Как приучить ребенка к порядку, научить убирать за собой: советы психолога

Приучаем к порядку ребенка 9-14 лет

Это один из самых сложных возрастов

Именно в это время дети часто спорят с родителями и на все имеют собственное мнение. Однако, это не значит, что в этом возрасте нужно отказаться от того, чтобы учить ребенку порядку. Конечно, уборка это уже не то занятие, которое должен любить подросток

Но, важно дать ему понять, что у всех есть свои обязанности

Что делаем:

  • Четко ставим перед ребенком цель. Указывайте на задачу и время. Например, «Сегодня до обеда нужно протереть стол, полки и стеллаж в комнате», «До вечера нужно пропылесосить в квартире» и т.п.
  • Мотивируйте на самостоятельные действия. Сделайте так, чтобы ваш ребенок сам хотел убирать. Например, разрешите ему во время уборки слушать его любимую музыку громче обычного и т.п.
  • Не высмеивайте подростка, даже если он совершает ошибки. Все подростки не любят, когда подвергают сомнению их самомнение. Не стоит высмеивать ребенка, даже если он совершает ошибки. Лучше просто покажите, как нужно делать правильно

Советы родителям:

Ответственность за чистоту и уважение к труду других важно воспитывать с раннего детства
Действуйте сообща с остальными членами семьи
Распределите обязанности по дому. Например, поручите вашей дочке следить за комнатными растениями и т т.п.
Не наказывайте ребенка, но при возможности хвалите его
Старайтесь быть образцом для подражания

Мотивация для уборки

Для того, чтобы правильно замотивировать ребенка, нужно понять, а что такое чистота и порядок для меня? Почему меня раздражает грязная посуда или разбросанные игрушки? Несильно ли много я придаю всему этому значения? И что мотивирует меня навести порядок?

Для того, чтобы замотивировать ребенка, используйте не приказ, а приглашение. Научите ребенка любить уборку, объяснить, что чистота в доме – это такая же необходимость, как кушать и спать. Обнимите ребенка, пригласите поучаствовать, для начала хотя бы просто посидеть рядом пока вы моете посуду или вытираете пыль.

Не мешайте малышам вам помогать, если они проявляют желание. Да, толку от такой уборки будет мало, скорее наоборот. Но тем не менее. Не отбивайте охоту и хвалите. Это лучшая мотивация.

Деток постарше не надо заставлять, дайте понять, что уборка — это не обязанность, а помощь маме, любимому родному человеку. Ведь мама тоже старается для всей семьи, готовит вкусную еду, стирает одежду, ходит на работу, чтобы заработать денег не только для своих хотелок.

Попробуйте включить фоном любимую музыку или аудио-сказку.

Добавьте элемент игры в уборку, устраивайте соревнования, кто быстрее и лучше наведет порядок в комнате и найдет место, где еще можно добавить чистоты.

А какой мотивацией может стать удовольствие в конце уборки, когда вокруг всё сияет и блестит! Акцентируйте на этом внимание своих детей: посмотри, как красиво и чисто у нас стало!

Идите на контакт, сближайтесь с ребенком, применяйте любовь и нежность без дозировки.

Почему ребенок не хочет убирать игрушки

Во-первых, не всегда дело в желании ребёнка. Возможно, он ещё просто не дорос. Давайте разберемся, почему ваш ребенок не хочет убирать за собой, и откуда берутся дети, которые буквально рождаются чистюлями.

Да, дети, которые любят чистоту и порядок, действительно существуют. Это особенность психики. Но если вам не повезло вытянуть такой счастливый билетик с вашим ребёнком, не стоит опускать руки. Всё обязательно будет и у вас, достаточно просто немного изучить детскую психологию.

В возрасте 1 года малыш может с удовольствием убирать за собой игрушки, если мама его просит и показывает, как это делать. Он изучает мир, и эта деятельность является для него новой. И он уже хорошо понимает, что после еды нужно дать маме протереть его личико.

Став чуть старше, ближе к 2-3 годам, ребенок становится чуть аккуратнее, умеет пользоваться горшком, мыть ручки. Но по-прежнему, не следит за порядком. Хотя, если начать убирать его игрушки вместе с ним, устраивая, например, соревнования, кто быстрее, он с удовольствием это будет делать. Но велика вероятность, что сразу же после того, как игрушки собраны, они будут раскиданы вновь. Это же игра.

К 4 годам у малыша появляется желание делать маме приятно, быть хорошим, получать похвалу. Вот оно это прекрасное время, когда веники, тряпочки и тарелочки буквально вырываются из маминых рук для того, чтобы самостоятельно всё помыть, пропылесосить и убрать.

И, самое главное, запомните, что до 7 лет ребенок просто не способен думать о порядке. Он не видит ничего страшного в разбросанных игрушках и вещах, его не беспокоит то, что комната выглядит, как асфальт после бомбежки. Ему хорошо и уютно в его пыли и беспорядке. И с этим ничего не поделаешь.

Но, конечно же, это не значит, что нужно всё пустить на самотек и перестать объяснять ребенку, что у вещей должно быть свое место, что после игр нужно убирать игрушки, и что книжки должны стоять на полках, а не пылиться под кроватью. На этом этапе мы объясняем, подсказываем и показываем (особенно на собственном примере), готовим его ко взрослой и самостоятельной жизни.

Говорить и объяснять нужно. Требовать – нельзя. Потому что ребёнок не созрел, он правда не может еще самостоятельно следить за порядком. И он не ленится, не вредничает, просто не может. Поэтому напоминать и показывать, показывать и напоминать. И обязательно все наши усилия, которые мы сделаем до 7 лет, принесут свои плоды после, ребенок начнет осознавать, что порядок нужно наводить хотя бы изредка.

Были моменты, когда я заставала своих детей в этом возрасте, тщательно убирающими вещи на своих полках. Это было, конечно же, редко, но всё-таки было. Нужно не пропускать такие моменты, хвалить и благодарить. Но и этот прекрасный период тоже может смениться полным равнодушием к уборке. И вопрос, как приучить ребенка к порядку в комнате, снова становится актуальным.

Как мотивировать ребенка 5-7 лет убирать в своей комнате?

Многие молодые родители пытаются заставить своих чад выполнить работу по дому, используя нотации и угрозы. Однако на большинство детей пяти-семи лет подобные методы воспитания не оказывают существенного влияния. Детские психологи рекомендуют родителям применять игровой и соревновательный методы воспитания ребенка.

Придумайте игру

Вместо того, чтобы кричать на ребенка, превратите процесс уборки детской комнаты и выполнение обязанностей по дому в интересную и увлекательную игру. Например, предложите своему чаду стать полицейским, который ищет пропавшие игрушки и возвращает их на свое место. Это поможет приучить ребенка выполнять порученные ему обязанности самостоятельно.

Избегайте рутины

Предложите детям навести порядок в своей комнате, используя необычный инвентарь для уборки помещений. Например, игрушечную швабру или детский пылесос. Чем интереснее и увлекательнее будут ваши поручения, тем больше ребенка привлечет выполнение домашних обязанностей. Так, можно попросить чадо выполнить какое-либо задание на скорость. После чего стоит поощрить ребенка, чтобы у него был стимул доводить дело до конца. Главное, чтобы поощрение было разумным.

Устройте соревнования между детьми

Если в семье несколько детей, можно устроить соревнования между ними. Например, предложите им принять участие в состязании «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка» или «Кто лучше всех вымоет пол в квартире». Это поможет разнообразить досуг детей увлекательными занятиями и ненавязчиво привлечь их к выполнению домашних работ и поручений родителей.

Создайте интригу

Чтобы заставить ребенка убрать игрушки, спрячьте одну из его любимых игрушек или вещей и предложите найти ее. Измучившись с ее поисками, ваша дочь или сын, скорее всего, сами захотят навести порядок в детской комнате.

Дайте понять ребенку, когда он поступает неправильно

Если чадо игнорирует просьбы помочь по дому, родители также могут «отказаться» выполнять свои родительские обязанности. Так, например, мама может «забыть» о том, что они с сыном или дочерью собирались в кино или в кафе, а папа – взять с собой ребенка на рыбалку или в парк на выходных.

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина — это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку

А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Как вы видите, рутины — это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку. Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения — видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Стихи про аккуратность для детей

Воспитывать в детях тягу к чистоте и аккуратность можно с помощью стихов. К примеру, таких:

Маленькая Свинка
Так неаккуратна –
Пятачок и спинка,
Щёчки в грязных пятнах!

Юбочка помята,
Блузка без застёжек.
Говорят зверята –
Заяц, Крот и Ёжик:

«Ты возьми-ка мыльце
И умой им рыльце,
Ты налей водицы
И помой копытца.

Отстирай-ка, Хрюшка,
Ты на юбке пятна!
Каждая девчушка
Быть должна опрятна!

***

У мамы-квочки
Восемь сынков и две дочки.
Каждому мама купила
По два кусочка мыла,
Чтоб чистыми были, опрятными,
Красивыми и аккуратными.

***

Малыши, малыши!
Поиграли от души!

Искупались в луже:
Хорошо — нет стужи!

Перемазались в песке,
В глине, в скошенной траве,

Что теперь им нужно?
Умываться дружно!

Вот она — водица:
Льется, пузырится!

Вот и мыло пенится,
Пенится — не ленится!

Вот и мама… злится…
Спать велит ложиться…

Говорит: «Пора в кровать,
Ну а я пойду стирать!»

Чтобы мама не стирала —
Аккуратным надо стать!

Ваш пример — ему наука

«Мои дочери (3 и 4 с половиной года) каждый день разбрасывают свои мягкие игрушки по всему дому. Даже в туалете и в прихожей можно наткнуться на плюшевых мишек и собачек, а недавно я выгребла из посудомоечной машины целое кроличье семейство! Как справиться с этим нашествием?».Алиса, 28 лет

Почти все дети бессознательно стараются заполнить своими вещами максимально возможную площадь — таким образом они «метят» территорию или, если хотите, осваивают пространство. В некоторых семьях к этому относятся как к неизбежному явлению, и вся квартира выглядит как одна большая детская. Но на самом деле даже трех-, четырехлетнего ребенка можно учить уважать личное пространство других членов семьи. В первую очередь — личным примером. Вы можете показать, что считаетесь с желанием малыша иметь под рукой игрушки в каждой комнате, поставив на время в каждой из них по коробке для машинок и кукол. Но только при условии, что в конце дня они отправятся на свое место, то есть обратно в детскую! Во-вторых, последовательно объясняя и показывая ребенку, что он является членом семьи, группы. Если кто-то разбросал вещи, должен быть кто-то, кто их соберет. Если кто-то испачкал пол краской, должен найтись кто-то, кто ее отмоет. Это основы жизни в обществе! В два-три года большинство детей способны не только собирать и складывать игрушки, но и ставить журналы и книги на полку, гасить свет, выходя из комнаты, подметать пол, раскладывать на столе приборы и салфетки, поливать цветы, выгружать посуду из посудомоечной машины… Список домашних дел, которые способен выполнить четырехлетка, намного длиннее. Ему уже можно поручить:

  • накрывать на стол

  • кормить домашних животных

  • заправлять постель

  • пылесосить ковер

  • вытирать пыль

  • счищать остатки пищи с тарелок и загружать посудомоечную машину

  • делать бутерброды и готовить хлопья с молоком.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка — такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и развитие ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому — это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам — всему, что делают по хозяйству взрослые, — как к игре. Для него все, что вы делаете, — такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п

Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел — это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как быть, если ребенок приходит в родительскую постель среди ночи?

В первую очередь нельзя за это ругать, и уж тем более наказывать. Спокойно объясните малышу, где он должен спать, отведите за ручку и полежите с ним немного, затем уходите. Так он привыкнет спать без взрослых.

Процесс отучения не быстрый. Самое главное не давать слабину — ни при каких условиях, ни в качестве исключения нельзя разрешать спать с мамой и папой.

Причина нежелания спать в одиночку может быть вызвана и чрезмерной тревожностью, тогда родителям нужно создать благоприятную обстановку, где нет страхов и опасностей для ребенка.

Часто дети приходят в постель к родителям после рождения второго ребенка — так они компенсируют дефицит внимания в течение дня. 

Родителям стоит незамедлительно реагировать на изменение поведения детей, будь то ночные истерики, вялость или потеря аппетита. Зачастую дети не могут объяснить, что именно их беспокоит, но с помощью своего настроения они показывают мамам и папам, хорошо им в этот момент или плохо.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Большую роль в процессе засыпания и спокойного сна играет также правильное питание.

Если ребенка накормить на ночь тяжелой пищей, то могут присниться кошмары, и он проснется от страха. Спасаться он побежит к маме и папе. Если такое будет происходить несколько раз, то у ребенка сформируется устойчивый страх ночи и сна. А надо просто не перекармливать на ночь.

Также вечером не стоит давать ребенку сладости, ведь это стимулирует нервную систему и возбуждает. Чтобы израсходовать энергию, полученную из конфет или кусочка торта, ребенку нужно будет вести себя активно, уснуть ему будет крайне трудно. Если вы его пытаетесь уложить, а он капризничает, то очередная сладость, предложенная в награду, не успокоит, а еще больше заведет нервную систему и физиологию.

Незадолго до сна можно дать ребенку чай из трав или какао. Последний напиток успокаивает благодаря наличию в составе магния, снижает возбуждение и расслабляет мышцы. Дождитесь, когда малыш сходит в туалет, специально оставив на это время, и он сам быстро заснет.

Еще один важный момент, который нужно учитывать: старайтесь чаще контактировать с ребенком. Бывает так, что ребенку не хватает именно этого днем, тогда ночью он пытается дополучить недостаток телесного контакта. Гладьте малыша по голове, по спине — это поможет ему быть в гармонии и с вами, и со своим телом.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Правило №4 Не торопитесь

По началу ребенок будет не столько помогать вам, сколько наоборот, меня это порой вообще раздражало. Так мне напомогает, в два раза больше уборки после такой помощи.

Держите себя в руках, всему свое время и ваш ребенок тоже научится.

Не торопите его и не подталкивайте, пусть он получает от этого свое маленькое удовольствие. Привыкает к труду.

Давайте ему поручения, такие, какие он сможет выполнить в силу своих умений. Просите его помочь вам, а не приказывайте.

Расскажите ему сказку, что неубранные им игрушечки могут на него обидеться и уйти от него к другим ребятам, которые следят за своими игрушками и прибирают их на места.

Когда дом вверх дном

«Пете 4 года, и он любит вытряхивать игрушки из всех ящиков на пол, иногда просто для того, чтобы взять всего одну и играть с ней среди полного хаоса. Меня это раздражает

Кроме того, его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, он не может сосредоточиться на игре, начинает нервничать и быстро устает».Елена, 27 лет

Это действительно раздражает. Ведь на то, чтобы собрать игрушки, уходит намного больше времени, чем на то, чтобы разбросать их. И тем не менее мы должны уважать право ребенка на выбор: в данном случае он сам выбирает, как ему играть. Понаблюдайте за ним

Далеко не всегда дети устраивают беспорядок только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Если ребенок способен достаточно долго играть с одной игрушкой, когда остальные просто валяются рядом, значит, его способность сосредотачивать внимание на одном предмете не страдает. Возможно, предметы, находящиеся в момент игры в его поле зрения, стимулируют его фантазию и влияют на изменения сценария, который он придумывает для своего героя

А может быть, его просто вдохновляет созерцание своих сокровищ

Возможно, предметы, находящиеся в момент игры в его поле зрения, стимулируют его фантазию и влияют на изменения сценария, который он придумывает для своего героя. А может быть, его просто вдохновляет созерцание своих сокровищ.

Комната малыша — его личная территория, именно здесь он учится организовывать пространство, исходя из собственных вкусов и потребностей, и создание хаоса, путаницы, беспорядка ему необходимо хотя бы для того, чтобы оценить преимущества порядка. Если в вашем доме игрушки накапливаются с течением времени, сокращайте количество тех из них, что находятся в свободном доступе. Конструкторы с большим количеством мелких деталей, настольные игры, карандаши и краски можно хранить высоко на полках, а часть мягких игрушек, кубиков и т. п. — временно спрятать. Когда через некоторое время вы достанете их с антресолей, ребенок обрадуется им не меньше, чем новым. Игрушки, из которых малыш уже «вырос», лучше всего передарить или отнести в детский сад, а сломанные — выбросить. Вещи, которые вы решили оставить, возможно, придется перегруппировать по-новому, с учетом изменившихся интересов ребенка.

Рекомендации психологов

Большинство родителей хотя бы раз в жизни задумываются о том, как научить ребенка убирать за собой вещи. Однако не каждый решается обратиться за консультацией к психологу.

Специалист скажет, что все дети разные, и причин вести себя тем или иным образом, много. Но все психологи дают рекомендации, которые подойдут в любом случае.

• Приучать ребёнка к чистоте и уважению к чужому труду нужно с ранних лет. Он должен понимать, что грязными ботинками по только что вымытому полу лучше не ходить.

• Материальное поощрения – это не самый лучший способ прививания любви к уборке. Возможно малыш и станет более участливым, но платить за каждый убранный носок невозможною.

• Воспитание – это не только поглаживание по голове. Ребёнок должен понимать, что за плохое поведение его могут и наказать. Родителям следует поставить условие: пока не будут стабильно убираться старые игрушки, новые куплены тоже не будут. Применение физического наказания в данном случае не работает. О его вреде мы уже рассказывали ранее.

• Малыша можно и нужно хвалить. Он должен понимать, что родители оценили его поступок и гордятся результатами. Даже если он проглядел и нечаянно оставил на полу один кубик – не беда.

Научить ребёнка убирать за собой вещи легче, чем может показаться на первый взгляд. К каждому маленькому человечку можно найти подход, если запастись временем и терпением.

Приучая малыша к уборке за собой, родители воспитывают в нём такие качества как аккуратность, бережное отношение к вещам, трудолюбие, ответственность, уверенность в своих силах. Не стоит недооценивать все эти качества, они обязательно пригодятся маленькому человеку в дальнейшей жизни.

Дисциплина и порядок

Понятие дисциплины

Что такое дисциплина и как к ней приучить?

Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

Дисциплина и возраст

Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать.  контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий