Как определить, левша или правша ребенок: тест на леворукость и праворукость

Как определить ребёнок левша или правша?

Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.

Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

– запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– собирать все пальцы в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– завязывать узелки на шнурке, веревке;

– застегивать (расстегивать) пуговицы;

– играть с конструктором, мозаикой;

– складывать матрешки;

– рисовать в воздухе;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– шить, вышивать, вязать;

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений

Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Какая мама нужна ребёнку?

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Восприятие информации детьми

Правша или левша. Тест

1. Скрестите руки на груди. Ведущая рука обычно оказывается сверху. Если поменять руки, то будет неудобно. 2. Сделайте небольшой кружок пальцами правой и левой рук и посмотрите в него обеими глазами на какой-нибудь предмет. Теперь поочередно закрывайте то один, то другой глаз. При просмотре в кружок основным глазом, изображение остается на месте. При просмотре другим глазом изображение сильно сместится в сторону. 3. Похлопайте в ладоши. Основная рука хлопает сверху. 4. Посмотрите на лунки ногтей большого пальца и мизинца. Считается, что на ведущей руке лунки немного больше по размеру. Кстати, считается также, что и сами пальцы ведущей руки на 1-2 мм длиннее, чем у другой. 5. Переплетите пальцы рук между собой. У ведущей руки большой палец окажется сверху. 6. Приложите телефон к тому уху, которым Вы обычно слушаете. Если поменять ухо, то будет неудобно. Так можно будет понять ведущее ухо. 7. Заметьте, какой ногой Вы отталкиваетесь или начинаете делать шаг. Это покажет ведущую ногу.

Обычно прохождение данного несложного теста с уверенностью показывает предрасположенность к правшам или левшам. Если во всех пунктах выявляется использование только одной стороны, то Вы 100%-ный правша или левша. Если наблюдается преимущественное использование правой или левой стороны тела, то это свидетельствует о некотором использовании и противоположной стороны тела.У некоторых людей результаты теста оказываются одинаковыми для правой и левой стороны. Данное явление имеет название амбидекстрии. Она отмечается почти у 10% людей со смешанным типом использования сторон тела. В любом случае, какой бы стороной тела Вы ни пользовались, это не оказывает непосредственного влияния на жизнь человека. Единственное, к чему приходится привыкать левшам, это к тому, что большая часть предметов и вещей ориентирована на правшей. Но т.к. левшам приходится привыкать к такому положению вещей с детства, то это не вызывает таких сложностей, которые могли бы возникнуть при необходимости изменения уже сложившихся привычек и навыков. Интересно: Если Вы левша, то имеете полное право отмечать 13 августа каждого года свой «профессиональный» праздник – Всемирный день леворуких.

Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок – правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия. Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками – таких называют амбидекстрами. И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Почему ребенок – левша?

Всеми процессами в организме управляет головной мозг, левое полушарие – правой стороной тела, правое полушарие – левой. У большинства людей ведущую руку определяет главенствующее левое полушарие головного мозга, поэтому они пишут правой рукой. Причина леворукости в том, что у таких людей преобладает правое полушарие, поэтому они в основном действуют левой рукой.

Ведущая рука у ребенка определяется примерно к 5 годам, поскольку головной мозг продолжает формироваться после периода новорожденности. Ребенок-левша – это не патология, это один из вариантов нормы. Такой малыш требует особого подхода в обучении, он может иметь некие особенности в общении, но в целом – это обычный ребенок с очень развитыми фантазией и креативностью, нежный, ранимый, музыкальный, но плохо усидчивый и спонтанный.

Теории происхождения леворукости

Существуют несколько теорий происхождения леворукости. Прежде чем ответить на вопросы передается ли леворукость по наследству и существует ли ген леворукости, следует упомянуть, что в природе левшество – очень распространенное явление. К примеру, оно встречается у собак (такие экземпляры легче поддаются дрессировке и очень любят трюки), у горилл в популяции равное количество левшей и правшей, а у какаду – леворукими являются 100% популяции.

У людей преобладание правого полушария по разным данным встречается от 1 до 10 процентов популяции. По статистике, леворукими чаще бывают мужчины.

Причины возникновения леворукости у ребенка:

  • генетическая – преобладание правого полушария заложена в ДНК, ребенок – левша уже на момент зачатия;
  • компенсация травм головного мозга – в процессе вынашивания или при рождении ребенок может получить травму левого полушария головного мозга, вследствие чего развивается правополушарность;
  • компенсация травм правой руки – при серьезной травме ведущей правой руки может развиться леворукость, это же может произойти в случае подражания взрослому-левше.

Следует различать такие термины как левшество и леворукость. Истинный левша – это ребенок, у которого левшество заложено генетически. У него не только ведущая левая рука, у него и правое полушарие является ведущим. При компенсации травмы левого полушария более активным также становится правое, но это вынужденная активность. При переучивании на левую руку вследствие травмы или подражания кому-то, активным все же остается левое полушарие, в таких случаях более уместен термин леворукость.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

Каждый родитель желает знать

Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!

Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.

Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.

Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.

В форме игры попроси ребенка

  • похлопать в ладоши;
  • погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
  • открутить колпачок на бутылочке с водой;
  • показать “сороку-ворону” (водить пальцем одной руки по ладони другой).

В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?

Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?

Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.

Как воспитывать ребенка левшу? На что обращать внимание?

До сих пор никто из ученых не может ответить однозначно, почему правшей больше, чем левшей. Наши ближайшие родственники – шимпанзе одинаково справляются при необходимости и правой и левой руками. Это говорит о том, что наши действия и предпочтения в движениях напрямую зависят от нашего мозга.

Люди левши и правши одновременно, одинаково владеют предметами и очень быстро приспосабливаются, перестраиваясь, если это необходимо. Но если малыш левша, то позаботиться о его комфорте придется вам. Прежде всего, необходимо обзавестись предметами для этой категории людей, посетив специализированный магазин и приобретя все самое необходимое. Самым неудобным в обиходе ребенка вещью станут для него ножницы, но карандаши, ручки или фломастеры тоже могут стать предметом преткновения в пользовании.

Родители левшей обязательно должны обратить внимание на то, как их ребенок ориентируется в пространстве, и, заметив проблемы с этим, немедленно обратиться за консультацией к врачу. Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития. Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития

Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития.

Врачи не рекомендуют таким детям больших физических нагрузок, хотя, по статистике, именно левши достигают в игровых видах спорта значительных успехов и результатов, поскольку являются «неудобными» для противника. Так же отмечено, что люди с доминирующим правым полушарием, обладают невероятными данными в области точных наук. Именно из таких детей выросли знаменитые гениальные математики, известные физики – Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Джеймс Максвелл.

Левша или правша ребенок – это не важно, если вы вовремя и правильно смогли подойти к этой проблеме. Самое главное – не давайте малышу понимать, что он не такой, как все, и с ним что-то ненормально

В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.

Некоторые рекомендации для детей левшей

1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Как определить левша или правша ребенок тесты

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

б) левой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

б) левая

в) любая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

а) нет

б) да

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

б) часто

в) редко

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

б) левой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

б) левая

в) обе

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

б) внизу

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

б) левой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.

Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.

Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Нужно ли исправлять двурукость?

Раньше мнение специалистов было однозначным: и левшей, и амбидекстров необходимо переучивать на использование только правой руки, «правильной». В ход шли наказания, привязывания одной конечности, попреки…

Но уже почти 40 лет специалисты уверены, что такие издевательства только вредят. Переучивание нередко приводит к состоянию декстастресса, причины неврозов, неврологических нарушений – заикания, энуреза и т. д. При наличии склонности к эпилепсии переучивание вызывало эпиприступы.

Кроме декстастресса переучивание опасно также развитием амбисинистрии. Если переводить этот термин дословно, получится «две левые руки», то есть человек не владеет нормально ни одной рукой.

На сегодняшний день никого не переучивают – ни правшей, ни левшей, ни амбидекстров. Для всех есть удобные инструменты – ручки, ножницы, даже двери в доме можно сделать с учетом ведущей руки. Но если малыш никак не определится с «главной стороной», его надо учить развивать обе руки, следить за речью и неврологией и корректировать появляющиеся проблемы (если они возникнут).

Пройдите тест

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Особенности развития ребенка левши, его характера, способа мышления и восприятия окружающего мира

Сравнительно недавно британский психологический журнал Laterality опубликовал данные обследования около 1,5 млн. человек. Оказалось, что вопреки популярным заблуждениям, леворукие не чаще попадают в происшествия и не умирают в более молодом возрасте, чем правши. Выяснились и другие особенности, к примеру, левши реже болеют язвой желудка.

Но главные различия – это «зона ответственности» больших полушарий и характер нервно-психической деятельности. Кора левой половины головного мозга после поступления информации начинает ее «раскладывать по полочкам». Благодаря логическим построениям в левом полушарии мы понимаем связную речь, способны анализировать явления окружающего мира и абстрагироваться от них.

Правая часть головного мозга «схватывает» информацию на лету, мгновенно создавая целостный образ. Нейрофизиологи и психологи выяснили, как думает ребенок левша и особенности его мышления. Кратко вывод исследователей формулируется так: больше интуиции и прозрения, чем логики. Не все возможности правого полушария досконально изучены, есть немало белых пятен.

Большой разницы между интеллектуальными способностями право-и леворуких людей нет, но левши более склонны к творчеству.

Подытожим отличия ребенка левши от правши:

  • преобладание образного мышления;
  • мгновенное «схватывание» сути;
  • склонность к творчеству;
  • развитая интуиция;
  • эмоциональность;
  • импульсивность.

У левшей чаще, чем у правшей, встречаются заболевания, связанные с развитием мозга, в частности шизофрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По данным многочисленных исследований психологов, леворукие люди чаще склонны к инновациям. Они способны к дивергентному мышлению, генерируют новые идеи и могут одновременно «прокручивать» в мозгу множество возможных решений. Левша, скорее всего, выберет своей будущей профессией деятельность в сфере изобразительного искусства, музыки, информационных технологий, спорта.

Многие выдающиеся личности, чьи имена у всех на слуху, были левшами:

  • полководцы Македонский, Цезарь, Наполеон;
  • художник, изобретатель Леонардо да Винчи;
  • скульптор и художник Микеланджело;
  • музыканты Бетховен, Бах, Маккартни;
  • гениальный ученый Эйнштейн;
  • великий комик Чаплин;
  • писатели Кэролл, Даль.

Хорошо подготовленный к школе ребенок левша, особенности в плане творческого потенциала обязательно проявит на уроках. Скорее всего, это будут занятия по ознакомлению с окружающим миром, технологии, изобразительной деятельности. Сложнее приходится левше на уроках русского языка и математики.

К сожалению, способности леворуких, позволяющие делать выдающиеся открытия, управлять народами и создавать потрясающие произведения искусства, затрудняют их детские годы. Отличия от сверстников приносят ребенку душевные переживания. Результатом часто становятся конфликты, девиантное поведение, что не добавляет радости учителям и родителям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий