Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

Особенности развития мальчиков и девочек

Развитие 10-месячного ребенка проходит очень стремительно. На данный процесс влияет половая принадлежность. Девочки меньше по росту и весу, чем мальчики. При этом в психоэмоциональном плане они развиваются быстрее.

Также на физическое становление влияют:

  • врожденные и приобретенные болезни;
  • генетика;
  • питание (меню, режим);
  • срок появления на свет;
  • занятия (гимнастика, массаж, игры).

За десятый месяц жизни дети набирают около 450 г, вырастают на 1-1,5 см. Окружность головы и грудной клетки увеличивается примерно на 0,5 см. Каждый малыш растет в своем темпе.

Показатель Девочки Мальчики Среднее значение
Окружность головы, см 41,5-46,9 42,9-47,9 44,2-45,4
Рост, см 66,5-76,4 68,7-77,9 71,5-73,3
Окружность грудной клетки, см 45,2-50,1 45,1-51,4 47,2-47,9
Вес, кг 6,7-10,9 7,4-11,4 8,5-9,2

Увеличение физических показателей (веса, роста) в десятимесячном возрасте происходит уже не так интенсивно, как в первом полугодии. У младенцев улучшается координация движений. Это позволяет им быстро перемещаться по комнате ползком.

Продолжает совершенствоваться мелкая моторика. У многих детей в 10 месяцев уже есть 4 зуба. У грудничков активно развивается психоэмоциональная сфера, речь. Ребенок становится более социальным.

Особенности развития мальчиков и девочек приведены ниже:

  • разговор. Девочки начинают говорить раньше на 3-4 месяца. Их словарный запас больше;
  • звуки. Мальчики хуже реагируют на громкие звуки;
  • распознавание лиц. Девочки с 4 месяцев уже узнают маму, папу, с опаской относятся к незнакомым. Мальчики начинают различать людей позже;
  • зрение. Девочки хорошо видят двумя глазами, а мальчики – лучше левым. У представительниц слабого пола больше развито периферийное зрение, а у лиц сильного пола – пространственное;
  • память. Мальчики лучше воспринимают информацию на слух. У девочек хорошо развита визуальная память.

Бывает, что различия в становлении детей разных полов незаметны. То, как скоро всему обучится ребенок, зависит от занятий, которые проводят с ним родители.

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве — ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, — это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка — он попробует подражать вам.
Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: «Давай, пойдем» и пройдите короткое расстояние.
Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

Приучите ребенка «петь» под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги («мамама» или «папапа»), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
Продолжайте играть с ребенком в «Ку-ку, где я?». Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: «Где же Миша, куда он ушел?». Убрав его ручки, радуйтесь: «Миша тут!» Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: «Куда Миша исчез?». Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать

Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого — и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх

Например, поиграйте с ребенком в «Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает», где сначала вы изображаете эту козу, а потом — он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Новорожденный должен уметь сжимать пальчики, а ножки подгибать. Маме нужно аккуратно разжимать пальчики и ножки на протяжении первых недель. Ножки малыша будут естественно скручиваться в позу эмбриона, в которой он находился до рождения. Пройдет несколько первых недель, как кроха научится выпрямляться с позы эмбриона. Еще больше времени потребуется на произношение своеобразных звуков, называемых «речью младенцев». Это будет громким занятием на начальных этапах. Помимо плача в не комфортных ситуациях, месячный ребенок начинает издавать целое разнообразие звуков.

К началу второго месяца ребенок умеет:

  • пищать,
  • визжать,
  • хрюкать,
  • вздыхать,
  • кряхтеть,
  • икать,
  • чихать.

Малыш в основном издает звуку на внешние и внутренние раздражители.

Одиннадцатый месяц

Согласно нормам развития ребенка, кроха делает первые шаги без поддержки. И, что самое главное, у него это будет получаться. Конечно, несмотря на достаточно окрепший организм, координация малыша ещё не настолько хороша, чтобы он мог уверенно ходить на своих двоих. Но у него всё впереди. Пока он может пройти небольшие расстояния, например в несколько шагов, от одного родителя к другому.

Малышу не сидится на месте. Он готов передвигаться любым доступным способом и в итоге может выполнять следующие манипуляции:

  • вставать;
  • садиться;
  • ползать;
  • ходить с опорой;
  • делать несколько шагов без опоры.

Чтобы кроха продолжал осваивать активные движения, нужно поощрять его и заниматься с ним.

Малыш в этот период становится всё более самостоятельным. Может сам пытаться избавиться от одежды, если она покажется ему недостаточно удобной, сковывающей движения или жаркой. Может пытаться сам её натянуть, подражая родителям. Одежда вызывает особый интерес деток, ведь она обычно очень яркая, из приятной на ощупь ткани, с замочками и пуговицами.

В одиннадцатимесячном возрасте малыши становятся взрослее. Они пытаются вести первые диалоги, осмысливая их, а не просто повторяя звуки. Могут ответить согласием или несогласием, используя пару запомнившихся легко произносимых слов.

Если ребёнку что-то интересно, он с лёгкостью показывает на нужный предмет пальцем. К этому возрасту он знает практически всё в квартире.

Осваивают навыки социального общения. Если человек приходит или уходит, могут ему помахать даже без напоминания, как это было в десятимесячном возрасте.

Средние показатели веса у детей от 0 до 12 месяцев

Нормальные показатели веса у грудничков до года имеют существенную связь со многими факторами. Например, это выбранный способ вскармливания и дальнейшего питания малыша, образ жизни родителей и даже географическое место проживания мамы с крохой. Но, несмотря на все вышеперечисленное, медицинское сообщество разработало таблицу с параметрами как пример нормы для большинства детей младше 12 месяцев.

Таблица веса мальчиков

Возраст ребенка Мальчики
Масса тела
Средний показатель Диапазон, входящий в норму
0 месяцев 3,5 кг 3 – 4 кг
1 месяц 4,3 кг 3,6 – 5 кг
2 месяца 5,3 кг 4,5 – 6 кг
3 месяца 6,2 кг 5,5 – 6,9 кг
4 месяца 6,9 кг 6,1 – 7,7 кг
5 месяцев 7,8 кг 7 – 8,4 кг
6 месяцев 8,7 кг 7,9 – 8,9 кг
7 месяцев 8,9 кг 7,8 – 10,0 кг
8 месяцев 9,3 кг 8,2 – 10,4 кг
9 месяцев 9,8 кг 8,7 – 11,05
10 месяцев 10,3 кг 9,2 – 11,5 кг
11 месяцев 10,4 кг 9,3 – 11,5 кг
12 месяцев 10,8 кг 9,4 – 11,9 кг

Таблица веса девочек

Возраст ребенка Девочки
Масса тела
Средний показатель Диапазон, входящий в норму
0 месяцев 3,3 кг 2,8 – 3,8 кг
1 месяц 4,1 кг 3,5 – 4,6 кг
2 месяца 5,0 кг 4,3 – 5,5 кг
3 месяца 5,9 кг 5,3 – 6,4 кг
4 месяца 6,5 кг 5,8 – 7,1 кг
5 месяцев 7,2 кг 6,2 – 8,0 кг
6 месяцев 7,9 кг 7,0 – 8,8 кг
7 месяцев 8,1 кг 7,2 – 9,1 кг
8 месяцев 8,3 кг 7,2 – 9,4 кг
9 месяцев 9,0 кг 8,1 – 10,0
10 месяцев 9,5 кг 8,2 – 10,8 кг
11 месяцев 9,8 кг 8,9 – 11,0 кг
12 месяцев 10,1 кг 9,0 – 11,3 кг

Рост младенца возрастом до года увеличивается динамично, с оглядкой на конституциональные особенности, генетику, питание и общее состояние здоровья крохи. Незначительное отклонение от средних параметров не является поводом для беспокойства. Если же показатели роста находятся далеко за пределами допустимого интервала, это тревожный признак, требующий консультации врача.

Таблица роста мальчиков

Возраст ребенка Мальчики
Рост
Средний показатель Диапазон, входящий в норму
0 месяцев 50,5 см 48 – 53 см
1 месяц 54,2 см 53 – 57 см
2 месяца 57,6 см 55 – 60 см
3 месяца 61,4 см 59 – 65 см
4 месяца 63,7 см 62 – 66 см
5 месяцев 66,9 см 64 – 69 см
6 месяцев 67,8 см 66 – 71 см
7 месяцев 69,7 см 68 – 72 см
8 месяцев 71,3 см 69 – 74 см
9 месяцев 72,7 см 71 – 76 см
10 месяцев 73,9 см 72 – 77 см
11 месяцев 74,8 см 73 – 77 см
12 месяцев 75,6 см 74 – 79 см

Таблица роста девочек

Возраст ребенка Девочки
Рост
Средний показатель Диапазон, входящий в норму
0 месяцев 49,5 см 48 – 51 см
1 месяц 53,5 см 51 – 56 см
2 месяца 56,7 см 55 – 58 см
3 месяца 60,3 см 59 – 62 см
4 месяца 62,2 см 60 – 64 см
5 месяцев 63,8 см 62 – 68 см
6 месяцев 66,5 см 64 – 69 см
7 месяцев 67,3 см 65 – 70 см
8 месяцев 69,7 см 67 – 72 см
9 месяцев 70,5 см 68 – 73 см
10 месяцев 72,1 см 69 – 75 см
11 месяцев 73,5 см 71 – 76 см
12 месяцев 74,7 см 72 – 77 см

На заметку! Данные, приведенные в таблице считаются стандартными при оценивании физического развития грудных детей. Тем не менее стоит помнить, что малыши рождаются с разной весовой категорией и продолжают прибавлять массу тела неравномерно. Так, один кроха может за месяц «потяжелеть» на 0,5 кг, а другой – на целый килограмм; но в результате за норму можно считать прибавку у обоих малышей с оглядкой на их индивидуальное развитие.

Как своевременно определить отклонения от нормы?

Не у всех детей развитие идет по плану. Вследствие определенных физических и психических отклонений, у некоторых малышей наблюдается задержка в развитии. Отчетливыми нарушения становятся ближе к третьему году.

Но заботливые и внимательные родители смогут обнаружить некоторые симптомы отклонений и на десятом месяце жизни ребенка. Немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков, по которым можно заподозрить физические и психические нарушения у малышей.

Сфера развития Признак отклонения
Двигательные умения Лежа на животе, малыш неспособен самостоятельно перевернуться набок, спину. Ребенок не может ползти вперед, плохо удерживает равновесие.
Мелкая моторика Малыш не пытается пить из чашки, сдергивает с головы шапку.
Слух, зрение Младенец не реагирует на громкие звуки, не выделяет из окружающей среды яркую игрушку, расположенную в его поле зрения. Малыш не стучит кубиками, не отзывается на собственное имя, не знает смысл слова «нет».
Речь Грудничок не выговаривает повторяющиеся одинаковые слоги («ма-ма», «да-да», «на-на»). Ребенок не способен воспроизводить за взрослым простые звукосочетания. Он не машет рукой на прощание, не качает головой в знак отрицания.
Социальная сфера Малыш не различает чужих и родных людей, не боится и не стесняется незнакомых. Когда у младенца отбирают игрушку, он не выражает недовольство. Грудничок не имитирует действия взрослых.

Родителям нужно внимательно следить за состоянием грудничка. Чтобы не пропустить развитие болезни, надо ежемесячно проходить профилактический осмотр у педиатра.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
Радуется, когда с ним начинают играть.
Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
Часто играет с мелкими объектами

Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
Проявляет интерес к другим малышам.
Пытается сделать первые шаги.
Самостоятельно держит чашку и ложку.
Умеет забираться и спускаться с кровати.
Одной рукой одновременно может держать два предмета.
Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
Выполняет маленькие просьбы родителей.

Что из игрушек стоит покупать

После рождения детей все родственники и друзья приносят новорожденному массу игрушек. Конечно, они хотят сделать как лучше, но далеко не все подарки можно использовать

В первый год жизни подходить к выбору игрушек нужно с особой осторожностью, в первую очередь ориентируясь на их безопасность

Именно поэтому игрушки должны:

  • отвечать возрасту крохи;
  • изготавливаться из качественного сырья;
  • иметь в составе безопасные красители;
  • быть цельными, без мелких деталей;
  • издавать негромкие и нерезкие звуки.

Идеально — покупать в аптеках или специализированных магазинах, где гарантированно качественный товар.

Возраст Допустимые игрушки
1 месяц Погремушки-браслеты или подвесные, так как малыш пока не умеет держать их. Желательно, чтобы погремушка издавала приятные звуки. Игрушка должна быть простой, но яркой.
2 месяца Игрушки-мобили. В продаже есть разные варианты: с подсветкой, музыкой, простые механические и т. п. Погремушки остаются такими же актуальными. Игрушки-кольца из разнофактурных материалов.
3 месяца Можно покупать первые книжки с толстыми страницами. Музыкальные игрушки. Малышу будет интересен развивающий коврик, но при условии, что он из материалов, разных по цвету и фактуре.

Хорошо подойдет набор Мир на ладошке.

4 месяца Лучшая идея для подарка малышу — музыкальная игрушка. Чтобы развивать моторику, можно дать ребёнку небольшой мячик или специальные бусы.
5 месяцев Мягкие кубики и мячики, коврики с пришитыми деталями — пуговицами, шнурками, кармашками, липучками. Игрушки для купания.
6 месяцев Подойдут игрушки-вкладыши, фигурки животных, простые куклы-пупсы, игрушки-прорезыватели, чтобы дети могли их жевать, когда прорезаются зубы.
7 месяцев Кубики, пирамидки, движущиеся игрушки, чтобы малышам было интереснее учиться передвигаться.
8 месяцев Детям понравятся игрушечные копии музыкальных инструментов, например небольшие пианино, барабаны и т. п. Они развивают моторику и музыкальный слух.
9 месяцев Малыши могут играть с ведёрками, совочками, формами и т. п. Выбираются по прочности и яркости, так как крохи часто могут по ним стучать, бросать и совершать другие манипуляции.
10 месяцев Можно попробовать приобщить кроху к рисованию с помощью специальных детских красок. Игрушки-вкладыши тоже подойдут. Можно выбирать модели с разноформатными прорезями.
11 месяцев Всё, что движется: машинки, каталки, мячики.
12 месяцев Наборы для ролевых игр (во врача, повара), рабочие инструменты и т. п.

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев: показатели нормального развития мальчика и девочки

Ребенок в любом возрасте должен развиваться гармонично

Современная педиатрия концентрирует внимание на умственном развитии малыша – этой концепции придерживаются зарубежные ученые, в то время как отечественные педиатры всегда считали более важными физические показатели ребенка. Истина лежит где-то посередине

Каждый малыш растет по-своему, слегка отставая или опережая норму. Однако существуют показатели, характеризующие «золотую середину».

Навыки и умения малышей зависят в первую очередь от их индивидуальных темпов развития. Однако сравнить имеющиеся показатели с нормой все же стоит

Действия родителей, если ребенок развивается в замедленном темпе

Если родителям кажется, что их малыш развивается с небольшим отставанием от сверстников или его навыки не соответствуют заявленным данным, не стоит поддаваться панике. Прежде всего необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач проведет необходимые тесты, оценит данные малыша исходя из его индивидуальных особенностей и точно скажет, есть ли повод для волнений.

Еще один важный момент – с детьми необходимо разговаривать. И это не должен быть поток бессмысленных слов. Лучший вариант – комментирование своих и его действий. Одевая ребенка можно перечислять все используемые вещи, нужно описывать их цвет, форму и назначение. Если во время прогулки описывать окружающую природу и события, это не уйдет бесследно, малыш все запомнит и однажды удивит всех своими знаниями.

Если же врач поставил неутешительный диагноз, необходимо незамедлительно обращаться в детские центры, повышающие социализацию детей. Слегка замедленное развитие можно исправить, если вовремя на это отреагировать и принять соответствующие меры. Основа успеха – регулярность занятий, не стоит надеяться на специалистов, нужно заниматься с ребенком и самостоятельно.

Главное – помнить, что успехи малыша, в первую очередь, зависят от внимания к нему родителей, достаточного количества специализированных игрушек. Если ребенок развивается самостоятельно и не получает достаточного ухода, не стоит удивляться некоторому отставанию в освоении им базовых навыков.

Возможные проблемы

Задержка речи
Ребенок никак не пытается начать говорить. К сожалению, часто это происходит от дефицита общения родителей с малышом. Многие считают, что ребенок всему научится сам. Это самая большая ошибка, которую могут сделать родители – общайтесь с малышом как можно больше! Да, малыш может слушать аудио сказки и запоминать из них слова и фразы, но при этом он не привыкнет вникать в их смысл. Из этого в дальнейшем проистекают многие проблемы с непослушанием, неумением и нежеланием думать. И, конечно, задержка речи может быть связана с нарушением слуха, проблемами в деятельности ЦНС, стресса (ссора родителей, например). Если вам кажется, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, обратитесь к ЛОР-врачу.Беспокойный сон
Нарушения сна приводят к усталости, капризам. Прежде всего, попробуйте разобраться в их причинах. Возможно, это происходит из-за несоблюдения режима для, насморка или иного заболевания, возможно – из-за переутомления, перевозбуждения, эмоциональных перегрузок. Не стоит долго купать малыша перед сном – максимум 5-7 минут, не стоит занимать ребенка мультиками и гаджетами, особенно перед сном. 

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Игрушки

Игротека ребенка уже стала достаточно большой. Разнообразие требует некоторых мер по оптимизации игрового пространства карапуза. Следует:

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

На 11-м месяце жизни ребенка наиболее полезными для игровых целей считаются:

Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия

Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки

Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Подбирая игрушки для малыша, в первую очередь, стоит ориентироваться на предпочтения крохи и возрастную оценку производителя. Избегайте предметов из легко поддающихся деформации материалов, с мелкими деталями и некачественным окрашиванием. Старайтесь контролировать целостность вещей, своевременно убирать сломанные или треснутые вещи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий