Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как хвалить ребенка: меры поощрения за хорошее поведение (примеры, рекомендации)

Как часто и за что хвалить ребенка?

Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.

Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.

  • Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
  • Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:

Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).

И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.

К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.

Чем вредна неправильная похвала

  1. Привыкание к похвале
    Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей
  2. Потеря интереса
    Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем.
  3. Манипулируя с помощью похвалы
    Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.

Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.

  1. Больше не рад.

Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».

  1. Пропадает мотивация

Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.

Искусство похвалы: как подобрать слова

Не все родители знают, какими словами это лучше делать. Бывает, ребенок что-то рисует, показывает родителям, а те в ответ называют его художником или настоящим талантом. Или ещё ситуация: малыш ловко скатился с горки, а ему родители говорят, что это было великолепно. Такое злоупотребление оценочными словами обесценивает их. Если ребенок слышит их постоянно, они перестают для него что-либо значить

Поэтому важно правильно подбирать слова. Но не нужно переживать, умело похвалить можно и без приевшегося слова «молодец»

Для дошкольников

Дети хорошо умеют отличать ложь от правды, поэтому все комплименты должны быть искренними. Иначе в его сознании закрепиться мысль, что вранье — это норма. К тому же, он вряд ли будет откровенничать в беседах с родителями из-за потери доверия.

Психологи рекомендуют описывать поведение ребенка, и говорить о конкретных вещах. Например, вместо того чтобы называть его добрым, укажите почему именно.

Цените и поощряйте самостоятельность ребенка. Вместо общения в приказном тоне, спросите, когда он наведет порядок в комнате. Также поинтересуйтесь, в какой кружок он хочет пойти, подчеркнув при этом, что родители полностью доверяют его выбору.

Акцентируйте внимание на сильных качествах ребенка. Например, скажите, что он хорошо умеет общаться со сверстниками, отлично читает, талантливо рисует или красиво поет

Но делайте такие комплименты в случае, если это правда.

Для школьников

Подростковый период является трудным, и нелегко подобрать слова похвалы для такого школьника. Они уверены, что ни родители, ни учителя их не понимают. Подростки нуждаются в том, чтобы их воспринимали как личностей, и понимали, а также одобряли их особенности. Им не обязательно, чтобы их считали лучшими, для них важнее быть особенными. Поэтому не любят, когда говорят, например, что они были лучшими в футбольной команде. Это может натолкнуть подростка на мысль, что его оценивают не исходя из особенностей, а по их действиям. Это приведёт к тому, что он начнёт видеть в сверстниках не друзей, а соперников. Например, если подросток что-то нарисовал, постарайтесь выделить какие-то особенности картины, а не оценивайте рисунок целиком. Например, скажите, что на портрете он хорошо передал эмоции. Или использовал интересные обороты в сочинении. Делайте акценты на особенностях. Например, скажите, что этот наряд хорошо сочетается с цветом глаз. Подростки любят экспериментировать с внешностью. В ответ на новую прическу чада ответьте, что она подчёркивает индивидуальность.

Хвалите ребенка за приложенные усилия. Так родители способствуют развитию гибкости характера. Ориентируйтесь не только на результат, но и на затраченные усилия. Например, скажите, что он молодец, довел работу до конца, хоть это и заняло много времени.

Для школьников важно, чтобы родители проявляли сочувствие. Например, когда он учит иностранный язык, подчеркните, что и вам в детстве этот язык давался с трудом

О других особенностях воспитания мальчиков и девочек мы уже рассказывали.

Почему это важно?

Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.

Поэтому поощрения и наказания являются действенными способами оценки поведения ребенка. С их помощью малыш понимает, как поступать можно, а как нельзя. Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности.

Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям

Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками

Хвалим ребенка правильно

Итак, похвала, что бы там ни говорили, необходима и родителям, и малышу. Поговорим, как это делать правильно. Да-да, здесь вполне можно наделать кучу родительских ошибок, так что похвала в конечном итоге принесет малышу не пользу, а вред. Поэтому, хваля своего сынишку или дочурку, необходимо помнить о некоторых правилах.

Похвала должна быть конкретной. Точнее говоря, за какое-то конкретное дело, выполненное ребенком, а не «вообще» и не «на всякий случай». При этом малышу следует объяснить, что именно он сделал хорошо и за что именно мама или папа его хвалят.

При этом за какое-то элементарное действие, которое дается малышу легко, хвалить необязательно. А вот если крохе пришлось потрудиться, проявить усердие и старание, тогда похвала придется кстати. В следующий раз ребенок ту же или другую работу будет стараться выполнить еще лучше. Поэтому, похвалив ребенка, в следующий раз правильным будет поручить малышу более сложную работу и сказать, что мама с папой уверены, что он выполнит ее хорошо. Это придаст ему уверенности в своих силах и возможностях, а, следовательно, порученная работа и впрямь будет выполнена со старанием.

За повседневные, рутинные действия (например, за уборку игрушек, самостоятельное умывание и т. д.) хвалить не надо. Ребенок должен понимать, что это – его нормальная, повседневная обязанность. Иначе может так случиться, что малыш станет ожидать родительской похвалы и одобрения за каждый свой шаг и каждое свое действие и в результате вырастет инфантильным и неспособным к самостоятельности.
Хвалить нужно своевременно, а не через день или через два после выполненной ребенком работы. Иначе весь назидательный и воспитательный смысл похвалы утрачивается.
Поощряя малыша за какое-то действие, ни в коем случае не следует сравнивать его с другими детьми – ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Если сказать, что, к примеру, его рисунок лучше, чем у братика или соседской Машеньки, ребенок может начать гордиться и ощущать свое превосходство над другими детьми. Это далеко не самые лучшие человеческие чувства, поэтому следует оберегать от них малыша. А если ему сказать, что он рисует плохо, а другие дети – лучше, то это почти наверняка вселит в кроху чувство неуверенности в себе и зависти к другим детям. Что, конечно же, тоже нехорошо.

Похвалив ребенка, нужно обнять его и поцеловать. Это убедит кроху, что родительская похвала – искренняя. А коль так, то и в дальнейшем все порученные ему дела ребенок будет выполнять с охотой и радостью. Разумеется, похвала должна быть искренней. Любую фальшь со стороны взрослых дети чувствуют очень хорошо. И потому если в этом деле сфальшивить, вряд ли малышу в следующий раз захочется что-нибудь делать со старанием. В результате из него вырастет безынициативная и нетворческая личность.
Если, по мнению родителей, хвалить малыша особо не за что, все равно это нужно делать

Ведь выполняя какую-то работу, он старался! А то, что она не слишком получилась – неважно. Мало у кого работа получается хорошо с первого раза – даже у взрослых

Ничего, в следующий раз получится обязательно! А в данном случае старания важнее, чем результат.
Разумеется, хваля ребенка, нужно учитывать его возраст. В самом деле: смешно хвалить 7-летнего малыша, если он самостоятельно умылся. А вот если он помог маме убраться в квартире или прибить папе полочку, тогда другое дело. Это уже будет правильная похвала, соответствующая возрасту ребенка.

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности

Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям

Рекомендации родителям

Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное — мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений

Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: «хорошо-хорошо, иди поиграй».
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам

Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

Почему нужно хвалить своих детей?

Что выбрать для воспитания – критику или похвалу? Психологи единодушны: никакой критикой не добиться того, что можно добиться искренней похвалой.

Что такое похвала для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста?

  • Ориентир. Ребёнок сделал что-то и заслужил похвалу старших. Для него знак, что он совершил правильный поступок, и малыш постарается его повторить.
  • Стимул. Услышав похвалу раз, ребёнку захочется и дальше действовать так, чтобы его хвалили чаще. Добрые слова в наш адрес позволяют нам почувствовать эмоциональный подъём, придают чувство уверенности в собственных силах.
  • Защита. Похвала повышает самооценку ребёнка. А ребёнок, уверенный в себе, вряд ли станет мишенью для насмешек сверстников и вряд ли будет по чужой просьбе делать то, что ему делать не хочется. Если похвалы в его жизни достаточно, он не будет искать её повсюду, у чужих людей, и пытаться заслужить её всеми правдами и неправдами.

Ошибки родителей в поощрении

  • Никогда не сравнивайте детей, особенно в одной семье (братья, сестра). Если старший ребенок отлично рисовал, не нужно младшему об этом говорить. Возможно, у него есть другие таланты.
  • Не нужно использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем сказать, что там можно было бы сделать и получше. Критику малыш запомнит надолго, а про похвалу забудет совсем
  • Не ждите, что ваш ребёнок будет идеальным. Иначе потом можно сильно разочароваться.
  • Не следует обманывать малыша в похвале или преувеличивать его успех. Ваши слова должны быть настоящими, от всего сердца.
  • Не переусердствуйте с похвалой, во всем должна быть мера. В противном случае, ребёнок перестанет стараться сделать что-то хорошо, зная, что его все равно похвалят
  • Не нужно напоминать ребёнку о прошлых неудачах

Как правильно, когда и за что хвалить детей — рекомендации психолога

Важно понимать, как хвалить детей. Советы психологов в этом случае практически одинаковые — хвалить только по делу, например, за отличную работу по дому или за хорошую оценку

Не игнорируйте достижения.

Также похвала должна быть безусловной. То есть, нельзя сравнивать воспитанника с другими. Также не допускаются уточнения вроде «но…». Желательно хвалить детей без перехода на личности. Это же касается и осуждения поступков.

Мальчиков

Хвалите мальчиков за их поступки, а не их самих. Некоторые мамы употребляют чрезмерно много фраз со словами «умный», «красивый», «лучший». Но это способствует развитию высокого и не обоснованного самомнения. Ему начинает казаться, что он и так лучше всех, и дальше не нужно стараться. Побуждайте мальчиков к совершенствованию и оценивайте результаты его работы. Это не значит, что такие слова не стоит употреблять вовсе, а делать это уместно. Вместо того, чтобы называть его солнышком, покажите гостям машинку, которую он сделал из конструктора. Для него это лучшая похвала.

Оценивайте старания, даже если они не увенчались успехом. Ничего страшного, что он не выиграл в конкурсе в детском саду, зато старался и несколько дней усердно готовился.

Девочек

Не слишком часто акцентируйте внимание на красоте дочери. Из-за этого у неё сложится ложное представление, будто именно красота, а не ум и упорство является ключом к успешной жизни

При общении с девочками важную роль играют эмоции. Обычное слово «спасибо» можно сказать разными интонациями. Иногда важнее то, как человек говорит, а не что.

Ошибки

Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.

При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто»

Так родители только обесценивают поступок дошкольника.
Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания

Только тогда получится вырастить полноценную личность.

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

Мнение детского психолога Натальи Ломилиной:

Наталья специализируется на работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителями. А также сама мама 2х подростков.

Вообще, я против наказаний. Я за договорённости. В нашем обществе всё больше формируется тенденция, что ребенок личность с самого рождения. И это правильно.

Если говорить про наказание подростков — это делать уже поздно. Это уже сформированная личность

Если к этому времени вы не научились находить общий язык с ребёнком, то стоит не искать способы наказаний, а больше уделить внимание вопросу как договориться с ним

Конечно, любой родитель хочет послушания от малыша: Я сказал — ты сделал. Что не понятно? Но давайте задумаемся, чего мы хотим? Воспитать солдата, который выполняет команды? Да, до определённого возраста это удобно. Но в будущем вас ждут последствия.

Воспитанный так, привычный к наказанию, человек будет всегда искать того, кто будет им командовать. Для него привычна такая система взаимодействия. А командиром могут оказаться деспотичный супруг, начальник, плохая компания. Такие люди ждут указаний, не склонны думать и принимать взвешенные решения и говорить нет.

Можно ли часто хвалить ребенка?

Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах. Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.

Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу.

Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения.

Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть.

Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

Наказание детей или поощрение для воспитания лучше?

Что в воспитании детей лучше работает: наказание или поощрение?

Казалось бы банальный вопрос, и любой родитель, пребывающий в благодушном настроении скажет: «Зачем же наказывать детей? Надо воздействовать словом, примером…» И будет, естественно, прав по всем канонам педагогики. Но тот же родитель на третьем часу препирательства с ребенком по пустяковому поводу или истерики дитяти на пустом месте, уже задумается над ответом.

Что такое наказание?

Наказание — это физическое, материальное или психологическое воздействие негативного характера на того, кто совершил проступок.

Зачем мы хотим наказать ребенка? Наверное, можно предположить, мы наказываем детей, что научить их что-то не делать. Хотим, чтобы они исправились и стали нам, родителям, беспрекословно подчиняться. Потому, как мы, АПРИОРИ, знаем лучше, у нас больше опыта, мы много прожили на свете лет. Впрочем, все это на виду и выскакивает из головы на автомате. А если задуматься?

Может, мы наказываем детей потому, что у нас уже не хватает терпения выдерживать их выходки? Что нас переполняет гнев? Что мы просто не знаем, как их воспитывать? И надавить авторитетом в любом виде, ремня или нотации, для нас единственный выход?

Защитники традиционного воспитания скажут: «Детей испокон веку наказывали и наказывали физически». Да, наказывали, но сказать, что это сильно меняло детей, заставляло их слушаться и с радостью подчиняться, не скажешь. Дети принимали наказание, затаивали злобу, взращивали в себе агрессию или, в худшем случае, ломались и «зарабатывали» психическую травму.

Что же на самом деле происходит с ребенком, когда его наказывают?

Одно неправильное поведение ребенка заменяется другим поведением, так же не правильным. Ребенок начинает скрывать свои поступки, лгать, изворачиваться.

В душе ребенка происходит острый конфликт между любовью к родителям и обидой, гневом на «вершителей его судьбы».

Наказание может стать суррогатом получения родительского внимания. Для ребенка всегда ЛУЧШЕ НЕГАТИВ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИКАКОЙ РЕАКЦИИ на его поведение и поступки.

Привычка к наказанием вызывает у ребенка инфантильность реакций, он просто расплачивается за все прегрешения наказанием. Наказали, он расплатился и совесть чиста.

Итак, мы поняли, что наказание не «прокатывает». Точнее, результат получается вовсе не тот, ради которого старались. А что же вместо наказания может продемонстрировать продвинутый в вопросах воспитания родитель?

Альтернатива наказанию

Терпение. О, далеко не каждый родитель может похвастаться этой добродетелью. В ритмах нашего суматошного мира, гонки за миражами преуспевания, счастьем и блистательным будущим, мы забыванием, что жизнь идет именно СЕЙЧАС, дети получают уроки воспитания именно тут и теперь. И от нас зависит, чему он научится.

Неторопливость. Не стоит сразу же наказывать ребенка, сначала предупреждение, краткое разъяснение неправильности проступка и позиции родителя по этому поводу. Не исключено, что проступок больше не повторится и вы своей невыдержанностью не воспитаете «рецидивиста».

Переключение. Маленьких детей достаточно легко переключить на более интересное занятие.

Поощрение. Награда за хорошее поведение более эффективна, чем наказание. Всегда хочется повторить приятные моменты. И ребенок тут не является исключением.

Временное лишение привилегий. Вы разъясняли, предупреждали и теперь вы просто держите свое слово. Мысль о том, что сам ребенок может изменить ситуацию в любой момент делает дисциплинарное воздействие не таким тягостным.

Добиваясь послушания, не переусердствуйте, примерный ребенок — не значит счастливый ребенок.

Поощрение и наказание является двумя составляющими золотого воспитания ребенка.

Сегодня психологами разработано большое количество других способов, не приветствующих методов «ремнем по попе» и пропагандирующих воспитывать детей без криков и наказаний.

Жестокое обращение с маленькими непоседами любого возраста даст негативные результаты, поэтому врачи рекомендуют не прибегать к указанным методикам, выбрав более щадящие способы воспитания.

Слова хвалить детей

Ребенок четко должен понимать, что в случае осуществления действия, он вынужден будет за него отвечать. Таким образом, когда ребенок не хочет делать уроки, необходимо сказать, что если он сейчас не выполнит домашнее задание, то завтра получит двойку, а в последствии не сможет стать космонавтом. Конечно, такое объяснение является очень примитивным, но лишь для того, чтобы родители поняли, как необходимо указывать ребенку на ошибку, наказывать его. Нынешние родители согласятся, что наказание просто необходимо.

Однако если вспомнить свое детство, и ощутить снова те эмоции, которые испытывали во время наказания, то понятно, что ничего кроме злости, разочарование и отчаяние мы не ощущали. Соответственно наказание было неправильным. Поэтому нет необходимости ставить ребенка в угол, и тем более наказывать его с применением грубой физической силы, бить или хлестать ремнем. У ребенка кроме горечи, злости, не будет никаких эмоций. Другое дело, если вы сможете сдержать свое обещание и не дать малышу игрушку. Покажите, что не приобретете долгожданную игру малышу, если он так обращается со своими вещами. Это прививает малышу бережливость и учить знать цену деньгам. Ниже, в таблице слова хвалить детей.


Слова похвалы

Много интересного можно найти на нашем сайте:

Родители очень часто много требуют от своих детей, забывая о похвале, требуя от него исключительно хороших оценок. Ребенок не в силе постоянно держать высокую планку, выполняя сложные домашние задания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий