Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Ребенок левша: особенности развития мальчика, девочки — нужно ли переучивать?

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:

  • Научите будущего школьника удобно, правильно сидеть: с прямой спиной, опирающейся на спинку сидения, не ложиться грудной клеткой на рабочий стол, расположить предплечья на парте так, чтобы локти немного выходили за её края;
  • Рабочее место расположите слева относительно источника света, то есть окно или лампа должны находиться справа от ребенка;
  • Покажите, как оптимально расположить тетрадку: она должна составить параллель с левым предплечьем, ее нужно сдвигать влево, правым нижним углом также уходя левее. Подвигать тетрадь нужно наверх, придерживать правой ручкой в углу сверху, потом снизу;
  • Левши кладут ручку в руку зеркально относительно правшей, проследите, чтобы ребенок не сжимал письменную принадлежность слишком сильно, не сгибал указательный пальчик, опирался на мизинец. Между пальцами и стержнем должно быть не больше 4 см;
  • Хорошо развивает навык письма использование специальных трехгранных письменных приборов,
  • С детками, пишущими левой рукой, нужно объясняться максимально терпеливо, объяснять все действия пошагово, подробно, последовательно;
  • Отдавайте предпочтение острым мягким карандашам, хорошо скользящим ручкам;
  • Во время чтения закрывайте текст плотной непрозрачной закладкой, сдвигая ее по мере прочтения слов.

Воспользовавшись этими рекомендациями, вы позволите левше скорее освоиться в школе и успешно проходить обучение.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом

Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.

Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.

Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения

Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.

Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.

Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— запускать пальцами мелкие «волчки»;

— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

— сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

— делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— махать в воздухе только пальцами;

— собирать все пальцы в щепотку;

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— завязывать узелки на шнурке, веревке;

— застегивать (расстегивать) пуговицы;

— играть с конструктором, мозаикой;

— складывать матрешки;

— рисовать в воздухе;

— мять руками поролоновые шарики, губки;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— резать (вырезать) ножницами;

— плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

— шить, вышивать, вязать;

— выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений

Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи — Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей — Минск, Харвест, 1999.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить

Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами

Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?)

Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Типичный случай

Ко мне обратилась мама пятилетнего Кости, леворукость которого она замечает с 2 лет. Мальчик держит чашку, рисует, складывает пирамидку, заводит игрушечную машинку, в основном манипулируя левой рукой. Предложенные мною задания (о них речь ниже) подтверждают, что у Кости ведущей является левая рука. Как это часто бывает, состояние Кости определяется и другими заметными изменениями: он необычайно двигательно беспокоен, расторможен, неусидчив, отвлекаем, повышенно возбудим. Мальчика нужно буквально держать за руку, иначе он бегает по кабинету, сметает различные предметы со стола, сопротивляется осмотру. Речь у Кости – «развернутой фразой», с богатым словарем и редкими выражениями, но нечетким произношением ряда звуков. Роды протекали осложненно: позже срока, со стимуляцией, удалением слизи из дыхательных путей ребенка. Несомненно, что умственные способности ребенка не пострадали. Маме Кости я разъяснил, что по поводу леворукости беспокоиться не следует

Гораздо большее внимание следует уделить свойственным ему гиперактивности и неустойчивости внимания

Переучивать ребенка или подстраивать окружение?

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Если ребенок в периоде неопределенности подвергается постоянным попыткам переучивания, это может довольно негативно сказываться на развитии его нервной системы. Причем говоря о попытках, мы уже не имеем в виду практику давних времен, когда «неправильную» левую руку привязывали к телу, частично пеленали ребенка, зашивали карманы с левой стороны или наказывали за ложку не в той руке. Достаточно просто настойчиво перекладывать карандаш в правую руку, даже это ограничение свободы выбора вредит ведущему полушарию развиваться.

Даже такой, кажущийся многим родителям естественным и ненасильственным, процесс переучивания может привести к негативным последствиям. Психологи называют несколько распространенных проблем, возникающих из-за попыток приучить левшу пользоваться левой рукой:

  • заикание;
  • энурез;
  • раздражительность, плаксивость;
  • нарушения сна;
  • головные боли;
  • развитие страхов, фобий;
  • снижение или нездоровое увеличение аппетита;
  • заторможенность, склонность быстро уставать;
  • укачивание в транспорте;
  • и другие признаки зарождающихся неврозов.

Невозможно изменить ведущее полушарие, истинный левша лишь станет неумелым правшой (и наоборот). Так что же делать, чтобы облегчить жизнь леворукому ребенку?

Как распознать леворукого ребенка?

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая «поза Наполеона».
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся?
Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

 При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо

Нужно ли переучивать ребенка?

Доктор Комаровский и другие врачи сходятся во мнении, что переучивать левшу нельзя, т. к. это может привести к развитию осложнений. Родители и учителя должны понимать: если рабочую руку можно изменить, то ведущее полушарие головного мозга – никогда.

Переучивание может привести к следующим последствиям:

  • нарушение ритма и темпа речи;
  • перемены в эмоциональном состоянии (вспыльчивость, раздражительность, капризность, боязливость);
  • вялость;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • проблемы с пищеварением.

У переученных левшей часто развивается невроз, энурез, нервный тик и прочие расстройства.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

В прошлом из-за устоев и желания сделать всех одинаковыми и стандартизировать, леворуких детей травили, угнетали их особенности и заставляли переучиваться. В итоге у них развивались комплексы, неуверенность в себе и неприятие своего тела, вызывая, в свою очередь, тяжелый, хронический стресс. Если родители будут говорить ребенку, что использовать левую руку неправильно, то малыш получит не только низкую самооценку в будущем, но и ряд психических и неврологических проблем.

Но так как мы живем в современном мире, таких предрассудков, слава Богу, практически не осталось. Сейчас поощряется индивидуальность и непохожесть на остальных, а такая маленькая особенность, как леворукость, превращается из недостатка в достоинство. Поэтому не следует лишать карапуза врожденной уникальности.

Не нужно идти против решений природы и переучивать ребенка, так как это может привести к появлению серьезных нарушений по здоровью. Зачастую переучивание ребенка левшу приводит к тому, что он становится нервным, капризным, замкнутым и постоянно стрессует. Сейчас для леворукого ребенка можно быстро и просто найти удобные принадлежности и эта особенность не принесет ему абсолютно никакого дискомфорта, а главное, он будет чувствовать себя в быту не хуже своих сверстников правшей.

К чему может привести переучивание ребенка левши

В некоторых случаях бывает так, что бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду или учителя в школе, начинают внушать родителям то, что ребенка нужно срочно переучить, и те идут у них на поводу, принимая мнение старшего поколения за авторитетное.

Если такое произошло, то они должны учесть тот факт, что процедура переучивания не только бессмысленна, но еще и опасна. Конечно, можно научить писать карапуза только правой рукой, но он будет ею только писать, а все остальное делать левой. Он станет праворуким в угоду взрослым, но чего это будет стоить ребенку?!

Ученые доказали, что насильное переучивание очень плохо сказывается на детской, не сформировавшейся психике и приводит к:

  • Нервному тику;
  • Раздражительности;
  • Заиканию;
  • Психосоматическим недугам;
  • Дислексии;
  • Энурезу;
  • Проблемам в учебе;
  • Упрямости;
  • Проблемам с ориентацией в пространстве и времени.

Все этого можно избежать, позволив крохе быть самим собой. Зачем калечить ребенка, если он абсолютно нормальный и чувствует себя комфортно вне зависимости от того, что он левша.

Факты – вещь упрямая

Люди, считающие леворукость отклонением от нормы, подозревают, что леворукие субъекты умными быть не могут. В действительности интеллектуальное развитие левшей ничуть не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют себя в архитектуре. Среди леворуких немало талантливых математиков и выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущества не только в боксе, но, как известно, и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.

Думаю, что родителей леворуких детей успокоят известные факты о том, что левшами были римский император Юлий Цезарь, художники Леонардо да Винчи и Микеланджело, Чарли Чаплин, ученый-физиолог И.П. Павлов, президент США Б.Клинтон. Этот список известных леворуких личностей можно было бы продолжить, но и так достаточно ясно, что леворукость никак нельзя называть болезнью или рассматривать как серьезный порок. Правильнее проанализировать происхождение леворукости и возможности полной адаптации левшей в преимущественно праворуком мире.

Амбидекстры и речь

Последователи популярной психологии утверждают, что правое полушарие – это наши творческие способности и ориентация в пространстве, а левое управляет речью, логикой, математикой. И людей делят на «правополушарных» креативщиков и «левополушарных» логиков. Если бы все было так просто!

В любой деятельности задействованы оба полушария – исключений нет. Сегодня ученые даже говорят о том, что центры Вернике и Брока, которые почти век считались единственными регуляторами речи, вообще делают не то, что мы думали.

Правое полушарие, например, тоже имеет центры речи. Но у них иные функции – они помогают понимать юмор, переносные значения, сарказм, контекст, интонационные моменты, которыми так богат русский язык.

А левое больше занято управлением грамматическим оформлением речи, синтаксисом, буквальным смыслом слов и выражений, то есть основой речевой функции. Целостное понимание без взаимодействия обоих полушарий невозможно.

Да, основные речевые центры в норме расположены слева. Бывает, что такой центр формируется в правом полушарии – тогда при сохранных способностях к речи, чтению и письму появляются проблемы логики речевых конструкций, грамматики – всего того, что делает левое полушарие. Если слушать или читать сочинения такого ребенка, порой непросто понять скачки мысли и текст в целом – он не согласован.

Вот в этом основная проблема речи левшей и амбидекстров. Так как основное развитие достается правому полушарию даже у амбидекстров, то левое отстает. Амбидекстры при этом лидируют по расположению речевых центров справа (это известно благодаря исследованиям МРТ).

Переучивание «слева направо» и его влияние на развитие ребенка

Лево- и праворукость связаны с доминированием разных полушарий мозга. Правая рука связана с левым полушарием и наоборот, левая с правым. Заставляя левшу пользоваться преимущественно правой рукой, родители и воспитатели перекладывают функции ведущего полушария на то, которое от рождения для этого не предназначено. Гармоничному развитию ребенка это пользы не приносит, только вред.

Кроме того, что ребенок начинает чувствовать себя неловким, неправильным, виноватым, неумелым, у него может задерживаться развитие речи и ее понимания, развиваться невроз, головная боль, расстройства сна и нарушение аппетита, энурез, а в некоторых случаях даже эпилепсия. Переученный левша может навсегда остаться человеком, который обеими руками владеет одинаково плохо. Он может никогда не научиться танцевать и ориентироваться на местности, а также водить транспортные средства.

Переученные левши нередко пишут коряво, неразборчиво, с характерными ошибками: часто встречается недописывание слов, изменение порядка букв в словах или «зеркальное» их написание. Могут возникать трудности с чтением и восприятием письменной речи, неспособность связно излагать информацию ни в устной, ни в письменной форме.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы. Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро. Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

Как воспитывать ребенка-левшу?

Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.

Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:

  • нервному тику;
  • энурезу;
  • заиканию;
  • неврозам;
  • неправильной работе органов пищеварения.

Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.

Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.

Особенности развития ребенка-левши

Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.

Ребенок-левша мальчик – особенности

Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.

Ребенок-левша мальчик – особенности развития:

  • импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
  • хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
  • тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
  • быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.

Ребенок-левша девочка – особенности

Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.

Ребенок-левша девочка – особенности развития:

  • впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
  • мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
  • обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
  • повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону. При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.

Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования

Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.

Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста

Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий