Что делать, если ребенок поворачивает голову в одну сторону

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков – это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики –  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Причина болей

Как правило, невозможно точно определить причину боли в шее, в течение нескольких дней или недель после автомобильной аварии. Известно, что мышцы и связки растягиваются и, вероятно, воспаляются после травмы, но обычно такое состояние самопроизвольно излечивается в течение шести – десяти недель. Боль, которая длится дольше, как правило, является результатом возникших более серьезных проблем, таких как повреждение диска или фасеточных суставов.

  • Боль в фасеточных суставах является наиболее частой причиной хронической боли в шее после автомобильной аварии. Боль может быть связана только с фасеточными суставами или быть ассоциирована с болью в диске. Фасеточные боли, как правило, локализуются справа или слева от центра задней части шеи. Область может быть болезненной на ощупь, и фасеточные боли могут быть ошибочно приняты за боли в мышцах. К сожалению, определить заинтересованность фасеточных суставов с помощью рентгенографии или МРТ достаточно сложно. Единственным достоверным способом подтверждения роли фасеточных суставов в болевом синдроме является выполнение блокады медиальной ветви.
  • Травма диска в результате хлыстовой травмы также может привести к хронической боли в шее. Диск позволяет шее двигаться, но в, то, же время удержит шею от избыточных движений. Внешняя часть диска (так называемое фиброзное кольцо) может быть разорвана от хлыстовой травмы. Как правило, это разрыв заживает, но не у всех пациентов. В этом случае диск становится слабее и приводит к болям во время обычной деятельности. Боль исходит от нервных окончаний в фиброзном кольце. Диск является основной причиной хронической боли в шее у 25% пациентов, но боль может быть связана одновременно с болью в фасеточных суставах. Гораздо реже появляется грыжа диска и компрессия нервных корешков и, в таких случаях боль в руке преобладает над болью в шее.
  • Растяжение мышц шеи и верхней части спины может быть причиной острой боли. Тем не менее, нет убедительных доказательств того, что мышцы шеи являются основной причиной хронической боли в шее. Тем не менее, возможно повреждение мышц, когда мышцам приходится выдерживать большие нагрузки для того, чтобы защитить поврежденные диски суставы нервы или в тех случаях, когда нарушена осанка.
  • Возможна компрессия корешков и спинного мозга грыжей диска или остеофитами. Это обычно приводит к боли в руке, но также может быть боль в шее.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

Рекомендации

Как предотвратить и исправить состояние, при котором ребенок поворачивает голову в одну сторону? Для этого рекомендуется следовать некоторым мерам профилактики и коррекции.

  1. Необходимо чередовать положение ребенка во время дневного и ночного сна. После каждого кормления рекомендуется укладывать малыша на другую сторону. По мере взросления младенцы начинают поворачивать голову на свет, яркие предметы или же, чтобы найти взглядом маму. Следовательно, при постоянном чередовании положения, ребенок будет поворачиваться одинаково в обоих направлениях.
  2. Во время бодрствования необходимо выкладывать малыша на животик. Такое положение помогает снять напряжение. А также это поможет укрепить мышцы шеи, руки, верхнюю часть тела. Таким образом по мере развития ребенок научится переворачиваться, сидеть и ползать. Сначала необходимо малыша выкладывать на животик несколько раз на короткий промежуток времени. Затем интервалы следует уменьшать, а длительность упражнений — увеличивать. Напротив малыша положить яркую погремушку, тем самым создавая стимул приподнимать головку. Самое лучше время для выкладывания на живот – до или через час после кормления, после смены подгузника, а также принятия водных процедур. Также можно лечь на спину, а малыша положить на себя животиком вниз. Головка должна находиться на груди. Услышав разговор, пение, ребенок захочет поднять голову и посмотреть, что происходит.
  3. Не рекомендуется оставлять малыша в автокресле, кенгуру или качелях в течение длительного времени. Во время долгого пребывания в одном положении создается напряжение не только в шейных мышцах, но и во всем теле. Ребенку необходимо двигаться: поворачивать голову в разные стороны, вытягивать и шевелить ручками или ножками.
  4. Необходимо начинать каждое новое кормление с другой груди. В случаях искусственного вскармливания, рекомендуется менять положение малыша, поочередно поворачивая к себе то одной стороной, то другой. Таким образом мышцы шеи малыша будут тренироваться в обоих направлениях одинаково.

Следуя вышеописанным рекомендациям, можно избежать и скорректировать состояние кривошеи у ребенка.

Лечение кривошеи у новорожденных

А знаете ли вы, что…

Следующий факт

Если у ребёнка диагностировали наличие кривошеи, не стоит впадать в панику, все поправимо, тем более на ранних этапах развития болезни.

Лечение проводится несколькими способами:

  • Лечебный массаж;
  • Гимнастика;
  • Физиотерапия;
  • Правильное положение;
  • Хирургический метод.

Важно! Некоторые врачи советуют родителям пройти специальные курсы, которые позволят проводить некоторые процедуры на дому и самостоятельно. Советуем все-таки так не рисковать и обращаться к профессиональным массажистам и физиотерапевтам

Лечебный массаж от кривошеи

Сеанс массажа нужно проводить каждый день по 3 раза в сутки. Сама процедура должна занимать около 6-9 минут.

При лечении кривошеи у малыша применяются следующие массажные техники:

  • Массаж всего тела с помощью легких поглаживающих движений;
  • Осторожный массаж поврежденной мышцы;
  • Растирание и поглаживание щечки со здоровой стороны лица;
  • Корректирующие повороты головки малыша в обе стороны по очереди;
  • Поглаживание животика;
  • Массаж и растирание стоп;
  • Повороты ребёнка с боку на бок (в положении на животе).

Особое внимание должно уделяться мышцам шеи. Здоровая сторона должна разминаться интенсивнее

К больной стороне следует относиться с осторожностью, без нажатия и силы

Восстановительная гимнастика

Лечебная физкультура должна проводится с участием двух взрослых. Один будет удерживать тело малыша в нужном положении, а другой должен будет поддерживать и управлять движениями головки ребёнка.

Важно! Во время упражнений следите за симметрией положения тела малыша, иначе есть риск усугубить деформацию. Приведем примерную последовательность гимнастических упражнений:

Приведем примерную последовательность гимнастических упражнений:

Обратите внимание на упражнения для устранения кривошеи у грудничковСначала малыша следует положить на стол так, чтобы плечики ребёнка находились у самого края стола и лежали строго параллельно ему. Шея и голова будут свисать; Головку ребёнка нужно поддерживать в таком положении, чтобы подбородок был прижат к груди

Постепенно поддержку следует ослаблять. Итогом такого ослабления должно стать постепенное опускание головы младенца под собственным весом вниз. Следите за тем, чтобы малыш не поворачивал головку; Контролируйте угол наклона головы, нельзя допускать запрокидывания. Когда оптимальная растяжка мышц зафиксируется, нужно вновь руками приподнять голову малыша в исходную позицию; Такое упражнение нужно повторять 5 раз.

Также можно проделать другое упражнение: один из взрослых должен держать тело малыша, а другой двумя руками и с предельной осторожностью поворачивать головку младенца в обе стороны поочерёдно. Лечебные упражнения следует повторять от 2 до 5 раз в сутки

Желательно проводить гимнастику в комплексе с лечебным массажем и физиотерапией

Лечебные упражнения следует повторять от 2 до 5 раз в сутки. Желательно проводить гимнастику в комплексе с лечебным массажем и физиотерапией.

Видео: “Профилактика кривошеи?”

Хирургический метод лечения кривошеи

Хирургическое вмешательство является самым крайним случаем. К нему прибегают, когда кривошея уже развилась до вторичной деформации. На ранних этапах (до года) к операции не обращаются.

В годовалом возрасте рассекают деформированную мышцу, а в возрасте 4-5 лет могут прибегнуть к пластическому методу удлинения мышцы. Хирургическое вмешательство грозит побочными эффектами: может развиться рубцевание. Чтобы такого не произошло нужно постоянно показывать ребёнка ортопеду.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить

Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус – ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи – “кивателей”:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок “выгибается”);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на “мостик”, отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.

Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.

Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.

Факторы риска и последствия

Как показывает статистика, тазовое или поперечное предлежание плода увеличивает риск возникновения кривошеи. При правильном (головном) предлежании травма кивательной мышцы может произойти из-за следующих факторов:

  • узкий таз роженицы;
  • использование щипцов и других приспособлений, с помощью которых акушеры ускоряют родоразрешение;
  • стимуляция родовой деятельности при слабых схватках.

Как правило, риск кривошеи повышает патологическое течение беременности, сопровождающееся маловодием, тяжелым токсикозом или угрозой выкидыша. Многоплодная беременность также считается фактором риска.

Важно! Если к положенному сроку ребенок, находясь в утробе, не спешит занимать правильное положение, головой вниз, будущей матери должны назначить курс расслабляющих капельниц, снижающих тонус матки. В качестве комплексной терапии беременной необходимо пребывать в коленно-локтевом положении по 15-20 минут несколько раз в день

Несмотря на то, что большой процент кривошеи становится последствием родовых травм из-за тазового или поперечного предлежания, дети, рожденные путем кесарева сечения, тоже могут страдать от этой проблемы. Инфекционные внутриутробные заболевания делают возможной кривошею из-за воспалений, защемляющих нерв шейного отдела.

Если не предпринимать никаких попыток лечения, ребенок может стать инвалидом из-за вторичного сколиоза. Он развивается в результате асимметричного роста костей черепа и лица. Внешне такой ребенок будет явно выделяться среди сверстников. Кривошея заставляет держать голову в одном положении, из-за чего появляются аномалии развития позвоночника. Результатом может стать нарушение кровоснабжения головного мозга, так как шейный отдел снижает пропускную способность артерий.

Симптомы хлыстовой травмы

  • Головные боли, вызванные проблемами в шее, называются цервикогенными. Эти боли могут быть вызваны повреждением верхних шейных дисков, фасеточных суставов, нарушениями в атлантоокципитальном и атлантоаксиальном суставах. Цервикогенная головная боль может также вызвать обострение мигрени.
  • Боль и тяжесть в руке могут быть вызваны компрессией корешка грыжей диска, что не представляет диагностических трудностей. Чаще же боль в руке имеет « отраженный» характер из других частей шеи. «Отраженная боль» это боль, которая чувствуется в зоне расположенной далеко от поврежденных областей, но не связанная с компрессией нервов. Боль между лопатками, как правило, является видом отраженной боли.
  • Боль в пояснице нередко встречается после хлыстовой травмы и может быть вызвана повреждением дисков, фасеточных суставов или крестцово-подвздошных суставов.
  • Нарушения в концентрации внимания и нарушения памяти может быть связано с болью или с медикаментами, которые принимаются для снятия боли, депрессии или же причиной может быть умеренное сотрясение головного мозга. Также пациент может испытывать раздражительность и депрессию.
  • Нарушение сна может быть связано с болью или депрессией. Другие симптомы могут включать: небольшое нарушение зрения, звон в ушах, покалывание в области лица и усталость.

1.2.7.

Наиболее эффективным инструментом для стимуляции подъема и удержания ног является фрагмент коврика для входной двери – «колючка».

Воздействуем на подошвенную и тыльную сторону стопы в зависимости от того, какой вариант приводит к более эффективному и длительному удержанию ноги в приведенном к животу состоянии. Второй рукой удерживаем грудную клетку, прижимая ее к бедрам.В случае, если не удается стимулировать удержание обеих ног одновременно, ноги стимулируются попеременно. Когда ребенок начинает стабильно удерживать каждую ногу по 20-30 секунд, можно переходить к одновременной стимуляции удержания обеих ног.Если ребенок не помещается на коленях или сложно дотянуться до стоп, то используем стимуляцию подъема ног на диване (кровати, столе). Частота подобной стимуляции – не менее 10 раз в день. Время стимуляции в течение одного подхода сильно варьирует в зависимости от состояния ребенка и его возможностей (от 1 до 10 минут).
Чем быстрее мы сформируем у ребенка способность удерживать ноги самостоятельно, тем лучше.

Как ребенок учится координировать движения головы

Развитие грудничка происходит стремительно. Ежедневно он получает новые навыки, начинает все больше интересоваться окружающим миром. Чтобы полноценно развиваться, крохе нужно научиться контролировать свое тело.

В какой последовательности происходит процесс

Навык удерживать голову без поддержки у грудничка вырабатывается постепенно:

  1. Трехнедельный малыш, уложенный на животик, хочет рассмотреть обстановку вокруг и сам поднимает головку буквально на пару мгновений.
  2. Месячный грудничок ловко крутит в стороны головой, чтобы определить источник интересующего его звука.
  3. Двухмесячный малютка учится сохранять положение головы на одной линии с туловищем, если приподнять его за ручки. Он активно вертит головкой, но поддержка все еще требуется.
  4. Грудной ребенок в возрасте 2-х месяцев уверенно поднимает голову и держит ее в течение 10-15 секунд, когда лежит на спинке.
  5. В 3 месяца грудничок в вертикальном положении держит голову недолго – примерно минуту. Подстраховка все еще нужна.
  6. В 3,5-4 месяца малютка вполне способен без помощи родителей управлять головой – крутить по сторонам и уверенно держать ее без помощи продолжительный период времени в вертикальном положении. Лежа на животике, младенец даже приподнимается на ручках. В положении, лежа на спине, он также пытается поднять голову, это считается попытками сесть.

Малыш, лежа на животе, приподнимается на руках

Обратите внимание! У недоношенных детей сроки укрепления шейных позвонков сдвигаются. Это зависит от разницы между фактической и предполагаемой датой родов

Т.е. ребенок, рожденный в 36 недель, будет развиваться на 2 недели дольше, чем рожденный в положенные 38.

Как помочь ребенку научиться фиксировать головку вертикально

Без родительской помощи сроки уверенной самостоятельной фиксации головы младенца могут сдвинуться в большую сторону. Для тренировки мышц ребенку необходима стимуляция. Специалисты советуют выкладывать младенца на животик сразу, как только у него заживет пупочная рана. Сначала время процедуры занимает не более полуминуты за один раз и постепенно увеличивается до удобного времени для младенца. Поза «лежа на животе» не только позволяет укреплять мышцы и позвонки, но и предотвращает развитие «колик», проявляющихся у многих младенцев до 3-х месячного возраста.

Есть еще несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет укрепить новорожденному мышцы шеи:

  • во время сна голову младенца необходимо периодически переворачивать в разные стороны;
  • благотворно влияют массажи шеи и тела, если ребенок здоров, то выполнять их могут родители самостоятельно;
  • мамы, кормящие грудью новорожденных, должны внимательно следить за своим питанием и контролировать вес младенца;
  • занятия на фитболе полезны для шеи и позвоночника;
  • с месячного возраста мальчиков и девочек можно обучать плаванию дома или в бассейне в специализированном круге, способствующем укреплению мышц.

Младенец плавает в круге

Дополнительная информация. С 2-х месячного возраста при ношении малыша в вертикальном положении, можно слегка ослаблять руку, которой поддерживается затылок младенца. Со временем рекомендуется ее убирать на короткий срок, чтобы малыш тренировал мышцы.

Упражнения для укрепления мышц шеи

Занятия гимнастикой с грудничком тоже помогут быстрее укрепить мышцы и позвонки шеи. Для каждого упражнения в среднем достаточно 2 минуты. По реакции ребенка родители увидят, сколько времени он готов заниматься:

  1. Положить грудничка на животик. Одной рукой поддерживать подбородок, второй – прикасаться к стопам малыша. Кроха начнет отталкиваться ногами, как бы ползая.
  2. В положении ребенка «лежа на животе» положить одну руку на подбородок. Вторую просунуть под животик и, не спеша, подтягивать кроху вперед. Малыш будет совершать ползающие движения.
  3. Уложить малютку на спинку. Взять его за ручки, плавно притянуть к себе. Привставая, ребенок будет стараться удержать слегка «болтающуюся» голову в вертикальном положении ровно.
  4. Положить малютку животиком на свою руку и поносить, придерживая голову в таком положении. Через пару минут кроха начнет поднимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.
  5. Взять кроху на руки в наклонно-боковом положении. Периодически менять бок. Младенец начнет приподнимать голову и выпрямлять ножки.
  6. Ребенка поставить на твердую поверхность ножками, держа его за руки. Младенец будет поднимать голову, пытаясь удержать ее ровно, выпрямлять туловище и ноги. Если немного потянуть его за ручки, то малыш сделает небольшой шажок.

Обратите внимание! Если малышу не нравится какое-то из упражнений, то заставлять его заниматься не стоит

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий