Как отличить срыгивание от рвоты?
Согласно научным исследованиям было установлено, что дети, которые питаются смесью, имеют более выраженные срыгивания, чем те, которые получают грудное молоко. Это происходит из-за того, что усваивание и элиминации смеси из организма происходит тяжелее.
Под понятием рвоты следует понимать рефлекторный возврат желудочного содержимого (в некоторых случаях и двенадцатиперстной кишки) в ротовую полость и из неё. Этот процесс сопровождает тошнота.
Дифференцировать что является нормой, а что патологией, должен исключительно врач!
Симптом. | Срыгивание. | Рвота. |
Процесс. | Физиологический. | Патологический (может угрожать жизни и здоровью ребёнка). |
Возникает. | Чаще всего сразу после вскармливания или в течение часа после приёма пищи. | Через длительный промежуток времени. |
Объём. | Как правило небольшими порциями и нечасто (не превышает 25 % объёма съеденной пищи). Он составляет не более двух столовых ложек. | Большим объёмом (приравнивается к объёму съеденной пищи или даже больше него). Составляет более 25 % от того что съел малыш. |
Запах. | Кислый. | Неприятный (за счёт желудочного сока и жёлчи). |
Консистенция. | Жидкая (в виде молока или свернувшегося молока/cмеси). | Творожистая или более густая (она имеет вид частично или полностью переваренной пищи с добавлением слизи и жёлчи). |
Самочувствие. | Не нарушено. | Может возникать слабость, усталость, учащаться сердцебиение, бледнеть кожа, снижается температура ручек и ножек. |
Позывы. | Отсутствуют. | Имеются рвотные позывы. В этом процессе участвуют мышцы брюшного пресса и диафрагма. |
Повышение температуры. | Не возникает. | Может возникать повышение температуры, а при обезвоживании — её понижение. |
Поведение. | Не изменяется. |
Становится капризным, вялым, плаксивым. |
Периодичность. | Не больше двух-трёх раз за сутки. | Более двух раз после одного приёма пищи. |
Нужно внимательно следить за самочувствием ребёнка чтобы своевременно увидеть и помочь в дифференцировке диагноза врачу, а также своевременно обратиться к нему за помощью.
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме
Отсутствует внимание к возрастным потребностям
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется
Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью
Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Диагностика срыгиваний
Помимо клинической картины, для диагностики срыгиваний большое значение имеют и лабораторно-инструментальные методы обследования. В ряде случаев, только с их помощью можно поставить правильный диагноз и определить дальнейшую тактику лечения.
24-часовая внутрипищеводная рН-метрия. Является наиболее информативным методом при данном заболевании. Данный метод позволяет выявить общее число эпизодов рефлюкса, их длительность, уровень кислотности в пищеводе. По данным рН-метрии, при функциональных срыгиваниях (регургитациях) рН в дистальном отделе пищевода может быть ниже 4, но не более 1 ч ежедневно (менее 4% от общего времени мониторирования), при ГЭР рН в дистальном отделе пищевода достигает 4, превышая 4,2% общего времени мониторирования, а при патологическом рефлюксе его продолжительность превышает 5 мин .
– Эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) с прицельной биопсией слизистой оболочки пищевода. Это обследование позволяет оценить характер слизистой оболочки, состоятельность кардиального сфинктера и др. Гистологическое исследование позволяет в максимально ранние сроки определить степень выраженности воспалительного процесса.
– Эзофаготонокимография. Позволяет проводить анализ тонуса нижнего пищеводного сфинктера и состояния моторной функции желудка, амплитуды сокращений.
– Сцинтиграфия. Позволяет оценить замедление эзофагеального клиренса.
– Рентгенография. Является методом, позволяющим диагностировать такую патологию, как грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, являющуюся причиной упорных срыгиваний и рвот.
Отсутствие своевременного и правильного лечения, в первую очередь диетологической коррекции, при данной патологии может приводить к выраженным изменениям в состоянии здоровья детей:
– нарушение массово-ростовых показателей; – рефлюкс-эзофагит; – железодефицитная анемия;– аспирационная пневмония;– синдром внезапной смерти.
9 способов развития речи у ребенка:
Говорите с ребенком много. Озвучивайте все ваши действия, общайтесь с малышом по принципу «повторение – мать учение»
Говорите ребенку как называется каждый предмет в доме, повторяйте это несколько раз в день, но так, чтобы кроха действительно увидел предмет и обратил внимание на то, как вы его говорите. Звучание должно быть четким
Говорите ребенку о том, что происходит на улице, когда к вам приходят гости, когда возвращается домой с работы кто-то из родных.
Используйте хитрость в повторении приевшихся слогов. Малыш бормочет «да-да-да», повторите за ним. Добейтесь того, что вы будете говорить это хором. Ребенку это придется по вкусу, и он будет бормотать, ожидая от вас того же. Продолжайте веселиться, а потом задайте новое похожее сочетание слогов, не сбиваясь с ритма – «ди-ди-ди». Повторяет ли малыш? Продолжайте под эту согласную подбирать гласную. Это хорошая развивающая игра, которая усиленно тренирует речевой аппарат.
- Мелкая моторика влияет на развитие речевого аппарата. Все дело в том, что кончики пальцев, а также умение управлять своим телом, его движениями связаны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. И поэтому стоит давать ребенку игрушки с разной поверхностью: гладкие, шершавые, с шариками, крупами и т.д. У малыша должен быть выбор.
- Меньше жестикуляции. А точнее реакции на нее. Ваш ребенок наверняка показывает пальцем на то, что хочет и протяжно мычит. Так он просит что-то. Постарайтесь не реагировать на такие жесты, и отдавая то, что он просит, говорите – скажи «дай». Со временем усложняйте вариант. Пусть малыш называет вещь, которую он хочет получить. Но сначала назовите ее сами – скажи: «Мама, дай пить». Таким образом можно выучить слова благодарности.
- У детей замечается интерес к звукам животных, машин. Учите вместе животных, рассматривая картинки в книжках. Повторяйте ребенку: Корова говорит – «му-му», киса говорит –«мяу-мяу», собачка говорит – «ав-ав».
- Колыбельные. Пойте их ребенку почаще. Да и вообще в течении дня. Не переживайте за то, что у вас нет голоса и слуха. Для вашего малыша ваша песня самая сладкая. Можете использовать хитрый прием, будто бы забыли слово или окончание, путайтесь в словах. Кроха захочет вас исправить.
- Учите с ребенком детские стишки. Дети их обожают, для них это больше развлечение. А на самом деле они и обучаются. Можно читать по 10 раз за день, малыш будет слушать их как в первый раз.
- Если малыш хочет вам что-то рассказать, показать, то не заставляйте его ждать. Слушайте внимательно, смотрите в глаза. Используйте интонацию удивления. Покажите свой интерес. Это пробудит у ребенка желание рассказать вам все, что он видит, все что слышит, все что хочет.
- Старайтесь до 2-3 лет минимизировать использование гаджетов в жизни ребенка. Фантазия малыша здесь становится пассивной, он скорее наблюдатель, чем участник процесса Используйте все вокруг. А электронные игрушки оставьте на потом.
Развивать речевой навык не так и сложно. Весь секрет в том, чтобы общаться с ребенком как можно чаще. Показывать ему и рассказывать все, что его может заинтересовать. Радуйтесь его успехам и новым словам, и запаситесь терпением. Чтобы твой ребенок быстрее заговорил, в любом случае потребуется время.
Теперь, когда вы знаете какими способами развивать речь ребенка, стоит понимать норму и сроки развития речевого аппарата
Лечение срыгиваний
Лечение срыгиваний у грудных детей должно быть последовательным и включает комплекс мероприятий: – проведение постуральной терапии; – диетотерапию, использование загустителей; – применение лекарственной терапии: – прокинетики, – блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, – ингибиторы протоновой помпы; – хирургические методы лечения.
При этом немаловажное значение имеет психологическая поддержка и разъяснительная работа, которую проводит врач с родителями. Это в первую очередь помогает оценить эффективность назначенного лечения, поскольку адекватная оценка частоты и объема срыгиваний во многом зависит от правильного понимания родителями возникшей ситуации и от степени их эмоционального комфорта
Постуральная терапия
Постуральная терапия (изменение положения тела ребенка) направлена на уменьшение заброса желудочного содержимого в пищевод и должна осуществляться в течение дня, а также ночью. Кормление ребенка должно происходить в положении сидя, под углом 45-60 С. Удерживание ребенка после кормления должно быть не менее 20-30 минут.
Диетотерапия при срыгивании
Значительное место в лечении срыгиваний принадлежит высокоэффективому методу —диетотерапии. Выбор диетотерапии зависит от вида вскармливания, на котором находится ребенок.
Срыгивания и ГЭР могут быть проявлениями пищевой непереносимости. В этом случае следует назначить матери гипоаллергенную диету.
В случае, если срыгивания являются следствием гипертензии или неврологических нарушений, диетотерапию следует сочетать с медикаментозным лечением, назначенным детским неврологом или неонатологом.
Использование загустителей молока
При упорных срыгиваниях или отсутствии эффекта от проводимой терапии допустимо использование загустителей грудного молока (например, «БИО-Рисовый отвар».
Для детей старше 1-2 мес. допустимо использование более плотной пищи – безмолочной рисовой каши, добавляемой в количестве 1 чайной ложки. Наличие загустителя обеспечивает большую вязкость смеси, в результате чего она дольше находится в желудке. Это приводит к разбуханию содержимого желудка и увеличению давления пищевой кашицы на мышечный сфинктер у выхода из желудка, что способствует его открытию. Воздействие силы тяжести на пищевой комок предупреждает его забрасывание из желудка обратно в пищевод, и все это вместе ведет к нормальному поступательному продвижению пищи по пищеварительной трубке и прекращению срыгиваний.
Если к трем месяцам жизни срыгивания не исчезают или их количество не уменьшается, то ребенок нуждается в дополнительном обследовании для выяснения причин срыгиваний и в назначении необходимой медикаментозной терапии.
Срыгивание у новорожденных: что делать?
Срыгивание или рвота у грудного ребенка должны быть поводом для обязательного визита к врачу, если сопровождаются:
- кашлем, поперхиванием, нарушением дыхания;
- беспокойством и плачем;
- дефицитом массы тела или плохой прибавкой в весе;
- появлением крови в рвотных массах.
В этих случаях нужно как можно скорее обратиться к неонатологу — этот врач занимается лечением детей первого месяца жизни или педиатру — это специалист по заболеваниям детей старше 4 недель. Перейдя по ссылкам, можно найти этих врачей.
Если никаких причин для беспокойства не обнаружено и ребенок здоров, рекомендуются следующие меры:
Кормить ребенка в полусидячем положении, приподняв верхнюю часть тела малыша на 45-50о.
Во время кормления нужно создать спокойную обстановку, чтобы малыш не волновался и не спешил
Важно следить, чтобы он захватывал сосок вместе с ареолой — пигментированной областью на молочной железе.
При искусственном вскармливании точно дозировать смесь, избегая перекорма. Следить за размерами и формой соски.
После кормления не играть с малышом, а подержать его в вертикальном положении 20-30 минут
Если малыш засыпает, уложить его набок, чтобы снизить риск поперхивания при срыгивании. Головной конец кроватки желательно приподнять, чтобы создать угол в 30о.
Почему новорожденный срыгивает
В большинстве случаев процесс вызван особенностями пищеварения грудного ребенка и незрелостью внутренних органов: в первые месяцы жизни еще не развит мышечный сфинктер на границе пищевода и желудка, который удерживает пищу.
Такая анатомическая особенность характерна для всех малюток, поэтому на грудном и искусственном вскармливании вероятность срыгивания одинакова.
А вот как часто и как много новорожденный срыгивает, зависит от разных условий: внутриутробного развития и родов, доношенности, наследственности, интенсивности газообразования и колик, состояния здоровья и во многом от того, насколько правильно проходит кормление.
К обратному забросу съеденного молока или смеси могут привести:
- докорм сверх возрастной нормы;
- кормление не по режиму;
- пузыри воздуха в бутылочке;
- неоптимальное прикладывание к груди;
- неподходящая смесь;
- слишком ранний прикорм;
- кормление ребенка, когда он взволнован, плачет;
- давление на животик ребенка вскоре после еды, резкое переворачивание, смена положения тела;
- массаж, активные игры после питания.
Сочетание физиологических особенностей и перечисленных причин создают проблему. Этого можно избежать
Но если ребенок срыгивает после кормления без видимой причины, маме и папе важно смотреть на объем и время срыгивания, и главное — обратить внимание на то, как кроха себя чувствует и набирает в весе
Влияет ли смесь на срыгивание?
К срыгиванию могут привести аллергия на белок коровьего молока в составе смеси, повышенное образование газов, испортившаяся или неподходящая смесь. Смеси на козьем молоке усваиваются легче, снижая выраженность метеоризма и риск срыгивания. Что касается антирефлюксных смесей, то они относятся к лечебным.
До какого возраста новорожденный срыгивает
Если ребенок выплевывает выпитое объемом до 3-5 мл в течение 20 минут после кормления, стабильно хорошо прибавляет заветные граммы, а также весел, хорошо спит и ест, то срыгивание не приносит вреда организму.
С возрастом, когда малыш подрастет и окрепнет, срыгивание пройдет. Здоровые дети редко склонны срыгивать после года.
Как отличить рвоту от срыгивания
При рвоте новорожденный срыгивает фонтаном, обильно. Увы, такие срыгивания не безобидны, если они учащаются, их объем увеличивается, а цвет и запах меняются. При этом замедляются весовые прибавки или малыш худеет, выражает недовольство пищей, показывая, будто у него что-то болит.
Такого малыша непременно нужно показать педиатру: патологические срыгивания могут быть симптомом рефлюксной болезни, пищевой аллергии, инфекции, заболеваний желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, нервной системы, родового дефекта и пр.
Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт
Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.
Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.
Нормы и сроки
В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?
Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).
Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.
Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.
Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.
На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит»
Почему малыш не хочет говорить?
Речь зависит от трех факторов:
- моторика;
- мышление;
- желание общаться.
Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.
Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.
Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.
Профилактика. Советы родителям
С целью профилактики данного состояния рекомендуется:
перед каждым кормлением выкладывать малыша на живот;
- положение малыша во время кормления должно быть полувертикальное, при этом лучше делать перерывы и держать его «столбиком» (то есть в вертикальном положении);
- правильно прикладывать малыша к груди (носик не должен упираться в грудную железу, а ротик должен захватывать сосок и ареолу);
- устранить факторы, которые могут повысить давление в брюшной полости или вызвать запоры. С этой целью не рекомендуется туго пеленать малыша, к тому же кормящая мама должна следить за своим рационом и исключать из своего питания продукты, которые могут усилить метеоризм (бобы, капусту и т. д.);
- не перекармливать ребёнка. «Искусственникам» педиатр должен правильно рассчитать объём разового и суточного кормления. Детей же, находящихся на грудном вскармливании, рекомендуется периодически взвешивать как до приёма пищи, так и после него;
- малышам, находящимся на искусственном вскармливании, правильно подбирать отверстие в соске (лучше отдавать предпочтение антиколиковым бутылочкам и антирефлюксным смесям), а также придерживаться правильной позы во время этой процедуры;
- при затруднённом носовом дыхании должны быть удалены из носовых ходов корочки или отделяемое из них;
- после того как ребёнка покормили, не следует в течение 30-40 минут подбрасывать его, переворачивать или играть с ним в активные игры;
- старайтесь кормить малыша в расслабленной и спокойной атмосфере;
- не заставлять ребёнка есть, если он не хочет;
- кормление должно осуществляться маленькими порциями, чтобы животик не переполнялся;
- сон должен быть на правом боку или на спине и ни в коем случае не на животе. В том случае, если малыш срыгивает и во сне, необходимо приподнимать головной конец;