Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Метод трех корзин в воспитании детей: запрещаем правильно

Проблемы воспитания

Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.

Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.

Методика А. С. Макаренко

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.

Как воспитывать

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов

При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать

Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

Преимущества и недостатки метода

К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:

  • овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
  • поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
  • влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.

Среди недостатков выделяют:

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
эксплуатация детского труда, который запрещен.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Вальдорфская школа

Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.

Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.

Как воспитывать ребенка

Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.

Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.

Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:

  • ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
  • начальное образование – социализация и художественное развитие;
  • среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.

Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.

При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.

Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:

  • комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
  • всестороннее развитие личности;
  • творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
  • атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.

Есть и недостатки:

  • система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
  • особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
  • дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
  • ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
  • методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.

Методика Глена Домана

Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.

Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.

Как воспитывать

Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.

Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.

С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.

Плюсы и минусы методики

В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
  • не занимает много времени;
  • родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
  • занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.

Минусы:

необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.

Какие бывают методы?

На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.

Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.

Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов. Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени. Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.

Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях. Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.

Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.

Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.

Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания. Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.

Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время. Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными. Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.

Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.

Метод убеждения.

Самый первый метод удобен тем, что его можно начать применять с дошкольного возраста и, что самое главное, он очень прост и эффективен на практике – метод убеждения. Для его реализации необходимо в спокойных тонах поговорить с ребенком и ни при каких обстоятельствах на него не кричать. Голос родителя должен быть твердым и уверенным, все слова — сказаны по делу, без лишних предисловий и обвинений.

Если провинившийся хочет что-то сказать, то не перебивайте его, а дайте возможность озвучить свою точку зрения. Ведь и у него есть на это полное право. Возможно, что вы выдели не все или всего лишь то, что сами захотели.

Постарайтесь посредством личной беседы понять причины поведения своего малыша и после объяснить ему в чем он в этот раз ошибся. Не запугивайте ребенка бабайками, домовыми и лешими, которые заберут его в случае неповиновения, а расскажите о реальных последствиях плохого поведения.

Например, от его действий другой человек почувствовал себя обиженно и очень плохо или проблема не в том, что он разбил ту вазу, а в том, что сам ребеночек мог сильно порезаться и пришлось бы мазать его нелюбимой зеленкой.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – французская актриса, которая решила себя посвятить материнству. Она так углубилась в эту тему, что разработала свою методику воспитания, объединив подходы М. Монтессори и Г. Домана. Свой опыт С. Лупан описала в книге «Поверь в свое дитя».

Как воспитывать

Основное внимание уделяется тому, чтобы и ребенок, и родители получали радость и удовольствие от совместных занятий. Это значит, что необязательно каждая минута обучения должна приносить пользу, это время можно потратить на удовлетворение интереса малыша

Родители должны наблюдать за своими детьми и подмечать, что вызывает у них эмоции, какие новые знания они хотели бы получить

Важно, что они не подаются как голые факты, а заставляют анализировать и рассуждать. Таким образом, ребенок получает большой объем информации об окружающем мире

Сесиль Лупан обращает внимание родителей на следующие моменты:

  • не стоит излишне опекать малыша — это вредит его развитию, препятствует творчеству и приучению к самостоятельности;
  • каждый ребенок индивидуален, поэтому ни одна инструкция по его воспитанию и развитию не даст идеального результата, стоит выбирать ко всем детям индивидуальный подход;
  • дети всегда должны чувствовать любовь и заботу своих родителей через объятия поцелуи и похвалу, потому что это один из самых важных элементов развития.

Преимущества и недостатки

У методики Сесиль Лупан, как и у остальных, есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • опыт других мам позволяет молодым родителям не повторять чужих ошибок;
  • методика разработана и описана специально для родителей, а не для педагогов, поэтому понятна для всех;
  • дети много взаимодействуют с родителями в процессе занятий;
  • упражнения, которые автор предлагает для занятий, представлены в великом множестве.

Недостатки:

  • многие вещи знакомы мамам и без чтения книги: колыбельные, потешки и др.;
  • не предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики и координацию движений;
  • не все родители могут уделить столько времени для занятий с ребенком.

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями. В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие. Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей. Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения. Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку. Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы. Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки. В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Метод «Повторяющейся пластинки»

Когда ваш маленький проказник начинает капризничать и противостоять чему-то, что вы зачастую делаете? Правильно, пытаетесь убедить его в том, что «нужно идти в садик, потому что…», «нужно, съесть кашу, перед походом на улицу, потому что…».

Но в такие моменты аргументы ребенок слушает меньше всего – он просто тянет время в надежде, что мама сдастся и махнет на все рукой. Ему ведь выгодно, что вы ему все объясняете и сами тянете время.

Чтобы этого не происходило просто повторяйте главную фразу, то есть «нужно идти в садик», «нужно съесть кашу», «нужно одеть шапку». Поверьте, такая методика даст более скорый и положительный результат. А о пользе и необходимости всех этих действий можно (и даже очень желательно) рассказать вечером, когда на это достаточно времени и никто никуда не спешит.

Пожалуй, это и есть основные методы обучения, которые применимы в любой семье и с ребенком любого темперамента и характера. Ведь правда, в этом нет ничего сложного? Конечно, и даже молодой родитель справится с ними с первого раза.

А теперь пришла пора прощаться, но не забывайте заглядывать еще на блог и делиться своими впечатлениями с близкими людьми. До новых встреч!

Как парировать правило трёх «Да»

Как и сама техника, защита от неё очень проста. Чтобы не дать своему собеседнику вами манипулировать, следуйте трём простым советам:

Точно знайте, чего хотите сами – зачастую люди сами не понимают, чего они хотят. Если человек (в любой сфере деятельности и жизненной ситуации) не понимает, чего хочет, и «гоним ветром» в разные стороны, всегда встретится тот, кто сумеет использовать это для получения собственной выгоды
Осваивайте методики воздействия на людей – как и говорится в известной истине, кто предупреждён, тот вооружён. Когда человек сам владеет информацией на тему того, как можно манипулировать людьми, и умеет использовать соответствующие техники, тогда он всегда сможет распознать ситуации, в которых эти техники направляются против него
Учитесь отказывать – во множестве неприятных ситуаций люди оказываются по причине того, что просто не способны сказать собеседнику «Нет», вследствие чего этих людей начинают использовать

Чтобы не стать одним из них, научитесь отказывать, ведь когда вы говорите «Нет» кому-либо, вы говорите «Да» самому себе и тому, что действительно важно для вас

Желаем вам всегда получать желаемое и никогда не становиться объектом манипуляции окружающих!

Советуем также прочитать:

  • 3 техники анализа проблем
  • Задача на поиск числа
  • Способы ухода от ответа на вопрос
  • Правила и этапы работы с возражениями
  • Как отвечать на неудобные вопросы?
  • Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик?
  • Чёрная риторика. Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
  • Зачем задавать вопросы?
  • Вопросы, позволяющие узнать человека лучше
  • Приём «Выбор без выбора»: техника и защита

Ключевые слова:1Коммуникации

Алгоритм работы с приемом «корзина идей»

Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме:

  1. Педагог спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по той или иной проблеме.
  2. Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.
  3. Дети обмениваются информацией между собой в парах или небольших подгруппах. Ход обсуждения должен быть организован учителем: например, он может предложить ребятам находить совпадения и разногласия в предположениях. Этот этап продолжается также до 3 минут.
  4. Составляется список предположений. Хорошо, если он будет визуализирован: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. Высказываемые предположения не должны повторяться на доске.
  5. В ходе урока разрозненная в сознании детей информация выстраивается в логические цепочки с помощью педагога.
  6. По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».

Нюансы использования приема «корзина идей»

При реализации метода «корзина идей» есть некоторые нюансы, которым учителю необходимо уделить внимание

  • Метод «корзина идей» можно использовать как в самом начале изучения новых учебных материалов, так и для разрешения существующих проблем, возникающих в ходе работы на уроке.
  • При высказывании предположений будет лучше, если учащиеся будут выражаться полными предложениями. Это позволяет использовать прием не только в познавательных целях, но и для формирования и развития умения устно говорить и логично излагать свои мысли.
  • На этапе, когда учитель записывает высказывания детей на доску, не должно быть никакой критики со стороны педагога. Записываются или приклеиваются на доску даже неверные мнения и мысли. Задача взрослого – подвести обучающихся к самостоятельному анализу ошибок. Этот нюанс обычно вызывает у учителей наибольшие трудности, так как они привыкли быть авторитетными и сразу поправлять ученика, если он что-то неправильно делает или говорит. Но в этом случае педагог мешает критическому мышлению ребенка качественно развиваться.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий