Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Задержка психоречевого развития у детей: лечение ЗПРР в 3-5 лет, занятия

Нормальное речевое развитие

Задержка речевого развития обусловлена нарушением основных этапов и условных норм речевой развитости детей малого возраста.

При появлении на свет ребёнок издаёт характерный крик, который выступает его первой речевой реакцией в итоге. Для реализации детскому крику необходимо участие голосовых, артикуляционных и дыхательных отделов речевого аппарата. Как правило, крик появляется на первой минуте жизни младенца, а его звучание и громкость могут рассказать о многом специалисту-неонатологу об общем состоянии новорожденного.

Считается, что первый год жизни — это предречевой (подготовительный) период, в процессе которого малыш проходит этапы гуления (1,5-2 месяца), лепета (4-5 месяцев), а также лепетных (7-8,5 месяцев) и первых слов (9-10 месяцев у девочек и на месяц позже у мальчиков – 11-12 месяцев).

Согласно нормам на первом году жизни активный словарь ребёнка насчитывает до десяти терминов, которые состоят из таких открытых слогов, как па-па, ма-ма, дя-дя, ба-ба и прочих. Пассивный словарь маленького ребенка может содержать до 200 выражений, это в основном названия повседневных действий и предметов. До определённых пор пассивный словарь значительно превышает активный, то есть число терминов, смысл которых ребёнку понятен, гораздо выше списка произносимых ребёнком.

В возрасте от 1,6 — 1,8 месяцев у малыша начинается «лексический взрыв», это когда слова из пассивного списка включаются в активный. Некоторые дети переживают затянутый период пассивный речевых навыков включительно до 2 лет, но в целом их психическое и речевое развитие проходит нормально. Чаще всего такие поздние малыши впоследствии не только догоняют рано заговоривших одногодок, но и перегоняют их в речевом развитии.

Специалисты утверждают, что когда словарь активных слов у ребёнка насчитывает порядком 40-60 слов, он способен перейти к произношению фраз. Приблизительно к двум годам жизни ребёнок начинает употреблять простые двухсловные предложения, а его активный словарь увеличивается до 50-100 слов.

В 2,5 малыш уже строит развернутые предложения из 3-4 слов.

В 3-4 года ваше чадо уже может усваивать некоторые грамматические формы, способно говорить предложениями, которые имеют смысловую связь, таким образом, у него формируется связная речь.

Также происходит активное использование местоимений, наречий и прилагательных, изучаются грамматические категории (изменение слов по родам и числам). Запас слов у дитя вырастает до 500-800 терминов в 3 года включительно и до 1000-1500 выражений к 4 годам.

Допускается отклонение нормы в сроках формирования рассматриваемых навыков на несколько месяцев у девочек и на 4-5 месяцев у мальчиков. Только специалисту под силу определить, есть ли запаздывание сроков формирования активной речи или же это всего лишь индивидуальная особенность.

Такими специалистами являются детские неврологи, логопеды, педиатры. Очень важна возможность наблюдать малыша в динамике.

Чтобы понять, насколько плачевна ситуация в каждом конкретном случае, стоит ознакомиться с нормами формирования речевых навыков для разных периодов взросления.

  1. В возрасте до 12 мес. ребенок произносит отдельные слоги и звуки, распознает предметы, которыми ежедневно пользуется. Это может быть стол, ложечка, бутылочка, коляска и т. д. В некоторых случаях наблюдается произношение отдельных слогов, которые можно принять за слова папа или мама.
  2. В возрасте до 15 месяцев малыш подражает взрослым в плане фраз и звуков, произносит первые простые двусложные слова. Наблюдается осознанная реакция на просьбу выполнить простые действия – танцевать, дать игрушку.
  3. Ребенок возрастом до 2 лет имеем словарный запас из 20-30 терминов, выговаривает простые предложения из нескольких слов, распознает часто используемые предметы и указывает на части тела по просьбе взрослых.
  4. Малыш в возрасте 3 лет оперирует словарным запасом из более сотни терминов, общается предложениями из более трех слов, умеет сравнивать предметы по характеристикам темное и светлое, маленькое и большое и т. д.

Причины задержки речевого развития

Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции. Хотя во всех правилах есть исключения, в том числе и в речевом развитии. Поэтому в некоторых случаях ребенок начинает разговаривать позже. Этому явлению есть несколько причин:

  • слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
  • плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
  • нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное — вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
  • невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
  • генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
  • травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
  • если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
  • перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
  • если родители разговаривают на 2 языках;
  • при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
  • заболевания нервной системы и психические заболевания;
  • тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кислородное голодание во время внутриутробного развития;
  • если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
  • слабое зрение;
  • патологии головного мозга.

Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование

Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.

Задержка психического развития у детей – что это такое?

Особое внимание следует уделить обследованию ребенка, который избегает общения с другими детками и взрослыми – это может быть признаками очень серьезных отклонений в психическом развитии. Задержка психического развития у детей характеризуется такими серьезными нарушениями:

  • Несоответствие навыков ребенка возрастным маркерам;
  • Снижение когнитивных функций — концентрации внимания, памяти и мышления;
  • Сложности с ориентацией в пространстве;
  • Отставание речевых навыков, общее недоразвитие речи;
  • Сложности с интеллектуальной деятельностью – сравнением, обобщением и пр.;
  • Нарушение моторики и некоторых двигательных функций.

Лечение задержки психического развития (ЗПР) подразумевает в первую очередь выявление причины появления патологии и отсутствия смежных проблем (например, при «сбоях» в развитии речи следует обязательно проверить слух ребенка). Индивидуальная программа лечения детей с задержкой психического развития требует не только медикаментозного лечения, но и адаптационных занятий в специализированных центрах, под наблюдением специалистов разных направлений.

Кроме традиционных методов лечения задержки речевого и психического развития необходимо использовать и вспомогательные методики лечения, которые помогают развитию психоэмоциональной сферы, мелкой моторики, мышления, внимания. Комплексная коррекция задержки психического развития (ЗПР), как правило, дает положительную динамику в лечении патологии и способствует частичному, а, в некоторых случаях, и полному выздоровлению.

Что назначают детям при задержке речевого развития и задержке психического развития в качестве дополнительной терапии:

  • Занятия с подвижными и развивающими играми;
  • Массаж, ЛФК, индивидуальная психотерапия;
  • Иглорефлексотерапия, магнитотерапия;
  • Арт- и музыкотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Ребенок не говорит? Ребенок мало говорит — нужно лечение!

Если Ваш ребенок не говорит, говорит мало слов, или речевое развитие отстает от детей-сверстников, речь невнятная, если психическое поведение ребенка отличается от поведения других детей, если есть проблемы обучения, у ребенка плохая память (снижение памяти), плохая речь (плохо или мало говорит, не говорит), снижение интеллекта, плохая усвояемость учебного материала, истерики (истерические проявления), ребенок плохо запоминает, неусидчивый, агрессивный, плаксивый, гиперактивный, то обращайтесь в Сарклиник. Сарклиник проведет необходимое комплексное лечение детей (мальчиков и девочек), младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, подростков с помощью эффективных аппаратных и неаппаратных методов.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Дельфинотерапия для детей с ЗПР и ЗРР – эффективная методика коррекции

Как показывает практика, дельфинотерапия для детей с ЗПР и ЗРР является одним из самых эффективных методов дополнительной коррекции. Дельфины – млекопитающие с высоким интеллектом, веселый и добрый характер которых известен еще с античных времен. В качестве альтернативного вида психотерапевтического лечения, дельфинотерапия начала применяться в 70-х годах ХХ века в Америке. Именно тогда впервые была описана положительная динамика лечения после общении дельфинов и детей с синдромом Дауна. Вскоре этой методикой заинтересовались ученые Японии, Германии и других европейских стран, началось всестороннее исследование взаимодействия дельфинов и людей.

Программы реабилитации для детей с задержкой психического и речевого развития разработаны с участием врачей-психотерапевтов, дефектологов, ветеринаров, педиатров, тренеров по плаванию. Общение с дельфинами оказывает мощное положительное воздействие на детскую психику, ведь занятия с проходят в свободной игровой форме.

 Умные и дружелюбные дельфины проявляют внимание и заботу о малышах, позволяют себя гладить, катают на себе деток и всячески поддерживают игровую активность ребенка. Это способствует развитию у детей моторики, помогает легче ориентироваться в пространстве, стимулирует физическую и умственную активность

Как известно, дельфины «общаются» при помощи специфических звуков, частота колебания некоторых из них расположена в ультразвуковом диапазоне. Своеобразная ультразвуковая терапия способствует активизации восстановительных процессов на клеточном уровне. Так же положительное воздействие на нервную и опорно-двигательную систему оказывает и гидромассаж, который возникает в процессе игры с дельфинами.

Результат от применения дельфинотерапии обычно заметен после первых сеансов. Особенно хорошо заметен эффект при лечении заикания и других логоневрозов.  Дети становятся более спокойными, избавляются от страхов, начинают лучше усваивать информацию и легче адаптируются в детском коллективе. Отзывы родителей, дети которых прошли курс дельфинотерапии при задержке речевого развития и задержке психического развития, отмечают прекрасный терапевтический эффект и положительную динамику лечения.

Симптомы

Диагноз ЗРР ставят, как правило, после 4 лет, когда родители решают обратиться к логопеду. Чаще всего они попросту «не понимают» своего ребенка

Отследить отставание в развитии речи можно раньше:

  • ребенок не реагирует на звуковые раздражители в 3-4 месяца;
  • не старается имитировать звуки в 4 месяца;
  • не понимает словесные команды в 7 месяцев (сядь, держи);
  • не сказал ни одного слова в год;
  • не знает 15 слов и не пользуется речью вовсе в 2 года;
  • после 3 лет не может использовать падежи и виды глаголов;
  • после 4 лет не может формулировать мысли.

Поскольку ЗРР сочетается с задержкой когнитивного развития, то стоит обратить внимание на следующие признаки:

  1. К первому году жизни не тянется к игрушкам и предметам, не манипулирует ими и не выражает мимикой и жестами эмоции.
  2. Не следует простым инструкциям, не подражает взрослым действиями и словами (прикладывание телефона к уху, расчесывание, листание книги).

Воспитатели в детском саду обязательно обращают внимание родителей на возможные проблемы. Например, если неговорящий ребенок в 4 года не может пользоваться ножницами, понимает разницу между абстрактными понятиями «больше», «меньше», не рассказывает простые истории

Задержка развития речи или индивидуальные особенности ребенка?

Для своих родителей ребенок всегда самый лучший. Именно поэтому большинство из них не замечает тех проблем, которые есть у сына или дочки. Импульсивность и вспыльчивость они списывают на природный темперамент, а отставание в речи на наследственность. Однако такое игнорирование ни к чему хорошему не приводит. Если в 4 года малыш говорит так, что его кроме вас никто не понимает или не может найти контакт с другими людьми, то стоит задуматься, а все ли у него в порядке.

Еще одна частая отговорка родителей дети, которых не разговаривают или говорят очень плохо: «К школе выговориться. Вот его отец вообще до 9 лет «Р» не выговаривал». Если речь идет об одном звуке, то надеяться на то, что он начнет его выговаривать к определенному возрасту, конечно, можно. Однако если малыш в 3 года не строит фразу, говорит только отдельные звуки, то надеяться на то, что он самостоятельно заговорит — это просто преступление. В этом случае единственно правильным решением будет показать ребенка специалисту, который решит — является ли такое положение дел отклонением или это на самом деле особенность малыша.

Что делать, если дефектолог и логопед не помогают ребенку?

Дефектолог, логопед занимаются с ребенком, а результатов нет. Что делать, как улучшить психо-речевое, речевое, психическое, моторное, психоречевое, психомоторное развитие ребенка? Не упускайте драгоценное время. Как можно раньше начинайте лечение. Чем меньше возраст ребенка, тем выше эффективность лечения, и быстрее наступают положительные результаты. Только специальные процедуры, активизирующие пораженные участки головного мозга и соседние здоровые клетки центральной нервной системы, могут дать ощутимые реальные результаты. Народные способы лечения в домашних условиях — это только потеря драгоценного времени.

Комплексная реабилитация в клиниках России может включать в себя различные методики: рефлексотерапия, нейропсихология, мозжечковая стимуляция, мануальная терапия, остеопатия, войтотерапия, лечебная физкультура, (ЛФК), детский массаж, песочная терапия, иппотерапия, выработка бытовых навыков, развивающие занятия, тейпирование артикуляционной мускулатуры, нейрологопедия и др.

Методы лечения

ЗПРР с аутичными чертами можно определить уже в 3 года, когда начинается социальная адаптация, и если не начать лечение, то можно усугубить и без того серьезное положение.

Лечение при ЗПРР с аутичными чертами для каждого ребенка подбирается индивидуально. Назначается прием медикаментов, снижающих тревожность и беспокойство. Обязательны занятия с психологом и логопедом.

Ребенка обучают социальным навыкам. В качестве альтернативных методов реабилитации рекомендуются трудотерапия, иппо- и дельфинотерапия.

На многочисленных форумах Интернета задается вопрос: “Кто вылечил ЗПРР с элементами аутизма?” Однозначного ответа для всех нет и быть не может.

В любом случае психосоциальная помощь дает положительные результаты. А поддержка и помощь родителей — это то, без чего ребенку просто не обойтись.

Дети с ЗПРР с элементами аутизма как будто живут в своем мире и никого туда не пускают. А наш, привычный для нас, мир кажется им хаосом. Если у вашего малыша диагноз ЗПРР с аутичными чертами, любите его такого не “как все”, помогайте адаптироваться к нашему миру. Кто знает, может, это будущий гений?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий