – запретить малышу подносить пальчики ко рту. Однако такие ограничения в большинстве случаев не окажут выраженного положительного эффекта. Ведь главная цель – найти причину патологического состояния: компенсационную или психологическую.

Ошибки, которые часто совершают родители

Некоторые малыши привлекают внимание взрослых таким способом. Крайне нежелательно заострять на инцидентах внимание

Наказывая ребенка чрезмерно сильно, родители рискуют получить обратную реакцию, он может начать вредничать и кусаться назло. В такой ситуации лучшим решением будет награждать своим интересом. А вот инциденты укусов лучше оставить без внимания.

Плохой идей, является наказание ребенка ремнем. Педагогика, как и любая наука, не стоит на месте, поэтому большинство исследований в области физических наказаний показали, что такой способ воспитания крайне нежелателен. Если наказывать ремнем, то со временем между родителями и малышом вырастет стена не понимания и недоверия. Те родители, которые бьют своих детей, на самом деле делают это от безысходности и собственного бессилия.

Кричать и повышать голос на ребенка так же бессмысленно, как и бить его. Возможно, что при родителях он будет вести себя прилично и достойно, но оказавшись без строгого надзора родственников, непоседа вновь может проявить скопившеюся агрессию.

Как искоренить вредную привычку

Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.

  • Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
  • Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.

Что делать, если ребенок кусается?

Итак, ребёнок укусил кого-то. Нередко первый родительский порыв наказать. А уж если подобное происходит не впервые, то сдержаться еще более сложно. Но придётся. Действовать нужно по-другому:

1. Не ругайте и не наказывайте, демонстрируйте понимание

Вместо того, чтобы отругать или наказать, спокойно скажите: «Ты сейчас рассердился (в этом месте можно уточнить на что именно, так ребёнок убедится, что вы его действительно понимаете). Я знаю, что у тебя на это есть причины. Но кусаться нельзя!»

Важно, чтобы малыш понял, что вы признаёте его право на обиду, раздражение и другие сильные эмоции

2. Покажите другие способы выразить эмоции

Далее необходимо показать ребёнку, как нужно и можно действовать. Говорите как можно более просто и при этом образно и ярко. Например: «Кусаться нельзя. Ты человек. А кусаются только животные. Или ты у нас акула?»

После этого объясните, что когда малыш сердится, он может сказать об этом, обидеться, топнуть ногой или даже крикнуть, но вот кусаться нельзя категорически. Ведь он же не животное.

Обратите внимание! Сначала необходимо подобным образом поговорить с ребёнком сразу после «преступного деяния», а потом ещё раз обсудить, когда вы оба будете спокойны, в момент особой доверительности и близости друг другу. Если ребёнок кусается, не умея выразить свою любовь, покажите ему, как нужно это делать

Обнимайте и целуйте его, поясняя: «Я тебя очень люблю, поэтому нежно обнимаю и ласково целую. А кусаться нельзя, люди так не делают, когда любят кого-то»

Если ребёнок кусается, не умея выразить свою любовь, покажите ему, как нужно это делать. Обнимайте и целуйте его, поясняя: «Я тебя очень люблю, поэтому нежно обнимаю и ласково целую. А кусаться нельзя, люди так не делают, когда любят кого-то».

3. Воздействуйте на воображение и играйте

  • Подберите книжки или мультфильмы, герои которых кусались или совершали другие неправильные действия (например, мультфильм «Птичка Тари» по книге Б. Заходера «Ма-Тари-Кари»). Вместе посмейтесь над персонажами, обсудите увиденное. Если ребёнок ещё совсем маленький, придумайте простые короткие истории про сердитого зубастого волка или кусачую змейку.
  • Отличный способ научить малыша выражать свои чувства безопасно для окружающих — проигрывание сценок, в которых персонажи кусаются. Пусть маленький кусака побудет в роли обиженного или возьмёт на себя обязанности родителя и попробует урезонить кусачего героя, научит его не пускать в ход зубы. Почаще используйте в сценках вербальные (словесные) способы выразить эмоции («я очень сержусь», «я чувствую обиду», «я не хочу играть в такую игру» и т. д.).
  • Поиграйте в игру «Рассердился». Например, «Акула (кенгуру, медведь, зайчик и т. д.) рассердились». По очереди показывайте, как по-разному сердятся герои, а потом попросите показать, как сердитесь вы, воспитательница в детском саду или друзья малыша. Так он сможет увидеть, что люди и животные ведут себя не одинаково. Обсудите, как можно сердиться, а как нельзя.
  • Поработайте с мимикой и жестами, чтобы ребёнок понял: выражать свои чувства можно по-разному. Перед зеркалом постройте рожицы, покажите разные эмоции: грусть, раздражение, гнев, обиду, радость, удивление, восхищение и т. д.
  • Научите ребёнка рисовать свои отрицательные эмоции, а потом рвать или комкать рисунки и выкидывать их.

Конечно, ждать моментального исправления кусаки не стоит. Но при ваших правильных и последовательных действиях вскоре ситуация улучшится и ребёнок перестанет кусаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий