Стимуляция малыша к осознанной речи
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:
- Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
- Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
- Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
- Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.
Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.
Развитию осознанной речи способствуют игры на развитие мелкой моторики
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать
У них достаточно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками
А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Причины задержки развития речи
Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.
Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:
- Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
- Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
- Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
- Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
- Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
- Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.
Причины и симптомы задержки речевого развития
Существует календарь становления речи у детей
Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные
Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.
У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).
Симптомами такого состояния являются:
- молчаливость;
- замкнутость;
- общение преимущественно жестами.
Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.
Основные симптомы ЗРР:
- новорожденный не издает звуков;
- в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
- в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
- в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
- в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.
Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.
В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.
К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:
- гипотрофия мышц органов артикуляции;
- недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
- асфиксия при родах;
- плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
- слабая деятельность головного мозга.
К психологическим причинам ЗРР можно отнести:
- стресс;
- сильный испуг.
Социальные факторы задержки речевого развития:
- в семье говорят на двух языках;
- родители мало общаются с ребенком;
- отсутствие мамы, папы, опекунов;
- педагогическая запущенность;
- гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
- чрезмерно информированная среда;
- невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
- неблагоприятная атмосфера в семье.
Патологическими причинами ЗРР являются:
- нарушения слуха (глухота, тугоухость);
- внутриутробная гипоксия;
- поствакцинальные осложнения;
- менингит;
- аутизм;
- внутриутробное инфицирование;
- энцефалит;
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия;
- частые и длительные болезни в период новорожденности;
- тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.
Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.
Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.
Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.
Почему малыши молчат
Психологи утверждают, что не следует раньше времени вмешиваться в процесс развития малышей. Если они молчат в год, в два и даже три – это еще не повод для паники
Однако родителям все-таки следует обращать пристальное внимание на таких детей. Когда стоит волноваться?
На самом деле все просто. Необходимо следить не за речью, а за общим развитием крохи. Если он ничего не говорит, но при этом все понимает и может объяснить по-своему, чего хочет, значит, с его общим развитием все в порядке.
Почему дети молчат? Зачастую в этом бывают виноваты сами взрослые. Если мама мало общается со своим малышом, предпочитает оставлять его наедине с телевизором, чему она сможет его научить? Сколько месяцев пройдет впустую, пока кроха сам поймет, что с людьми надо разговаривать?
Следует отметить, что развитие речи малышей может быть активным и пассивным. В первом случае они учатся говорить, произнося слова самостоятельно. Во втором же слушают, наблюдают, анализируют. Те, кто идет по второму пути, обычно начинают активно разговаривать на третий год жизни, но в течение всего нескольких месяцев догоняют своих ровесников, а зачастую и перегоняют.
В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?
С 1,5-2-летнего возраста вместо привычного лепета малыш начинает выговаривать простые фразы. К этому времени в его словарном запасе насчитывается примерно 50-100 слов.
Ребенок пытается строить из них простые предложения. К трем годам лексикон составляет около 250-300 слов. Дети начинают использовать в своей речи не только имена существительные, но и глаголы.
Малыш стремится познавать окружающий мир. Поэтому он часто задает маме вопросы «когда?», «зачем?», «почему?». Ребенок уже хорошо произносит простые предложения, говорит на понятном для взрослых языке.
К концу трехлетнего возраста дети усваивают сложные грамматические формы и конструкции речи. Они уже являются полноценными собеседниками, применяют правильно согласованные фразы.
В норме ребенок трех лет должен обладать такими речевыми навыками:
- выговаривать не менее 250 слов;
- составлять короткий рассказ по картинке;
- знать свой возраст, пол, имя и фамилию, выговаривать их;
- применять в речи глаголы, предлоги и местоимения;
- понимать суть сказок;
- составлять сложноподчиненные предложения.
В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями, зависит от разных факторов:
- когда малыш стал произносить первые слова;
- как занимались с ним родители.
Первые звуки
У каждого малыша, когда он появляется на свет, есть только один способ говорить с окружающими, сообщать им о своих проблемах. Это плач. Первый звук, который слышит мама от новорожденного, говорит о том, что он живым и невредимым явился в новый мир. И с этого самого момента начинается непрерывное развитие малыша, которое будет длиться не один год.
Поначалу ребенок говорит лишь простейшие звуки. Первое время это только гласные, спустя несколько месяцев в арсенал крохи добавляются согласные, но пройдет еще много времени, прежде чем он скажет «мама» осознанно. Можно ли его этому научить? Есть вещи, которые дети осваивают исключительно самостоятельно. Однако родители вполне могут подтолкнуть ребенка, поспособствовать скорейшему развитию малыша.
Как помочь ребенку начать говорить?
Этот вопрос волнует мам, пап, бабушек и всех, кому дорог маленький человечек. Что делать, чтобы он говорил? Как учить понимать вопросы, отвечать на них? Что делать, если малыш говорит неправильно, слишком быстро, заикается?
Развитие речи у малышей идет двумя путями. Во-первых, они понимают значения слов (пассивное владение речью), а во-вторых, пробуют говорить их сами (активный этап). Понимать дети учатся очень рано, до одного года они уже знают названия разных предметов и действий. Переход из пассивного этапа в активный порой происходит внезапно, неожиданно для родных и близких.
Как помочь малышу в этом нелегком деле? Потребность начинать говорить у детей возникает в двух случаях: он хочет общения со взрослыми, и он хочет получить конкретный предмет. Только в комбинации этих двух потребностей возникает слово. Малыш не будет просто так говорить с вами, он должен говорить в процессе игры или действия, с помощью речи взаимодействуя с родителями.
Что же нужно делать взрослым? Рекомендации специалистов для родителей очень простые:
Не стоит сравнивать малыша с Таней из соседского двора или Колей из садика. Окружите ребенка любовью и заботой, но не упускайте момент, когда необходимо помочь малышу освоить правильную речь, уделяйте больше внимания общению с ним.
Первые слова малютки
Какое же слово произнесет малютка первым? Этот волнующий момент ждет вся семья! Кроха рано начинает произносить некоторые слоги, с упоением повторяя их несколько раз подряд. Но осмысленно говорит малыш не сразу.
Многие детки быстро осваивают слово “дай”. Статистика утверждает, что таких малюток больше половины.
Груднички адаптируются в мире методом подражания взрослым. Они слышат речь и пытаются ее копировать. Однако подражание – это не осмысленная речь. Многие бабушки радуются, что внучата ходят по манежу и повторяют: ба-ба-ба-ба. Но это лишь копирование звуков, а не осмысленное произнесение слова “баба”. Осмысленно говорить ребенок учится к годику.
Во сколько месяцев кроха воспроизводит первые подражательные звуки? Примерно с двух месяцев ребенок начинает воспроизводить гласные звуки, иногда это похоже на пение. Чуть позже к гласным звукам добавляется согласный “м”. Не упустите этот момент!
С шести месяцев ребенок уже сочетает гласные звуки с согласными, образуя из них членораздельные слоги: ба, па, ма, гы. Ближе к годику от крохи можно услышать первые осмысленные двуслоговые слова: ма-ма, ля-ля, па-па, да-да, дя-дя, ба-ба.
Как разговорить ребенка: 6 шагов к качественной речи
Наукой и здравым смыслом давно доказано, что человек воспринимает информацию еще до рождения.
Шаг 1. Активное общение до рождения: запас слов на будущее
Если вы сейчас беременны, мы хотим предложить первый совместный с вашим маленьким пузожителем приятный эксперимент, чтобы это проверить. Включайте одинаковую музыку каждый раз, когда отдыхаете или ложитесь спать. Когда малыш родится, реакцию на эту музыку вы заметите сразу после рождения. По опыту многих мамочек, малыш будет успокаиваться, а иногда, даже засыпать под эту мелодию.
Начинайте говорить ещё до его рождения, пойте ему песенки. Активно подключайте к общению папу.
Шаг 2. Побольше общения с ребенком сразу после рождения
Рассказывайте вашему сыночку или доченьке о своих чувствах к нему. Говорите каждое свое действие, показывайте, а также называйте окружающие предметы. Улыбайтесь, почаще произносите имя малыша, названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка). Говорите ребенку обо всем на свете.
Шаг 3. Максимум мамы в жизни малыша
Основное занятие для ребенка до года – это общение с матерью. Только вы можете организовать максимально разнообразный и эффективный контакт малышу. Носите его на руках. Кормите грудью. Если кормите из бутылочки, обеспечьте младенцу максимальный контакт во время кормления, говорите с ним. Это положительно отразится на интеллектуальном и речевом развитии.
Шаг 4. Вовлекайте папу в совместные дела
Этот совет очень сильно влияет на развитие речи. Отец играет ключевую роль, когда ребенок начинает говорить, в его контакте с внешним миром. Папа – первый близкий человек, к которому грудничок привязан не природой, а общением.
Шаг 5. Побольше читайте малышу
Никакое суперприложение на планшете не заменит живого общения и процесс совместного чтения. Читайте малышу еще до того времени, когда ребенок начинает говорить. Показывайте картинки, называйте их. Уже к 4 -5 месяцам будет заметно, что ваше чадо узнает картинки, которые ему часто показываете.
К тому же, чтение пополнит запас слов, которым будет пользоваться, когда начнет говорить.
Шаг 6. Обязательно развивайте пальчики рук
Специалисты утверждают, что развитие речи тесно связано с тренировкой мелкой моторики, то есть пальчиков рук. Как ее развивать, вы узнаете из статьи «Развитие мелкой моторики у ребенка: ТОП-5 лучших методов для правильного развития. Возрастной календарь развития»
- Делайте массаж пальчиков рук, ладошек.
- Выбирайте игрушки различных текстур, форм, размеров.
- Как можно раньше познакомьте ребенка с песочницей или ее заменителями. Например, можно ребенку предложить для игр дома таз, наполненный крупой, шариками, фасолью.
- Эти упражнения помогут вам не только улучшить качество мышления малыша и пополнить запас слов. Это также поможет наладить полезное для его психического развития общение с вами.
Когда и что должен уметь говорить ребенок: этапы развития речи
Проблема временных рамок для развития речевого аппарата ребенка по сей день не решена окончательно. Даже опытные специалисты, логопеды, дефектологи и педиатры не могут четко и однозначно сказать: вот в 10 месяцев он должен говорить уже «мама», в 15 – понимать и показывать предметы, а в 18 – начинает говорить короткими предлогами и т.д.
Этапы развития речи у ребенка, которые мы приведем ниже, даны только для общей ориентации. Не стоит связывать их с собственным ребенком и волноваться слишком сильно. Каждый малыш растет в собственной среде, он – индивидуальность, со своим характером, особенностями развития и маленькими причудами.
Показатели развития речи у детей в возрасте от двух месяцев до трех лет:
Младенец в первые два месяца издает громкие звуки, если хочет привлечь внимание или чувствует дискомфорт. Крики малыша – это его язык на данном этапе, пока единственный, которым он владеет;. После трех месяцев ребенок начинает осваивать собственный речевой аппарат
Он пробует издавать новые звуки, причмокивает, на лице отражается активная мимика, которая может меняться постоянно;
После трех месяцев ребенок начинает осваивать собственный речевой аппарат. Он пробует издавать новые звуки, причмокивает, на лице отражается активная мимика, которая может меняться постоянно;
В шесть месяцев малыш уже много и с удовольствием лепечет, некоторые слоги ему нравятся особенно, и он их повторяет чаще других. Ребенку нравится «вкус» слога, он наслаждается самим процессом;
6-9 месяцев. В бессвязном лепете ребенка начинают вырисовываться отдельные слоги или простые слова, похожие на те, что говорят ему родители и родные. Иногда малыш начинает копировать интонации и силу голоса, непонятная речь складывается у него в отдельные интонационные предложения;
10-12 месяцев. В этот период родители традиционно ждут не только первых шагов, но и первых осознанных «мама» или «папа». Малыш подражает родителям, пробует повторять слоги, а иногда и простые слова. Появляются у него и свои лепетные слова («да-да», «ня-ня», «ам-ам»);
1 год. В арсенале малыша – 5-6 простых и лепетных слов, он говорит с разными интонациями, чаще в виде просьбы, соотносит звуки и предметы;
15 месяцев. Количество слов, которые ребенок понимает, серьезно увеличивается. Он лепечет часто и много, особенно в моменты эмоциональные: когда удивлен, радуется, пытается что-то сделать, но не выходит и т.д.;
Полтора года. Называет предметы и действия, своими простыми детскими словами, иногда и полностью правильно;
1 год и 9 месяцев. Малыш передает словами события, которые видит в реальности («Толик сядет кушать») или на картинках («Киця белая играет»), складывает слова в простые предложения;
2 года. Начинает говорить предложениями, может рассказать знакомую историю или сказку без картинок.
Такая схема развития малыша очень условна. Многие дети начинают говорить позже, некоторые из них очень молчаливы, хотя все прекрасно понимают и реагируют на слова взрослых, другие лепечут слишком много и бессвязно. Считается, что девочки раньше начинают говорить правильно и четко, в силу того, что их игры более спокойные. Мальчики активнее, азартнее и эмоциональнее, их игры подвижные и активные.