Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время
Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников. Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться. Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно, чтобы в итоге научить ребёнка учиться самостоятельно.
Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем:
- Сколько времени у тебя сейчас есть?
- Как наилучшим образом ты им распорядишься?
- По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься?
- Что именно ты хочешь сделать по учёбе за отведённое время?
- Какой результат ты хочешь получить?
- Сравни, что ты хотел сделать и что сделал?
- Ты доволен результатом?
- Как сделать так, чтобы хватило времени на все задачи?
Упражнения для развития навыка сидения
Подготовительный комплекс
В него входит тренировка на удержание головы, которая способствует укреплению спины и шеи, поднятие головы и перевороты
Чтобы ваш малыш не вредничал и спокойно занимался, привлеките его внимание игрушками и веселой занимательной болтовней
Сгибание-разгибание
Для выполнения этого комплекса упражнений маме необходимо по 5-6 раз согнуть и сразу же выпрямить ручки и ножки малыша.
Сидим и глядим
Уложите ребенка на твердую ровную поверхность и аккуратно подтяните его, предложив воспользоваться вашими пальцами в качестве «перил». Чтобы это получилось, вложите большие пальцы в ладошки ребенка, охватив остальными запястья.
Приподняв чадо в вертикальное сидячее положение, удержите его в нем секунд на 20, а потом мягко опустите. Интервал «задержки» с каждым днем должен увеличиваться на 10-15 секунд и достигать в итоге 2-3 минут.
Перекрест
Малыш лежит на спине, а вы берете его за руку, притягивая аккуратно в противоположную сторону. Это вызывает у ребенка активное желание опереться на ручку вторую и, тем самым, сесть.
Раскачка
Положите малыша на живот, чтобы он принял «упор лежа», как в армии (постарался, по крайней мере). После этого вам нужно раскачать его из стороны в сторону, чтобы карапуз научился координировать свои движения.
Фитбол
Упражнения на фитболе отлично укрепляют мускулатуру ребенка и работают с его вестибулярным аппаратом. Для этого положите малыша на живот и круговыми движениями покачайте в разные стороны.
Для веселья даже можно немного попружинить малыша на мячике, а если вам удастся при этом установить его ручки так, чтобы он оперся на ладони и попытался «отжаться» от мяча (всякое бывает), это будет вообще чудесно!
Подтягивание
Поместите ребенка на твердую поверхность, а затем возьмите его за лучезапястные суставы и пальцы. После этого не торопясь потяните малыша на себя (это делается для того, чтобы ребенок научился подтягиваться на ручках).
Затем зафиксируйте его в положении сидя на 5-10 секунд, поддержите его головку и снова положите на поверхность. Пары-тройки подходов в этом упражнении будет вполне достаточно.
Мы зависли
Возьмите ребенка за внутреннюю поверхность бедер, чтобы он будто бы «завис» в воздухе. Такое упражнение поможет ему укрепить мышцы пресса, а также поспособствовать работе кишечника и отхождению газиков.
3.3 Динамические упражнения
Рефлекторные движения — прикосновение к определенным точкам на теле грудничка. Например, взрослый проводит пальцами по длинным мышцам спины ребенка. Прикосновение вызывает раздражение чувствительных нервных окончаний кожи в районе копчика, поэтому спина разгибается.
Пассивные упражнения — сгибание и разгибание взрослым ног и рук младенца, как это естественно будет делать позже сам малыш.
Пассивно-активные движения — присаживание, подтягивание за согнутые в локтях руки, перевороты с живота на спину и обратно, наклоны корпуса ребенка.
Совет! Делайте поглаживание и растирание нежно, чередуйте с физическими упражнениями, как это рекомендует в предлагаемом видео врач-педиатр, опытный массажист Николай Цыбышев (рефлекторное упражнение специалист демонстрирует в конце приведенного ниже видеоролика).
Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренной комнате при температуре воздуха около 20°С. Ребенок находится на столе, высотой до 75 см, с ровным и плотным, но не жестким покрытием. Продолжительность одного занятия с грудничком — 8–10 минут.
Сидеть или ползать: нужно ли спешить сажать?
В семь месяцев дети в основном уже умеют хорошо ползать. Они еще не могут удержать свой вес, опираясь на ручки, потому ползают по-пластунски. А вот садиться самостоятельно могут не все. Многие родители очень волнуются по этому поводу и часто спрашивают у врачей, как научить ребенка сидеть в 7 месяцев. И вот здесь мнения медиков часто расходятся. Одни педиатры, ратующие за раннее развитие ребенка, советуют как можно больше заниматься с чадом, присаживать, делать специальную гимнастику. Другие же говорят, что всему свое время и ребенок обязательно сядет сам. В частности, доктор Комаровский объясняет, что чем позже ребенок научится садиться, тем лучше для его здоровья. Нагрузка на позвоночник будет меньше, а значит и спинка ровнее. Врач советует стимулировать не сидение, а ползание. Именно ползая, кроха в достаточной мере укрепляет позвоночник, мышцы рук и спины. После ползания ребенку будет легче сесть, чем из положения лежа.
Если ребенок умеет сам сидеть в семь месяцев — это отлично. Но этот навык не входит в обязательный перечень того, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Развитие каждого ребенка очень индивидуально и происходит по своим, неведомым законам. Поэтому не стоит беспокоиться, если в свои 7 месяцев он чего-то еще не умеет. Не нужно сравнивать, ребенок всему научится сам. Главная задача родителей — это не мешать развитию и обеспечить для этого комфортные условия. Детки учатся сидеть самостоятельно в разное время — и в 6, и в 7, и в 8 месяцев. Это является нормой. Тревогу следует бить, только если кроха не может самостоятельно сидеть в 9 месяцев. В этом случае надо немедленно обратиться к врачу.
Что поможет ребенку научиться сидеть
Если ребенок выражает готовность принять сидячее положение, родители могу ему в этом немного помочь.
Осторожно приподнимите ребенка за ручки в положение сидя. Для этого протяните ему свои указательные пальцы
Если малыш готов сидеть, он цепко схватится за них и присядет. Это означает, что мышцы спины достаточно окрепли для изменения положения тела.
Научить ребенка сидеть в 7 месяцев поможет слинг. Есть слинги вертикальные и горизонтальные. Для приучения к сидячему положению вертикальный слинг подойдет идеально.
На прогулке можно на некоторое время приподнимать спинку коляски. Если ребенку в таком положении комфортно, он не будет капризничать. Если же ребенок начинает хныкать, значит садиться ему пока еще рано.
Учить ребенка сидеть в 7 месяцев нужно на твердой поверхности, не обкладывая подушками, чтобы он хорошо ощущал опору и держал равновесие.
https://youtube.com/watch?v=Bsk1WUy-KFs
Немного позанимавшись с малышом, вы обязательно добьетесь того, что он сможет сидеть сам, без помощи взрослых. Не волнуйтесь, если ваш ребенок не спешит садиться сам. Он обязательно и сядет, и пойдет. Вам только нужно набраться терпения, обеспечив ему максимальное удобство и безопасность.
Вам в помощь простая гимнастика, которая поможет ребенку научиться сидеть:
https://youtube.com/watch?v=LTKUou6n0w0
Расскажите об этом друзьям → |
Ошибки и мифы, связанные с присаживанием
Нередко неопытные родители начинают слушать всевозможные советы людей, которые не имеют медицинского образования и не знают особенностей детского организма. Вот какие ошибки чаще всего совершают молодые мамочки:
- Усаживание ребенка, фиксируя корпус подушками. Мягкая опора лишь способна расслабить мышцы и связки, тогда как их, напротив, нужно укреплять и развивать.
Пусть без опоры ребенок учится дольше, но за это время его мышцы хорошо окрепнут и в дальнейшем не возникнет проблем с осанкой.
- Применение опоры для сидения. Она тоже решительно противопоказана. Подтягивать при помощи рук ребенка можно, но сажать его у стенки или на диван запрещено. В таком случае происходит дисфункция тех групп мышц, которые нужно укреплять.
Если малыш ходит на носочках это может быть признаком серьезных заболеваний.
Как помочь, если грудничок икает? И нужно ли это делать?
Критические заметки
Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца. Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, при этом особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается. Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц прежде всего для переворачивания, а не сидения. Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков — вы же не желаете своему ребенку раннего остеохондроза?
По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.
Многие совершенно неправильно понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно сажать ребенка. Попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу. До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, полагая, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки, хотя это можно делать аккуратно с полугода.
Другой вопрос – если ребенок рано сел самостоятельно, что делать? Если он это сделал сам, из любого положения, тогда малыш может сидеть и далее, несмотря на возраст. Но что такое «сел сам»? Это значит: сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки (а не держим со всех сторон), и он сидит, а не пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему почаще менять позу, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.
Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно использовать это как упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло типа шезлонга. Можно немного подержать ребенка в сидячем положении, спинкой прислонив к себе, но очень недолго и часто меняя позу.
Чего не стоит делать с ребенком ранее полугода, который не умеет еще сидеть:
— присаживать его в подушках,
— присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,
— сажать в обычные (не эргономичные кресла), где дети сидят с кривым позвоночником.
Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины; чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.
Как научить ребенка садиться самостоятельно в 6 месяцев из положения лежа
Чтобы младенец освоил навык сидения, ему часто требуется помощь и поддержка родителей.
Упражнения для ежедневной тренировки
Помочь малышу освоить сидение можно, выполняя с ним особые упражнения, которые способствуют укреплению мышц и развитию чувства равновесия. При этом следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- кроха должен быть спокоен и не голоден;
- в комнате следует поддерживать оптимальную температуру (не должно быть холодно или слишком жарко);
- упражнения проводят каждый день по 5-10 минут;
- во время занятия с ребенком нужно разговаривать, подбадривать его;
- если возникают плач или капризы, то занятия лучше прекратить и отложить до более подходящего времени.
Главное – упражнения должны нравиться детям и не приносить дискомфорта или неприятных ощущений.
Самые приемлемые действия для развития навыка сидения:
Для начала кроху укладывают в положение лежа. Далее дают ему схватить пальцы взрослого. Потом плавно очень медленно подтягивают его руки к себе
Важно, чтобы ребенок сам старался придвинуться к родителю. В первое время не следует перегружать малыша, нескольких подтягиваний будет достаточно
Когда предыдущее упражнение малышу удается, его можно усложнить
Для этого в качестве опоры даем ему не 2, а 1 руку. Так он будет пытаться подняться самостоятельно. Следующий шаг – закрепление навыка. Для этого следует научить малыша удерживать равновесие в положении сидя. Когда малыш уже сможет свободно подниматься с помощью взрослого, следует в течение некоторого времени, удерживая его за ручки, покачивать то в одну, то в другую сторону.
Чтобы он не поранился, если вдруг упадет на бок, по сторонам можно положить подушки.
Уже через 2 недели регулярных упражнений можно будет увидеть результаты. Кроха будет лучше держать спинку и с каждым разом подниматься все уверенней.
Гимнастика и массаж
Отличным дополнением к вышеизложенным упражнениям является специальная гимнастика. Она помогает развивать мускулатуру, укреплять мышцы спины и рук.
Наиболее популярный и эффективный комплекс гимнастических упражнений – упражнения на мяче (фитболе). При этом выполняются разные манипуляции.
Самое простое упражнение – покачивание малыша вперед-назад на животе или на спине.
Усилить эффективность гимнастики поможет массаж. Лечебный должен выполнять только специалист, а вот общеукрепляющий может выполнять и мама в домашних условиях. Вот несколько рекомендаций по выполнению массажных действий:
Кроху улаживают на спинку и начинают ласково и очень мягко поглаживать все тело. У мамы руки должны быть теплыми
Можно смазать их детским кремом
Осторожно переворачивают со спинки на животик и обратно. Легкие поглаживания можно совмещать с упражнениями на сгибание конечностей
Также можно делать движения по типу езды на велосипеде.
Если в правильности проведения массажа есть сомнения, то следует проконсультироваться по этому поводу со специалистом.
Поэтапное развитие способности сидеть
Навык сидеть относиться к моторным. Он не развивается сразу. Часто для его освоения детям приходиться пройти несколько этапов:
- 5-6 месяцев – кроха еще не сидит сам, но если его поддерживать, он может находиться в таком положении достаточно долго.
- 7 месяцев. Большинство детей такого возраста уже могут держать равновесие – они не падают, держат спинку ровно, поворачивают корпус по сторонам. При этом ребенок уже садиться сам из положения лежа на спине, помогая себе руками.
- 8 месяцев. Кроха сидит уверенно, может сесть свободно из любого положения.
Гимнастика для детей в возрасте до 5 лет
В младшем дошкольном возрасте малыши делают свои первые шаги в спорте и знакомятся с физическими упражнениями с помощью общеразвивающих элементов гимнастики, а также через различные подвижные игры. Такие упражнения, как кувырки, прыжки и стойки, не только очень нравятся детям, они еще способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников. А для девочек можно рекомендовать элементы художественной гимнастики – это будет наилучшим решением для формирования хорошей физической формы.
Проводя общеразвивающие упражнения для дошкольников можно использовать различные мелкие физкультурные пособия, например, веревку, мячи, кегли, обручи. Также можно использовать на занятиях гимнастикой музыку, ведь она благотворно влияет на общее состояние детей, улучшает их эмоциональное развитие.
Надо отметить, что ярко демонстрирует уровень физического развития детей осанка, которая влияет на характер и настроение ребенка, а также на его психическое состояние. Дети с плохой осанкой часто бывают робкими и пассивными. И если ребенок с самого раннего возраста будет систематически заниматься гимнастикой, то никаких дефектов осанки у него не будет.{banner_st-d-1}
Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?
Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».
В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.
А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?
Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.
Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.
Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы и весь организм ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему) не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов — ребенок сядет сам!
Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате — слабые
Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:
1) Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.
2) Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,
3) Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).
4) Упражнение для развития ползания «Лягушка». Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).
Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка — движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.
Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.
Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.
Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?
Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!
Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.
Вывод:
— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание. И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.
— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.
Что может оказать влияние?
В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.
Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.
Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.
Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.
Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.
Когда ребенок учится сидеть?
Чтобы малыш смог сам сидеть, ему надо сначала научиться держать головку, затем развить мышцы рук, плеч, спины, бедер.
- В среднем устойчивое удержание головы наблюдается к четырем месяцам, а первые попытки поднимать – к месяцу-полутора.
- В полгода большинство детей могут сидеть без поддержки, если помочь им сесть.
- А к девяти месяцам многие осваивают самостоятельное сидение – сами могут принять эту позу и устойчиво сохранять ее.
Эти этапы – средняя педиатрическая норма, по которой оценивают развитие здоровых доношенных малышей. Но даже они могут развиваться в собственном темпе, не укладываясь в график. Если ребенок начал все делать раньше или задерживается с новыми умениями, уточните у педиатра, все ли в порядке и надо ли что-то делать.
Проблемы позвоночника, или почему грудничок не сидит в 8 месяцев?
Во сколько месяцев начинают сидеть груднички — вопрос довольно волнующий, так как многим просто не терпится как можно раньше усадить малыша. В первую очередь это облегчает жизнь родителям, ведь кроха начинает отвлекаться и заниматься игрушками.
Если ребенок самостоятельно не садится в возрасте до 8 месяцев, рекомендуется пройти консультацию педиатра и невролога. Причиной отсутствия желания сидеть у грудничка могут быть проблемы с позвоночником, ранний сколиоз (он обычно образуется при выборе неправильных поз для ношения ребенка на руках до 4-5 месяцев), нехватка кальция или прогрессирующий рахит. Часто отказ грудничка сидеть и ползать связывают с врожденными патологиями и нарушением упругости мышечного корсета.
Если найдены отклонения в развитии мягких и костных тканей, малышам прописывается соответствующая терапия, включающая лечебную физкультуру, массажи и прием препаратов, укрепляющих ткани. Назначают «Кальций Д3», «Элькар», «Пантогам» и электрофорез.
Посмотрите видео о том, как дети учатся сидеть и ползать и когда это делать. В нем собраны все полезные советы от известных педиатров страны.
Когда ребенок начинает садиться самостоятельно?
Происходит это тогда, когда организм ребенка будет достаточно сформирован. А именно в психологическом и физическом плане. Неготовность малыша, сидеть самостоятельно каждый родитель может определить в процессе наблюдения за его движениями.
- Позвоночник и шея ребенка согнуты, голова наклоняется вперед;
- дугообразная поясница;
- руки ребенка ищут опору;
- из-за того, что тазобедренные суставы наклонены, ноги ребенка разводятся в стороны.
Когда ребёнок пытается принять другую позу, то сразу быстро устает это свидетельствует о том, что организм ребенка физиологически еще не готов к таким нагрузкам.
Обычно, это происходит ближе к шести месяцам ребенка. Средние показатели следующие:
- В шесть месяцев ребенок сидит неуверенно.
- Ближе к 7 месяцам, малыши сидят уже с ровной спиной, без поддержки родителя.
- И лишь в 8 месяцев, дети способны садиться самостоятельно. Им не составит и труда лечь из положения сидя и снова подняться.
Но бывает и такое, что дети садятся, гораздо раньше. Первые попытки он может делать уже в 4-5 месяцев.
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты
Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
Индивидуальный подход или жизнь по часам?
Режим дня отражает основные потребности малыша, поэтому так важно привить ему необходимую привычку соблюдать определенный распорядок сна и бодрствования. Для этого нужно знать нормы отдыха, разработанные специалистами по результатам длительных исследований и многолетней практики. Режим сна ребенка до года по месяцам, представленный в таблице, способен существенно облегчить жизнь молодых и неопытных родителей
С учетом приведенных в ней норм ночного и дневного отдыха они достаточно легко составят правильный режим дня. Следует, однако, помнить, что каждый грудничок уникален по своей природе, и эти показатели могут несколько изменяться
Режим сна ребенка до года по месяцам, представленный в таблице, способен существенно облегчить жизнь молодых и неопытных родителей. С учетом приведенных в ней норм ночного и дневного отдыха они достаточно легко составят правильный режим дня. Следует, однако, помнить, что каждый грудничок уникален по своей природе, и эти показатели могут несколько изменяться.
Возраст/месяцев | Норма сна/часов | ||
---|---|---|---|
Днем | Ночью | Всего в сутки | |
Первый | Общая продолжительность до 20 ч в сутки без разделения на периоды | ||
Второй | 7-9 | 8-10 | 16-18 |
3-4 | 6-7 | 10-11 | 16-17 |
5-6 | 4-5 | 9-10 | 14-15 |
7-8 | 4 | 9-10 | 12-13 |
9-10 | 3-4 | 9-10 | 12-13 |
11-12 | 2-3 | 9-10 | 11-12 |
Первый год жизни педиатры условно делят на четыре периода, каждый из которых указывает на изменения в развитии и поведении малыша, а также характеризуется определенным алгоритмом сна и бодрствования: время первого постепенно сокращается, а период второго – на столько же увеличивается.
Но времена изменились. Большинство врачей и психологов советуют новоиспеченным родителям искать индивидуальный подход к ребенку и подстраиваться под его биоритмы.
Почему режим важен
Под режимом понимают выполнение определенных действий в одно и то же время каждый день. Нарушение этого принципа приводит к сбою физиологических процессов в организме.
Вы и сами замечали, стоит поспать на пару часов дольше, и весь день ходишь с головой «набитой ватой». Режим дня ребенка особенно важен для нормального функционирование всех систем начиная с нервной, заканчивая пищеварительной.
Важно, чтобы одни и то же действия выполнялись регулярно примерно в одно и то же время. Таким образом, в течение нескольких дней, или недель организм малыша настроится на определенный порядок. Это облегчит укладывания, кормление
Будет возникать меньше проблем со стулом
Это облегчит укладывания, кормление. Будет возникать меньше проблем со стулом
Таким образом, в течение нескольких дней, или недель организм малыша настроится на определенный порядок. Это облегчит укладывания, кормление. Будет возникать меньше проблем со стулом.
Не больше 10% грудных детей засыпают сами, когда утомятся. Большинству нужна помощь – укачивание, колыбельная, объятья.
Это непросто доставит вам неудобства, но и негативно скажется на здоровье ребенка. Дети, у которых в младенчестве отсутствовал режим, вырастают более нервными и возбудимыми.
- Дети в первые три месяца спят пять раз в день.
- От трех месяцев до полугода в среднем четыре дневных сна.
- Малыши от шести до девяти месяцев спят три раза.
- Детям от девяти месяцев до полутора лет требуется два дневных сна.
Эти нормы носят справочный характер и не все дети строго им соответствуют.
Нормы сна детей до года по месяцам приведены в таблице.
Месяц жизни | Сон, часы |
---|---|
17– 20 | |
1 | 15–18 |
2 | 15-17 |
3 | 14–16 |
4 | 15 |
5 | 15 |
6 | 14,5 |
7 | 14,5 |
8 | 14,5 |
9 | 13,5 – 14 |
10 | 13,5 – 14 |
11 | 13,5 – 14 |
12 | 13,5 – 14 |
Время бодрствования грудничка по месяцам приведено в таблице ниже.
Месяц жизни | Сон, часы |
---|---|
4 – 7 | |
1 | 6–9 |
2 | 7-9 |
3 | 8 –10 |
4 | 9 |
5 | 9 |
6 | 9,5 |
7 | 9,5 |
8 | 9,5 |
9 | 10 – 10,5 |
10 | 10 – 10,5 |
11 | 13,5 – 14 |
12 | 13,5 – 14 |
Особенности режима питания
Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.
Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.
При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.
Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:
Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции. Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п
Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков. Порции должны быть небольшими
Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня. Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.
Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы.
Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.
В
-
нервная анорексия;
-
атипичная нервная анорексия;
-
нервная булимия;
-
атипичная нервная булимия;
-
переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;
-
рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.
При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.