Дизентерия у детей: симптомы у малышей до года и старше, лечение и профилактика

Причины кишечной инфекции у детей

Спектр возбудителей кишечных инфекций у детей крайне широк. Наиболее часто патогенами выступают грамотрицательные энтеробактерии (шигеллы, сальмонеллы, кампилобактеры, эшерихии, иерсинии) и условно-патогенная флора (клебсиеллы, клостридии, протей, стафилококки и др.). Кроме этого, встречаются кишечные инфекции, вызываемые вирусными возбудителями (ротавирусами, энтеровирусами, аденовирусами), простейшими (лямблиями, амебами, кокцидиями), грибами. Общими свойствами всех возбудителей, обусловливающих развитие клинических проявлений, являются энтеропатогенность, способность к синтезу эндо- и экзотоксинов.

Заражение детей кишечными инфекциями происходит посредством фекально-орального механизма алиментарным (через пищу), водным, контактно-бытовым путями (через посуду, грязные руки, игрушки, предметы обихода и т. д.). У ослабленных детей с низкой иммунологической реактивностью возможно эндогенное инфицирование условно-патогенными бактериями. Источником ОКИ может выступать носитель, больной со стертой или манифестной формой заболевания, домашние животные. В развитии кишечной инфекции у детей большую роль играет нарушение правил приготовления и хранения пищи, допуск на детские кухни лиц-носителей инфекции, больных тонзиллитом, фурункулезом, стрептодермией и пр.

Наиболее часто регистрируются спорадические случаи кишечной инфекции у детей, хотя при пищевом или водном пути инфицирования возможны групповые и даже эпидемические вспышки. Подъем заболеваемости некоторыми кишечными инфекциями у детей имеет сезонную зависимость: так, дизентерия чаще возникает летом и осенью, ротавирусная инфекция – зимой.

Распространенность кишечных инфекций среди детей обусловлена эпидемиологическими особенностями (высокой распространенностью и контагиозностью возбудителей, их высокой устойчивостью к факторам внешней среды), анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы ребенка (низкой кислотностью желудочного сока), несовершенством защитных механизмов (низкой концентрацией IgA). Заболеваемости детей острой кишечной инфекцией способствует нарушение нормальной микробиоты кишечника, несоблюдение правил личной гигиены, плохие санитарно-гигиенические условия жизни.

Профилактика

Профилактические меры предусматривают целый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, который включает как личную гигиену, так и технологическую дисциплину на пищевых предприятиях.

Обязательно нужно мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, пребывания на улице или в каком-либо общественном месте. Рекомендуется кипятить сырую воду, а также тщательно мыть овощи и фрукты. Ни в коем случае нельзя оставлять открытой еду, особенно, если в доме могут быть мухи или тараканы. Обязательным условием считается соблюдение чистоты, уборка, своевременный вынос мусора.

Предельную осторожность необходимо соблюдать при уходе за больным. Пациенту следует выдать отдельную посуду, постельное белье, полотенце и горшок

После испражнения содержимое горшка следует посыпать дезинфицирующим средством и лишь тогда смывать в канализацию. После каждого контакта с больным младенцем нужно тщательно мыть руки.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

Профилактика дизентерии у детей

В случае проведения полноценной терапии дизентерия у детей полностью излечивается. При тяжелом течении дизентерии у детей и высоком уровне токсемии высока вероятность осложнений.

Предупредить дизентерию у детей можно:

  • при обязательном соблюдении правил личной гигиены;
  • строгом контроле источников водоснабжения, норм хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов;
  • выявлении больных в дошкольных и школьных учреждениях, среди работников молочных кухонь, предприятий общественного питания; п
  • роведении карантинных и санитарных мероприятий.

Здоровье вашего ребенка в надежных руках наших врачей. Записывайтесь к педиатрам Медицинского центра “Север” в г. Александров по телефону 8 (49244) 9-32-49.

Методы лечения ОРВИ

Если иммунитет не ослаблен, защитные силы организма в состоянии самостоятельно справиться с инфекцией. Большинство симптомов ОРВИ представляют собой как раз защитную реакцию организма на проникновение вируса.

Борьбе организма с вирусом можно помочь, а можно помешать. В последнем случае возможны осложнения и длительное протекание болезни. Поэтому врачи не рекомендуют больным самостоятельно применять медицинские препараты. Применение лекарств должно быть целевым и оправданным, и потому курс медикаментозного лечения должен назначаться врачом.

Не повредят такие домашние средства как обильное питье, полоскание горла (при боли в горле), постельный режим. Помещение, где находится больной, должно часто проветриваться. При проветривании больного желательно переводить в другое помещение – организм должен оставаться в тепле.

Обязательно следует обратиться к врачу, если:

  • симптомы ОРВИ сохраняются более 7 дней;
  • на фоне других симптомов замечена одышка (затрудненность дыхания);
  • имеются сильно выраженные симптомы – высокая температура, острая боль в горле, сильный кашель, сыпь и т.д.
  • есть подозрения на осложнения. Типичными осложнениями ОРВИ являются синусит (воспаление придаточных пазух носа), острый бронхит (впоследствии может перейти в пневмонию), средний отит (воспаление среднего уха).

Консультация специалиста

Терапевты и педиатры «Семейного доктора» имеют большой опыт в диагностике и лечении ОРВИ. Вы можете обратиться в любую из поликлиник, а при высокой температуре – вызвать врача на дом.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Online-консультации врачей

Консультация массажиста
Консультация общих вопросов
Консультация офтальмолога (окулиста)
Консультация стоматолога
Консультация нейрохирурга
Консультация психиатра
Консультация пульмонолога
Консультация сурдолога (аудиолога)
Консультация нарколога
Консультация психоневролога
Консультация гомеопата
Консультация гастроэнтеролога детского
Консультация дерматолога
Консультация онколога-маммолога
Консультация ортопеда-травматолога

Новости медицины

6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021

Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021

Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020

В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020

Новости здравоохранения

Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021

В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Методы лечения

Методы лечения основаны на принципах доказательной медицины и рекомендованы  Союзом педиатров России. 

  1. Антивирусные препараты.
    Ингибиторы нейраминидазы: Осельтамивир (Тамифлю, Номидес, Инфлюцеин), и Занамивир (Реленза).
    Рекомендованы только при гриппе А и В и в первые 24-48 часов болезни, на другие вирусы эти лекарства не действуют. Прочие антивирусные препараты имеют крайне ограниченную доказательную базу и не рекомендуются для лечения ОРВИ у детей.

  2. Жаропонижающее.
    Для детей рекомендуются  только два препарата:  Парацетамол  до 60 мг/кг/сут или Ибупрофен до 30 мг/кг/сут в виде сиропа, суспензии или суппозиториев. 
    У детей старше 3 месяцев без хронической патологии  применение жаропонижающих оправдано при температуре выше 39-39,5°С. 
    Детям  младше 3 месяцев, пациентам с хронической патологией или в случае выраженного дискомфорта от высокой температуры, препараты можно начинать давать при температуре 38-38,5°С.
    Повторную дозу жаропонижающего средства вводят только после нового повышения температуры.
    Чередование этих антипиретиков или применение комбинированных препаратов не имеет существенных преимуществ перед монотерапией одним из этих лекарственных средств.

  3. Элиминационная терапия и туалет носа.
    Введение в нос физиологического раствора 2-3 раза в день обеспечивает удаление слизи и восстановление работы мерцательного эпителия. Можно использовать как обычный физраствор, так и готовые препараты, например, Аква Марис, Аквалор, Аква-Риносоль, Линаква, Физиомер и др.Очищение носа при ОРВИ – наиболее эффективный метод купирования кашля, так как при назофарингите кашель чаще всего обусловлен раздражением гортани стекающей носовой слизью.

  4. Деконгестанты.Сосудосуживающие препараты применяют коротким курсом, не более 5 дней, чтобы не вызвать привыкания. Деконгестанты  не укорачивают длительность насморка, но могут облегчить симптомы заложенности носа, а также восстановить функцию слуховой трубы.
    У детей 0-6 лет применяют фенилэфрин  0,125%, оксиметазолин  0,01-0,025%, ксилометазолин 0,05% (с 2 лет), у старших – более концентрированные растворы.

  5. Гидратация.Обильное теплое питье  способствуют разжижению секретов и облегчает их отхождение.

  6. Леденцы или пастилки с антисептиками
    Детям старше 6 лет можно использовать леденцы или пастилки, содержащие антисептики. Это поможет в устранении кашля при фарингите, который связан с «першением в горле» из-за воспаления слизистой оболочки глотки или ее пересыханием при дыхании ртом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий