Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как научить ребенка ходить — что делать, чтобы малыш быстрее пошел

Польза

Развитие своего тела – это бесконечный процесс, который открывает вам новые и новые возможности вашего организма. Хождение на руках – это один из способов научиться управлять своим телом, координировать движения. Безусловно, это упражнение будет укреплять силу ваших рук, делать их более и более выносливыми. Оно поможет развить гибкость.

Если вы ставите перед собой цель, которая какое-то время кажется вам невыполнимой, то преодоление себя для ее достижения приводят к развитию таких важных человеческих качеств, как упорство, сила воли, терпение, трудолюбие и т.д. Любой человек в любом труде должен ставить перед собой цели, без этого невозможен рост.

Выбор обуви

Малышам, которые учатся ходить, нужна правильная обувь. Покупка детской обуви требует серьёзного и ответственного подхода. Ребёнок, нося ботиночки или сандалии, не должен испытывать дискомфорт. Рассмотрим критерии, которые надо учитывать, покупая крохе обувку. Это, прежде всего:

  • Размер. Он должен точно соответствовать размеру ноги малыша.
  • Высота пятки. Должна быть средней.
  • Подошва. Должна быть упругой, лучше с супинатором.
  • Застёжка. Оптимальный вариант – липучки.

Покупать обувь лучше с ребёнком, чтобы на месте провести примерку. Посмотрите, как чувствует себя малыш в новой обувке – комфортно ли ему, не красит ли модель кожу.

Опасное обучение самостоятельной ходьбе

Существуют безопасные детские вожжи для поддержания тела малыша во время прогулок. Сегодня в продаже можно встретить два вида: крепящиеся только по линии груди и такие, у которых дополнительный ремень проходит через пах. Опытным путем мамы выяснили, что лучше выбирать те, у которых поддержка осуществляется только с помощью ремня на груди. Модели, имеющие дополнительный ремень, при падении смещают центр тяжести так, что, когда мама тянет вожжи вверх, чтобы предотвратить падение, тело ребенка стремится занять горизонтальное положение, из-за чего кроха рискует удариться головой о землю.


Безопасные вожжи

Не нужно стремиться приучить ребенка рано ходить. Лучшее, что могут сделать родители для своевременного и здорового прямохождения, – физические упражнения по рекомендации доктора и длительное ползание. Здоровый ребенок сам решит, когда он может сделать первый шаг, что непременно порадует его родителей.

Правильная помощь ребенку при ходьбе

Несмотря на то, что родители не должны никак торопить малыша в вопросах освоения ходьбы, оказать помощь они ему все-таки могут. Вся суть в постановке вопроса: правильно думать не о том, как малыша научить ходить, а о том, как стимулировать его к самостоятельным попыткам.

Упражнения для ускорения развития

Для того чтобы ребенок раньше начал вставать на ноги, с ним нужно заниматься с трех месяцев на фитболе, посещать бассейн и увлекать ползанием с 6 месяцев:

  • на фитболе тренируется вестибулярный аппарат, малыш учится управлять своим телом, укрепляются мышцы спины;
  • плавание в бассейне или большой ванне многократно ускоряет физическую активность;
  • ползание мотивирует ребенка двигаться, достигать цели самостоятельно, а также укрепляет ноги, руки и спину.

Интересно! Для того чтобы увлечь малыша ползанием, его нужно положить на пол, который предварительно разрешается застелить тканью, и разложить вокруг него крупные яркие игрушки. Грудничок, решив завладеть какой-то из них, должен будет доползти до своей цели.

Упражнения для раннего возраста

Правильно учить ребенка ходить вперед, не нарушая физиологических особенностей, можно с помощью подвижной опоры. Это может быть специальная консоль на колесах, полная ярких кнопок, а может быть устойчивая кукольная коляска или даже обычный пылесос. Малыш, держась за устойчивый, но движущийся предмет, будет тренировать свою походку. Родители лишь должны быть уверены в том, что опора действительно устойчива и не поедет слишком быстро.

Движущаяся опора

Хождение за руки

Стремление родителей помогать малышу ходить не должно сводиться к хождению за руку. Существует несколько веских причин этого не делать:

  1. При падении прикованный за руку ребенок к родителю может вывихнуть себе кисть, особенно, если взрослый попытается подтянуть малыша за руку к себе.
  2. Эта техника хождения препятствует обучению правильному падению, при котором руки ребенка должны выставляться вперед.
  3. Мамина спина скоро даст о себе знать, если она бесконечно будет в полусогнутом состоянии водить грудничка за руки.

Как помочь ребенку сделать первые самостоятельные шаги

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая» малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Движемся к самостоятельным шагам

Чтобы научить ребенка ходить без поддержки и страховки, сначала его нужно научить ходьбе именно с ними. То есть дать навык передвижения «почти самому», не по статичной опоре в виде диванов или шкафов. Создать такое ощущение, подарив радость движения и постепенно пробуждая желание двигаться без посторонней помощи, можно с помощью следующих приемов и приспособлений.

  • Обруч поможет довольно быстро обучить ходьбе кроху, который умеет стоять, но боится передвигаться. Карапуза нужно поместить внутрь круга так, чтобы его ручки держались за обруч, понемногу перемещая обруч вперед. Похвала и поддержка мамы будут лучшим стимулом для ребенка. Скоро он поймет, сколько радости можно получить, передвигаясь таким способом. Постепенно и страх бросить опору пройдет.
  • Такой же страховкой от неожиданных падений служат специальные детские ремешки-поводки, за которые кроху поддерживают родители, пока он топает. Такие «вожжи» помогут малышу не бояться падений, но при этом активно ходить.
  • Коляска или игрушка-каталка. Толкая эти предметы перед собой, ребенок может передвигаться, а мама не будет бояться, что он упадет. Но подстраховывать кроху, находясь рядом, все равно нужно, ведь неожиданностей исключать нельзя.
  • Освобождаем руку. Водя малыша по комнате за обе ручки, постепенно его приучают держаться только за одну руку. Для этого в его вторую ручку можно вложить любимую игрушку и предлагать, к примеру, отнести ее папе или на место. Это улучшит способность держать равновесие.

Когда малыш научится уверенно топать, держась за одну руку, самым последним этапом обучения навыку самостоятельной ходьбы станет провокация малыша отпустить руку взрослого

Для этого важно создать добрую атмосферу, улыбаться крохе, подбадривать его, говорить, какой он умница

Пусть папа ведет ребенка за ручку, а впереди ждет мама, зовя в объятия или маня игрушкой. Нужно сделать так, чтобы рука папы оторвалась от ручки карапуза примерно за пару шажков от мамы, чтобы малыш сделал их, не успев испугаться, а ощутив на секунду себя свободным. Если все получилось, ребенка нужно обнять и похвалить. В следующий раз папа отпускает ручку чада на один шажок раньше, затем еще на один. Но при этом остается готовым подхватить кроху, если он все-таки начнет падать.

Если родители будут действовать последовательно и терпеливо, не форсируя события, принимая свое чадо таким, какое оно есть, то в конце концов они дождутся счастливого момента, когда ребенок научится ходить без их помощи, ощутит себя самостоятельным и свободным.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Развитие навыка ходьбы у детей

Проделывая такую огромную работу, малыши очень быстро устают, начинают капризничать. Поэтому внимательно отслеживайте признаки переутомления ребенка и вовремя укладывайте его на дневной или вечерний сон.

Вам следует также уделять несколько минут в день гимнастике с малышом, которая укрепит еще не до конца развитую костно-мышечную систему организма, ведь мышцы и суставы, работа которых связана с прямохождением, испытывают новую, непривычно большую нагрузку.

Для уменьшения риска деформации костей и скорейшей адаптации мышц и суставов к новым нагрузкам регулярно выполняйте упражнения, укрепляющие весь мышечный корсет малыша, а также вводите новые элементы, направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепляющие те мышцы, и связки, которые больше всего задействованы при ходьбе.

Учитывайте также тот факт, что физическое развитие каждого ребенка происходит по индивидуальному графику — не у всех одинаково. Все вышеперечисленные сроки несколько усреднены и дают представление о развитии так называемого среднестатистического и полностью здорового малыша.

Однако для общей оценки развития детей младшего возраста используются определенные критерии и лимиты по времени, так как это дает возможность вовремя отследить возникшие отклонения от нормы и предупредить их дальнейшее развитие.

Например, если в возрасте 10-11 месяцев ребенок не делает попытки или не может самостоятельно сидеть (ползать, вставать), то следует обратиться за консультацией к врачу, так как данная задержка в развитии может быть связана с рахитом или дистрофией мышц.

То же самое относится и к недоношенным детям, а также к малышам, матери которых во время беременности перенесли различные инфекционные заболевания, влияющие на физические и умственные способности будущего малыша.

Далее вы сможете ознакомиться с упражнениями для ребенка, чтобы он научился правильно ходить.

Как понять, что малыш готов

Возраст, в котором карапуз сделает свой первый шаг, индивидуален. По мнению ортопедов, у большинства детей это случается в 1 год, но все равно всех подгонять под стандарты не стоит. В конце концов, на показатель влияет генетика, темперамент (сангвиники и холерики идут быстрее меланхоликов и флегматиков), климат (южане развиваются быстрее северян), наконец, болезни и стрессы.

Общеизвестный факт, что дети, растущие в благоприятной обстановке без конфликтов и ссор со стороны родителей, быстрее делают первые шаги (порой даже в 10 месяцев), нежели те, кто живет в постоянной ругани и криках. Кстати, стресс могут спровоцировать не только они, но и частые переезды, чужие люди в доме.

Болезнь – еще один неблагоприятный фактор. Даже банальная простуда способна отсрочить наступление заветного часа, поэтому если малыш ее перенес, торопиться с помощью ему в ходьбе пока не стоит.

В идеале, важно просто понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что он способен сделать свои первые шаги. Итак, присмотритесь внимательно

Если Вы заметили, что карапуз:

  • в силах подняться, удерживаясь за что-то;
  • передвигаться вдоль опоры;
  • путешествовать из комнаты в комнату на четвереньках;
  • ходить за руку;
  • покорять небольшие горизонты и залезать на невысокие стулья…

Значит, он готов ходить. Непосредственно на это указывает и тот факт, что делается все это с огромным удовольствием.

Ежели Вы чаще всего подталкиваете его к этим действиям, а сам он радости от них не получает, остановитесь. Не стоит торопить события, чтобы не столкнуться лицом к лицу с неприятными последствиями. В конце концов, если время идет, а ребенок ходить желания не изъявляет, есть смысл показать его врачу. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС способны тормозить навык самостоятельного хождения. Причем в большинстве своем они поддаются коррекции. Нужны лишь своевременная диагностика и лечение.

Как научить ребёнка рано вставать

Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.

Мотивация

Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.

Стакан воды

Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.

Зарядка

Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.

Трекеры сна

Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего. 

Упражнения для подготовки

  • Походите на четвереньках, растопырив пальцы, для того, чтобы площадь опоры была больше (так нужно делать во всех упражнениях).
  • Опираясь на руки, опуститесь назад и походите вперед и назад в таком положении.
  • С опорой на руки нужно сделать шаг вперед и подбросить ноги настолько высоко вверх, насколько сможете. Усложнение упражнения: «ножницы» ногами в воздухе.
  • Полностью перенесите вес на руки и подбросьте таз вверх, ноги при этом должны быть согнуты в коленях. Повторите с прямыми ногами.
  • Постойте на руках так, чтобы ноги опирались на возвышенность.
  • Поднимитесь по стене ногами.
  • Забросьте ноги на стену (первое время это можно делать с помощником, впоследствии начнет получаться и самостоятельно).

С помощью этих упражнений вы почувствуете баланс, научитесь удерживать равновесие в различных положениях, а также будете более уверенно себя чувствовать вверх ногами.

Страх упасть может стать одной из главных преград. Поэтому на первых порах лучше окружать себя подушками, сложенными одеялами или гимнастическими матами, если тренируетесь в спортивном зале. Попробуйте несколько раз встать на голову и упасть специально. При этом необходимо правильно сгруппироваться. Так, тело поймет, что в падении нет ничего страшного, и вы сможете продолжать обучение.

Любую тренировку, как и всегда в спорте, начинаем с разминки. Это обязательно, иначе запястья и плечи потом будут болеть, а также повысится риск травмы. Можно разминаться, поднимаясь с запястий на кулаки. Если с непривычки болевые ощущения все равно будут, защитите запястья при помощи эластичных бинтов или напульсников. Повращайте запястьями, лодыжками и шеей. Дотянитесь до пальцев ног и постойте так полминуты. Сделайте 30 прыжков по схеме «ноги врозь — ноги вместе». Если условия позволяют, можно совершить небольшую пробежку для разогрева.

Как научить ребенка ходить: помогаем, развиваем навык

Хотите научить ребенка ходить? Прежде важно удостовериться, что малыш готов к этому важному процессу: он без проблем встает с колен, может долго стоять у опоры, пытается ходить вдоль мебели. Ваша задача: оказать поддержку в развитии столь важного навыка:

  • Подберите подходящую обувь. Она должна быть натуральной, с жестким задником, с хорошим супинатором. Это позволит поддержать стопу. Не допускайте болтания детской ножки.
  • Ходите вместе босиком. В теплое время года обязательно нужно ходить без обуви. Чаще выезжайте на природу, где можно походить по траве, песку, камням. Это укрепляет мышцы, суставы, связки.
  • Не давайте малышу бегать по паркету, кафелю, линолеума. На такой поверхности дети стоят неустойчиво, часто падают. Как вариант, можете приобрести носочки, у которых подошва сделана из резины.
  • Позаботьтесь об экипировке. Голову малыша, который учится ходить, нужно особенно беречь. Можно купать защитный шлем.
  • Обеспечьте нужный простор. Для перемещения детям требуется много пространства. Нужно заранее убрать лишние предметы — все, что может попасться на пути.

На крайний случай, если переживаете, что ребенок может упасть и сильно удариться, возьмите вожжи. Кому-то может показаться, что такой способ не является гуманистическим. Тем не менее, им пользуются многие родители. Им кажется, что так малыш будет в безопасности. Специалисты же утверждают, что малыш должен учиться падать. Вожжи же этому мешают. Да и ребенок «в упряжке» смотрится дико. Как только ваш малыш сделает первые шажочки, будьте максимально бдительными.

Позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не было острых и тяжелых вещей. На углы мебели имеет смысл поставить защиту, на розетки — заглушки. Не стоит забывать и про горячие предметы

Важно убрать из доступной зоны бытовую химию, лекарственные средства и косметику. Подготовьте все, что поможет исследователю безопасно покорять мир

Пусть ваш малыш всегда будет здоров!

Как быстро научить ребенка ходить?

Первым признаком того, что карапуз скоро самостоятельно пойдет являются его уверенные шаги вдоль стены или другой опоры в виде дивана, манежа или прочих устойчивых предметов интерьера. Если кроха уже может самостоятельно стоять на ногах и уверенно сидеть, а также двигаться рядом с опорой держась за нее одной или двумя руками, значит его уже можно обучать ходьбе, не боясь ему навредить. Именно этот этап является самым оптимальным временем для обучения правильному прямохождению без поддержки.

Чтобы научить карапуза самостоятельно шагать, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Во время ходьбы поддерживать ребенка подмышки — ребенка необходимо взять подмышки и начать двигаться вместе с ним вперед. Впереди должен стоять второй родитель, который перехватит ребенка, когда тот будет самостоятельно шагать. Второй взрослый должен стоять лицом к шагающему младенцу и протягивать к нему руки. Малыш берется за опору, а удерживающий его родитель отпускает его. Выходит, что ребенок идет самостоятельно, удерживая равновесие при помощи рук. Казалось бы, что карапуз двигается так же как и вдоль опоры, но при этом по совершенно другой траектории, которая помогает ему научиться ориентироваться в пространстве

Таким способом ребенка можно быстро и правильно научить прямохождению.

Привлекать внимание крохи — чтобы малышу было интереснее ходить, на его пути можно раскладывать любимые игрушки карапуза. Он будет тянуться к ним, совершая первые неуверенные шаги.

Безопасность прежде всего

  • Постоянно следить за карапузом — за ребенком, который только начинает ходить нужно тщательно следить, чтобы во время неловких шагов он не упал или не присел слишком резко, испугавшись при этом своих движений. Если такое произойдет и ребенок испугается, то ходьба у него будет вызывать не веселье, а страх в результате чего он от нее просто откажется. Поэтому первое время ребенка нужно страховать, подхватывая его при покачиваниях и наклонах.
  • Обезопасить дорогу, по которой будет ходить ребенок — в первое время по предполагаемой дорожке, выбранной для ходьбы, нужно разложить подушки, чтобы уберечь карапуза от травм во время попыток к самостоятельному хождению.
  • Остерегаться длительной ходьбы — если малыш пока ходит неуверенно и раскачивается из стороны в сторону, то тренировки должны быть короткими, так как они вредны для неокрепшего позвоночного столба и могут негативно сказаться на формировании осанки. Ребенка следует научить садиться из положения стоя, чтобы он мог сам отдыхать, устраивая себе перерыв и разгрузку для нижних конечностей.
  • Использовать поводки для прогулок на улице — на начальном этапе лучше всего применять страховочные ремни, которые закрепляются подмышками ребенка и позволяют удержать его от падения. Однако использовать их можно только тогда, когда малыш уже более-менее освоил навык ходьбы, а не тогда, когда он научился двигаться только вдоль опоры.

Если карапуз с раннего возраста начинает интересоваться ходьбой, не нужно его одергивать. Каждый малыш индивидуальность и развивается он по своему графику, поэтому ранние первые шаги не могут нанести ему вреда, так как он уже готов к ним. Однако если ребенок протестует и капризничает во время обучения ходьбе, то тренировки лучше приостановить, чтобы избежать проявления негативных эмоций в дальнейшем.

Первые шаги

Как только малыш начинает проявлять самостоятельность и передвигаться с помощью опоры, родители начинают задумываться, что делать дальше, как правильно научить ребёнка ходить.

Вот некоторые советы:

  • Дайте крохе почувствовать свою поддержку. Например, взявшись за руки, устраивайте небольшие круизы по квартире.
  • Приобретите специальные толокары – игрушки, которые можно толкать впереди себя. Это может быть машинка с ручкой или кукольная коляска.
  • Уберите подальше ходунки. В этот период ребёнок должен учиться ходить естественным образом.
  • Подберите интересные места для прогулок.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Все детки развиваются индивидуально, а такое сравнение может отбить у вашего чадо всякое желание развивать самостоятельную ходьбу.
  • Изучите в Интернете наглядные фото-инструкции, как научить ребёнка ходить.

Самое важное в этот период жизни малыша – поощрять его самостоятельность. Это значительно ускорит процесс освоения навыка ходьбы.

Виды плоскостопия

По времени возникновения плоскостопие делится на две большие группы: врожденное и приобретенное.

Врожденное плоскостопие появляется в результате врожденных пороков стопы, данный вид встречается достаточно редко, всего в 3% случаев.

Приобретенное плоскостопие может возникнуть в любом возрасте, оно включает в себя следующие формы:

  • статическое плоскостопие;
  • травматическое;
  • рахитическое;
  • паралитическое.

1

Плоскостопие. Лечение деформаций и заболеваний стоп

2

МРТ в МедикСити

3

Плоскостопие. Лечение деформаций и заболеваний стоп

Степени плоскостопия

Плоскостопие — такое заболевание, которое достаточно быстро прогрессирует. Выделяются 3 степени заболевания.

1 степень (слабовыраженное плоскостопие) проявляется вследствие слабости связочного аппарата. Форма стопы не изменена, но к концу дня после длительной ходьбы появляются боли в ногах. После отдыха боли, как правило, проходят. Походка при данном заболевании становится менее пружинистой, к вечеру стопа отекает.

2 степень (комбинированное плоскостопие). На этой стадии уплощение стопы уже заметно. Стопа расширяется, походка становится тяжелой, ходьба затруднительной. Боль усиливается и охватывает не только стопы и голеностопные суставы, но и доходит до колена.

3 степень (резко выраженное плоскостопие). Сильная деформация стопы приводит к изменению пальцев, большой палец отклоняется наружу. Ощущается постоянная боль в стопах, голеностопных и коленных суставах. Возможны различные нарушения — остеохондрозы, артрозы, сколиозы, межпозвонковые грыжи. Тяжело ходить даже в медленном темпе и на непродолжительные расстояния. Пациент уже не может передвигаться в обычной обуви.

Разновидности плоскостопия

Встречаются следующие виды плоскостопия: поперечное (распластанность переднего отдела стопы), продольное (уплощение продольного свода стопы) и комбинированное (сочетающее в себе продольную и поперечную деформации стопы). Это означает, что заболевание может спровоцировать изменение стопы как в ширину, так и в длину. При комбинированном плоскостопии появляется двухсторонняя деформация.

Продольное плоскостопие чаще всего появляется в 16-25 лет и встречается в каждом пятом случае. Основная причина — неразвитые мышцы. Под действием веса тела продольные своды уплощаются, стопа становится удлиненной. Походка становится неуклюжей, с разведенными в сторону носками.

Поперечное плоскостопие может быть как врожденным из-за слабости соединительной ткани, так и появиться у женщин после длительного хождения в обуви на высоком каблуке. В этом случае уплощаются поперечный и передний своды стопы. Упор приходится на головки всех 5 костей, большой палец отклоняется в сторону, происходит его вальгусная деформация, появляются «шишки на стопах».

1

Плоскостопие. Диагностика и лечение

2

Плоскостопие. Диагностика и лечение

3

Плоскостопие. Диагностика и лечение

В каком возрасте дети начинают ходить самостоятельно

Врачи считают нормальным, если в промежуток 9–18 месяцев дети начинают ходить. Процесс индивидуален для каждого, поэтому не совсем корректно называть точный возраст. Но есть факторы, от которых зависит когда ребёнок порадует маму и папу первыми самостоятельными шагами.

  1. Наследственность. Обычно у родителей, которые сами пошли в годик или в более младшем возрасте, дети также начинают ходить самостоятельно раньше сверстников.
  2. Телосложение. Упитанный ребёнок позже начинает двигательную активность (встаёт на ножки, переворачивается, садится, самостоятельно ходит) по сравнению с худенькими детьми такого же возраста.
  3. Пол малыша. Чаще всего мальчики осваивают ходьбу позже девочек.
  4. Склад характера. Непоседа стремится больше узнать об окружающем мире, поэтому и ходить без помощи взрослых часто начинает раньше, чем спокойные сверстники. Уравновешенные дети-созерцатели осторожнее подходят к этому процессу, поэтому позже осваивают навыки самостоятельного передвижения.

Обеспокоенность родителей по поводу того, что малыш в 12, 14 или 15 месяцев ещё не ходит, понятна. Но всеми силами пытаться заставить ребёнка сделать первые шаги без поддержки — ошибочный путь. Когда придёт время, он и сам научится. Важнее обеспечить нормальное физическое и эмоциональное развитие и, конечно, выяснить причину того, почему он не стремится пойти самостоятельно.

Когда дети начинают ходить самостоятельно

Каждый ребенок учится ходить в свое время. Одни становятся у опоры в 9 месяцев, другие – только в год. И тот, и другой вариант срока является нормой. Педиатры отмечают немало детей, сделавших свои первые шаги не в 10 месяцев, и не в год, а в полтора. Это не является отклонением. Все зависит от того, насколько организм готов к вертикальным нагрузкам:

  • насколько крепким стал скелет;
  • способны ли мышцы поддерживать спину;
  • окрепли ли ножки.

Сначала в возрасте 5-6 месяцев груднички начинают ползать. Это очень важный этап формирования опорно-двигательного аппарата. Не стоит его игнорировать или пытаться пропустить. Именно во время ползанья крепнет спина младенца. Чем дольше она будет задействована в горизонтальном положении, тем меньше проблем со здоровьем позвоночника будет в будущем.

В 8-9 месяцев детки обычно впервые пробуют встать, держась за опору. Эту картину можно наблюдать в кроватке или манеже, когда у грудничка появляются силы подтягиваться, держась руками за бортики. Ножки к этому времени тоже уже окрепли и могут выдерживать вес всего тела

Очень важно не торопить ребенка и не предлагать вставать снова и снова. Организм сам знает, сколько времени он может самостоятельно простоять у перил

Стоит у опоры

Внимание! Принуждать ребенка до полутора лет стоять или ходить с целью удовлетворения собственной совести недопустимо

Оптимальный период обучения

Раньше 9-10 месяцев тема вертикального положения для ребенка вообще не должна подниматься. Впервые обсудить ее можно не тогда, когда всем кажется, что уже пора, а тогда, когда ребенок вдруг встанет сам.

Ничего нет страшного в том, что малыш в 10-11 месяцев еще не пытался стоять. Это говорит лишь о том, что его тело недостаточно окрепло. Когда грудничку уже исполнился год, нужно ответственно подойти к вопросу перехода в вертикальное положение. Отсутствие стремления у ребенка в этом возрасте к вставаниям у опоры должно насторожить. Если у малыша не получается подниматься, держась за мамину руку или бортик кровати, следует посетить ортопеда и невролога для диагностики развития.

Когда можно учить делать первые шаги

О том, как научить ребенка ходить, можно задумываться после того, как он уже натренировался самостоятельно стоять у опоры и передвигаться вдоль нее приставным шагом. Неправильно вести учет сроков, в которые ребенок должен уложиться. Если в год этого не происходит, не нужно хватать за руки ребенка и насильно ставить на ноги. Правильнее будет заняться гимнастикой и физкультурой, направленной на укрепление мышечного скелета и тренировку опорно-двигательного аппарата.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий