Кризис 7 лет у ребенка (возрастная психология): как вести себя родителям?

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, — это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

— это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку

Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

— это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет учителя. До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

— Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» — нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Фото: JustLooking, photosight.ru

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать

Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, — в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, — то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Краткие рекомендации психолога по поведению родителей в период кризиса 7 лет

Итак, время кризиса 7 лет настало, и как с этим быть? Однозначно ситуация не должна быть пущена на самотек с ожиданиями, что всё пройдет. Специалисты дают конкретные советы, как должны вести себя родители и педагоги, чтобы пережить кризис 7 лет вместе с ребенком без психологических травм и проявления конфликтов.

Что следует делать:

Замена требований просьбами.
Совместное следование новым правилам.
Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов

Предоставление хоть незначительной свободы.
Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
Совместное следование режиму дня.
Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
Поддержание связи с учителем, совместное решение проблем.

10 запретов для родителей. Не допускайте:

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Если кризис 7 лет превращается в настоящую катастрофу, у родителей может возникнуть необходимость в помощи педагогов

Важно поставить их в известность о существовании проблемы. Они окажут ребенку помощь в адаптации, организуют индивидуальную работу с ним

Педагог задумается о необходимости большего внимания для ребенка, изменении требований.

Не перегружать

Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал. Систематически перегружая ребенка, лишая его способности самоконтроля, мы подписываемся под тем, что будем делать уроки вместо него, за него, толкая его.

Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, — по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.

Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.

Если вы знаете, что вы — человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.

Но — у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
наигранный разговор при общении;
снижение усидчивости, концентрации внимания;
попытки передразнить взрослых;
попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Возрастная психология кризиса 6-7 лет: упрямство и непослушание

Школьный кризис 6-7 лет полон неприятных сюрпризов.

Первым в списке идет упрямство. Откровенно говоря, причиной упрямства может быть не только кризис, но он сопровождается упрямством всегда. Во время очередного «перетягивания каната», например в споре чистить или не чистить зубы, ребенку важен не столько результат спора, сколько процесс, возможность проявить свою волю.

Хорошего лекарства от упрямства нет. Говорите о своих чувствах: как вам тяжело и как вы чувствуете глупость своего положения, что приходится спорить и проявлять родительский нажим в таких пустяках.

Также в возрастной психологии выделяют такой симптом кризиса 6-7 лет, как постоянное желание школьника спорить. Спор или высказывание неудовольствия ребенком возникают в ответ на просьбу или напоминание о домашних обязанностях. Интересно, что в дебатах ваш ребенок использует логические доводы и аргументы, вполне весомые для данной ситуации: «А ты тоже не всегда убираешь за собой», «Почему папа долго смотрит телевизор, а мне нельзя?». Маленький человек заявляет о равенстве своих прав с другими членами человеческого сообщества.

Ещё одна особенность кризиса 6-7 лет – непослушание. В отличие от упрямства и спора непослушанию может предшествовать согласие, но последующего выполнения не последует. Один из серьезных атрибутов взрослости — ответственность за свои поступки и принятие их последствий. Это не самая сладкая конфета зрелости, дары детства в виде беспечности намного приятнее. Для любого человека возможность получить больше прав, но при этом меньше обязанностей — большое искушение, что уж говорить о ребенке.

На пути преодоления кризиса 6-7 лет помогут разъяснительные беседы на тему ответственности. Надо ли говорить, что, ведя разговор, как великий совершенный мудрец, вы можете и не привлечь ребенка на свою сторону. Согласитесь с ним, что не выполнить — это заманчиво и очень легко, и вас также посещают подобные идеи. Но в этих ситуациях вам приходится включать ответственность.

Внешние проявлении кризиса семи лет

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке – он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса. Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны. Проявления кризиса семи лет в психологии также принято разделять на позитивные, негативные и нейтральные:

Симптомы кризиса

В психологии кризис 7 лет у ребенка не такой яркий, как кризис трех лет и подросткового периода, но он имеет свои особенности и симптомы. В возрастной психологии отмечается, что среди них есть как заметные всем вокруг, так и те, которые переживаются ребенком только внутренне.

Признаки кризиса 7 лет:

Наигранность поведения. Ребенок время от времени демонстративно хохочет, вычурно говорит и странно ходит
Он пытается обратить на себя внимание взрослых, показать им, что он еще в периоде детства и от него не нужно очень многого ожидать. Одновременно снимает таким поведением свое психическое напряжение.
Неусидчивость
В связи с новыми учебными нагрузками иногда значительно снижается концентрация внимания, возникает непреодолимое желание бегать и прыгать. Если кризис попал на период, когда ребенок уже пошел в первый класс, то этот симптом также связан с недостаточной физической активностью из-за необходимости сидеть за партой.
Передразнивание взрослых и паясничанье

Эта характеристика кризиса 7 лет часто служит своеобразной защитной реакцией от родительских слов о важности учебы и наставлений по поводу правильного поведения.
Повышенная утомляемость. Малыш в период кризиса 7 лет усиленно растет, а мозг испытывает колоссальные нагрузки, поэтому работоспособность у первоклашек и дошкольников подготовительной группы детского сада не такая высокая, как хотелось бы учителям и родителям.
Болезненная реакция на критику

Семилетке хочется быть взрослым, а когда его критикуют, он чувствует себя беззащитным и маленьким, поэтому горько расстраивается.
Рассеянность связана с утомляемостью, мозг просто не успевает за тем потоком информации, который ему необходимо переработать: куда нужно пойти, во сколько, что положить в рюкзак, какие задания выполнить и многое другой.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.

Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и манипуляций, для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Причины и основные симптомы кризиса шести-семи лет

Итак, познавательные потребности вступают в силу только в 6-7 лет. В этом же возрасте происходит также перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекуны», позволяющие им спокойно и доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, которые поведут их дальше, — причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.

Основная причина кризиса шести-семи лет в том, что раньше ребенок узнавал этот мир «снаружи» — глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил, а теперь ему приходится узнавать его еще и «изнутри» — чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Все это необходимо для обретения равновесия и гармонии с миром.

Даже при удачном возрастном старте маленькие первоклассники испытывают нешуточные нагрузки. Смена основных поведенческих мотивов неизбежно ведет к возрастному кризису. Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность — это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте. Данный кризис в среде психологов и педагогов значится под названием «кризис 6-7 лет».

Одними из основных симптомов кризиса 6-7 лет являются кривлянье и манерность. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение. Причин здесь несколько. Одна из них — ребенок хочет быть взрослым, но каким образом быть этим взрослым, ребенок пока не знает, поэтому использует то, что ему удобно и знакомо, — игру во взрослого. Неудивительно, что это получается несколько нелепо.

Еще одна причина кривлянья — это начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. У него появляется внутреннее понятие и ощущение двух сторон личности: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». В этой связи в период кризиса 6-7 лет у ребенка неизбежно возникают конфликты мотивов и интересов, что в свою очередь дает новые, непростые импульсы поведению. Теперь школьнику необходимо выбирать, определять приоритеты, соотносить свои потребности с окружающим миром. У ребенка меняется самооценка. Если раньше он чаще воспринимал себя как «хорошего», сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и склонен к более объективной самооценке.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» – своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Как проявляет себя кризис семи лет

Некоторые черты кризиса семи лет у ребёнка сходны с проявлениями других возрастных кризисов: он становится капризным, непослушным, не выполняет просьбы, не переносит критику. Однако появляются и специфические проявления, характеризующие именно переход к школьному возрасту.

Например, в этот период:

  1. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, хочет быть во всём на них похожим. Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр.

  2. Семилетний ребёнок утрачивает детскую непосредственность и наивность, его рассуждения становятся более взвешенными и обдуманными.

  3. Поступки и слова перестают быть спонтанными.

Лев Выготский отмечал, что в период кризиса семи лет у ребёнка переживания приобретают определённый смысл: так, если ребёнок сердится, то он это понимает и может объяснить, почему он сердит. Ещё он отметил, что у ребёнка в это время переживания обретают определённую логику, он учится их обобщать: если ситуация повторяется много раз, ребёнок её обобщает.

Кроме того, Лев Выготский указывал, что в этот период происходит окончательное разделение внешней и внутренней жизни ребёнка

У него полноценно формируется воображение, внимание, образное мышление, произвольная память. Ребёнок начинает самостоятельно разбираться в таких абстрактных категориях, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо»

На основе этих категорий он выстраивает определённую картину мира, при этом он руководствуется собственными наблюдениями, внутренними переживаниями и социальными отношениями. В это время у ребёнка формируется и самооценка: он начинает осознавать своё место не только в семье, но и в обществе. Дифференциация внешней и внутренней жизни у ребёнка – это, согласно Выготскому, наиболее существенный признак кризиса семи лет.

Это состояние является уникальным в том смысле, что это единственный возрастной кризис, который специально планируется обществом. Остальные кризисы являются следствием противоречий между увеличивающимися возможностями ребёнка и его местом в обществе, это «естественные» кризисы, связанные с биологией и изменениями в организме. А вот кризис семи лет у ребёнка – событие исключительно «социальное», поскольку ребёнок из существа «биологического» целиком превращается в существо «социальное».

Смыслом кризиса является адаптация детей к школьной и шире – к взрослой жизни. Исследования показывают, что больше половины детей к семилетнему возрасту имеют очень низкую адаптацию, так что им требуется помощь психологов. Характерны трудности в обучении. В то же время принуждение ребёнка к новой социальной роли и к новым обязанностям приводит к негативным последствиям: протесту – активному и пассивному, соматическим и невротическим расстройствам.

Как справиться с кризисом 7 лет: 8 правил

Психологи рекомендуют родителям в первую очередь понять, что любой кризис – это временное явление. Перестроиться необходимо не только ребенку, но и родителям. Итак, как справиться с кризисом семи лет?

1. Установите в семье правила для всех, привлекая ребенка к формированию конечного списка

Составьте список семейных правил вместе с ребенком. Пусть каждый из членов семьи предложит свой список, после чего на семейном совете вы вместе составите общий список.

2. Старайтесь общаться с ребенком на равных и задавать вопросы

Приказы и нотации в этом возрасте неэффективны. Ребенок скорее послушает родителя, если тот будет относиться к нему как к взрослому, постарается убедить и доказать свою правоту, а не просто заставить сделать по-своему.

3. Следите за режимом дня ребенка

Как ни странно, но этот простой совет помогает справиться с большинством кризисов у детей и взрослых. К сожалению, современная жизнь в больших городах часто заставляет нас делать исключения из правил: у детей сбивается привычный режим, из-за чего они испытывают сильный стресс

Поэтому родителям важно следить за режимом ребенка. Он должен достаточное время спать, в нужное время принимать пищу, иметь время на общение с друзьями и отдых

4. Уменьшайте нагрузку, если ребенок устает

Реально оцените возможности ребенка: если малыш имеет проблемы с учебой и быстро устает, не стоит подвергать его повышенной учебной нагрузке, большим количеством секций и других активностей.

5. Старайтесь быть максимально объективными в оценках действий ребенка

Давайте объективную оценку поступкам ребенка: хвалите за успехи, рассказывайте о последствиях его ошибок и вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Это необходимо, чтобы сохранить самооценку малыша.

О том, как повысить самооценку ребенка расскажет клинический психолог, эксперт сайта «Я – Родитель» Екатерина Блюхтерова:

6. Интересуйтесь тем, насколько ребенку комфортно в школе

Психологи советуют больше внимания уделять не тому, что происходит с ребенком в школе, а тем эмоциям, которые он испытывает. Нравится ли ему играть на переменах с новыми друзьями? Какие они – смешные, грустные? Вкусно ли кормят в школьной столовой?

Как задать вопросы о школе, не спрашивая «Как у тебя дела в школе?», читайте здесь.

7. Будьте примером для ребенка и следите за окружением

Вдохновляйте ребенка своим поведением, а не только словами. В семь лет малыши «отзеркаливают» ваше поведение, поэтому в этом возрасте важен положительный пример родителей или других взрослых. Например, если мама или папа сами часами сидят за компьютером, а ребенку не разрешают этого делать, вряд ли он станет слушать их доводы. Также следите за тем, чтобы в окружении ребенка не было «отрицательных» примеров поведения.

8. Играйте с ребенком

Игра – это естественный язык ребенка, утверждает эксперт сайта «Я – Родитель», игровой психотерапевт Елена Пиотровская

Уделяйте внимание расслабленным, свободным играм, ведь сейчас малышу их очень не хватает. Ребенок будет «проигрывать» какие-то кризисные сценарии в жизни, и проблемы уйдут сами собой

Грамотное поведение родителей в кризисный период играет очень важную роль – оно способствует формированию правильной самооценки, а также отношения к учебе. От того, насколько внимательны будут взрослые, зависит здоровое психологическое развитие юного школьника.

Достаточно ли времени вы уделяете семилетке?УЗНАТЬ!

Екатерина Кушнир

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий