Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?
В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.
Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:
он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;
хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;
протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;
пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;
конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).
В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.
Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.
Что делать, когда ребенок капризничает?
Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:
не реагировать на крики и плач ребенка — как бы сложно это не было, но необходимо сохранять спокойствие и некое безразличие;
оставить малыша наедине с самим собой, что тут же лишает маленького манипулятора возможности производить впечатление, он успокоится уже лишь от того, что не увидит сокрушающегося над его действиями родителя;
не кричать на ребенка, не переходить на его же методы — в противовес происходящему нужно соблюдать все ту же выдержку и хладнокровие, возобладать над своими эмоциями;
придерживаться своей изначальной точки зрения и объяснять ее спокойным тоном ребенку — «нет» означает «нет», а необходимость послушаться родителя должна быть выполнена;
аргументируйте свою точку зрения — пресекайте детские капризы не словами «Так нужно и точка!», а основательным объяснением своей правоты и демонстрацией уважения, однако несогласия с мнением малыша;
уделяйте ребенку внимание и демонстрируйте любовь — речь идет не об удовлетворении любой его прихоти, а о родительском объятии и напористых словах любви вопреки отказу в желании;
не балуйте и не перебарщивайте с опекой — с малых лет закладывайте в основу детской личности самостоятельность и ответственность.
Признаки наступивших изменений
О том, что начался очередной этап в развитии вашего малыша, вы сможете определить по его поведению. Это самый верный барометр, что ребенок знакомится с миром новых ощущений и знаний. Основные признаки следующие:
Малыш постоянно следует за вами по пятам куда бы вы не пошли.
Даже ваше присутствие в соседней комнате его не успокаивает, а о возможности отлучиться на более дальнее расстояние не может быть и речи.
Как минимум, вы должны находиться в пределах видимости ребенка, а как максимум —постоянно с ним чем-то заниматься и уделять максимальное внимание
Важно! Только при таких условиях малыш более-менее спокойно себя ведёт, без истерик и слёз
Важно! Только при таких условиях малыш более-менее спокойно себя ведёт, без истерик и слёз. Как справиться со страхом разделения смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>. Как справиться со страхом разделения смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>
Как справиться со страхом разделения смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>
Ребенок становится стеснительным.
Любое незнакомое ему лицо вызывает плач. Если чужой человек попытается заговорить с малышом, дотронется или просто посмотрит, то он сразу же будет к вам прижиматься изо всех сил.
Проявления ревности со стороны ребенка.
Как только вы попытаетесь заговорить с кем-то или просто посмотрите в сторону, отдавая своё внимание другим, малыш всячески попытается вернуть его себе любыми доступными ему способами. Резкие перепады настроения. Резкие перепады настроения
Резкие перепады настроения.
В течение 10 минут малыш успевает и поплакать, и посмеяться. Причем смена эмоций происходит молниеносно.
Меняется сон ребенка.
Он хуже засыпает, продолжительность сна становится короче, период отдыха беспокойный —малыш постоянно крутится и вздрагивает.
Как наладить сон ребенка в этот непростой период, смотрите в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
- Частые капризы без явных на то причин.
- Потеря аппетита.
Малыш избирательно подходит к еде и отказывается есть то, что ещё вчера любил больше всего.
Читайте полезную статью Рацион и меню питания ребенка в 10 месяцев>>>
Как только вы заметите один из этих признаков или столкнетесь со всеми сразу, что вполне возможно, значит ваш малыш вступил в новую фазу развития.
Что такое каприз и какова его природа?
Капризом принято называть малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.
Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.
Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.
Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:
- скрытое и явное запугивание — действия ребенка содержат тонкие, косвенные или подразумеваемые угрозы причинения вреда своему физическому или психическому состоянию;
- игра роли жертвы — ребенок выглядит жертвой родительского поведения и спешит добиться жалости, сочувствия или сострадания и реализовать свое желание таким образом;
- агрессивный гнев — ребенок в приступе каприза способен испытывать чувство гнева, накал которого при достижении пика интенсивности и ярости способен шокировать взрослого и тем самым подчинять его.
По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:
- потребность удовлетворить свое стремление или желание любой возможной ценой;
- необходимость ощутить влияние на близкого человека;
- необходимость в процессе становления личности ощущать уважение к себе же, добиваясь необходимого методами.
Двигательные навыки карапуза
Малыш становится все активнее, уверенно идет его физическое развитие. Вот небольшой перечень того, что умеет ребенок, когда ему исполняется восемь месяцев:
- свободно переворачивается со спины на живот, с живота на спину в любую сторону;
- встает на четвереньки;
- ползает по-пластунски;
- умеет садиться и сидеть;
- из положения «стоя» падает на попу;
- большинство детей в этом возрасте ползают на четвереньках.
Также к этому возрасту ребенок приобретает следующие навыки:
В восемь месяцев малыш ползает по всему дому, причем делает это довольно быстро.
Если карапуз не умеет этого делать и пытается сразу встать и ходить, этот путь развития не считается патологией. Не переживайте, если кроха еще не встал на четвереньки и передвигается по-пластунски: скоро он научится ползать «по-настоящему». Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать>>>
В восемь месяцев малыши встают у опоры, некоторые умеют передвигаться вдоль дивана или манежика приставным шагом. Подробнее о том, когда ребенок начинает ходить>>>
В этом возрасте проявите особую бдительность: так как в это время кроха цепляется за все, что попадается ему под руку. В этом возрасте детки часто хватаются за края скатерти и опрокидывают на себя все, что стоит на столе.
Проследите за тем, чтобы в зоне досягаемости малыша были только безопасные и хорошо закрепленные предметы, которые он может использовать в качестве опоры.
В восемь месяцев идет развитие опорно-двигательной системы крохи. Позвоночник уже достаточно окреп, и малыш может самостоятельно сидеть с прямой спиной в течение примерно десяти минут. Если кроха еще не садится сам, присаживать его не рекомендуется; значит, его мышцы и косточки еще не готовы к этой позе. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть>>>
Продолжается развитие мелкой моторики
В восемь месяцев малыш уже использует большой и указательный палец, чтобы захватывать мелкие предметы
Брать игрушки и перекладывать их из одной ёмкости в другую – это то, что должен делать ребенок, с седьмого по восьмой месяц очень важно уделить внимание развитию этого умения
Важно! Следите, чтобы малыш не брал в рот небольшие детали, пусть во время занятий он постоянно будет под вашим присмотром. Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени
Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени
Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени.
Также новые навыки могут сильно испортить сон ребенка. в 8 месяцев ребенок может начать долго укладываться на сон, засыпать со слезами, а ночью переворачиваться и ползти с закрытыми глазами. Будьте внимательны, чтобы ребенок не упал с кровати, если спите совместно с ребенком.
Могут появиться длительные зависания на груди, либо частые ночные пробуждения. Мамы пишут мне это такими словами, что «ребенок висит всю ночь на груди» или «он просыпается каждый час и чтобы заснуть ему вновь нужна грудь». Это утомляет и вы можете чувствовать себя не выспавшейся.
Самое время скорректировать сон ребенка по методикам интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
Уберите мелкие, острые предметы, поставьте заглушки на розетки, мягкие уголки на мебель, и ваша жизнь станет спокойнее и приятнее.
Физическое развитие недоношенного ребенка в восемь месяцев немного отстает от деток, произведенных на свет вовремя. Такие малыши встают на четвереньки, пробуют сидеть. В психическом плане торопыжки в этом возрасте почти не отличатся от детей, родившихся в срок.
Причины развития кризиса одного года
Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.
- Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения. - Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
- Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
- Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.
Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.
Детская капризность как следствие неправильного воспитания
Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).
Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.
Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.
Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.
В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.
Почему часто капризничает ребенок в возрасте года?
Возраст около года — период, когда ребенок уже умеет ходить, активно играть, взаимодействовать с окружающими, но еще не умеет хорошо говорить и в случае необходимости не может объяснить, что у него не так. Если ребенок сильно раздражителен и беспокоен, у него ухудшился аппетит и при этом нет температуры, кашля, насморка и других видимых проявлений болезни, возможно, у него болят ушки. Покажите ребенка врачу, который проведет осмотр и при необходимости назначит анализы, чтобы выяснить причину недомогания.
Многие мамы волнуются, почему ребенок капризничает вечером, ведь период колик давно прошел. Вечерние капризы в этом возрасте говорят об эмоциональном перевозбуждении. Накопленные за день впечатления и переживания не позволяют малышу расслабиться и спокойно уснуть. Особенно это касается гиперактивных и возбудимых детей, которые отказались от дневного сна.
Для решения проблемы вечерних капризов можно проконсультироваться с неврологом. В некоторых случаях детям назначаются успокоительные препараты.
Но всем без исключения капризничающим детям будут полезны следующие рекомендации:
-
прогулки на свежем воздухе перед сном;
-
проветривание помещения;
-
снижение физической активности и запрет на просмотр мультфильмов за несколько часов до сна;
-
спокойные игры, чтение книг;
-
при отсутствии аллергии — водные процедуры с добавлением в ванну морской соли, хвои, шишек хмеля, отвара ромашки, мяты, череды;
-
употребление после консультации с педиатром травяного успокоительного чая из ромашки, пустырника, фенхеля, мяты (можно купить в аптеке готовый сбор).
Почему ребенок перед сном капризничает?
Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.
Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:
-
ребенок поджимает ножки к животу;
-
взвизгивает или надрывно плачет;
-
выгибается при кормлении;
-
у ребенка «бурлит» в животике;
-
ребенок обильно срыгивает;
-
у ребенка отсутствует стул;
-
стул, наоборот, слишком частый и жидкий;
-
в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.
Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.
Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним
На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи
Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Что делать, когда ребенок капризничает?
Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:
не реагировать на крики и плач ребенка — как бы сложно это не было, но необходимо сохранять спокойствие и некое безразличие;
оставить малыша наедине с самим собой, что тут же лишает маленького манипулятора возможности производить впечатление, он успокоится уже лишь от того, что не увидит сокрушающегося над его действиями родителя;
не кричать на ребенка, не переходить на его же методы — в противовес происходящему нужно соблюдать все ту же выдержку и хладнокровие, возобладать над своими эмоциями;
придерживаться своей изначальной точки зрения и объяснять ее спокойным тоном ребенку — «нет» означает «нет», а необходимость послушаться родителя должна быть выполнена;
аргументируйте свою точку зрения — пресекайте детские капризы не словами «Так нужно и точка!», а основательным объяснением своей правоты и демонстрацией уважения, однако несогласия с мнением малыша;
уделяйте ребенку внимание и демонстрируйте любовь — речь идет не об удовлетворении любой его прихоти, а о родительском объятии и напористых словах любви вопреки отказу в желании;
не балуйте и не перебарщивайте с опекой — с малых лет закладывайте в основу детской личности самостоятельность и ответственность.
Детская капризность как следствие неправильного воспитания
Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).
Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.
Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.
Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.
В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.