Основные направления научных исследований по охране здоровья детей и подростков
Насущные проблемы охраны здоровья детей и подростков помогают решать научные ин-ты педиатрического и гиг. профиля (см. Научно-исследовательские институты) и кафедры педиатрии мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей. Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-т педиатрии АМН СССР, выполняющий функции головного научного учреждения по этой проблеме, играет большую роль в разработке научно-методических и организационных вопросов.
Научные коллективы изучают особенности развития детского организма, разрабатывают методы профилактики и лечения различных заболеваний, решают проблемы совершенствования организационных форм оказания поликлинической и стационарной помощи детям, занимается изучением проблем профилактической работы со здоровым ребенком, его питания, физического воспитания, закаливания, адаптации, развития высшей нервной деятельности и пр. (см. Педиатрия) .
В решении общегосударственных задач охраны здоровья детей и подростков большая роль принадлежит гиг. науке, создание и развитие к-рой стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Головным учреждением по данной проблеме является Научно-исследовательский ин-т гигиены детей и подростков, созданный в Москве в 1959 г. Гигиенисты решают проблемы профилактической медицины, основными задачами к-рой являются изучение и разработка конкретных гиг. рекомендаций по созданию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению его здоровья, обеспечению благоприятного и гармоничного развития детского организма. Значительное количество исследований посвящено изучению физического развития детей и подростков с точки зрения процесса акцелерации, в к-рых подчеркивается взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья, с заболеваемостью, с влиянием социальных и генетических факторов, раскрываются причины и следствия ускорения роста и развития детского организма (см. Акцелерация, Физическое развитие).
Научно-исследовательские учреждения гиг. профиля занимаются изучением взаимодействия развивающегося организма и факторов окружающей среды, разработкой гиг. нормативов, способствующих успешному формированию и развитию детского и подросткового организма и укреплению здоровья подрастающего поколения (см. Гигиена детей и подростков).
Здравоохранение СССР и других социалистических стран перешло к новому, более высокому этапу профилактики, целью к-рого является предупреждение отклонений от оптимального уровня развития морфол. и функц, свойств растущего организма.
Достигнутые успехи в охране здоровья детей и подростков стали возможными в условиях социалистического строя, где забота о детях является одной из важнейших функций государства.
Библиография: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте, под ред. Г. Н. Сердюковской и др., с. 451, М., 1978; Минх А. А. и СердюковскаяГ. Н. Социальногигиенические проблемы воспитания подрастающего поколения, в кн.: Общество и здоровье человека, с. 266, М., 1973; Сердюковская Г. Н. Гигиена детства — важнейшее звено охраны и укрепления здоровья детей, в кн.: Охрана здоровья детей, в. 7, с. 3, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред, Б. В. Петровский, с. 121 и др., М., 1977.
Техника купания
Голова ребёнка находиться на мамином предплечье, а пальцами обхватывается плечевой сустав. В начале делаются проводки на спине. Затем выполняется рефлекторное отталкивание ножек ребёнком от бортиков бассейна. При проводках ребёнка на животе поддерживаем его под голову. Одна рука поддерживает грудь, прижимает большим пальцем подбородок, вторая контролирует затылок. Подготовка к нырянию. Поливаем ребёнка из кувшина. При попадании воды на лицо ребёнок рефлекторно задерживает дыхание, что тренирует дыхательную систему. В конце обливаем ребёнка водой комнатной температуры – закаливаем малыша.
Правила интимной гигиены детей
Для подмываний используется проточная вода с температурой как у тела. Регулярное частое использование мыла даёт больше проблем, чем отказ от него. Лучше использовать мыло один раз в день максимум. Если подмывать каждый день с мылом, то это изменяет Рh среды, вызывает сухость, аллергию. Гинекологи рекомендуют использовать мыло 2 — 3 раза в неделю. Используете специальное мыло для детей. К нему предъявляют жёсткие требования: минимум красителей, без ароматизаторов. Также высокие требования к Рh. Поэтому рекомендуется покупать жидкие мыла, предназначенные для ребёнка первого года жизни.
Когда мы подмываем девочку мыло не должно попадать на слизистые оболочки, то есть глубже больших половых губ. Девочка подмывается чистыми руками. Движения от пупа к попе и никак наоборот, чтобы каловые массы не попадали в половые пути. Если нет воды, только тогда можно использовать гигиенические салфетки. Они не должны содержать спирт и антисептики.
Часто родители девочек могут столкнуться с такой проблемой, как синехии. Синехии — это срастание, слипание малых половых губ. Почему это случается? Работа половых органов определяется количеством половых гормонов в крови. Женских половых гормонов эстрогенов очень мало в крови у девочек, из-за этого слизистые оболочки могут слипаться.
Синехии малых половых губ — это не болезнь, а физиологическая особенность. В очень редких случаях малые половые губы срастаются полностью, и моча накапливается во влагалище, тогда это состояние нужно лечить. Также, если есть покраснение, боли при мочеиспускании, зуд, выделения. Лечение синехий проводится нанесением мази, содержащей эстрогены, 2 раза в день на зону сращения в течение 2 недель. Категорически нельзя самостоятельно разделять половые губы.
Трусики для девочки не должны сжимать, давить. Они должны быть из белого материала, так как красители могут вызывать аллергию, раздражения, сделаны из хлопка или льна. Бельё должно стираться детским мылом или порошками и обязательно прополаскиваться, проглаживаться. Детское бельё не должно стираться вместе с взрослым. На ночь лучше не надевать трусики, а спать в пижаме или шортах.
Кроме наружного мытья с мылом, для мальчика ничего делать не надо. То есть никто и никогда не рекомендует что- то тренировать и оттягивать. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, как фимоз. Фимоз — это ситуация, когда обнажение головки невозможно. Фимоз бывает двух видов – физиологический или нормальный, и патологический.
Физиологический фимоз — это невозможность обнажить головку до окончания периода полового созревания. То есть фимоз до 15 лет это физиология, или норма. Обратитесь к врачу, если мочеиспускание затруднено или болезненно, имеются признаки воспаления (боль, отёк, покраснение).
Трусы для мальчика также должны быть хлопчатобумажными. Искусственные ткани провоцируют потение, слущивание, что может вызвать неприятный запах и зуд. Мальчики обязательно должны носить трусы в виде боксеров, т. е. на передней части трусов должна быть муфточка для яичек.
Яички должны содержаться при температуре ниже на 5 градусов, чем температура тела, только в этом случае там будут развиваться нормальные сперматозоиды. А когда трусы сильно прижаты к телу (например, плавки), яички нагреваются до температуры тела и могут не выполнять свою функцию.
Ванна и душ
Каждое утро после пробуждения и вечером перед сном необходимо умываться, уделяя внимание не только лицу, но и ушам, шее. В первую очередь следует тщательно вымыть руки, а затем приступить к остальным частям тела
Ежедневно перед отходом ко сну необходимо мыть ноги. На нижних конечностях накапливается много грязи, они сильно потеют. Если ноги моются редко, а ребенок носит грязные носки или колготы, на коже появляются опрелости, возрастает риск развития грибковых заболеваний. Для вытирания ног нужно выделить ребенку отдельное полотенце. Носки следует менять не реже чем раз в день. Зайдя в квартиру или дом, необходимо переобуваться в тапочки или надевать другую домашнюю обувь.
Ежедневные водные процедуры предназначены не только для гигиены детей, но и для закаливания и улучшения эмоционального состояния. Легкий душ по утрам бодрит и помогает поскорее пробудиться, такие же манипуляции перед сном способствуют успокоению и быстрому засыпанию.
Стрижка ногтей
Качественного ухода и гигиены требуют пальцы и рук, и ног. Раз в 1,5-2 недели необходимо подстригать ногти, для того чтобы в них не накапливалась грязь, удалить которую будет гораздо труднее, чем снять излишек чистой ногтевой пластины. Длинными ногтями можно поцарапать себя и окружающих людей. Неухоженные руки у ребенка говорят о его неряшливости, отсутствии внимания родителей. Если маленький человек постоянно грызет ногти, следует в обязательном порядке избавить его от этой вредной привычки, иначе микробы и другие патологические микроорганизмы попадут в ЖКТ и другие системы органов.
Чистка зубов
Уход за зубами и всей полостью рта должен быть начат своевременно, задолго до полного прорезывания. Родителям не стоит игнорировать гигиену молочных зубных единиц, несмотря на то, что они со временем все равно сменятся на постоянные. Кариес временных зубов оказывает влияние на последующее здоровье и внешний вид коренных.
Как правильно чистить зубы:
- тщательно вымыть руки с мылом;
- промыть под проточной водой зубную щетку;
- прополоскать рот чистой теплой водой, используя специально предназначенный для этого личный стаканчик ребенка;
- выдавить из тюбика на влажную зубную щетку немного детской зубной пасты определенной возрастной категории;
- чистить сначала передние и боковые поверхности при сомкнутых челюстях, затем внутреннюю и жевательную часть с открытым ртом;
- тщательно прополоскать ротовую полость, пока полностью не будут вымыты частицы зубной пасты или порошка;
- вымыть щетку и поставить ее в стакан ручкой вниз до полного высыхания.
Качественный уход за зубами подразумевает и прием в пищу определенных продуктов питания. Если у ребенка присутствуют молочные зубы, не следует давать ему исключительно мягкую или протертую еду. Поедание яблок, моркови и другой твердой пищи способствует усиленному отделению слюны, притоку крови к челюстям и лучшему их питанию, а также качественному очищению промежутков между зубными единицами. Челюсти в таком случае будут развиваться согласно нормам, а коренные зубы после своего появления будут расти ровными рядами.
Смена нижнего белья
Нижнее белье контактирует с самыми деликатными частями тела. Даже при беспрекословном соблюдении правил гигиены его необходимо регулярно менять.
Чистые трусики ребенок должен надевать каждый день. Бюстгальтеры у девочек меняются каждые 2-3 дня. Летом смена белья должна производиться чаще из-за обильного потоотделения. Если ребенок занимается спортом и ведет активный образ жизни, мытье в душе с последующей сменой одежды показано несколько раз в день.
Грязное нижнее белье вызывает раздражение кожи, в тяжелых случаях — язвы. Это происходит из-за активного размножения бактерий на одежде, которая долго носится и контактирует с телом. Отсутствие гигиены перед сменой нижнего белья грозит различными инфекционными заболеваниями у девочек и мальчиков.
Закаливание
Закаливание — это система процедур, повышающих сопротивляемость организма к условиям окружающей среды. Посредством закаливания тренируются защитные силы организма, они подготавливаются к своевременной мобилизации.
Воздушное: во время массажа, купания, при каждом переодевании, при открытой двери в ванную.
Водное: при купании в ванной с температурой 33 — 32 градуса по Цельсию и бассейне, обливание после него прохладной водой на 2 — 4 градуса ниже, постепенно понижая температуру.
Ходьба босиком: по полу, по земле, по воде (по щиколотку) в ванне или озере.
Основной метод закаливания — это вода. Методы закаливание — обливание, обтирание, купание, контрастный душ. Чтобы повысить эффективность закаливания, сочетайте их с физическими упражнениями.
Правила закаливания
Не начинайте закаливания сразу с обливания холодной водой. Начинать следует с воздушных и солнечных ванн. Прежде, чем начинать закаливание, необходимо избавиться от инфекций: насморка, кашля, кариеса и т. д. Лучше начинать закаливание, проконсультировавшись с лечащим врачом. Первые водные процедуры – ванночки с водой, обтирание прохладной водой. Закаливайтесь регулярно, не пропускайте ни одного дня. Закаливайтесь постепенно, снижая температуру на 1 градус через каждые два дня.
Следуйте режиму труда и отдыха
Но помните, что отдых — это не «ничегонеделание». Это не сидение перед компьютером или телевизором. Это активный вид деятельности, когда ребёнок переключается с одного вида занятия на другое. Это прогулки, спорт, творческая деятельность, походы, путешествия. Движение оказывает благотворное влияние на развитие нервной системы, силы мышц, адаптации к условиям окружающей среды. Мышечные нагрузки увеличивают частоту дыхания, совершенствуют сердечно-сосудистую систему. Дети, имеющие физическую нагрузку, лучше спят, хорошо выглядят, меньше подвержены стрессу.
Кожа защищает нас от вредных условий окружающей среды. В течение дня на коже образуются капельки пота и жировой слой. Если её долго не мыть, на коже накапливаются потожировые выделения, которые задерживают на себе частички пыли. От неё кожа становится грязной и грубой, перестаёт защищать тело. Конечно, вы всё это знаете. Так расскажите это всё своим детям, только сделайте это интересно, эмоционально, с разными приключениями. Например, придумайте историю про добрых человечков, которые защищают наше тело от злых бактерий. Пусть личная гигиена станет для ребёнка веселой процедурой.
Будущая профессия
Такой медицинский работник посвящает свою жизнь работе с детьми и подростками, но деятельность его может быть связана с разными аспектами системы здравоохранения. Например, он готов предлагать действенные меры профилактики по предупреждению болезней. В его ведении вопрос соблюдение гигиенических норм и режима, которые оптимально соответствуют детскому организму. Если выбирать научный путь, то предстоит искать новые методики борьбы с заболеваниями в этой категории населения. Специалист может заниматься наблюдением за развитием детей с целью выявления факторов, которые влияют положительно и отрицательно на их здоровье.
Помощь при «красной» гипертермии:
· Раздеть и уложить ребенка в постель;
· Обеспечить доступ свежего воздуха, но без сквозняков;
· Как можно больше давать пить весь период гипертермии;
· Не кормить насильно;
· Использовать физические методы охлаждения: обдувание вентилятором, холодная мокрая повязка на лоб, холод или лед на область крупных сосудов (паховая, подмышечная области);
· Обтирание ребенка губкой при температуре 39°С и выше губкой, смоченной водой температурой 30-32°С каждые полчаса в течение 5-ти минут. Если использовать воду более низкой температуры, жаропонижающий эффект будет хуже. Можно использовать для обтирания смесью из водки, воды и уксуса: водку, 9% (!), столовый уксус и воду смешать в равных объемах (1:1:1);
· При температуре тела выше 40.5-41°С можно сделать охлаждающие ванны; ребенка погружают в ванну с водой температуры на 1° С ниже, чем температура тела у ребенка, а дальше воду постепенно охлаждают до 37°С. При этом теплоотдача будет в 3 раза выше, чем после других методов охлаждения.
Если в течение 30-45 минут медикаментозного лечения температура тела не снижается, необходимо вызвать скорую помощь, для внутримышечного введения литической смеси.
Но бывает и такое — малыш вялый, скучный. Ни играть не хочет, ни мультики смотреть. Только на холод может пожаловаться
Конечно, на такое состояние родитель тоже обратит внимание и присмотрится к своему малышу. А кожа у того бледная, «мраморная», губы и ногти с синим оттенком, а ручки и ножки холодные
Если не оказать ребенку помощь, то возможны возбуждение, бред и судороги. Потому что это уже «белая» гипертермия. Развивается она из-за спазма периферических сосудов. При этом исчезает возможность для организма отдавать во внешнюю среду лишнее тепло и происходит нагревание внутренних органов. Обычной жаропонижающей терапии в этом случае недостаточно.
Гигиена в детском саду
В дошкольном возрасте происходит не только физическое, но и психологическое формирование маленького человека
Для ребенка, посещающего детский сад, важно постоянство и последовательность определенных действий
Малыш будет здоровым и развиваться соответственно возрасту, если станет соблюдать режим дня и выполнять правила личной гигиены для детей, к которым родители должны приучить его с ранних лет. Основные рекомендации по гигиеническому уходу для дошкольников:
- Мытье рук. Каждый воспитанник детского сада должен регулярно мыть руки, если они испачкались, каждый раз перед едой и после прогулок, посещения туалета. Также эта процедура необходима, если у ребенка начался насморк, независимо от того, сморкается он в одноразовый бумажный платок или многоразовый тканевый. Для того чтобы процесс заинтересовал дошкольника, воспитатели нередко используют интересные скороговорки или стихи. Уход за руками должен осуществляться по всем правилам: сначала нужно засучить рукава, намочить и намылить руки, полностью смыть образовавшуюся пену, а затем вытереться чистым полотенцем (желательно одноразовым на бумажной основе).
- Чистота всего тела. Кожные покровы защищают людей от инфекционных болезней. Активные дошкольники все время бегают и прыгают, в результате на поверхности туловища, конечностей и головы появляются капли пота. Если долго не мыться, на коже накапливаются потовые частицы, жир и пыль. Загрязненный эпидермис перестает выполнять свою защитную функцию. По этой причине лицо и тело нужно регулярно очищать. После прогулки в летнее время года в детском саду ребенок должен умываться и мыть ноги.
Другие правила личной гигиены для детей в дошкольном учреждении:
- полоскать рот после еды для удаления частичек пищи и свежести дыхания;
- расчесывать волосы только с использованием личной расчески;
- при чихании или кашле закрывать рот рукой, правильно пользоваться платочками.
Опытные и отзывчивые воспитатели способны привить ребенку навыки ухода за собой в условиях сада, которые малыш будет оттачивать дома. Становясь старше, дети уже не требуют постоянного контроля, однако все же нуждаются при необходимости в небольшой корректировке действий. Доброжелательность и настойчивость педагогов гарантируют быстрое усвоение гигиенических правил, которые ребенок будет использовать на протяжении всей жизни.
Массаж и гимнастика
Массаж способствует улучшению кровообращения, движению лимфы, убирает застойные явления в тканях, стимулирует обмен веществ, повышает настроение. Делать его нужно за полчаса до кормления или через минут 40 после. Температура воздуха должна быть примерно 22 — 23 градуса. Весь комплекс упражнений должен длиться 5 — 6 минут. Заниматься им должен профессиональный массажист. Тем не менее, мама может заниматься гимнастикой с ребёнком тоже: разводить ручки, поглаживать по грудной клетке, животик по часовой стрелке, стопы, спинку, кисти. Также эффективны упражнения: велосипед ножками и отведение ножек в стороны.
Гигиена — это в первую очередь купание. Нужно ли ребёнку купание? Есть такое мнение, что ежедневные купания утомляют ребёнка, и он не настолько грязный, чтобы мыть его каждый день. Если вы всерьёз озабочены здоровьем ребёнка, то ежедневное купание необходимо. Не только как очистительная, но и как закаливающая процедура. При этом 3 — 4 раза в неделю детей можно купать с мылом, всё остальное время в воде или в отваре трав.
Температура лечебной ванны должна 36 — 37 градусов по Цельсию, продолжительность купания от 8 до 10 минут. Если есть кожные заболевания, то можно купать с отваром ромашки или череды. Если у ребёнка нервная возбудимость, то можно принимать ванны с хвойным экстрактом. До заживления пупка лучше купать ребёнка в кипячёной воде в маленькой ванночке с температурой 36 градусов. После заживления пупка можно купаться в большой ванне и воду не кипятить.
Купать ребёнка лучше в большой ванне, потому что там много места и ребёнок может спокойно дрыгать руками и ногами, тратить большое количество энергии и, самое главное, в этой ванне он устанет и проголодается. А значит, с аппетитом поест и хорошо будет спать. В воде уходит гипертонус и малыш учится ощущать равновесие, владеть своим телом.
Гимнастика в воде
- до 3 месяцев выполняется в ванне, далее в бассейне;
- обычно занимает 10 — 20 мин, длительность определяется настроением малыша;
- формирует у малыша любовь к воде, позволяет чувствовать себя в ней уверенно.
Гигиена для мальчиков и девочек школьного возраста
Школьники уже имеют определенные гигиенические навыки, привитые родителями и воспитателями в детском саду. Однако воспитание продолжается и в школе, оно осуществляется педагогами и местным врачом.
В начальных классах проводятся специальные уроки здоровья. Гигиене обучают и на занятиях по обычным предметам (к примеру, в природоведении есть раздел, касающийся тела человека и ухода за ним).
В средних и старших классах школьники приобретают знания на уроках естествознания и биологии. Наибольшее значение имеет личный опыт учителей и другого персонала школы, которые должны всегда выглядеть опрятно, чисто одеваться, регулярно мыть руки, убирать за собой рабочее место.
Гигиена ребенка школьного возраста включает выполнение следующих рекомендаций:
- чистить зубы 2 раза в день;
- мыть руки после пробуждения, перед едой, при загрязнении, после посещения улицы и туалета — делать это нужно как можно чаще;
- расчесываться, с использованием личной расчески, мыть голову не реже чем раз в неделю, в жаркое время года — чаще;
- ежедневно умываться и принимать душ, каждый раз надевать после водных процедур чистое белье;
- еженедельно принимать горячую ванну, тщательно мыться мочалкой с мылом;
- стричь ногти по мере отрастания, не допускать скапливания грязи под ногтевыми пластинами;
- поддерживать чистоту в детской комнате;
- ходить в опрятной выглаженной одежде, без пятен и дырок.
Гигиена грудного ребёнка
Для ребёнка важна цикличность и ритмичность. Когда его день будет построен по одной цепочке повторяющихся действий, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно, будет уверен в следующем этапе.
Начинаться ваш день должен с ежедневного туалета. Его лучше проводить лучше перед первым или вторым кормлением. Он включает в себя уход за глазками, носовой полостью, ушами, кожей. Протираем глазки по направлению от уха к носику. Для каждого глаза смачивается отдельный тампон.
Туалет полости носа проводиться жгутиками, категорически нельзя использовать ватные палочки, потому что они достаточно толстые для маленького ребёнка и нежную слизистую очень легко травмировать. Мы смачиваем жгутики в вазелиновом масле и аккуратными движениями прочищаем носовые ходы от корочек. Ушки тоже чистим ватными жгутиками.
Обязательно нужно ухаживать за складочками малыша, после подмывания мы протираем их детским кремом или маслом. Менять подгузники необходимо часто — минимум 7 раз в сутки, так как частая смена лучшая профилактика пелёночного дерматита и опрелостей. Также профилактикой и лечением опрелостей являются: частые воздушные ванны, мази с содержанием цинка под подгузник.
Использование салфеток
Салфетки — аксессуар, который должен присутствовать в каждом доме, даже если в нем нет детей. С их помощью можно вытереть руки, высморкаться, очистить различные поверхности, поэтому они просто необходимы. Родителям следует давать ребенку с собой и влажные, и сухие бумажные салфетки, поскольку они выполняют разные функции.
- При загрязнении стола и другой мебели фломастером или карандашом, остатками пищи достаточно протереть поверхность влажной салфеткой. Ребенок должен обязательно убирать за собой.
- Когда дети простужаются, лучше использовать при насморке одноразовые бумажные или влажные салфетки. Многоразовый тканевый аксессуар будет накапливать патогенные микроорганизмы, которые вновь будут контактировать с лицом ребенка. Лучше сморкаться в бумажную салфетку и сразу ее выбрасывать
- Если малыш испачкал кожу или одежду, поранился, а поблизости отсутствует умывальник или дезинфицирующие средства, следует использовать влажные салфетки. На всякий случай родителям нужно приобрести и положить с собой сыну или дочери специальные платочки с антибактериальной пропиткой.