Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: критерии развития девочки, мальчика

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Различия между девочками и мальчиками

Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.

Рассмотрим основные различающиеся параметры:

  1. Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
  2. Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
  3. Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Развитие ребенка с шести месяцев до года

К шести месяцам ребенок начинает узнавать окружающий мир и свое место в нем. Для каждого месяца характерен набор определенных умений, которые должны появляться у малыша.

Развитие ребенка в шесть месяцев

Шестимесячный возраст характеризуется появлением первых навыков ползанья. Малыш легко переворачивается со спины на живот и в обратном направлении. Развиваются навыки игры и прямого использования предметов по их назначению. Ребенок отлично контролирует удержание головы, поворачивает ее в любых направлениях. Появляется навык самостоятельного сидения. Малыш эмоционально проявляет свои чувства и понимает, когда речь обращена к нему. Он начинает копировать звуки, которые издают окружающие его взрослые. В этом возрасте могут появиться первые молочные зубы.

Развитие детей в семь месяцев от рождения

В семь месяцев двигательная активность ребенка резко возрастает. Он постоянно двигается, садится и ползает. Появляются первые попытки к вставанию с помощью опоры. Речевая функция так же становится более яркой и активной. Хорошо узнает близких для него людей. Малыш может подолгу рассматривать свое отражение в зеркале и изучать свое тело. Он учится самостоятельно включать музыкальные игрушки и вслушиваться в них.

Особенности развития ребенка в восемь месяцев

Потребность в движении продолжает возрастать. Ползанье становится совсем уверенным и активным. Появляется умение подолгу концентрироваться на одной игрушке. Он хорошо встает при помощи опоры. Появляются первые короткие слова. Привязанность к родителям возрастает. Формируется понимание обращенных к нему просьб и требований. Малыш начинает открывать баночки и доставать мелкие предметы. Возрастает интерес к другим детям и предметам на улице.

Развитие ребенка в девять месяцев

Малыш начинает хорошо понимать музыку и танцевать под нее. Уверенно стоит и приседает. Различает части тела у куклы или у себя. Количество произносимых звуков и слогов значительно возрастает. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес к книгам, и с удовольствием рассматривают картинки в них. Хорошо понимает и выполняет просьбы, которые направлены к нему. Может задействовать в игре одновременно два и более предмета и находить спрятанные от него вещи.

Как развивается ребенок в десять месяцев

В этом возрасте особенно сильно развивается навык хождения. Первые шаги ребенок осуществляет с помощью поддержки за руки. Может принимать сидячее положение из стоячего. Начинает активно изучать мир с помощью открывания дверей и ящиков. Умеет копировать жесты и мимику взрослых людей. Активно танцует под музыку. В качестве игры выбирает более мелкие и сложные игрушки

Проявляет осторожность при общении с незнакомыми людьми или при нахождении в незнакомых местах.

Что происходит с детьми в одиннадцать месяцев

Данный возрастной период характеризуется появлением навыков к ходьбе при помощи поддержки за предметы обстановки. Малыш начинает четко произносить короткие и несложные слова. Знает игру в ладушки. Может указывать на свои потребности с помощью других методов, кроме слез. Самостоятельно пьет из чашки. Играет даже с самыми мелкими предметами и элементами. Меняет позу из лежания на животе в сидячее положение.

Развитие детей в двенадцать месяцев

В двенадцать месяцев ребенок совершенствует свой навык ходьбы и уже начинает достаточно уверенно передвигаться без посторонней помощи. Он абсолютно уверенно находится стоя и садится на корточки. Понимает, как пользоваться сложными предметами и может выстраивать игрушки в правильном порядке. Самостоятельно использует ложку и произносит небольшие слова. В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять свою самостоятельность.

Первый месяц

От рождения до первого месяца новорожденный проходит серьёзный период адаптации. Не меньшие трудности ожидают и его родителей, особенно мам, которые также осваиваются с новой ролью и ещё ощущают физические последствия беременности и родов. Развитие новорожденного ориентировано на привыкание. Малыш много спит. Во сне он может проводить около 20 часов каждый день. Правда, только при условии, что младенец здоров, у него ничего не болит и его не тревожит окружающая обстановка.

https://youtube.com/watch?v=RmX7ATfs1HQ

В период бодрствования кроха двигает руками и пытается поджать ножки, прислушивается к звукам вокруг и кричит. Крик — это его основной способ общения, поэтому молодым родителям следует быть готовыми к тому, что, если малышу что-то нужно, в доме не будет тихо. Также малыш иногда хнычет или кряхтит. Это его основные речевые реакции с рождения.

Развитие крошек основано на врожденных рефлексах.

Они могут:

  • сосать;
  • хватать;
  • искать.

Присутствуют и другие рефлексы, например моргательный, чихательный, вздрагивания, плавательный, зевоты и т. п.

Большинство из них исчезает уже через три месяца, но жизненно важные рефлексы остаются. Например, ребёнок продолжит моргать, чихать, зевать и дышать.

На первом месяце жизни ребёнка начинают беспокоить первые в его жизни кишечные колики. Это связано с изменением особенностей вскармливания, к которым пищеварительная система может не быть готовой. Чтобы снизить болезненные ощущения, малышу можно делать лёгкий массаж животика и добавить в рацион специальные препараты, естественно, посоветовавшись с доктором.

Движения крохи пока хаотичны и рефлекторны. Малыш уже старается поднять головку, но удержать её ещё не может. Кулачки держит в сжатом положении и машет руками. Может подносить их к личику (рту или глазам), держа в поле зрения. Кстати, малыш может фокусировать глаза на предметах, которые неподвижны. Есть реакция на звуки поблизости.

Поведение

Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.

В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас

Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное)

Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.

Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них

И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка

Что должен уметь делать кроха

Любознательность и активность — основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Особенности физического развития ребёнка:

  • Одни дети в этом возрасте ползают, другие — ходят;
  • Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
  • Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
  • Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
  • Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
  • Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии — пинцетный захват);
  • Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
  • Показывает части лица на игрушке и человеке;
  • Самостоятельно заползает на диван, кровать;
  • Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
  • Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
  • Танцует, присядает у опоры;
  • Обнимает, тянет ручки.

В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».

Особенности психического развития в десять месяцев

  • Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
  • Узнаёт голоса знакомых людей;
  • Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
  • Повторяет мимику, звуки, жесты;
  • Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
  • Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
  • Проявляет интерес к детям;
  • Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
  • Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
  • Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».

Основания для беспокойства в 10 месяцев

Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.

Основные причины для беспокойства

  • Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
  • Не подражает взрослым;
  • Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
  • Не кивает головой «да», «нет»;
  • Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.

Возможно, перечисленные отклонения — результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.

К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален». Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку. В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».

С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:

  • уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
  • менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
  • долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
  • не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
  • ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
  • подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
  • пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
  • практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
  • лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
  • проявлять пищевой интерес.

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.

Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки

По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:

  1. Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
  2. Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
  3. Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
  4. Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: “Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня”. Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Насколько развита моторика

Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:

    • Появляется умение разворачивать различные упаковки
    • Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
    • Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
    • Интерес к складыванию пазлов

Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику

  • Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
  • Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий