Когда ребенок начинает говорить первые слова: во сколько (в каком возрасте)?

Варианты первых слов

Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.

На «детском» языке младенец пытается назвать все, что ему интересно

Интересно. Артикуляционный аппарат младенца развивается постепенно. Сначала он произносит только звуки (так называемое «гуление»), потом к ним добавляются согласные «м», «н», «л», как самые удобные для произношения. Возможно, именно поэтому слово «мама» звучит похоже во всех языках мира – звуки «м» и «а» младенцу легче всего выговорить.

Периоды кризиса в становлении речи ребенка

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам

Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении.. Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”

Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата

Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату

Безусловно, один из самых значимых моментов в жизни родителей – это первые слова их детей. Особенно молодые родители часто теряются, так как не знают, что именно считать правильным: в каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова по норме.

  1. Общение с помощью звуков и криков
  2. Поэтапное развитие речи
  3. Из-за чего дети молчат

В каком возрасте малыш должен начать ходить

Мало родителей на самом деле знают, во сколько месяцев дети начинают ходить, поэтому им очень сложно узнать, нормально ли развивается в этом плане их малыш или у него имеются задержки. Специалисты утверждают, что младенцы обычно начинают ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года. Это зависит от индивидуальных особенностей развития каждого маленького человечка.

Прежде всего этот срок зависит от темперамента малыша. Спокойные и послушные детки не особенно спешат делать первые шаги, поэтому не стоит удивляться, если к году малыш ещё не встал на ноги. В таком возрасте им достаточно передвижения на четвереньках. Более активные дети, которые спешат познать весь мир, как правило, радуют своих родителей ранними шагами, начав подниматься на ноги в возрасте 8–9 месяцев. Довольно часто случается так, что малыши начинают ходить очень рано, а спустя несколько недель снова прекращают свои первые попытки.

От того, рано или поздно ребёнок начинает делать первые шаги, зависит и развитие детской мускульной системы. Малыш, которому регулярно осуществлялся необходимый комплекс массажа, как правило, начинает ходить куда раньше. Ну и, само собой, период первых попыток встать на ноги, зависит от комплекции младенца.

Также не следует давить на своего мальчика, если соседская девочка, его сверстница, уже начала топать. Все не раз слышали о том, что девочки немного опережают по развитию мальчиков. На самом деле, так оно и есть. Даже в этом случае проявляется чёткое отличие. Девочки обычно начинают ходить в 9–10 месяцев, мальчики же делают все то же самое ближе к году. Само собой, это средние показатели и периодически встречаются полностью противоположные случаи.

Все же опытные педиатры утверждают, что овладение хождением в возрастном промежутке начинается с 8 месяцев и длится до 16 месяцев. Если в этом промежутке попыток ходить у ребёнка так и не было, лучше обратиться вовремя к специалисту, который назначит комплекс упражнений для укрепления мышц всего тела. Вероятнее всего, у ребёночка просто неокрепшее тело, которое нужно периодически развивать.

Мало просто учить говорить – нужно учить разговаривать правильно

мамапапа

В это время нужно тщательно анализировать, как общаешься с малышом, и может быть поменять манеру общения.

  1. В первую очередь требуется прекратить сюсюкать. Малыш неосознанно выговаривает слова так, как обращаются к нему родители, и переучивать его потом гораздо труднее. Привыкший к тому, что окружающие постоянно коверкали слова, он не будет понимать, что от него хотят, замкнется, и может совсем перестать разговаривать.
  2. Когда ребенок уже начинает говорить предложениями, требуется постараться при общении с ним составлять четкие фразы из нескольких слов, не усложняя речевых фигур.
  3. Уже можно начинать заучивать стихи – пусть малыш сначала говорит только последнее слово, потом целую строчку из любимого стихотворения.
  4. Некоторые теоретики советуют ограничить общение детей с теми родственниками, которые картавят, заикаются, и прочее. Что же делать родителям, которые имеют подобные недостатки? На время становления речи отдать малыша четко разговаривающим взрослым? Конечно же нет!
  5. Родителям придется следить за своей артикуляцией более тщательно, и тогда их речевая неправильность будет менее заметна. Как только малыш достигнет возраста 3 лет, то его потребуется водить на занятия к логопеду, где он будет заниматься вместе с родителями.
  6. Упражнения для домашних занятий в игровой форме помогут ребенку справиться с трудными звуками, а иногда и исправить дефекты речи у родителей.
  7. Бывает, что картавость вызвана патологией речевого аппарата: короткой уздечкой или неправильным прикусом. В раннем возрасте все это можно успешно исправить.

Что должен говорить ребёнок

Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:

Возраст (по месяцам) Что ребёнок должен говорить
1 – 1,5Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат.
2–3Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га. Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука.
3–5Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно.
6Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока.
7Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет.
8-9Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками.
10-11Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд.
12Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами.

В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша – «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Что можно предпринять родителям

Научить ребенка хорошо говорить можно, создав благоприятные бытовые условия:

отключенный телевизор и компьютер;
внимание близких людей.

Необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда крохе потребуется озвучить свои желания. Если он, как и раньше будет мычать и только показывать пальчиком на желаемый предмет, взрослым нужно «не понимать», чего он хочет и подталкивать его к произношению заветных слов.

Распространенные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить кроху говорить.

  1. Самый простой «скажи слово». К примеру, «скажи кот» (собака, мама, баба).
  2. Познавание предметов, при котором мама подводит ребенка к предмету, выразительно его описывает и четко произносит его название. Здесь ребенок уже осознает, о каком предмете идет речь и познает окружающий мир. К примеру, машинку можно покатить, мама произносит «машина едет», машина стоит» и пр.

Развиваем мелкую моторику

Для мелкой моторики рук отлично подходят пальчиковые игры. Им нужно посвящать по 10-15 минут ежедневно, но не больше. Не нужно пытаться научить малыша всему сразу, достаточно 2-3 игр. Затем их можно заменить новыми.

Самой известной игрой, которая нравится всем деткам, является «сорока-белобока». Мама проговаривает стишок, зажимая пальчики крохи. Можно предложить игру-считалку, когда каждый пальчик загибают, перечисляя родственников. Малыши изучают мир касанием, поэтому можно создать настоящий пальчиковый театр, сшить интересных ярких животных и играть с ними.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Необходимо тренировать речевой аппарат с самого раннего возраста. Так кроха научится быстрей осваивать новые слова. Для этого:

  • упражнения делают регулярно, так как новые звуки нужно закреплять постепенно;
  • не предлагают ребенку больше 2-3 упражнений за один раз;
  • занятия не должны длиться дольше 10 минут;
  • пройденные упражнения нужно периодически повторять для закрепления;
  • гимнастику нужно проводить в игровой форме, чтобы монотонные движения казались крохе интересными и занимательными.

Упражнения можно делать такие:

  • «покажи забор». При этом ребенок смыкает зубки и широко улыбается;
  • «открыли-закрыли ворота», когда малыш должен на несколько секунд открывать и закрывать ротик;
  • «рисуем». При этом кроха пытается рисовать язычком по губам, зубкам и небу.

Все упражнения мама проводит вместе с малышом, даже когда он хорошо их усвоил.

Игры и мультфильмы

Правильные обучающие мультфильмы помогают ребенку научиться освоить речь благодаря тому, что красочные герои грамотно и четко проговаривают каждое слово. Малыши быстро запоминают высказывания и стараются произносить их в обычной жизни, подражая любимым персонажам.

В интернете есть много развивающего материала, который научит кроху не только говорить, но и понимать окружающий мир.

Дополнительные советы

Специалисты советуют не паниковать, если ребенок не говорит в 2 года. Затрудненность речи может скрываться в недостаточном общении родителей с ребенком. В детском саду дети быстро наверстывают упущенные моменты и адаптируются к новому обществу, где приходится общаться словами, а не жестами.

Советы по развитию речи

Для успешного развития речи в первые годы жизни, специалисты советуют:

  1. Развивать мелкую моторику. Как известно, речь и мелкая моторика тесно связаны. Поэтому стоит давать крошке в руки массажный мячик, чтобы крошка катал его в ладошках, делать массаж подушечек пальцев. Не стоит пренебрегать лепкой, играми с крупой, пальчиковой гимнастикой.
  2. Учите дуть. Упражнения для формирования правильного речевого выдоха способствуют развитию речи. Приобретите детке вертушку из фольги, мыльные пузыри или воздушные шарики. Хорошо развивает выдох бульканье жидкостью в чашке через соломинку.
  3. Считайте слоги. Неврологи считают что, сколько лет ребенку, столько слогов он должен произносить в словах. Чтобы избежать «проглатывания» звуков в конце слова, можно поиграть с малышом в следующую игру. Взрослый хлопает в ладоши на каждый слог, а малыш повторяет за ним слова, деля их на слоги, пользуясь хлопками.
  4. Много разговаривать и читать. С помощью общения накапливается пассивный словарный запас, который малыш потом переводит в активный. Совместные игры – один из сильнейших стимулов для выражения собственных мыслей. Поэтому, чаще играйте со своим ребенком.
  5. Общайтесь правильно. Когда вы что-то произносите, постарайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне детского. Так малышу будет проще запоминать ваши артикуляционные движения и запоминать их. Проговаривайте слова медленно и внятно. При общении с ребенком, только начинающим говорить, важна относительная тишина. Так детка не будет отвлекаться на посторонний шум, а станет вникать в смысл ваших слов и правильность их произношения. Чаще задавайте вопросы и хвалите за любые успехи.
  6. Избегайте телевизора. Педиатры считают, что речь, которую слышат наши дети из динамиков телевизора или колонок компьютера, негативно воздействует на формирование детской речи. У нее слишком быстрый темп, она практически лишена интонации и не вызывает у крошки желание ответить.
  7. Уменьшите контроль. Позвольте карапузу изучать окружающий его мир самостоятельно. Не сдерживайте его познавательную активность, откажитесь от гиперопеки.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Если отмечаются отклонения, отсутствие нужного уровня развития, когда ребенок должен начать говорить, нужно сходить к педиатру. Врач исключит медицинские причины или назначит подходящее лечение.

Следует больше говорить с крохой с первых дней жизни. Сюсюкать при этом не нужно: ребенок должен слышать правильное произношение слов, чтобы в будущем произносить их без ошибок.

Во время разговора следует пытаться заинтересовать ребенка: говорить нужно эмоционально. Вечером следует читать книги или рассказывать сказки собственного сочинения.

Развитию умственных способностей поможет регулярная двигательная активность. Следует почаще танцевать с ребенком, петь, развивать мелкую моторику с помощью специальных игрушек, игр, пальчиковой гимнастики, массажа внутренней стороны ладоней.

Наиболее популярные вопросы

Может ли ребенок просто молчать, даже если он здоров?
Индивидуальность малыша не стоит исключать из факторов, которые влияют на начало формирования речи. Существует такой феномен, как позднее созревание речи. Дети, у которых не обнаружены отклонения, могут долго молчать и впитывать информацию. Затем в определенный момент их прорывает и начинается поток не отдельных малопонятных слов, а правильно построенных предложений.

Может ли ребенок быстрее заговорить в детском саду?
Если у малыша наблюдается задержка речи, то его лучше отдавать в детский сад при достижении трехлетнего возраста. В этот период дети становятся более самостоятельными, эмоциональная зависимость с мамой снижается, что уменьшит психологический стресс. Психологи советуют не отказываться от посещения детского сада, так как ребенок попадает в «речевую среду», которая даст толчок, и он быстрее заговорит.

В первые годы жизни малыша родители обеспокоены двумя вопросами, когда он сделает первые шаги и начнет говорить. Эти навыки являются важнейшими из тех, с которыми ребенку придется справиться. Первые слова, фразы и предложения появятся постепенно и при условии, что родители помогут малышу их освоить.

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка говорить в 2 года по советам Комаровского?

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Как развивается речь ребенка до года

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Основные этапы формирования речевого аппарата

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Примерный возраст первых слов

На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки. После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку. Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.

Поле года словарный запас ребенка значительно увеличивается

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий