Почему нельзя бить детей? Доводы специалистов и мнения родителей

Чего не стоит делать

Бить своих детей нельзя. Даже в целях воспитания не стоит полагаться на физическую силу. Даже если кажется, что другого пути объяснить не существует и когда терпение на пределе, нельзя поднимать руку. Это не решит проблему, а станет благодатной почвой для развития новых. Исправить их будет гораздо сложнее.

Почему нельзя бить ребенка по попе рукой или ремнем

Нередко молодые мамы, да и папы, признаются, что шлепают малыша по попе. Цель – привести сына или дочь в чувства, успокоить.

Папа собирается шлепнуть малыша по попе

Родители не считают, что они не бьют, ведь они хлопают слегка. Но это физическое воздействие, даже если ударить не ремнем, а слегка коснуться рукой. Если такие методы в семье используются часто, малыш потеряет доверие к своим родителям. Он усомнится в том, можно ли доверять маме и папе в трудную минуту, ведь:

  • они причиняют боль;
  • делают ему неприятно;
  • унижают достоинство;
  • вторгаются в личное пространство.

С малолетства ребенку объясняют, что никто не имеет право его трогать, что он волен выбирать, с кем контактировать, кого держать за руку. А тут сами родители бессовестно рушат границы. И кроха уже не понимает, почему такое поведение стало дозволенным.

У родителей не должно возникать мысли о том, можно ли бить детей по попе. Даже незначительный шлепок может привести к серьезным проблемам.

Можно ли бить ребенка по рукам

Ударяя сына или дочь по рукам, родители чаще всего пытаются запретить лезть в опасные места или трогать вещи, которые кроха может испортить. Но это тоже физическое насилие.

Малыш испытывает боль и не понимает, чем вызвал гнев родителей. Он просто хотел поиграть, ему интересно исследовать окружающее пространство. С ребенком, даже самым маленьким, нужно разговаривать, объяснять, что можно делать, а от чего лучше воздержаться, пока родителей нет рядом. Так, например:

  1. Не надо бить кроху по рукам, если он тянет их к горячему чайнику. А лучше поставить его подальше, чтобы малыш не дотянулся, случайно не задел. Параллельно придется объяснить, что это опасно, будет больно и изобразить, что обжегся.
  2. Если малыш хватает фломастеры и пытается разукрасить папин паспорт, не надо применять силу. А дать ребенку бумагу, на которой можно рисовать.

Ребенок рисует фломастерами

Иначе кроха утратит желание изучать мир, он начнет опасаться, что за любым открытием последует боль.

Иногда детей бьют по рукам, если они сами начинают драться. Малыш замахивается на маму, а та в ответ шлепает его. Но это только навредит:

  • усилит агрессию;
  • спровоцирует новую истерику;
  • разрушит связь между родителем и малышом.

Если кроха разозлился, то его руки нужно мягко остановить. Надо удержать ребенка, обнять его, чтобы он не смог шевелиться. Но малышу не должно быть больно. В таком положении придется посидеть некоторое время, можно слегка покачиваться. Постепенно кроха успокоится, начнет меньше сопротивляться, тогда надо ослабить крепкие объятия.

Можно ли бить ребенка по губам

Когда ребенок ругается или громко кричит, родители могут шлепнуть его по губам. Даже если удар будет несильным, малышу будет неприятно. Он обидится, может замкнуться в себе. Это прямой путь к тому, что ребенок перестанет делиться своими переживаниями.

Мама замахивается на дочь

Почему нельзя бить по голове

Иногда, чтобы подкрепить свои аргументы, наказать малыша, родители дают ему подзатыльник. Это не столько больно, сколько унизительно. Но, замахиваясь, можно не рассчитать силу и навредить малышу. Кроха испытает, действительно, сильную боль, что, возможно, приведет к проблемам со здоровьем:

  • замедлится физическое и психическое развитие крохи;
  • пострадает зрение и слух;
  • проблемам неврологического характера.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут,  потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие? 

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?

Нет ни одной причины бить ребенка

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы. 

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался. 

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— А от чего?

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются. 

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Как наказывать ребенка, чтобы задумался — но не травмировать

Раньше мы часто пользовались таким распространенным методом, как оставление ребенка наедине с собой. Ставили в угол, отводили в другую комнату, чтобы он там “успокоился и подумал над своим поведением”.

Сейчас же мы перестали так делать, потому посыл этого действия — ты нужен мне только удобный и послушный, и ты будешь один, пока снова не начнешь соответствовать моим требованиям. Это неправильно, потому что основа родительства — это принятие. Принятие ребенка таким, какой он есть, и обещание любить, несмотря ни на что.

Лучший способ наказания, на мой взгляд, — это лишение дополнительных и приятных бонусов. Не пустить гулять, не показать мультфильм или не дать любимый десерт… Это не травмирует ребенка, но заставит задуматься в следующий раз: хочет ли он вновь этого лишиться?

Еще одно золотое правило: держать свои слова. Обещали забрать планшет, если не наведет порядок в комнате? Заберите. Если понимаете, что наказание слишком сурово, — смягчите его, но слово сдержите (заберите не на неделю, а на два дня). Не сделаете этого — и ребенок быстро поймет, что ваши угрозы — это пустые слова, и перестанет им верить.

А чтобы таких ситуаций не было, перед тем как что-то сказать, пообещать, запретить — сто раз подумайте

Надо оно вам? Важно ли? Стоит ли? А принимать и отменять свои решения по 10 раз на дню — как минимум несерьезно

Всегда соизмеряйте поступок ребенка с силой наказания. Если он разбил дорогую вазу, какого наказания он заслуживает? Серьезного, скажете вы. А если разбил случайно, желая, например, помочь вам вытереть с нее пыль?

Самое страшное для малыша — это недовольство им его родителей. Действия ребенка направлены на то, чтобы нравиться взрослому, чтобы тот его любил, заботился о нем. Для каждого ребенка ужаснее мыслей, чем оказаться покинутым, остаться одному, быть не может. Поэтому проявляя недовольство, соблюдайте меру, не перегибайте палку.

Почему нельзя бить детей: причины


Почему нельзя бить детей?

У многих возникает вопрос, почему же все-таки нельзя бить детей? Прежде всего, это больно и неприятно. При этом, могут возникать и другие нежелательные последствия:

Ребенок постоянно будет ждать, что его накажут. Это в итоге может привести к развитию невроза.
У детей с проблемами нервной системы могут возникать сложности в общении с их сверстниками. Они будут сложнее адаптироваться к коллективу. К тому же, во взрослой жизни у таких людей тоже возникают сложности, например, с созданием семьи. Невроз не позволяет им нормально строить карьеру, а также самоутверждаться.
Когда родители бьют детей, то последние начинают думать, что сила важнее. То есть, если ты силен, значит — ты прав. Когда дети вырастают, то этим правилом они активно пользуются. При этом, они таким способом стараются повысить очень низкую самооценку.
У ребенка могут появиться задержки в развитии, которые, опять же, являются следствием невроза
Например, проблемы эмоционального плана, психического или речевого.
Дети отличаются рассеянным вниманием, они плохо запоминают информацию и мыслительный процесс у них несколько затруднен.
С большой долей вероятности, своих детей выросшие малыши также будут бить

Опять же, они будут считать такие методы воспитания нормой.
Регулярная жестокость делает ребенка боязливым и тревожным
Из-за этого он замыкается в себе и ему сложно найти общий язык с другими людьми.
Всегда важно помнить о законе «бумеранга». Когда вы поднимаете на своего ребенка руку, то подумайте, что он станет взрослым, а вы уже будете не настолько сильны

Он вряд ли станет помогать своим родителям, а может еще и проблем создаст.

От таких родителей дети уходят в никуда. Они могут жить в подвалах, связаться с плохой компанией, пить и курить. Это все они делают только потому, чтобы не подвергаться насилию. Бывают даже такие ситуации, когда дети решались на суицид.

Почему нельзя бить детей: причины

Почему нельзя бить детей? У многих возникает вопрос, почему же все-таки нельзя бить детей? Прежде всего, это больно и неприятно. При этом, могут возникать и другие нежелательные последствия:

Ребенок постоянно будет ждать, что его накажут. Это в итоге может привести к развитию невроза.
У детей с проблемами нервной системы могут возникать сложности в общении с их сверстниками. Они будут сложнее адаптироваться к коллективу. К тому же, во взрослой жизни у таких людей тоже возникают сложности, например, с созданием семьи. Невроз не позволяет им нормально строить карьеру, а также самоутверждаться.
Когда родители бьют детей, то последние начинают думать, что сила важнее. То есть, если ты силен, значит — ты прав. Когда дети вырастают, то этим правилом они активно пользуются. При этом, они таким способом стараются повысить очень низкую самооценку.
У ребенка могут появиться задержки в развитии, которые, опять же, являются следствием невроза
Например, проблемы эмоционального плана, психического или речевого.
Дети отличаются рассеянным вниманием, они плохо запоминают информацию и мыслительный процесс у них несколько затруднен.
С большой долей вероятности, своих детей выросшие малыши также будут бить

Опять же, они будут считать такие методы воспитания нормой.
Регулярная жестокость делает ребенка боязливым и тревожным
Из-за этого он замыкается в себе и ему сложно найти общий язык с другими людьми.
Всегда важно помнить о законе «бумеранга». Когда вы поднимаете на своего ребенка руку, то подумайте, что он станет взрослым, а вы уже будете не настолько сильны

Он вряд ли станет помогать своим родителям, а может еще и проблем создаст.

От таких родителей дети уходят в никуда. Они могут жить в подвалах, связаться с плохой компанией, пить и курить. Это все они делают только потому, чтобы не подвергаться насилию. Бывают даже такие ситуации, когда дети решались на суицид.

Почему нельзя шлепать ребенка?

Можно не соглашаться с психологами и сколь угодно долго уверять себя, что легкие шлепки и затрещины идут на благо детям, что таким нехитрым способом они быстрее поймут, что можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако это всего лишь самообман, и вот почему.

Ребенок учится через подражание

Если вы регулярно шлепаете свое чадо, подготовьтесь к тому, что однажды он ударит вас, приятеля по песочнице или домашнее животное.

В этом случае ваши слова о том, что «Нельзя драться» или «Не смей бить маму» не возымеют на него никакого действия. Малыш быстро усвоит, что большие могут обижать маленьких, а сильные – слабых.

Снижается самооценка

Самоощущение детей создают, прежде всего, их родители.

Маленький ребенок еще не осознает причинно-следственные связи между шлепком и своим нехорошим поступком.

Шлепнув в сердцах двухлетнего кроху за то, что он сломал машинку, вы не научите его аккуратности при обращении с вещами.

Напротив, он станет считать себя плохим и будет думать, что сломанные игрушки для вас дороже, чем он.

«Меня ударили, я плохой и не заслуживаю любви», – так думают дети. И с каждым ударом их самооценка снижается все сильнее.

Ребенок привыкает к шлепкам

Вероятно, после первой взбучки малыш вас послушается и прекратит шалить. Однако не обольщайтесь, это произошло не потому, что он раскаялся и осознал, что поступил неправильно. Попросту ребенок испугался и хочет вернуть ваше хорошее расположение и любовь.

Если физические наказания стали обыденностью, дети начинают воспринимать их как неизбежность и не меняют собственное поведение.

Порка не учит внутреннему контролю

Дети, получающие от родителей «по первое число», не учатся управлять своими поступками.

Им нужно одобрение, человек, который говорил бы, что правильно, а что, соответственно, нет.

Такие дети живут по принципу: «Не буду это делать, иначе меня ждет наказание». А ведь гораздо важнее этические нормы: «Нельзя так себя вести, потому что это плохо».

Бить людей – это преступление

Физическое воздействие является применением силы, то есть действием неправильным и осуждаемым любым обществом, а порой и уголовно наказуемым.

Вы же не будете бить своего коллегу, который что-то сделал не так на рабочем месте? А чем ваше чадо отличается от других людей?

Расписывание в собственном бессилии

Главный аргумент взрослых – ребенок попросту неуправляем и не реагирует на другие доводы. Однако в этом случае проблема не в самом чаде, а в ваших взаимоотношениях и неумении справляться с детьми.

Раздавая подзатыльники, мама или папа расписывается в слабости и роняет тем самым свой авторитет в глазах ребенка.

А значит, детские провокации будут продолжаться.

Недоверие к родителям

Телесные наказания разрушают доверительные отношения между членами семьи, разбивают привязанность и любовь.

Согласитесь, сложно любить того человека, который вас шлепает.

Такой способ воспитания действенен лишь потому, что дети еще маленькие и не могут противопоставить родителям собственную силу. Иногда детские обиды переносятся во взрослую жизнь, мешая уживаться выросшим детям и постаревшим мамам и папам.

Снижение интеллекта

Между тем, американские психологи провели исследование, показавшее, что уровень интеллекта среди детей, которых регулярно шлепают родители, существенно ниже, чем у своих «небитых» сверстников.

Да и дисциплина и послушание лучше в той группе школьников, к которым взрослые относятся более лояльно.

Как наказывать ребенка, если бить его нельзя?


Как воспитывать ребенка?

Нельзя бить ребенка — это правило важно помнить всегда. Вместо того, чтобы его наказывать лучше воспользуйтесь следующими советами:

Спросите ребенка, чем он хочет заниматься и какие у него мечты

Попробуйте с ним заняться интересным занятием, почитать книгу или просто развлечься
Каждый малыш хочет, чтобы ему уделяли внимание, заботу и ласку. Прижмите его к себе, поцелуйте лишний раз

Пусть он почувствует вашу любовь. Хотя бы пару часов в день проводите с ним, несмотря на часы и не торопясь по своим делам
Если ребенок провинился, то наказать его можно запретом на развлечения. К примеру, запретите смотреть любимый мультик, лишите его прогулки. Он должен понимать, что когда провинился, его ждет наказание

Даже если никакие способы воздействия не работают, все равно не стоит поднимать на него руку.

Что такое физическое рукоприкладство.

Пощечины, шлепки, использование ремня как инструмента воспитания — это физическое насилие. Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное применение физической силы к кому-либо. Результатами могут быть телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии.

Телесное наказание ребёнка зачастую связано с психологическим насилием:

• угрозами причинения физических травм;

• контролированием поведения;

• демонстрацией неприязни;

• словесными оскорблениями;

• унижением;

• изоляцией.

Насилие в воспитании как средство достижения педагогических целей было распространено вплоть до середины XX века, встречается и в настоящее время. Один из видов телесных наказаний — шлёпанье. Детям наносят удары по ягодицам ладонью или подручным предметом. Ребёнка «слегка» бьют за шалости, непослушание. Это может быть один символический шлепок либо несколько достаточно болезненных ударов.

Собственно, порка — телесное наказание, при котором наносят хлёсткие удары ремнем, плетью по ягодицам, бёдрам, спине таким образом, чтобы истязаемый почувствовал сильную боль. Рукоприкладство в семьях воспринимается как воспитательная мера в ответ на ненадлежащее поведение детей, серьёзные проступки.

Почему малыш не слушается: причины

Зачастую маленький человек противится воле родителей, когда проверяет границы дозволенного. Он прощупывает, насколько далеко можно зайти. Тут необходимо вовремя обозначить рамки, остановить малыша. Он должен понять, за какие проказы уже ждет наказание.

Мама спокойно разговаривает с малышом, объясняет, как нужно себя вести

Возможно, игнорируя родителей, ребенок выражает протест. Мама и папа слишком много запрещают. Кроха не может сделать даже шаг в сторону, хочет вырваться, доказать самостоятельность. Или раньше малышу все позволяли, а внезапно, родители решили, что он вырос и создали массу ограничений. Он не понимает, что случилось, он привык к другой жизни, а теперь постоянно натыкается на препятствия.

Что делать с непослушным малышом

Если ребенок протестует, ни в коем случае нельзя его наказывать физически. Конечно, не стоит прощать малышу все. Определенные рамки должны существовать, хотя бы для того, чтобы обезопасить малыша. Хорошо, если о наказании малыш будет предупрежден заранее. Мама озвучит, что его ждет за непослушание, и ребенок примет это. Например, не получит десерт или проведет весь вечер в своей комнате, тогда как обычно малыш отправляется на прогулку.

Иногда достаточно сердитого или разочарованного взгляда, чтобы проказник почувствовал свою вину. Ведь детям нравится, когда родители ими довольны. А тут малыш понимает, что расстроил маму, и подумает, как быть, чтобы она снова улыбалась.

Дети – отражение родителей. Если малыш видит, что взрослые постоянно конфликтуют, ругаются, он начнет перенимать их поведение. Кроха будет считать его правильным и нормальным, ведь мама и папа пока дня него главные авторитеты. Поэтому придется сдерживать свои чувства и эмоции, даже если они направлены не в сторону крохи.

Методы воспитательной работы

Объясняя что-то ребенку, нельзя кричать. Повышенный тон заставляет нервничать, переживать, еще глубже погружаться в негативные эмоции. Необходимо сохранять спокойствие. А если кажется, что взрыв неминуем, лучше выйти и отдышаться, а к воспитанию вернуться позже.

В таком состоянии лучше отложить разговор

Нужно рассказывать о своих переживаниях и учить малыша озвучивать собственные. Надо его внимательно слушать и пробовать высказывать свою точку зрения. Ребенок должен понимать причины существования запретов. Нужно, чтобы он добровольно согласился с родителями, осознав опасность или бессмысленность собственного поведения.

Если надо, чтобы ребенок, особенно маленький, что-то сделал, придется предупредить его заранее. Так, например, сказать, что через 15 минут необходимо выйти на улицу, поэтому кроха должен быть готов. Выделенное время даст возможность подготовиться и осознать контроль над ситуацией со своей стороны.

Не стоит постоянно использовать слово «нельзя». Запреты выбивают из колеи, хочется все сделать наоборот. Нужно предлагать альтернативный способ действий. Нужно донести, что именно такое поведение недопустимо, но всегда есть выход.

За что точно нельзя наказывать детей

Например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую – не нарочно), изучает свои половые органы. Это актуально для детей до 2 лет.

 За возрастные и физиологические особенности.

Неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть. Какое это счастье – засыпать, становиться понятно только в институте, так что не усердствуйте.

За отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации.

Не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу. Сколько раз вам понадобилось сходить в театр или в ресторан, чтобы понять все тонкости поведения? Два? Пять? А ведь вы взрослый человек! У ребенка таких «театров» на пути очень много. Сначала опыт с сопровождением взрослого, «обьяснялка», закрепление, потом напоминание, потом поддержка и уже потом – желаемое поведение.

За проявление естественного чувства.

Например, ревность к младшему братику или сестренке (постоянно обижает их). Любой здоровый ребенок ревнует к новому малышу! Если ваш не проявляет ревности, вы должны внимательно задуматься, что с ним происходит? Представьте, ваш муж привел вторую жену, а вы не взбесились. Нормально?

За неосторожность. Испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки

Все, опять же, соответственно возрасту!

Испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки. Все, опять же, соответственно возрасту!

И в заключение хочу привести известную цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над вашей могилой».

26.06.2013

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий