Почему дети в 2 года не умеют говорить, причины
В 2 года ребенок уже может общаться с близкими людьми на вербальном уровне. Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, прежде всего, носят социальный характер: с малышом мало или совсем не общаются, не развивают и не расширяют его словарный запас, не учат ориентироваться в окружающем пространстве. Чаще всего общение с младенцем сводится просто к уходу за ним. Существуют и психофизические причины: повреждения слухового и речевого аппарата, болезни головного мозга. В подобных случаях необходимо обратиться к врачам-специалистам.
Чем раньше родители малыша озадачатся проблемами развития речи, тем легче впоследствии будет взаимодействовать с ребенком в плане общения. Ведь на стадии своего внутриутробного развития дети уже могут реагировать на голоса родителей, обращенных к ним. Еще лучше, когда слова мамы и папы сопровождаются тактильными ощущениями: поглаживаниями, нежными поцелуями, легкими похлопываниями. Тогда после рождения ребенок будет реагировать на родные голоса, вслушиваться в речь взрослых.
Специалисты утверждают, что в 2 года ребенок должен уметь общаться фразой. Пусть фраза будет бытовая, максимально простая, содержать в себе указательные жесты (например, «мама, дай») и она должна сочетать в себе минимум два слова. Словарный запас к 2-м годам должен составлять 150-200 слов.
Есть еще одно явление, которое называется «речевой негативизм». Это когда дети просто не хотят общаться или учиться разговаривать в силу упрямства. Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить. Постарайтесь лучше чем-нибудь увлечь малыша, почитайте ему сказки, пословицы, прибаутки. Необходимо проявлять терпение. Даже если сын или дочь просто играют в комнате, а мама вслух читает книжку, на подсознательном уровне у них уже формируется запас слов.
не достаточное общение с малышом в семье;
не достаточное внимание, уделяемое ребенку в социальном плане;
нарушения слухового и речевого аппарата;
короткая уздечка, слабость мышц речевого аппарата;
неврологические причины, вызывающие задержку развития ребенка;
упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм».
Если в два года ребенок до сих пор не научился говорить, или разговаривает невнятно, стоит пересмотреть его питание. Возможно, малыш употребляет мягкую пищу, которая не способна тренировать мышцы речевого аппарата. Включите в его рацион больше свежих овощей, фруктов, сухариков, чтобы кроха учился грызть пищу и тщательно пережевывать.
О чем нужно подумать заранее
Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.
Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей.
Заблуждение считать, что он «разговорится». Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.
Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.
Выделим 4 этапа обучения:
Речь ребенка в 2,5-3 года
От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:
- За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
- Предложения состоят из трех-четырех слов.
- Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
- В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
- Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
- Речь становится внятной, более понятной и целостной.
- В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
- Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
- Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
- Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
- В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
- На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
- На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».
Правила развития речи
Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:
Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития. Не забывайте поддерживать зрительный контакт
Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи. Частые повторения только на пользу
Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи
Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова. Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки. Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться. Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи
Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии. Уделите внимание чтению сказок
Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет
Упражнения, направленные на развитие речи
- Изучение новых слов рекомендуется начать по группам: животные, фрукты, ягоды и так далее. Каждое слово произносится четко, при этом показывается иллюстрация. Малыш обязательно должен повторять за взрослым. Желательно добавить к предмету описание, а еще лучше сравнение (например, этот мяч большой, а тот — маленький).
- После этого малыш называет предмет самостоятельно, взрослый только указывает на него. Если ребенок допустил ошибку, поправляют его мягко и доброжелательно.
- В таком возрасте дети могут отгадывать самые простые загадки.
- Читайте малышу стихотворения, а после нескольких дней прочтения попросите его самого закончить фразы.
- В два года дети должны заканчивать не фразы, а хотя бы слова (например, мага- …зин).
Попросите ребенка создать уменьшительно-ласкательную форму слов (начинать рекомендуется с животных и их детенышей). - Задайте деткам элементарные вопросы, пусть дадут на них развернутый ответ. Примеры вопросов: зачем нужна вилка? зачем нужна вода?
Фото советы как научить ребенка говорить
Также рекомендуем просмотреть:
- Сон новорожденного
- Умственная отсталость
- Как назвать ребенка
- Как одеть ребенка на выписку из роддома
- Как обустроить детскую
- Как одевать ребенка зимой
- Как подстричь ребенка в домашних условиях
- Можно ли детям в баню
- Когда рожать второго ребенка
- Как отучить ребенка грызть ногти
- Как отучить ребенка от бутылочки
- Когда крестить ребенка
- Что делать если ребенок проглотил инородное тело
- Что делать если ребенок подавился
- Как прекратить лактацию
- Как научить ребенка часам
- Как одевать ребенка на улицу
- Что подарить ребенку на день рождения
- Газы у новорожденного
- Как отучить ребенка от памперсов
- Детская юбка своими руками
- Кофта для девочки
- Чем занять ребенка
- Как научить ребенка ходить
- Как отучить ребенка от рук
- Как хранить грудное молоко
- Как научить ребенка спать самостоятельно
- Близнецы и двойняшки
- Как купать ребенка
- Как пеленать ребенка
- Детские стрижки
- Как подмывать новорожденного
- Поделки в школу
- Кормление грудью
- Норма веса ребенка
- Жирность грудного молока
Полезные советы
Родителям стоит знать о следующих моментах:
- Занимайтесь только тогда, когда ребенок сам настроен на игру. Не стоит принуждать сына или дочь к логопедическим занятиям.
- Проявляйте больше терпения, приободряйте чадо, не ругайте его не требуйте немедленного правильного произношения.
- Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои игр и мультфильмов.
- Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, и правильное воспроизведение станет нормой, естественным процессом.
Еще одну игру на развитие речи смотрите в следующем видео.
Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
-
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
Как развивается речь к двум годам
Способность осознанно разговаривать развивается у детей постепенно, как подражание речи взрослых — сначала неосознанное, а затем сознательное. Этот процесс делится на условные этапы:
- Крик. Новорожденный младенец кричит, когда первый вдох наполняет его легкие воздухом. Пока это единственный способ малыша заявить о дискомфорте. Вскоре крик приобретает различные оттенки, становится выразительным. Родители по интонации крика быстро определяют причину недовольства;
- Гуление. В период с 2 месяцев до полугода ребенок начинает гулить, произносить различные гласные звуки, тренируя речевой аппарат. Такие эксперименты нравятся малышу, поэтому гуление выражает положительные эмоции, удовлетворение;
- Лепет. После полугода дети учатся произносить слоги. Это может произойти как в 7 месяцев, так и в 11, четких временных рамок нет. В течении нескольких недель карапуз осваивает практически все согласные звуки;
- Слова. Не обязательно первым словом малыша станет «мама», часто речевым стартом становятся односложные «дай» или «на», просьба «пить» или подражание животным «гав», «мяу» и т.д. К одному году ребенок активно использует около 10 слов, зачастую искажая их произношение;
- Сознательная речь. К двум годам словарный запас детей включает 100-300 слов. Двухлетки могут позвать родителей, попросить их о чем-то. О себе малыши часто говорят в третьем лице.
Период с двух до трех лет — невероятно важный для становления речи этап: дети как губка впитывают новые слова, повторяют много раз, пытаясь осознать смысл, нормы произношения. Если в 2 года ребенок не разговаривает совсем, это повод насторожиться и искать новые способы развивать речь малыша.
Занятия по развитию речи
Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.
Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом)
Этапы развития детской речи
1-й год
Младенец издает возгласы и звуки, когда его берут на руки. Даже крик – часто представляет из себя гласные: а, о, я, у.
Около 1,5-2 месяцев кроха может издавать: г, х, к в сочетании с гласными: «гу» или «агу». В этот период развиваются интонации.
В 6-месячном возрасте появляется лепет: ма, па, ба… Этот этап продолжается до 1 года. Маленькие слоги постепенно удлиняются в небольшие слова. К концу 1-го года кроха учится коротким словам, и понимать несложные предложения.
Поможет чтение детских книжек, игры, музыка. Годовалый малыш часто имеет 5-10 легких слов. Разберем подробно, как без логопеда научить ребенка говорить.
2-й год
Наглядно, что малыш понимает, о чем говорят взрослые. Он может повторять слова, реагирует на свое имя. Могут появиться 2-3 слова вместе.
3-й год
Самый важный период в развитии детской речи. У каждого в запасе от 70 до 1000 слов и фраз. Уже появляются предложения и масса вопросов: «Почему…?»
В это время большую пользу принесет:
- распевание песенок;
- чтение книжек;
- просмотр мультфильмов;
- больше общаться с ребенком.
4-й год
Пора учить легкие стишки, отгадывать загадки, запоминать слова песенки. Будут ошибки в падежах и числах, но уже понятно, что хочет выразить малыш.
Запас слов примерно 2000 слов. Крошка может придумывать свой язык или переставлять слоги местами. Проблемные звуки: р, л, ц.
5-й год
Словарный запас ребенка уже около 3000 слов, они могут их всячески переделывать с предлогами и прилагательными. Кроха может описывать животное или предмет, пересказывать сказку, выучить стишок. Некоторые уже хорошо считают до 10.
О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений
Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно
Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем
Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.
«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.
Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.
«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.
«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.
«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.
«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.
«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.
Правила развития речи
Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:
Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
Не забывайте поддерживать зрительный контакт
Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи
Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям
Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу
Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет
Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет
Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать это следует по определенным правилам:
Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими, иначе ребенку они быстро надоедят.
Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.
Игровая форма
Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в соответствующей форме
Она лучше воспринимается детьми, игры хорошо запоминаются.
Использование наглядных материалов
Ребенок в этом возрасте еще плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко использовать наглядный материал. Это могут быть различные карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки
Этот список ограничивается только фантазией родителей.
Почему важно не упустить момент?
Первый год очень важен, потому что в этот период формируется психика, характер, развиваются мозговые центры, отвечающие за речь.
Родному языку учат с рождения, родители, сами не догадываясь об этом, так и делают. Любая, мама, занимаясь с ребенком, меняя ему ползунки, купая, укладывая спать, называет кроху по имени, рассказывает, что сейчас они будут делать. Ребенок слушает речь мамы и учится говорить.
В первые годы жизни все процессы развития идут стремительно. К трем годам появляется фонематический слух, который лежит в основе лексической и грамматической систем. В этот период закладывается фундамент речевого развития, а в 5 лет процесс усвоения грамматики на элементарном уровне считается завершенным.
Понятно, что период до трех лет будет самым продуктивным в плане обучения речи, поэтому нужно активно общаться, используя игры, прогулки, бытовые ситуации. Если малыш пытается что-то сказать, нужно поддерживать его в этом стремлении.
Сравнивать свое чадо с другими детьми неприемлемо, у каждого процессы накопления умений и навыков протекают индивидуально. Если есть сомнения, что речевое развитие идет правильно, нужно обратиться к специалистам.
Отклонения
Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.
Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.
Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.
Как развивать речь: игры, упражнения и общение
Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.
Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:
- Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
- Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
- Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
- Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
- Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
- Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
- И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
- Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
- Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
- Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
- Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
- Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
- Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
- Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
- Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
- Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
- Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.
Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:
- Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
- Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
- Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
- Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
- Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
- Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.
Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:
- Вытянуть губы трубочкой.
- Растянуть рот в улыбке.
- Улыбнуться, показав зубы.
- Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.
Создание развивающей среды
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».
Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.
10 советов для родителей
Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:
- Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
- Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
- Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
- Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
- Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
- Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
- Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
- Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
- Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
- Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.
Нужно ли учить грамоте
Все больше современных родителей стремится к тому, чтобы их малыш уже в 3-4 года умел считать и знал весь алфавит. Нужно понимать, что мозг маленького ребенка не может воспринимать большое количество информации и концентрации его внимания не хватает на длительные уроки. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, если неправильно обучать чтению, то оно будет механическим.
Логопеды рекомендуют использовать букварь Н. С. Жуковой, где изучение букв дается в онтогенетическом порядке, то есть изучение начинается с тех букв, которые даются проще всего ребенку. Малыша нужно научить соотносить звук и букву. Не нужно заставлять детей учить к 4 годам весь алфавит
Гораздо важнее уделить внимание общему речевому развитию ребенка. Ведь правильная красивая речь − это основа успешного обучения и социализации
Что спровоцировало задержку речевого развития?
Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.
Физиологические причины:
- Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
- Наследственность.
- Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
- Нарушение слуха.
- Травмы черепа.
- Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
- Заболевания неврологического характера.
Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:
Ребенок обделен родительским вниманием.
Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно
Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
Пребывание вдали от матери.
В семье общаются на двух или более языках.
Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.