Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Ребенок не ползает в 8 месяцев

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Угроза отсутствия ползанья

Ползанье не является обязательным этапом развития, как, к примеру, держание головы. Но оно невероятно полезно, лучше его не пропускать. Именно это действие укрепляет мышцы вокруг позвоночника, как ничто другое.

Если малыш бойко встает на ноги, не желая ползти, насильно его не удержать. Тогда нужно начинать дополнительный курс профессионального массажа, идти с карапузом в бассейн, почаще проводить младенческую гимнастику. Оптимальным вариантом будет начать помогать ему ползать, показывать пример еще до того, как он попробует даже перевернуться на бочок, тем более до попыток присаживаться или становиться на ноги.

Пополз, сел, встал – идеальное развитие малыша

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что отказываться от ползания самостоятельно не стоит. Родители должны понимать, что они в ответе за здоровье своего малыша. В первую очередь делать не то, что удобно им самим, а то, что лучше для маленького беззащитного человека. Помогут им в этом врачи, от посещения которых не стоит уклоняться.

Стоит ли родителям волноваться

Если в 8 месяцев ребенок сидит без посторонней поддержки, то он развивается правильно. Ведь у каждого свой график развития. Почему в 8 месяцев ребенок не ползает? Возможно, его время еще не пришло. Хотя, когда это происходит, то доставляет много радости родителям.

Если малыш еще не ползает, мама может проконсультироваться с педиатром, ортопедом или неврологом. Если никаких отклонений в развитии ребенка они не обнаружат, то, скорее всего, он сразу станет осваивать навыки ходьбы. И поэтому пропущенный этап ползания будет проходить вместе с первыми шагами. Если малыш родился недоношенным, то вполне возможно, что процесс развития у него сдвинется. А поползет он ближе к 10-11 месяцам.

Как помочь ребенку научиться ползать

Если ребенок не встает на четвереньки в 9 месяцев, у родителей возникает вполне логичное и понятное желание помочь малышу. Мамочкам и папочкам следует уяснить, что в данном случае карапузу требуется именно поддержка, а не стремление ускорить детское развитие искусственным способом.

Доктор Комаровский убежден, что освоить навык ползания любой ребенок в состоянии сам. Задача родителей заключается в том, чтобы помогать развивать его мышцы. В сам ход формирования навыка  вмешиваться не следует ни в коем случае. Если ручка и ножки ребенка в плане возможности удержания собственного веса еще недостаточно крепкие, не стоит силком ставить кроху на четвереньки.

Профилактический массаж

Для эффективного развития детской мышечной системы существует один очень эффективный метод. Речь идет о профилактическом массаже. Делать его самостоятельно без наличия соответствующего опыта не рекомендуется настоятельным образом. Лучше обратиться в поликлинику или частную клинику. Как вариант, можно нанять профессионального массажиста и пригласить его на дом. Подобный массаж включает чаще всего следующие манипуляции:

  • скрещивание ручек;
  • переворачивание со спинки на животик;
  • растирание; размятие;
  • поколачивание либо пощипывание спинки и ягодиц;
  • присаживание на короткий промежуток времени;
  • подъем выпрямленных ножек и т. д.

Ответ на вопрос, почему родителям не стоит делать массаж без участия специалистов, очевиден: не обладая опытом, они могут перестараться с каким-то упражнением или сделать его неправильно, тем самым нанести малышу вред.

Помимо несомненной пользы для развития навыка ползания, профессиональный профилактический массаж оказывает положительное воздействие на состояние нервной и сосудистой систем, кожного покрова.

Совместное ползание

Совместное ползание может быть очень эффективным в плане развития нового умения. Мама может сама ползать на четвереньках со своим малышом, и он будет пробовать повторять ее движения. Положительный пример может показать ребенку другой карапуз, который уже успел научиться ползать и делает это активно и с большим удовольствием.

Важно! Как только ребенок освоит основные навыки ползания, задания можно начать усложнять. Например, выставлять на его пути небольшие преграды, которые придется преодолевать. Это могут быть стулья, которые потребуется обползать, или небольшие подушки, которые будет не слишком сложно перелезть

Это могут быть стулья, которые потребуется обползать, или небольшие подушки, которые будет не слишком сложно перелезть.

Если передвижение по комнате на четвереньках превратить в увлекательную игру, малышу будет интереснее, и он намного быстрее всему научится. В настоящее время в детских магазинах можно найти специальные дорожки с преградами.

Доставание погремушки

Чтобы младенец скорее смог передвигаться на четвереньках, его верхние конечности должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес тела. Чаще всего к полугодовалому возрасту груднички, лежа на животе, могут приподнять себя на выпрямленных руках и потянуться за погремушкой. Этот навык можно развить, кладя малыша на животик и мотивируя его доставать игрушку.

Малыши, не обделенные родительским вниманием, обычно развиваются быстрее

Научить ребенка ползать – это половина дела. Когда он, наконец-то, научится перемещаться на четырех конечностях, родителям потребуется приложить максимум усилий для обеспечения его безопасности. Потребуется тщательно обследовать доступное для ползания пространство на предмет отсутствия потенциально опасных предметов, закрыть на замки все нижние шкафы и ящики, убрать все хрупкие и бьющиеся вещи. Чтобы малыш не простудился, стоит постелить теплый ковер и удостовериться в отсутствии сквозняка.

Со скольки месяцев дети начинают агукать?

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним

Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения

2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Мнение известного педиатра

Если ребенок не ползает в 8 месяцев, Комаровский уверен, что существует не много серьезных нарушений, при которых он не сможет научиться сидеть или ходить. Они встречаются в медицинской практике довольно редко.

Сами дети ничего не знают о том, когда им необходимо ползать. При нормальном физическом развитии маленький человек может без помощи родителей сидеть, стоять, ползать и ходить. Но только он должен захотеть этого сам.

Задача родителей в этом случае сводится к тому, чтобы позволить малышу нормально развиваться. И не превращать обучение новым навыкам в тяжелый труд для младенца. Это может вызвать обратную реакцию, и он прекратит ползать. А вот помогать родители должны.

По мнению Комаровского, закалку и упражнения для развития мускулатуры следует начинать с раннего возраста. Процедуры укрепят организм и позволят быстрее освоить навыки, необходимые для первых шагов.

Педиатр считает, что если в 8 месяцев ребенок не ползает и не сидит, то происходит это по следующим причинам:

  • мускулатура малыша недостаточно окрепла;
  • он эмоционально не готов к следующему этапу развития;
  • малышу трудно совершать лишние движения из-за избыточного веса;
  • обстановка в семье;
  • показатели физического здоровья.

Первые две причины не связаны с отставанием в развитии малыша, скорее всего, это индивидуальные особенности, уверен Комаровский. Также доктор успокаивает волнующихся мам, и говорит, что не все дети ползают. Некоторые из них сразу могут переходить к следующему этапу развития — хождению.

Как лечат в «Реацентре»?

Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.

Если к полугоду ребенка родителей что-то настораживает в его поведении, или они замечают, что развитие идет с отставанием, это серьезный повод обратиться за консультацией к неврологу.
Оксана Малышева, врач-невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ижевского филиала «Реацентра

Как правило, индивидуально и по показаниям, микротоковую терапию в «Реацентре» проводят в комплексе с мануальной терапией, медицинским массажем, занятиями с логопедом, дефектологом и психологом.

Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.

Занятия с логопедом (по показаниям, с 2 лет) направлены на стимуляцию и вызывание речи, на постановку звуков, построение грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Занятия с педагогом-дефектологом и психологом (по показаниям, с 1 года до 18 лет) направлены на развитие основных психических процессов, на помощь детям в социально-психологической адаптации, на помощь детям и родителям в детско-родительских отношениях.

г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222

8 800 2222 602

Подпишись на IZHLIFE

И узнавай новости Ижевска там, где удобно.

Во сколько начинает ползать малыш

Ползание — важный процесс, который происходит в развитии малыша. Ребенок тогда сможет самостоятельно передвигаться и познавать мир. Обычно родители, начиная с 5 месячного возраста, начинают ждать от него развития этого навыка.

Если и в 8 месяцев ребенок не ползает, то в этом нет ничего опасного. Раньше педиатры утверждали, что это должно происходить в 6 месяцев, то теперь они не относятся к этому так категорично. Ребенок поползет тогда, когда наступит время.

Все дети индивидуальны, однако, наиболее вероятно, что ползать они начнут в 6-8 месяцев. В этот период они начинают интересоваться происходящим вокруг. А когда для этого есть необходимая мотивация, то они начинают передвигаться в нужном направлении.

Гимнастика и упражнения для ползания

Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.

Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь — нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.

Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.

«Охотник»

Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких — от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.

Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент — игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать

Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания

«Путешественник на шаре»

Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.

Ваша задача — держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.

«Тачка»

Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы — держать ребенка за ножки, задача ребенка — переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.

«Лягушонок-путешественник»

Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких — от 5,5 месяцев.

«Танцы на четвереньках»

Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.

По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример — лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.

Как не упустить необходимый момент

Если ребенок в 8,5 месяца не ползает, но вдобавок к этому и не сидит, то это повод для родителей обратиться к специалисту. Если он полностью здоров, то маме не следует волноваться. Когда он научится сидеть, то можно помогать ему и ползать:

  • Следует раскладывать его игрушки на некотором расстоянии от него. Наиболее удачные моменты родители должны закреплять и располагать самые яркие предметы еще дальше. Стимулировать движения необходимо с помощью игр «ладушки» или «топотушки».
  • Если ребенок сидит на четвереньках и старается достать нужную игрушку, то торопить его не следует. Лучше всего закрепить эту позу. В течение нескольких недель малыш сможет передвигаться в этом положении. Можно стимулировать его, рассказывая ему стишки или потешки.
  • Малыши любят ползать от мамы к папе и обратно. Можно превратить процесс в увлекательную игру.
  • Не стоит заставлять ребенка ползать по своим правилам. Пусть он это делает так, как ему удобно: по-пластунски, на четвереньках или на попе. Если малышу так удобно, то следует принять это, как аксиому.
  • 8 месяцев — это период, когда он с удовольствием начинает общаться с другими детьми. Он созрел к этому диалогу.
  • Если ребенок 8 месяцев не ползает на четвереньках, то можно пригласить семью с малышом, который уже научился это делать. И организовать веселое соревнование. Это станет толчком для ползания ребенка.
  • Чтобы сделать обучения более эффективным, необходимо сделать небольшую горку, с которой он будет сползать. А на расстоянии от нее родители могут разложить любимые игрушки.

Вызвать особую настороженность мамы должен отказ от двигательной активности или плач в период ползания или сидения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий