Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки

Методика развития ребенка через тематические дни и недели

Тематические занятия – это, конечно, не методика, а популярная сегодня форма подачи материала, однако, она интересна тем, что позволяет гармонично объединять элементы разных методик.

Выбирается одна тема – геометрические фигуры, домашние животные, овощи и т.п. – и рассматривается методом погружения в течение одного дня или недели. Материал подается и закрепляется с помощью разнообразных инструментов из любой одной или, чаще, нескольких авторских методик развития детей.

Хотя это не новое изобретение: эту форму давно и успешно используют в детских садах и школах, но сегодняшнее новшество заключается в массовом применении этой формы в домашней среде.

На этом методики раннего развития детей не ограничиваются, здесь приведены основные, наиболее известные, однако есть множество других методик: как производные от выше перечисленных, так и независимые авторские программы развития детей дошкольного возраста.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к

по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Как развивать своего малыша?

Мы рассмотрели большое количество подходов, методик, позиций. А теперь предлагаем познакомиться с конкретными способами гармоничного и своевременного РР.

До года до 3 лет ребенок должен чувствовать себя в безопасности, а также иметь возможность проявлять физическую активность. Мир он познает органами чувств, поэтому родители могут оборудовать для него специальный уголок, где будет множество предметов, с которыми ребенок будет постепенно знакомиться.

Не менее важно постоянно разговаривать с ним, читать книги, совершать совместные прогулки, слушать музыку. В уголке ребенка могут быть «классические» пособия – карточки Домана или рамки-вкладыши Монтессори

Идеальной программы РР нет, каждая из них имеет как плюсы, так и минусы, поэтому ответственный родитель должен использовать отдельные элементы, которые в наибольшей степени подходят его ребенку. Авторские программы в полном объеме применяются редко, но отдельные упражнения оказываются весьма полезными.

Методики раннего физического развития

С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.

Методика Никитиных

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для ребенка.

Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
  • неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)

https://youtube.com/watch?v=S61-GocN6x4

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его врожденные рефлексы. Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок научится ходить, эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Плавание с грудничком

Согласно данной методике, важно не просто купать новорожденных, но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве

Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне. Много качественных видео инструкций

О пользе раннего развития

В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.

Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:

  • развитие речи;
  • улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
  • развитие творческого начала;
  • постижение мира всеми органами чувств;
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
  • появление новых интересов.

Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.

Основные принципы методики Лупан

• Родитель — лучший преподаватель для своего малыша.• Обучение идет через игру.• Для полноценного развития важно стимулировать все сенсорные системы (пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание).• Темы, с которыми следует знакомить малыша, подсказываются любопытством самого ребенка и берутся на пике его интереса к ним.• Знакомство с предметом происходит через максимально возможное количество каналов восприятия.• Игра прекращается до того, как ребенок теряет к ней интерес или устает.• Необходимо доверять своему сыну или дочке.• Важно поощрять любые усилия ребенка и радоваться его успехам.• Любознательность малыша поддерживается быстрой сменой впечатлений и их новизной.• Свободное выражение чувств, сигнализирующих о принятии, — поцелуи и объятия. Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю

Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство

Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.

Прислушиваться к своему ребенку, идти за ним, следовать его интересам и познавательным порывам, сначала опустившись на его уровень, а потом начав с ним совместное восхождение к вершинам человеческого разума, — такова траектория родительского участия в воспитании и развитии ребенка, по Сесиль Лупан.

Как не навредить ребенку занятиями

Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:

  • Вспомните, что говорили все основоположники методик: занятия должны приносить радость и доставлять удовольствие (вам и ребенку), никакого насилия!
  • Занимайтесь только тем, в чем хорошо разобрались, когда вы согласны с методикой по всем пунктам, разделяете убеждения автора, ставите те же цели и задачи.
  • При любых возникающих уже в процессе обучения сомнениях возвращайтесь к вопросу «как это делает моего ребенка счастливым?». Сомнение — сигнал о том, что возникает потребность в переосмыслении и в переменах.
  • Помните о балансе: только гармонично развитая личность имеет шансы на благополучную во всех смыслах жизнь. Сбалансированность в развитии физическом, интеллектуальном, творческом, социальном — ключ к этому благополучию.
  • Не забывайте о том, что плодов вашего педагогического труда не будет видно еще очень долгое время. Не работайте на результат, обучение — это не результат, а процесс.
  • Не перекладывайте ответственность за развитие вашего ребенка на автора методики. Вы как родитель — лучший педагог своим детям.
  • Берегите свои силы (вернитесь к первому пункту).
  • Будьте творцом. Сочетайте методики. Ищите свои пути и способы. Творите.

В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.

Как создавать развивающую среду

Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.

С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.

Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?

• Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.

• Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.

• Игрушки, стимулирующие все органы чувств.

• Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.

• Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.

• Книги, пособия, дидактический материал.

• Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).

Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас

При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни

Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.

Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!

Методика Глена Домана

«Без фактов нет знаний», — так утверждал Глен Доман, американский врач-физиотерапевт. По его мнению, именно факты являются основной для любого умения и знания. Чем больше набор фактов – тем обширнее база знаний, которая, в свою очередь, представляет собой интеллектуальную базу. Глен Доман оперировал таким понятием, как «биты информации» (то есть, полезные факты, усваиваемые ребенком). Эти факты, согласно методике Домана – ключ к развитию интеллекта. Поскольку новую информацию в раннем возрасте дети очень легко усваивают, к ее качеству предъявляются особые требования (она должна быть понятной и логичной).

Цель методики Глена Домана – знакомство ребенка с многообразием интересных и ясных для него фактов, строго систематизированных по разделам знаний и категориям. Например, если изучается раздел знаний «Литература» в категории «Детские писатели», то в качестве «битов информации» предлагаются портреты этих писателей, наклеенные на картонный лист размером 30 на 30, с точной информацией на обратной стороне листа.

За и против раннего развития

Как и всё важное, развитие ребёнка до 3 лет имеет свои плюсы и минусы. Многие мамы и папы спорят друг с другом, размышляя, когда начать обучение ребёнка различным навыкам и умениям

«За» раннее развитие:

В современном мире существует огромный поток информации, в котором с самого детства нужно уметь отобрать важное и отбросить ненужное. Таким образом, с самого младенчества нужно готовить малыша к нашим реалиям.
Дети, которые занимаются по особым методикам развития интеллекта, имеют большое преимущество перед сверстниками

Они лучше читают, считают, запоминают.
Дополнительные образовательные курсы помогают выявить, что у ребенка получается лучше всего. То есть способствуют профориентации детей.
Различные секции и занятия даже для самых маленьких иногда проводятся в группе. Таким образом, ваш ребенок будет быстрее социализироваться.

«Против» раннего развития:

  • Здоровый и умный ребенок способен самостоятельно освоить нужные навыки и умения в своё время.
  • Дополнительные занятия могут привести к чрезвычайной нагрузке, стрессам и переутомлению ребенка.
  • Иногда какие-то навыки прививаются детям не в то время, которое нужно. Например, младенца учат ходить или 3-летнего малыша обучают скорочтению. Нужно помнить, что всему своё время.
  • Повышенные требования к сыну или дочери могут негативно отразиться на психике ребенка. Не нужно заставлять малыша всегда и во всём быть лучшим. В конце концов, это просто нереально. Также не стоит свои детские мечты переносить на ребенка. Если вы хотели стать великим фигуристом, а у вас не вышло, не стоит отправлять отпрыска на каток. Может быть, ему больше интересны шахматы.

Минусы систем

Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:

  • преждевременное развитие вредит здоровью крохи;
  • концепции преждевременного развития не дают ребенку беззаботно проводить его детские годы (рекомендуем прочитать: правильное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц);
  • методики требуют больших затрат времени, денег и сил.

Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.

Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.

С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично

Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом

Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь. Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем. Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.

Как выбрать методику для конкретного возраста

1

Важно понять, какие навыки вы хотите развивать

Возьмем для примера чтение.

  • Если новорожденному показывать карточки с буквами, он быстрее научится фиксировать взгляд.
  • Если четырехмесячному малышу предлагать кубики Зайцева, он, пытаясь ухватить и удержать предметы, будет тренировать мелкую моторику.
  • Полугодовалый малыш, созревший для ползания, будет стремиться доползти до кубика «ма», если положить его на некотором расстоянии от ребенка, и вскоре наградит вас произнесением соответствующего слога, правда, в первую очередь потому, что это наиболее часто встречающийся слог в лепете младенцев (наряду с «ба» и «па»).
  • Если годовалый кроха построит паровозик или башенку из кубиков «ма-ма», то только потому, что в год малыш обожает играть двумя предметами одновременно, а вы ловко подсунули ему для игры именно эти склады. Но все это не означает, что не надо пытаться! В 2 — 3 года ребенок обязательно осознанно сложит слово «мама», если вы занимались обучением чтению с рождения. А сколько других навыков приобрел ваш малыш, пока вы ждали этого результата. Стоит того, чтобы не опускать руки!

2. Созревание психики. Будем помнить, что навыки начинают усваиваться тогда, когда для этого созревает психика (те самые сенситивные периоды развития), но будет нечему усваиваться, если не создавать условий.

Поэтому главный вопрос не в том, какую методику развития выбирать для конкретного возрастного этапа, а в том, как строить сам процесс обучения ребенка чему-то новому. И ответ здесь простой: постоянно, через игру и в удовольствие. И специально для мам-отличниц: не рассчитывать на быстрый результат и не ждать от ребенка отдачи от «вложений».

В каждой из упомянутых здесь методик есть элементы, которые можно использовать на любом этапе жизни малыша

Важно только адаптировать их к возрасту, потребностям и интересам ребенка, которые наблюдаются в данный момент. В полгода малышу можно читать потешки, делая ему массаж, в год — тренировать чувство ритма, прохлопывая слова, и тогда в 1,5 года ваша радость будет подпевать вам, а в 2 — впервые сложит «со-ро-ка».
Ничто не мешает в любом возрасте прививать ребенку уважение к народным традициям, труду и творческому раскрытию, как в вальдорфской педагогике

Стимулировать двигательную активность, к чему призывал Гленн Доман, можно когда угодно: малыш не продемонстрирует особых физических навыков раньше, чем его тело окрепнет для выполнения тех или иных движений и элементов, а своими занятиями вы будете только способствовать этому.
Что касается чтения и счета с использованием кубиков, счетных палочек Зайцева и прочего инструментария, то ребенок готовится к этому, первоначально просто изучая материал в игре.
К тренировке мелкой моторики, как в системе Марии Монтессори, вы не приступите раньше, чем малыш научится хватать и удерживать предметы, но и безучастно ждать, что ребенок сам подготовит руку к письму и выполнению сложных моторных операций, тоже не станете.
А отношение к ребенку как к независимой и свободной личности, что проповедуют Никитины и Лупан, нужно сформировать в себе еще до его рождения.

Так что если не ждать быстрых результатов и использовать ту или иную методику как общеразвивающий инструмент (а во всех пособиях, созданных для этих методик, такая опция заложена), то возрастных ограничений практически нет. Будьте чуткими к реакциям вашего ребенка: он вам подскажет, что ему интересно, в каком направлении ему хочется двигаться, что он готов начать осваивать, а что нет. Если малыш игнорирует конкретную игрушку (кубики, пазл, головоломку, сортер) или даже капризничает, отложите ее на время и вернитесь к ней позже. Но оставьте предмет в поле зрения ребенка и в свободном доступе. В какой-то момент интерес к этой игрушке может пробудиться сам, без вашего активного участия. В этом и есть смысл развивающей среды.

Однако некоторая психофизиологическая незрелость центральной нервной системы (включая мозг) и мышц для четкого применения на практике тех или иных навыков, а также неготовность усваивать материал, если не закреплен предыдущий по сложности, все-таки существует. Бесполезно учить малыша прыгать на одной ноге, если он с трудом может удерживать равновесие, просто стоя на ней. Не будет результатов в запоминании таблицы умножения по пособиям Зайцева, если у ребенка не сформировалось понятие состава числа. Это, конечно, надо помнить. Все постепенно. От простого к сложному. Понемногу. Каждый день. И с радостью!

Методика Зайцева

Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.

Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.

1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.

2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.

3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.

4. В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.

5. Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.

6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.

Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо

И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.

Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.

Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.

Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.

Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.

Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны

На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Методика Домана

Данная методика раннего развития основана на анатомических особенностях детского мозга. Изучая его, Гленн Доман пришел к выводу, что мозг детей не перестает расти до семи лет. Именно в это время он способен поглощать практически любые знания. В свое время эта методика получила огромную популярность, которую имеет и сейчас. Но в последнее время психологи утверждают не только малоэффективность, но и вред такой техники раннего развития.

Методика основывает на использовании карточек с различными изображениями. Их можно показывать с первых месяцев жизни. С возрастом картинки усложняются, а их количество увеличивается. Методика старается сочетать и физическое развитие. Полноценный малыш – это человек, в котором интеллектуальные способности равны физическим.

Гленн Доман считал, что каждый малыш гений, но получить взрослого гения можно только с помощью раннего развития. Система карточек является одной из методик обучения чтению, в которой можно избежать обучению слогам и складыванию букв. Но в то же время психологи считают ее не совсем правильно, так как ребенок не получает полноценной информации о предмете, а только его единичный образ.

Сейчас методика Домана успешно используется для обучения детей с повреждениями головного мозга и отставаниями в физическом и интеллектуальном развитии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий