Что должен уметь ребенок в 11 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

Физическое развитие малыша

сидит без содействияползать

Если раньше кроха стоял с опорой и передвигался с ее же помощью, то именно в этом возрасте он начинает «отрываться» от нее. С каждым днем малыш может сохранять вертикальное положение тела все дольше, а чуть позже совершает попытки делать первые шаги. Специалисты не рекомендуют заставлять малыша ходить, особенно если он боится.

Такое встречается, если кроха, совершив свои первые шаги, упал, ударился и т.д. Нужно понимать, что ползанье, как способ передвижения — крайне полезен для опорно-двигательного аппарата ребенка, поэтому, чем дольше этот этап, тем лучше. Малыш обязательно пойдет, но чуть позже.

Игры с шестимесячным малышом

В этом возрасте для ребенка важны тактильные ощущения. Можно предлагать трогать разные текстуры и поверхности. Так, например, гладкие, шершавые, скользкие. Существуют книги, на страницах которых есть разные тактильные элементы. Они воссоздают земную поверхность, горы, море или эмитируют различных животных, шерсть, шкуру. Можно сделать такие игрушки самостоятельно. Пригодятся крышки от банок с детским питанием. Наклеить внутрь разные крупы и другие мелкие предметы, главное, чтобы они отличались друг от друга.

Тактильные игрушки

Можно использовать мячики разных размеров и изготовленные из отличных материалов, колючие, мягкие, пушистые, пластмассовые. В полгодика ребенку будет интересно их перебирать, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию речевых навыков. Можно дать потрогать малышу горячую воду и холодную, чтобы он понимал разницу. Главное, чтобы температура не превышала 50 градусов, – кожа младенца может пострадать. Или предложить потрогать кусочек льда. Объяснить, что это и посмотреть за реакцией ребенка. Детский возраст позволяет использовать окружающие предметы, многие из них будут удивлять и радовать малыша.

Обратите внимание! Шестимесячный ребенок продолжает все пробовать на вкус. Не нужно запрещать – это один из способов его знакомства с окружающим миром, значит, развития. Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью

Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью.

Нужно знакомить малыша с новыми формами и цветами. Показывать разные игрушки или предметы

Цвета лучше использовать яркие, предметы крупные, чтобы привлечь внимание ребенка. Объяснять, как называется любая детская игрушка, где используется предмет. Все давать трогать

Все давать трогать

Это важно для младенцев

Чтобы малыш узнавал разнообразие звуков, можно использовать простую игру. Необходимо взять пластиковые бутылки и наполнить их водой разного объема. Далее стучать по ним, каждая будет издавать свой звук. Дать попробовать малышу поиграть, это весело и познавательно.

Важно постоянно разговаривать с младенцем, проговаривать все свои действия. Делать это нужно медленно и внятно, чтобы успевал реагировать. Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков

Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении

Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков. Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении.

Умения ребенка в 11 месяцев

Умения и навыки на 12-м месяце жизни приобретаются уже не так быстро как раньше. В основном малыши тренируют ранее полученные двигательные возможности, а основное время тратят на развитие умственных способностей (речь, мышление).

Между 11 и 12 месяцами жизни нормой считается, если карапуз:

сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом;
ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках;
стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить;
садиться из положения стоя

Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо;
может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги;
для захвата предмета полностью раскрывает ладонь;
использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет;
пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть;
строит башенки из 2-3 кубиков;
собирает простые пирамидки;
может снять носки и попытаться стянуть колготки;
из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола;
может произнести простые слова

Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом;
показывает на себе основные части тела (если его этому научить);
имитирует звуки животных и техники;
безошибочно выполняет простые просьбы;
для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой;
копирует взрослых во время игры.

Указанные умения есть у всех здоровых младенцев в 11 месяцев в той или иной степени. Если какой-то навык еще не проявился полностью, не стоит паниковать. Предложите крохе потренировать отсутствующее умение при помощи игр, упражнений.

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев

В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.

Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.

В шесть  месяцев ребенок уже понимает обращенную  к нему речь,  знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги.  Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.

Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.

Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.

Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.

Как выглядит 11-й месячный ребенок

Карапуз в 11 месяцев очень сильно похож на взрослого человека, но в уменьшенной копии. Усиленно повторяя поведение взрослых, кроха часто вызывает умиление и улыбку, заставляет родителей нервничать, задумываться над новыми интересными и полезными занятиями.

На 12-м месяце жизни застать малыша в лежачем положении можно только при условии, что он спит. Все остальное время кроха с интересом изучает окружающие предметы, открывает шкафчики и коробки, откручивает и пытается сломать все, что попадается ему под руки. Вопрос безопасности исследовательской деятельности ребенка выходит на первый план. В некоторых случаях, мамам приходится практически все время думать, как отвлечь шалуна от нежелательных занятий, привлечь к игровой деятельности с подходящими по возрасту предметами.

Малыш стал очень хитрым. Все время пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача, стремится всеми силами добиться желаемого, отстоять свою позицию. Наступает время первого серьезного испытания для родителей – кризиса первого года. Малыш хочет все делать самостоятельно, требуя от родителей постоять в стороне, пока он лезет в лужу, ест песок, пытается орудовать ложкой с кашей, взять кружку с горячим чаем и т.д. Всем своим видом он показывает, что считает себя взрослым и способным решать, что и когда делать. Степень проявления кризисных явлений может быть разной. Некоторые дети легко воспринимают объяснения и уговоры, другие – не остановятся, пока не добьются желаемого, а в случае если задуманное опасно и мама просто уведет малыша, ее ждет большой скандал или длительные капризы.

Чтобы пройти первый кризис спокойно, в первую очередь нужно иметь правильный психологический настрой. Основная сложность ситуации – неготовность взрослых к таким быстрым изменениям в поведении крохи. Ведь еще вчера он спокойно сидел и играл с игрушками, а сегодня требует не держать его в попытке добраться до пробегающей мимо собаки.

Во-вторых, на семейном совете решить, что карапузу разрешено делать, а что нет, придерживаться выбранного варианта всеми силами. Кризис одного года позволяет карапузу выявить границы поведения и придерживаться их в дальнейшем. Если в семье не будет единого понимания о разрешенных действиях, то у крохи сложится впечатление, о вседозволенности, в дальнейшем будут периодически возникать проблемы с воспитанием.

В-третьих, набраться терпения. Кризисные явления будут сопровождать малыша на протяжении всего пути взросления. Чтобы малыш вырос смелым, умным, без излишних комплексов и страхов, необходимо пройти с ним весь этот путь, помогая найти правильный вариант поведения, усвоить правила взаимоотношений между людьми, понять, что можно или нельзя делать.

Отдельным вопросом формирования крепкой нервной системы становятся взаимоотношения между родителями. Ссоры и скандалы, выяснения отношений и грубые отношения могут нанести крохе сильную психологическую травму, с которой он будет сражаться всю свою жизнь. Младенческие воспоминания сотрутся, а ощущения останутся. Конечно, избежать конфликтов в супружеской жизни достаточно сложно, но стоит стараться оградить кроху от нахождения в комнате, где взрослые жарко спорят

Для гармоничного развития ребенку важно видеть своих родителей улыбающимися и счастливыми, не догадываться о существовании сложностей в отношениях

Нервно-психические показатели и умения

Одиннадцатимесячный малыш играет в свои игрушки «по-взрослому»: он укачивает любимую куклу, кормит ее с ложки, он собирает пирамидку и складывает конструкции из кубиков, с удовольствием катает с папой машинку или мячик. Свои действия он часто сопровождает соответствующими звуками: катая машинку, говорит «би, би» или «ду, ду». Он совершает логические действия – если спрятать игрушку под подушкой у него на глазах, ребенок ее вытащит через несколько секунд.

Лепет становится осмысленным. Дети говорят первые слова: «дай, мама, папа, баба». Показывая на собачку, говорят «ав, ав», на кошечку – «ма-а», то есть их слова являются указательными, характеризующими определенных существ и предметы. Если ребенок выучил какое-либо слово, он может обозначать им не только человека, но и связанные с человеком предметы или действия. Словом «мама» он определит мамино платье или туфли, а также купание в ванночке.

В первое время бывает, что сказав какое-то слово, малыш его «забывает». На самом деле это не так – он просто утрачивает интерес к слову, которое уже одолел. Вскоре он станет повторять все слова, которые умеет говорить, поэтому тревожиться не надо.

Малыш уже может донести до взрослого свою мысль

Очень важно разговаривать с ребенком как можно больше, при этом не коверкая слова, не «сюсюкая» – благодаря этому малыш научится разговаривать быстрее. Читайте ему сказки и стихи, показывая картинки – малыш будет смотреть и сопоставлять определенные слова с изображением

В 11 месяцев ребенок общается не только с родителями и бабушкой, ему становятся интересны и другие люди. Поначалу он боится чужих, но в присутствии родителей начинает с ними общаться, также старается завести знакомства с другими детьми, приходящими к вам в гости. Это хороший признак, но обязательно следите за играющими детьми – они еще маленькие и многого не понимают. Дети могут поссориться из-за игрушки, кого-то из них могут заинтересовать глазки приятеля или его волосы. Только взрослый способен урегулировать такие ситуации.

https://youtube.com/watch?v=DMnLgFfD-bQ

Особенности развития ребенка в 12-15 месяцев

Как выглядит любопытство в высшей степени, можно понять, посмотрев на малыша в 1 год. Повинуясь стремлению все узнать и попробовать, кроха в первые 3 месяца 2-го года жизни пробует сделать абсолютно все, порой даже слишком рискованные вещи. Из разного положения стремиться достать интересные предметы, наклоняясь, приседая, поворачиваясь, подползая, добирается до тех мест, которые вам кажутся недоступными.

Новинкой для этого периода становится желание покорить лестницу на детской площадке. Придерживаясь за поручень или руку взрослого, карапуз медленно поднимает ногу на ступеньку выше, после чего приставляет вторую. Этот навык доставляет крохе удовольствие, он готов бесконечно повторять эти движения. Не противьтесь и не отвлекайте малыша от такого занятия. Если вы живете в многоквартирном доме, предложите крохе спускаться и подниматься по лестнице, а не на лифте.

Постепенно происходит совершенствование умения координировать свои движения в вертикальном положении. С каждым днем крохе удается идти ровнее и дальше, реже падать. Хорошо стимулируют умение удерживать тело упражнения с доской. Положите перед крохой длинный широкий предмет, предложите пройти по нему, как по мостику. Первый раз обязательно придерживайте кроху за ручку. Необходимость идти по прямой, контролируя равновесие – хороший тренажер для координации.

Понимание обращенной речи и общей моторики тела изменяют поведение крохи. Он с удовольствием выполняет просьбы взрослых, всем своим видом показывая свое понимание. Копирование поведения и жестов близких людей становится главным стимулом для получения новых умений. Карапуз все время готов повторять за взрослыми движения, игровые элементы, звуки. Рекомендуется учить кроху различным базовым приемам на собственном примере. Чтобы малыш научился играть, ему нужно показать, как это делается.

Речь после 12 месяцев развивается стремительно. Пытаясь подражать взрослым, кроха может произносить целые речи на пока еще не понятном языке. Количество используемых правильных слов напрямую зависит от качества и количества обращенной к ребенку речи. Нужно много разговаривать, петь, читать книги и стихи, играть с малышом, комментируя его и ваши действия, чтобы способствовать скорейшему появлению активной речи.

Между 12 и 15 месяцами жизни у малыша начинает зарождаться умение находить себе занятие. Малыш уже может около 20-30 минут играть в одиночестве, но для этого нужно, чтобы взрослые показали ему, как это делать. Сложности с самостоятельной игрой появляются у деток, привыкших к постоянному ношению на руках. Если до этого периода, вы не приучали кроху к самостоятельным играм, самое время это сделать. Сначала карапуз будет протестовать, но для его развития будет лучше уметь удовлетворять свое любопытство через самостоятельные действия. Умение находить себе занятие, концентрироваться на одном виде деятельности – важные элементы взросления и обучения.

Игровая деятельность ребенка на 2-м году жизни остается предметной. Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз переходит от изучения внешних признаков предметов к их свойствам. Он больше не стремится попробовать все на вкус, теперь ему интересно, из чего состоит предмет, как можно изменить его форму, цвет, положение в пространстве. Новый этап в жизни ребенка можно назвать «периодом разрушения». Кажется, что кроха все хочет сломать, порвать, разобрать на запчасти. Это стремление будет сопровождать его еще долго, к созидательной деятельности малыш придет к 2-м годам.

На протяжении первых 3-х месяцев 2-го года жизни остаются проявления кризиса первого года. Особенно ярко они проявляются в 12-13 месяцев, после чего постепенно идут на спад. Взрослым следует быть готовым к истерикам, крикам и раздраженности карапуза, не срываться на крик, а пытаться объяснить крохе свою позицию в спокойном тоне.

Как развивать малыша в 11 месяцев

Для всестороннего развития ребёнка взрослым нужно создавать благоприятные для этого условия.

Если малыш уже наклоняется, приседает и ходит, опираясь на мебель или руку родителя, стоит помочь ему в этом непростом деле:

  1. Надо продолжать стимулировать активное ползанье, которое помогает укреплять мускулатуру ручек и ножек.
  2. Хорошо если малыш самостоятельно, но под присмотром мамы, будет толкать каталку или коляску. В качестве толокара можно использовать и большой мяч.
  3. Ребёнок уже умеет подниматься на одну, две ступеньки, но опускаться по лестнице ему пока трудно. Такие занятия стоит проводить пару раз в день по несколько минут.
  4. Во время купания дети также могут обучаться и получать новые навыки – в этом помогут мелкие резиновые игрушки, которые кроха будет вылавливать с помощью небольшого пластикового ковшика.
  5. В этом возрасте ребёнку полезны все игры с сыпучими материалами и мелкими деталями – крупами, бусинами, камешками, пусть малыш пересыпает их из одной ёмкости в другую, складывает, сортирует. Так он быстрее научиться управлять своими пальчиками.

Разбираясь, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, не стоит забывать о творческих занятиях – ему уже можно давать тоненькие фломастеры, которые он сможет удержать в пальчиках. Подойдут и мелки, пастельные краски в виде небольших карандашиков. Для лепки лучше выбрать домашнее или специальное тесто, либо набор мягкого пластилина, который не пристаёт к рукам.

Для совершенствования разговорной речи нужны ежедневные занятия, заключающиеся в совместном чтении. Одновременно с этим, малыш может рассматривать картинки, а позже составлять по ним короткие рассказы. Кроме того, с детьми нужно много разговаривать, объясняя самые различные события, описывая обычные вещи и явления природы. Во время прогулок можно знакомиться с другими детьми – чем раньше дочь или сын научатся знакомиться и общаться со своими ровесниками, тем легче будет проходить их адаптация к условиям реального мира.

Под наблюдением взрослых дети могут играть самостоятельно и лучшими для них игрушками, по прежнему, являются резиновые игрушки, мячики, большие машинки, в которые малыш может залезть, пирамидки, кубики, игрушки в виде животных и куклы для сюжетных игр. Книжки для ребёнка лучше выбирать с большими плотными страницами из резины или картона, а также с музыкальным сопровождением. Игрушечные музыкальные инструменты, набор посуды или коляска для куклы больше подойдёт девочкам, мальчиков можно порадовать конструктором и ходунками, которые помогут быстрее освоить ходьбу.

Что должен уметь малыш

В возрасте 11 месяцев дети с каждым днём становятся всё самостоятельнее и хорошо справляются с разными задачами. Например:

  • с лёгкостью забираются на небольшие возвышения (кресло, диван, ступенька);
  • пытаются ходить самостоятельно, без чьей-либо помощи;
  • уверенно передвигаются за руку со взрослыми;
  • кивают в знак согласия или мотают головой в качестве отрицания;
  • умеют самостоятельно пить из бутылочки или поильника;
  • пытаются кушать ложкой или вилкой;
  • обозначают некоторые свои действия звуками;
  • быстро передвигаются на четвереньках;
  • пытаются произносить слова;
  • умеют захватывать мелкие предметы или, по просьбе родителей или других взрослых, указывают на них пальцем;
  • внимательно рассматривают иллюстрации в книгах и имеют переворачивать страницы;
  • выделяют свои любимые игрушки среди остальных;
  • складывают из кубиков небольшую башенку или собирают пирамидку;
  • оборачиваются на звук своего имени.

Хотя и считается, что мальчики отстают в развитии и начинают говорить чуть позже чем девочки, учёными доказано, что развитие детей в физическом и эмоциональном плане в этом возрасте не зависит от пола и находится практически на одном уровне.

С некоторыми детьми это так, но всегда существуют исключения из правил. Главное отличие между мальчиками и девочками в этом возрасте заключается в манере общения со сверстниками, активности и в выборе любимых игрушек.

Девочки более спокойны и могут надолго увлечься игрой с кубиками или собиранием пирамидки. К тому же девочки охотнее контактируют со взрослыми и играют с другими детьми. А вот мальчики предпочитают более энергичные игры, редко сидят на одном месте и нередко стесняются при первом знакомстве со сверстниками.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий